Китайский автомобильный рынок является крупнейшим в мире сам по себе, а если выделять объёмы продаж машин с тяговыми электродвигателями в том или ином сочетании, то отрыв от ближайших конкурентов будет кратным. Например, электромобилей в КНР за прошлый год было продано в пять раз больше, чем в США, а с учётом гибридов объёмы продаж почти удвоились.
Об этом, как поясняет The Wall Street Journal, позволяет говорить опубликованная профильной китайской ассоциацией официальная статистика. В целом, ёмкость местного рынка легковых транспортных средств за прошлый год выросла всего на 1,9 %, но до внушительных 20,5 млн машин. Из этого количества 5,67 млн машин имели тяговый электродвигатель либо в сочетании с ДВС и возможностью подзарядки от электросети, либо исключительно в сочетании с тяговой батареей. Непосредственно аккумуляторных электромобилей в Китае в прошлом году было продано более 4 млн штук. В США за то же время их было реализовано в пять раз меньше.
При этом объёмы продаж автомобилей с силовыми установками традиционного типа в КНР в прошлом году сократились на 13 %. По итогам 2021 года ёмкость всего китайского рынка легковых машин выросла на 4 %, поэтому сейчас уместно говорить о замедлении темпов роста почти в два раза.
Наступивший год, по мнению китайских экспертов, может оказаться трудным для мирового авторынка, поскольку к слабости глобальной экономики добавятся высокие процентные ставки в США и большие запасы продукции в Китае. По итогам текущего года китайский авторынок в целом вырастет не более чем на 1 %, а основная динамика придётся на его вторую половину. Если говорить о прогнозе по развитию рынка электромобилей в КНР, то его темпы роста по итогам текущего года могут ограничиться примерно 30 %. Снижение цен на углеводородное топливо может оттолкнуть некоторых покупателей от приобретения электромобилей и гибридов. Ситуация в Китае будет усугубляться прекращением действия субсидий на покупку электромобилей для граждан страны, которая действовала до декабря прошлого года включительно. Приближение данного рубежа способствовало росту спроса на электромобили в декабре, весь автомобильный рынок КНР в прошлом месяце вырос на 3 % до 2,17 млн экземпляров.
На китайском рынке электромобилей и подзаряжаемых гибридов прошедший год характеризовался головокружительным успехом местной марки BYD, которая с десятого места взлетела на первое, реализовав в 2022 году около 1,86 млн машин с соответствующими типами силовой установки. Концерн Geely реализовал более 262 000 электромобилей, из которых 72 000 несли премиальную марку Zeekr, представленную лишь в конце 2021 года.
У компании Tesla в Шанхае расположено крупнейшее предприятие по сборке электромобилей, которое специализируется на Model 3 и Model Y. Всего за прошедший год Tesla выпустила в Китае более 710 000 электромобилей, примерно половину всего мирового объёма производства, но пока нет данных о том, какая часть из них была реализована внутри страны. Машины китайской сборки поставляются компанией Tesla в соседние страны и даже Европу. В этом месяце компания активно начала предоставлять на них скидки, и это хоть и вызвало оживление спроса на некоторые модели, привело также и к недовольству со стороны тех клиентов в Китае, которые купили машины в декабре по более высоким ценам.
Источник: