Проблема перепроизводства на китайском автомобильном рынке выражается не только в ценовый войнах, но и наличии складских запасов машин прошлых лет выпуска, которые так и не были распроданы. По некоторым данным, Си Цзиньпин (Xi Jinping) отчитал региональные власти в Китае за их слишком активное рвение вкладывать средства в выпуск электромобилей, а также в разработку ИИ.

Источник изображения: CATL
По данным Financial Times, китайский лидер сделал соответствующие замечания перед аудиторией чиновников на мероприятии, посвящённом проблемам развития городской инфраструктуры и экономики. «Что касается проектов, есть ряд вещей, а именно — искусственный интеллект, вычислительные мощности и транспортные средства с новыми типами силовых установок. Все ли провинции в нашей стране должны развивать свою промышленность в этом направлении?» — озадачился риторическим вопросом Си Цзиньпин, как утверждает источник.
Подобные заявления, как считают эксперты, могут указывать на готовность центральных властей Китая вмешиваться в субсидирование региональных проектов в указанных сферах деятельности, если они сочтут такое финансирование избыточным и неоправданным. Глава китайского государства, как отмечают источники, выражает озабоченность неконтролируемым финансированием однотипных проектов без оглядки на растущие долговые обязательства, рассчитываться по которым придётся будущим поколениям граждан Китая.
Как поясняет Financial Times, бум систем искусственного интеллекта привёл к тому, что крупные центры обработки данных создаются даже в не самых насыщенных с точки зрения экономической активности регионах Китая. При этом новенькие ЦОД нередко простаивают без работы, хотя деньги на их строительство были потрачены. Ориентироваться только на показатели роста ВВП и количество реализуемых проектов не нужно, как дал понять Си Цзиньпин, нельзя тратить деньги бездумно и оставлять проблемы для следующих поколений. По оценкам экономистов, сейчас КНР проходит через самый продолжительный период дефляционного давления с 90-х годов прошлого века. Дефлятор ВВП, показывающий динамику изменения цен на производимые страной товары, снижается уже девять кварталов подряд.
По оценкам аналитиков HSBC, в ряде отраслей китайской экономики уже начали приниматься меры, направленные на борьбу с дефляцией. Производители стекла для солнечных панелей, например, с июля объявили об организованном снижении объёмов выпуска продукции на 30 %, чтобы удержать цены от дальнейшего падения. Подобные меры принимаются и в сфере производства цемента, стали и строительных материалов. Впрочем, в сфере ИИ вмешательство государства в инвестиционную активность участников рынка будет избирательным, как убеждены эксперты. В частности, в Пекине и Шэньчжэне никто тормозить реализацию проектов не будет, поскольку это крупные технологические хабы, а вот тратить на периферийные с точки зрения географии проекты власти Китая наверняка станут меньше.
Источник: