Сегодня 20 июля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Какой процессор нужен игровому ПК? Часть 1 — массовые платформы Intel

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Тестирование проводилось на следующем компьютерном оборудовании:

Оборудование для тестирования
Центральный процессор Core i3-10100F
Core i5-10400F
Core i5-10600K
Core i7-10700KF
Core i9-10900K
Core i5-11600KF
Core i7-11700K
Core i3-12100F
Core i5-12400F
Core i5-12600K
Core i7-12700KF
Core i9-12900K
Охлаждение Cooler Master MasterLiquid PL360 Flux
Материнская плата MSI MPG Z690 EDGE WIFI DDR4
ASUS ROG MAXIMUS XII HERO (WI-FI)
Оперативная память Corsair Vengeance CMK16GX4M2Z3466C16, 4 × 8 Гбайт
Видеокарта MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G
GeForce RTX 3060 Ti
GeForce RTX 3050
Накопитель Intel 760p SSDPEKKW020T8X1, 2 Тбайт
Блок питания Cooler Master XG750 Plus Platinum, 750 Вт
Корпус Cooler Master HAF 700 EVO
Монитор NEC EA244UHD
ПО для видеокарт
NVIDIA 516.59

Сборки тестировались в разрешениях Full HD и WQHD в следующих играх:

  • The Witcher III: Wild Hunt. DirectX 11. Новиград и окрестности. Максимальное качество.
  • GTA V. DirectX 11. Встроенный бенчмарк. Максимальное качество, FXAA + 2x MSAA, дополнительные настройки качества — вкл., 16х AF, масштаб разрешения изображения — выкл.
  • Cyberpunk 2077. DirectX 12. Поездка в городе. Режим качества «Впечатляющее».
  • Horizon Zero Dawn. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. «Наивысшее качество», TAA.
  • Shadow of the Tomb Raider. DirectX 12. Тайный город. Максимальное качество, DXR — выкл., TAA.
  • Red Dead Redemption 2. Vulkan. Встроенный бенчмарк. Максимальное качество (дополнительные настройки — выкл.), TAA.
  • Watch Dogs: Legion. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим «Ультра», DXR — выкл., DLSS — выкл.
  • HITMAN 3. DirectX 12. Чунцин. Режим «Ультра», 16x AF, Super Sampling 1.00, Simulation Quality — Best.
  • Total War Saga: TROY. DirectX 11. Встроенный бенчмарк. Режим «Ультра», FXAA.
  • Marvel's Guardians of the Galaxy. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра», DXR — выкл.
  • Far Cry 6. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра», TAA, HD-текстуры — выкл., DXR — выкл.
  • Chernobylite. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра».
  • Civilization VI: Gathering Storm. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. 4x MSAA, Performance Impact — «Ультра», Memory Impact — «Ультра».

Производительность в играх определялась с помощью программы CapFrameX. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных колебаний производительности, которые были спровоцированы причинами, не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 cо всеми установленными обновлениями. Чипы Intel работали в номинальном режиме, но с отключенными функциями энергосбережения. Процессоры AMD тестировались с активированной функцией PBO, если такая имеется. Функция Re-Size BAR включена не была, так как видеокарта GeForce RTX 3090 ее не поддерживает, а другой версии BIOS в открытом доступе не было.

#Результаты тестирования

Давайте посмотрим на производительность реальных процессоров в большом числе игр. Тестирование проводилось в 13 приложениях в разрешениях Full HD и WQHD — по статистике Steam, такие мониторы есть у 76,9 % пользователей. При этом дисплеями с 4K-разрешением пользуются всего 2,42 % геймеров.

Список используемых процессоров приведен в таблице ниже. Я специально указал самые медленные и быстрые чипы в своем классе. Так мы можем понять, насколько тот или иной «камень» окажется быстрее или медленнее протестированной сегодня модели в играх. Например, Core i3-12100F и Core i3-12300 в играх покажут примерно одинаковый результат, так как старшая модель оказывается быстрее всего на 100 МГц. А вот между Core i5-10400F и Core i5-10600K разница в FPS окажется более существенной — 4 % в среднем, если брать разрешение Full HD и графику класса GeForce RTX 3090.

Стоит учесть и то, что процессоры Core 10-го поколения очень похожи на чипы Intel предыдущих серий. Так, Core i3-10100F недалеко ушел от Core i7-7700K, а Core i7-10700KF раньше продавался под другим названием — Core i9-9900K. А еще очень много общего можно найти между Core i7-8700K и Core i5-10600KF.

Центральные процессоры Intel
Процессор на тестировании Частота при загрузке 1-2 производительных ядер Частота P-ядер при максимальной нагрузке Ядер/потоков Кеш L3 Младший процессор в серии (частота при загрузке 1-2 ядер/при максимальной нагрузке) Старший процессор в серии (частота при загрузке 1-2 ядер/при максимальной нагрузке)
LGA1200/Skylake
Core i3-10100F 4,3 ГГц 4,1 ГГц 4/8 6 Мбайт Core i3-10100(F) (4,3/4,1 ГГц) Core i3-10325 (4,7/4,5 ГГц)
Core i5-10400F 4,3 ГГц 4,0 ГГц 6/12 12 Мбайт Core i5-10400(F) (4,3/4,0 ГГц) Core i5-10600K(F) (4,8/4,5 ГГц)
Core i5-10600K 4,8 ГГц 4,5 ГГц 6/12 12 Мбайт Core i5-10400(F) (4,3/4,0 ГГц) Core i5-10600K(F) (4,8/4,5 ГГц)
Core i7-10700KF 5,1 ГГц 4,7 ГГц 8/16 16 Мбайт Core i7-10700(F) (4,8/4,6 ГГц) Core i7-10700K(F) (5,1/4,7 ГГц)
Core i9-10900K 5,3 ГГц 4,9 ГГц 10/20 20 Мбайт Core i9-10900(F) (5,2/4,8 ГГц) Core i9-10900K(F) (5,3/4,9 ГГц)
LGA1200/Cypress Cove
Core i5-11600KF 4,9 ГГц 4,6 ГГц 6/12 12 Мбайт Core i5-11400(F) (4,4/4,2 ГГц) Core i5-11600K(F) (4,9/4,6 ГГц)
Core i7-11700K 5,0 ГГц 4,6 ГГц 8/16 16 Мбайт Core i7-11700(F) (4,9/4,4 ГГц) Core i9-11900K(F) (5,3/5,1 ГГц)
LGA1700/Golden Cove
Core i3-12100F 4,3 ГГц 4,1 ГГц 4P/8 12 Мбайт Core i3-12100(F) (4,3/4,1 ГГц) Core i3-12300 (4,4/4,2 ГГц)
Core i5-12400F 4,4 ГГц 4,0 ГГц 6P/12 18 Мбайт Core i5-12400(F) (4,4/4,0 ГГц) Core i5-12600 (4,8/4,4 ГГц)
Core i5-12600K 4,9 ГГц 4,5 ГГц 6P/12 + 4E 20 Мбайт Core i5-12600K(F) (4,9/4,5 ГГц) Core i5-12600K(F) (4,9/4,5 ГГц)
Core i7-12700KF 5,0 ГГц 4,7 ГГц 8P/16 + 4E 25 Мбайт Core i7-12700(F) (4,9/4,6 ГГц) Core i7-12700K(F) (5,0/4,7 ГГц)
Core i9-12900K 5,2 ГГц 4,9 ГГц 8P/16 + 8E 30 Мбайт Core i9-12900(F) (5,1/4,8 ГГц) Core i9-12900KS (5,5/5,2 ГГц)

В тестировании приняло участие три видеокарты: GeForce RTX 3090, GeForce RTX 3060 Ti и GeForce RTX 3050. Первую модель можно смело назвать одной из самых быстрых видеокарт на сегодняшний день. Следует учесть и тот факт, что уже в конце года появится серия игровых ускорителей GeForce RTX 40 и Radeon RX 7000. Если верить слухам, производительность уровня GeForce RTX 3090 получит модель GeForce RTX 4070.

GeForce RTX 3060 Ti — это типичный представитель верхнего сегмента Middle-end, а GeForce RTX 3050 — верхнего сегмента Low-end. Соответственно, производительность процессоров в играх с этими видеокартами косвенно укажет на то, какого уровняускоритель графики стоит покупать в ту или иную сборку. Смысл переплачивать за GeForce RTX 3060 Ti, если CPU его попросту не тянет в фокусном разрешении?

