Сегодня 24 августа 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Hardware

Шведские учёные создали структурный аккумулятор, увеличивающий запас хода электромобиля на 70 %

Самый прочный в мире аккумулятор, разработанный учёными Технического университета Чалмерса (CTH) в Швеции, может увеличить запас хода электромобилей на 70 % и открыть путь к созданию мобильных устройств тоньше банковской карты. Уникальность технологии заключается в использовании углеродного волокна в качестве электродов, что позволяет исключить металлы, такие как мeдь и алюминий, увеличивающие массу. Это может стать решающим фактором в преодолении ключевого барьера на пути к масштабной электрификации транспорта — ограниченного запаса хода.

 Источник изображения: Henrik Sandsjö / Chalmers University of Technology

Источник изображения: Henrik Sandsjö / Chalmers University of Technology

Несмотря на растущую популярность электромобилей, переход на полностью электрифицированный транспорт, свободный от ископаемого топлива, остаётся задачей с множеством неизвестных. Особенно остро эта проблема стоит в сфере дальних перевозок, осуществляемых морским и воздушным транспортом, требующим энергоёмкого, но лёгкого топлива, способного обеспечить нужный запас энергии. Традиционные аккумуляторы, хотя и экологичнее, но значительно уступают ископаемому топливу по энергоёмкости и весу.

Структурные аккумуляторы предлагают элегантное решение этой многогранной проблемы благодаря способности выполнять несущую функцию в конструкции устройства, превращаясь из «мёртвого груза» в функциональный элемент. Для транспортных средств это означает не только снижение общего веса, но и уменьшение энергопотребления, что напрямую влияет на увеличение запаса хода.

Исследовательская группа под руководством Лейфа Аспа (Leif Asp), профессора материаловедения и вычислительной механики в CTH, подтвердила, что углеродные волокна могут накапливать электрическую энергию и использоваться в качестве электродов в литийионных батареях. К 2021 году группа учёных повысила прочность и электрическую ёмкость батареи до плотности энергии 24 Вт·ч/кг, которая в новых отчётах была увеличена до 30 Вт·ч/кг.

Хотя эти значения всё ещё уступают стандартным литийионным аккумуляторам, важно отметить, что структурные аккумуляторы не обязательно должны достигать таких же высоких показателей ёмкости, чтобы быть эффективными. Их главное преимущество заключается в многофункциональности и способности интегрироваться в конструкцию устройства, что позволяет достичь значительного снижения общего веса и повышения энергоэффективности. «Наши расчёты показывают, что электромобили могли бы проезжать до 70 % больше, чем сегодня, если бы они были оснащены конкурентоспособными структурными аккумуляторами», — говорится в заявлении Аспа.

Структурный аккумулятор, разработанный в CTH, изготовлен из композитного материала и использует углеродные волокна для положительного и отрицательного электродов. В предыдущих версиях батареи сердцевина положительного электрода была сделана из алюминиевой фольги. В новой версии исследователи применили инновационный подход и покрыли углеродные волокна литий-железо-фосфатом (LFP), что позволило значительно повысить эффективность и прочность батареи. Углеродное волокно в данной конструкции служит не только электродом, но и армирующим элементом, коллектором тока и основой для накопления лития на катоде, одновременно выступая в роли электрического коллектора и активного материала в аноде. Это позволяет создавать аккумулятор без использования традиционных материалов, таких как мeдь или алюминий.

Исследователям также удалось повысить жёсткость аккумулятора, что позволяет ему выдерживать нагрузки, сопоставимые с алюминием, но при значительно меньшем весе. «Можно представить, что мобильные телефоны толщиной с кредитную карту или ноутбуки, весящие вдвое меньше нынешних, появятся совсем скоро. Потребуются крупные инвестиции, чтобы удовлетворить сложные энергетические потребности транспортной отрасли, но именно в этой сфере данная технология может произвести наиболее значительный эффект», — заявил Асп.

Инновационный аспект разработки состоит ещё и в том, что ионы лития в аккумуляторе перемещаются через полутвёрдый электролит, что существенно снижает риск возгорания — это критически важное преимущество с точки зрения безопасности, особенно в транспортных средствах. Однако на данный момент аккумулятор не может обеспечивать высокую мощность, и это направление стало одним из приоритетных для команды учёных.

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Илон Маск договорился с уволенными в 2022 году сотрудниками Twitter о выплате им выходных пособий в досудебном порядке 3 ч.
МВД сообщает: из-за блокировки звонков в Telegram и WhatsApp мошенники переходят на Google Meet 9 ч.
Оценка Databricks выросла до $100 млрд после очередного раунда инвестиций, но на биржу компания не спешит 10 ч.
Новая статья: Sword of the Sea — красота неописуемая. Рецензия 10 ч.
Google открыла бесплатный доступ к генератору видео Veo 3, но только на эти выходные 17 ч.
Microsoft тестирует бесшовный перенос приложений между Android и Windows 11 21 ч.
Meta будет использовать генеративные алгоритмы Midjourney в своих продуктах 23-08 08:59
ИИ-бот OpenAI ChatGPT использует поисковик Google при генерации ответов на запросы пользователей 23-08 07:22
После возвращения в TikTok президент США Трамп заявил о готовности ещё раз отсрочить его запрет 23-08 03:09
Apple может положить в основу обновлённой Siri модель Google Gemini 23-08 02:43
В Китае начала работу зарядная станция для грузовиков совокупной мощностью 100 МВт 2 ч.
Foxconn отозвал около 300 китайских сотрудников с индийского предприятия 3 ч.
Правительственные вливания в капитал Intel не спасут компанию без крупных клиентов на новые техпроцессы 4 ч.
Вселенная подарила учёным ярчайший быстрый радиовсплеск в соседней галактике 15 ч.
Первые прототипы ускорителей Nvidia Rubin готовы и проходят квалификационные тесты 17 ч.
Aoostar готовит десктопные материнские платы на мобильных процессорах AMD Ryzen 9 9955HX и 9955HX3D 18 ч.
Секреты коричневых карликов поможет раскрыть уникальная система из четырёх звёзд 18 ч.
Sony возобновит продажи смартфонов Xperia 1 VII в Европе 20 ч.
Apple обвинила бывшего сотрудника в передаче Oppo секретной информации об устройстве Apple Watch 20 ч.
В сентябре Meta представит умные очки Hypernova с дисплеем и браслет для управления ими 21 ч.