Сегодня 03 мая 2024

Спутники Starlink уличили в создании помех радиотелескопам по всему миру

Как выяснили учёные, работа спутников Statrlink и им подобных решений создаёт помехи для радиообсерваторий во всём мире. По данным Радиоастрономического института общества Макса Планка (MPIfR), это свидетельствует о необходимости защиты от подобных помех.

Источник изображения: Obelixlatino/pixabay.com

«Используя телескоп LOFAR нам удалось обнаружить радиоволны на частотах от 110 до 188 МГц для 47 из 68 спутников, за которыми мы наблюдали. В этот интервал входит защищённый диапазон частот в 150,05–153 МГц, выделенный под радиоастрономические наблюдения Международным телекоммуникационным союзом (ITU)», — цитирует ТАСС представителя Нидерландского института радиоастрономии (ASTRON).

Ещё в феврале 2022 года Международным астрономическим союзом (МАС) был сформирован Центр по защите неба от флотилий спутников, который и выдвинул гипотезу о том, что спутники связи будут препятствовать наблюдениям как с помощью оптических телескопов, так и в радиодиапазоне. Проверка гипотезы осуществлялась с помощью сети телескопов LOFAR, разбросанных по территории Европы.

Оказалось, что большинство спутников, за которыми велись наблюдения, «видны» в нескольких областях диапазона 110–188 МГц, выделенным ITU для астрономических наблюдений. Это может заметно сказаться на качестве наблюдений, поскольку астрономам часто приходится следить за очень слабыми сигналами из космоса.

По имеющимся данным, представители SpaceX вышли на учёных и теперь они занимаются разработкой мер, благодаря которым можно будет снизить уровень радиошума от спутников, а новые экземпляры — менее заметными не только в оптическом, но и в радиодиапазоне.

Известно, что сразу после выхода первых партий на орбиту, астрономы выяснили, что спутники мешают наблюдениям даже в оптическом диапазоне, регулярно оставляя следы при съёмке. В результате в феврале прошлого года создан подведомственный МАС Центр по защите неба от флотилий спутников для координации совместной борьбы с последствиями использования подобных технологий как в видимом, так и в радиодиапазонах. Как известно, в планах SpaceX вывод на орбиту ещё десятков тысяч спутников.