Анализировать процессорозависимость в играх — это в какой-то степени неблагодарное занятие, потому что мы имеем дело с рядом условностей. Элементарный пример: большая часть игр, используемая для тестирования, оказалась довольно процессорозависимой. Однако есть ААА-проекты типа Red Dead Redemption 2 — большинство сборок демонстрируют в ней одинаковый FPS. И я мог бы подобрать такой набор игр, который серьезно изменил бы итоговые графики. А можно изменить настройки качества графики в некоторых приложениях, активировав, например, трассировку лучей без DLSS. Даже больше: в том же «Ведьмаке» тестовую сцену можно запустить не в Новиграде, а за его пределами — и результаты тестирования процессоров сильно изменятся, уж поверьте. В общем, над списком игр и качеством графики пришлось долго думать.

Интересно, что в некоторых играх даже Core i9-12900K не загружает GeForce RTX 3090 на 100 % в разрешении Full HD. В такой ситуации увеличить FPS поможет разгон чипа и использование более быстрой оперативной памяти — однако кардинально фреймрейт в играх не увеличится, мы в этом убеждались уже не раз. Получается, нет смысла покупать GeForce RTX 3090 для старых игр в разрешении Full HD, а также для проектов, не поддерживающих трассировку лучей. Чтобы задействовать флагман NVIDIA по полной программе, надо брать 4K-монитор или же не задумываясь выкручивать ползунки в настройках той или иной игры до максимума. Наверное, для таких пользователей и выпускают сегодняшние топовые видеокарты.

Или не для таких? Если изучить рынок FHD- и WQHD-панелей, то можно увидеть, что повышенным спросом пользуются мониторы с высокой частотой вертикальной развертки. Тут тебе матрицы и с 144 Гц, и с 165 Гц, и с 200, и с 240… А если хочется получить максимум FPS, то на процессоре лучше не экономить — результаты тестирования это наглядно демонстрируют. Покупать Core i9-12900K я все равно не вижу смысла, но к графике High-end хорошо подойдут 12-ядерный Core i7 или 10-ядерный Core i5. Они-то и рекомендуются в топовых сборках «Компьютера месяца».

Ну а для всего остального есть Core i5-12400F.

«Бедненький» Core i5-10400F уступил Core i9-12900K в разрешении Full HD целых 37 %! Состоялся разгром, который, впрочем, наблюдается и в WQHD-разрешении. И все равно в 12 играх из 13 видеокарта класса GeForce RTX 3090 выдает фреймрейт с просадками не ниже 60 кадров в секунду. Получается, с 60-герцевым монитором мы спокойно можем включить вертикальную синхронизацию и наслаждаться плавной картинкой в играх. При желании всегда можно, образно выражаясь, поддать газку, установив для High-end-видеокарты режим сглаживания потяжелее или включив трассировку лучей — 60 FPS никуда не денутся при этом. К тому же видеокарта с включенным VSync, не загруженная на 100 %, работает тише и холоднее. Красотища же!

Не стоит забывать и про здравый смысл. Я охотно верю, что тот, кто может себе позволить купить в сборку чип класса Core i7-12700K, не поскупится и на покупку быстрой видеокарты — уровня GeForce RTX 3080 и выше. А вот счастливые обладатели какого-нибудь Core i3-12100F вряд ли пойдут на такую сделку со своей дебетовой картой. Каждому — свое, как говорится.

Кстати, Core i3-12100F отлично проявил себя в компании с, казалось бы, более именитыми родственничками-тяжеловесами. Микроархитектура Golden Cove действительно оказалась хороша, а восьми потоков пока достаточно современным играм. Ключевое слово — «пока». Смогут ли 6- и 8-ядерные чипы Skylake и Cypress Cove оторваться от младшего Alder Lake в будущем — вопрос сложный, но безумно интересный. Ответить на него в формате тестирования сейчас не представляется возможным, и можно лишь проводить различные аналогии. Например, 8-ядерный Ryzen 7 3800X в 2019 году отставал от 6-ядерного Core i7-8700K (Skylake, 6 ядер и 12 потоков, 4,3 ГГц при загрузке все ядер, 12 Мбайт кеш L3) в среднем на 6 % при использовании в стенде GeForce RTX 2080 Ti. В 2022 году в одном из наших тестов Ryzen 7 3800XT (+200 МГц к частоте Ryzen 7 3800X) опередил Core i5-10600K (Skylake, 6 ядер и 12 потоков, 4,5 ГГц при загрузке всех ядер, 12 Мбайт кеш L3) в среднем на 3 % при использовании гораздо более производительной графики GeForce RTX 3090. Список игр с тех пор существенно изменился, что вполне логично.

Так что, как видите, все возможно. Я вообще не вижу смысла списывать со счетов чипы Core 8-го и 9-го поколений, если в них используется шесть и больше ядер. Это вполне дееспособные модели, пусть в разрешении Full HD вкупе с мощной графикой они и заметно отстают от многоядерников Alder Lake.

