Видеокарты

GeForce3 под атакой: обзор ATi Radeon 7500 и 8500

⇣ Содержание

Буквально на днях, через год после выпуска Radeon, ATi анонсировала три видеокарты. Первая - Radeon 8500, ранее известная как R200. Вторая - Radeon 7500, (RV200). И третья видеокарта FireGL 8800 является первым прорывом на профессиональный рынок. Карты на новых чипах пока что еще недоступны в продаже, но это время скоро настанет. Пока что ATi разослала тестовые образцы карт журналистам, и вы читаете обзор одной из таких карт.

Нынешним летом канадская компания ATi переживала довольно трудные времена, а ведь еще пару лет назад она находилась на вершине. Слово "3D-ускоритель" сейчас больше ассоциируется с калифорнийской nVidia, которая успешно проникает на каждый сегмент 3D рынка PC.

Прошлогодний выпуск карт на Radeon приковал к себе много внимания, но эта попытка перетянуть одеяло на себя не привела к большому успеху, так как по возможностям Radeon не смог конкурировать с картами nVidia. Сейчас ATi делает вторую попытку, максимально сконцентрировав свои усилия. Radeon 8500 призван конкурировать с самыми лучшими продуктами nVidia. В этом чипе сочетаются как большой набор возможностей, так и гигантская скорость заполнения (fill rate) и величина пропускной способности памяти.

Что касается работы над драйверами, то ATi постоянно улучшает их производительность в Windows 2000, дабы они смогли давать ту же скорость работы в играх, что и под Windows 98. В последних версиях драйверов для Radeon решилось множество различных проблем с совместимостью в играх. Совсем недавно ATi поделилась своими планами перейти к унифицированной архитектуре драйверов, дабы усилить позицию качества, частоту выпуска и производительность.

Архитектура чипа

R200 производится по 0,15 мкм технологии и состоит из 60 млн транзисторов. Хотя по количеству транзисторов R200 и GeForce3 превосходят Pentium III, не стоит думать, что они более "сложные"/мощные, так как производительность напрямую не связана с числом транзисторов.

0,15 мкм ядро тактуется на частоте 250 МГц, на 37% больше чем 183 МГц предшественник на 0,18 мкм. В отличие от ядра R100, в новом Radeon используется четыре конвейера рендеринга (было два), что дает скорость заполнения 1 Гигапиксель/с. (было 366 Мегапикселя/с).

Одним из главных преимуществ в первом Radeon являлась возможность наложения до трех текстур на один пиксель за проход (равно как и за такт), благодаря трем текстурным модулям на каждом конвейере. Но эта возможность практически нигде не реализовывалась (за исключением Serious Sam). Так что в R200 количество текстурных модулей было уменьшено до двух на каждый конвейер. Столько же использует и GeForce3.

Но не думайте, что R200 может накладывать шесть текстур за такт, к сожалению, он не обладает шестью текстурными модулями. Чип способен накладывать шесть текстур за один проход, что в достаточной степени будет задействовано в будущих играх. Процитируем Джона Кармака насчет Doom 3:

"Стандартная модель освещения в DOOM, с включенными функциями, но без специально настроенных шейдеров, использует пять проходов на GF1/2 или Radeon, и только два-три прохода на GF3. На новой карте ATi, возможно, все будет происходить только за один проход".

Возможность накладывать больше текстур за один проход более важна, нежели чем за один такт. Здесь можно привести аналогию с первыми акселераторами, которые могли создавать одну текстуру за проход или две текстуры.

Не следует слепо верить скорости заполнения (2 Гигатексель/с в R200 против примерно 1,1 Гигатексель/с в Radeon), так как карты практически не достигают указанной скорости в связи с ограничениями пропускной способности шины памяти.

Для соответствия высоким скоростям заполнения ATi увеличила частоту памяти. По версии Anandtech, слухи (подданные на презентации ATi) об использовании двух каналов не подтвердились: R200 задействует одну 128-битную шину памяти DDR (передача 256 бит информации за такт). По версии Toms Hardware, в R200 используется два канала по 64 бит. Дополнительное отличие от первого Radeon заключается в увеличении размера выборки (fetch size) с 128 до 256 бит. Здесь мы видим существенное отличие от GeForce3, в которой происходит 32-битный доступ по каждому из четырех независимых контроллеров памяти. Скорее всего, сей факт связан с меньшим размером пиксельного кэша на GeForce3, но ATi не больно-то раскрывает такую информацию. Впрочем, в любом случае, это показывает существенное различие архитектур GeForce3 и R200. Контроллер памяти работает с частотой 275 МГц DDR, что приводит к пиковой пропускной способности памяти в 8,8 Гбайт/с.

В R200 введена усовершенствованная технология экономии пропускной способности HyperZ, но мы поговорим о ней чуть позже.

Второй анонсированный чип - RV200. Он очень похож на первый Radeon, изготовленный по 0,15 мкм процессу, так как отличается от него всего двумя деталями: контроллером памяти, взятым от R200 (не подтверждено официально) и экранным движком от RV100 (Radeon VE). Контроллер памяти от R200 дает 256-битный доступ к памяти и ничего больше, так как он все еще опирается на 128-битный DDR интерфейс. Экранный движок от RV100 реализует поддержку двух мониторов с помощью технологии HydraVision. Впрочем, она также присутствует и в ядре R200. В Radeon 7500 встроены оба RAMDAC, так что для поддержки двух ЭЛТ мониторов ему не нужен дополнительный чип. Интерфейс памяти может поддерживать частоты вплоть до 250 МГц.

Однако 0,15 мкм техпроцесс дал RV200 весомое преимущество: карта работает на частотах 270/230 МГц DDR (ядро/память), в отличие от 183/183 МГц DDR (в первом Radeon). Кстати, если вы слышали в сети о Radeon SE, то именно он и является RV200.

Radeon 7500 нацелен на борьбу с будущим nVidia GeForce3MX (NV17). Сейчас же 7500 вполне конкурентоспособен по отношению к GeForce2 GTS/Pro. Карта вполне может побить и линейку GeForce2 MX, конечно при условии приемлемой цены.

Что касается новых названий, то серия 8000 (R200) полностью совместима с DirectX 8.1 (отсюда и 8xxx). Вероятно, будут выпущены несколько различных версий 8xxx карт, отличающихся частотами.

Серия 7000 (RV200) предлагает те же функции, что и первый Radeon, отличаясь от него только тактовой частотой и мелкими деталями.


Radeon 8500


Radeon 7500

Кратко перечислим основные технологии, положенные в основу Radeon 8500

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