«Джеймс Уэбб» проверит самую далёкую звезду в нашей Вселенной — до неё почти 13 млрд световых лет

Как и ожидалось, одним из первых объектов для наблюдения космической обсерваторией «Джеймс Уэбб» стала звезда Earendel («Эарендиль») с массой от 40 до 100 масс Солнца — новый кандидат на звание самой далёкой звезды в нашей Вселенной. «Утреннюю звезду» в марте этого года обнаружил телескоп «Хаббл» и она до сих пор остаётся претендентом на звание самой далёкой. Наблюдения «Уэбба» должны либо подтвердить этот статус, либо опровергнуть его.

Источник изображения: Coe, Welch, Larson

«Утренняя звезда» указана стрелкой. Источник изображения: NASA, ESA, CSA, STScI (Coe, Welch, Larson)

На данный момент звание самой далёкой удерживает звезда LS1 или «Икар», существование которой подтверждено для Вселенной в возрасте 4,4 млрд лет. Увидеть её помогло гравитационное линзирование, когда свет от далёкого объекта по пути к нам проходит рядом с чем-то массивным в виде звёздных скоплений или чёрных дыр и усиливается в тысячи раз. Новый кандидат, звезда Earendel, была обнаружена таким же способом при изучении звёздного скопления WHL0137—08. Сама звезда находится в галактике WHL0137-zD1 далеко за этим скоплением, а стечение обстоятельств позволило свету от звезды пройти по такому маршруту, что её изображение усилилось в 9 тыс. раз, и она стала отчётливо видна на фоне родной галактики.

«Джеймс Уэбб» собирал данные об «Утренней звезде» 30 июля по программе JWST Proposal 2282 с помощью камер NIRCam и NIRSpec в ближнем инфракрасном диапазоне. Данные наблюдения анализируются, включая определение спектрального типа звезды, светимости и температуры. Предполагается, что это может быть объект размерами от 40 до 100 масс Солнца, что ещё предстоит подтвердить. Если Earendel действительно окажется звездой, то она обнаружена в то время, когда нашей Вселенной было 900 млн лет. На таком удалении и галактики толком не разглядеть, а тут целая звезда, что станет важным достижением земной науки.