При использовании видеокарты класса GeForce RTX 3060 Ti процессорозависимость сборок заметно снижается. Даже Core i5-10400F отстает от Core i5-12600K всего на 19 % — при почти трехкратной разнице в цене это сущие пустяки. И все же если вам требуется максимум FPS в играх, то лучше собирать систему на базе минимум 6-ядерного чипа Alder Lake.

Пожалуй, только Core i3-10100F по-настоящему выделяется из толпы и сильно отстает от того же Core i5-12600K. Плохим процессором от этого он не становится — просто его время потихоньку уходит.

Комментировать результаты с видеокартой GeForce RTX 3050 нет никакого смысла. Графику этого класса легко прокачивает любой относительно современный чип Intel. Это с каким-нибудь 4- или 6-ядерным Zen первого поколения могут быть проблемы. Но об этом мы поговорим в другой раз.

#Выводы

Так какой же ты — оптимальный игровой процессор Intel в вакууме? По состоянию на середину 2022 года это должен быть чип с шестью ядрами Golden Cove, поддерживающий технологию Hyper-Threading. При загрузке всех ядер их частота должна быть как можно больше — желательно 5 ГГц. А еще лучше дать возможность энтузиастам самим настраивать коэффициент умножения. Нелишним будет и много кеша третьего уровня — точно больше 20 Мбайт. А еще он должен быть экономичным и холодным, чтобы не переплачивать за матплату и кулер, а также дешевым... Жаль, что такого чипа не существует в природе.

Если же говорить серьезно, то, действительно, в 2022 году для большинства игр достаточно современного 6-ядерника с 12 потоками. Однако сегментация рынка процессоров Intel устроена таким образом, что процессоры с большим числом ядер имеют большую тактовую частоту и больший объем кеш-памяти. Все это в итоге влияет на производительность ЦП в играх с мощной графикой.

Паттерны использования игрового ПК бывают разные, а потому каждый конкретный случай необходимо разбирать в индивидуальном порядке. Если же нам необходима система с задачей выжать максимум FPS из имеющейся видеокарты, то экономить на центральном процессоре нельзя. Исключением, пожалуй, являются сборки под разрешение Ultra HD, которое до сих пор способно положить на лопатки даже самые быстрые игровые ускорители. Для видеокарт класса High-end я рекомендую чипы серий Core i7 и Core i5-12600K — они существенно превосходят даже самые быстрые модели с ядрами Cypress Cove и Skylake.

Для 3D-ускорителей категории Middle-end список подходящих процессоров заметно расширяется. Это может быть и Core i5-12400(F) — оптимальнейшее решение в категории «цена — производительность», а также 6- и 8-ядерные модели Core 10-го и 11-го поколений. Low-end-акселераторы прекрасно работают со всеми условно современными процессорами Intel (начиная с микроархитектуры Skylake), обладающими минимум восемью потоками.

Редакция выражает благодарность Cooler Master, MSI, а также компьютерному магазину «Регард» за предоставленное для тестирования оборудование.

Напоминаем, что таблицы с подробными результатами тестирования в играх приведены на последней странице.

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Вчерашний глобальный сбой Windows не затронул Россию 8 ч.
Proton выпустила ИИ-помощника для электронной почты, который работает на компьютере пользователя 9 ч.
С калькулятором точно надёжнее: Бирмингему грозит счёт на £12 млн за ручной аудит финансов после провального внедрения ERP Oracle Fusion 12 ч.
OpenAI повысит безопасность своих ИИ-моделей с помощью «иерархии инструкций» 16 ч.
«Решает проблемы с пугающей скоростью»: новый геймплейный ролик Warhammer 40,000: Space Marine 2 показал в действии разрушительный тяжёлый болтер 21 ч.
Новая статья: Concord — нормально, но не нужно. Предварительный обзор 22 ч.
AMD выпустила драйвер с поддержкой Zenless Zone Zero и Kunitsu-Gami: Path of the Goddess 22 ч.
Глобальный сбой Windows породил волну дезинформации и фейков 22 ч.
Вышел первый трейлер киберпанкового экшена .45 Parabellum Bloodhound, вдохновлённого Parasite Eve — игроки в восторге 23 ч.
Повторение – мать учения: Devolver анонсировала тактический роглайт в стиле кунг-фу Forestrike 19-07 19:51