Автор:
Станислав Васильев
Если бы на рынке был только один лидер...
Рынок графических акселераторов за последние несколько лет претерпел массу изменений. Прежде всего, нужно отметить возросшую динамику выхода новых чипов, а также заметное увеличение конкуренции в стане лидеров. С одной стороны, явными аутсайдерами стали Matrox и 3D Labs, уже не позиционирующие свои продукты на энтузиастов и игроков, с другой, количество фирм существенно сократилось. Давно уже нет некогда великой и могучей 3dfx, умерла как таковая S3, которая в свое время пыталась даже выставить Savage 2000 против с nVidia. Совершенно не котируется среди игроков Trident, увяли в памяти старожилов другие торговые марки. Мы вряд ли кого-то удивим, сказав что основная конкуренция ведется между ATi и nVidia. Но и тут все не так гладко.
Если вы помните последние новости, то для вас не станет откровением, что масса компаний возрождается. Последний roadmap от Trident показывает, что компания рассматривает возможность конкуренции с топовыми на текущий момент продуктами nVidia, а появившиеся недавно Xabre от SiS вполне могут претендовать на свою нишу в сегменте Low-End. Но... вернемся к нашим баранам, то бишь к ATi иnVidia.
Еще недавно ни у кого не вызывало сомнений, что продукты nVidia чертовски быстры, стабильны, и выходят на рынок раньше чипов ATi. Анонс Radeon 9700 и первые замеры производительности этого перспективно чипа, вкупе с высказываниями таких харизматичных личностей как Джон Кармак (iD Software), могут поколебать даже устоявшуюся точку зрения. Последние же события вокруг nVidia, как-то проблемы с TSMC, заметное снижение доходов и т.д. вызывают целый ряд опасений. Да и лестные высказывания об ATi в последние недели появляются как грибы после дождя.
Но, нужно отдавать себе отчет, что все эти разговоры направлены на будущее. Сейчас на дворе лето 2002 года, и мы хотели бы обсудить лидера, топовый продукт в линейке nVidia, карту на базе чипа GeForce 4 Ti 4600. В наши руки попала весьма неоднозначная Gainward 750/XP Golden Sample.
Gainward - компания с 20-ти летним стажем
Компания Gainward - один из старейших игроков на графическом рынке. Совсем недолго осталось до её двадцатилетнего юбилея, и, что особенно важно, все эти годы Gainward занималась исключительно производством графических плат как на профессиональный, так и на потребительский и игровой сегмент рынка. На рынок коробочных решений Gainward пришла недавно, начав с линейки плат CARDEXpert и продолжив её PowerPack!. Неудивительно, что графические карты Gainward хорошо известны на российском рынке и в Европе. Динамика продаж акселераторов Gainward выглядит обнадёживающе. Подобный успех не рождается на пустом месте. Так что же из себя представляет новейший продукт компании?
Логотип "Gainward Golden Sample"
Прежде, чем говорить о конкретике, поясним ситуацию с модельным рядом Gainward. Вся последняя линейка плат на чипе nVidia GeForce 4 выходит в серии PowerPack. Часть акселераторов маркируется наклейкой Golden Sample. Gainward утверждает, что все акселераторы с такой пометкой протестированы и собраны на основе гарантированно разгоняемых чипов. Цифра в названии обычно обозначала максимальную частоту, на которой могла работать память, установленная на плате. В наши руки попал акселератор, основанный на чипе nVidia GeForce 4 Ti4600. Gainward маркирует плату как Ultra/750 XP Golden Sample и оснащает 128 мегабайтами памяти типа DDR.
На чём мы тестировали
Тестирование плат проводилось на двух стендах со следующей конфигурацией:
Стенд 1:
- Процессор Intel Pentium 4 2.4 ГГц (500 МГц FSB)
- Материнская плата Intel
- Чипсет i850E
- Память 512 Мб RDRAM
- Жесткий диск Quantum Fireball Plus AS 40 Gb (ATA/100)
Стенд 2:
- Процессор Intel Pentium 4 2.2 ГГц (400 МГц FSB)
- Материнская плата Intel
- Чипсет i845
- Память 512 Мб DDR266
- Жесткий диск Quantum Fireball Plus AS 40 Gb (ATA/100)
Машины работали под управлением Windows XP Professional, на них устанавливались все самые свежие драйверы оборудования, включая Intel Application Accelerator. Затем, проводилось полное обновление системы из интернета посредством Windows Update. Для тестирования использовалась версия Detonator 30.30.
Пару слов о графическом чипе
Основой карты Gainward Ultra 750/XP является чип GeForce 4 Ti 4600, известный также, как NV25. На сегодня этот чип является старшей моделью в линейке графических процессоров nVidia. Стандартная частота Ti4600 - 300 МГц. С момента появления GeForce 256, графические процессоры nVidia развиваются по эволюционному пути. Появляются новые функции, растет частота, но каких-то особенных и революционных моментов подметить нельзя. Вот и GeForce 4 не так уж и сильно отличается от GeForce 3.
Чтобы не перегружать вас информацией, отметим лишь ключевые улучшения. Так, в GeForce 4 (далее по тексту под GeForce 4 подразумевается Ti4600. Серия MX будет обозначаться отдельно) появился новый метод сглаживания изображения 4xS, были улучшены и стали чуточку быстрее другие методы антиалиасинга. Кроме этого, нужно отметить улучшение системы кэширования и алгоритма отброса невидимых поверхностей, а также усовершенствование алгоритмов сжатия и очистки Z-буфера. Всё это, вместе с ростом частоты и появлением некоторых других функций, позволило увеличить производительность GeForce 4 в классических приложениях.
Также были усовершенствованы конвейеры закраски. GeForce 4 получил два блока интерпретации и исполнения вершинных шейдеров. В теории, это должно позволить ему более эффективно работать в сценах со сложной геометрией. Изменения коснулись и той части чипа, от которой зависит вывод изображения на монитор. В ядре появилось два RAMDAC с частотой 350 МГц, интегрированный контроллер TV Out, встроенный TDMS трансмиттер для работы с цифровыми панелями посредством DVI интерфейса. Приведем небольшую сравнительную таблицу:
Критерий |
GeForce 3 Ti500 |
GeForce 4 Ti4600 |
Аппаратная часть |
Кодовое название ядра |
NV20 |
NV25 |
Технологический процесс производства |
0.15 микрон |
0.15 микрон |
Кол-во транзисторов в чипе |
60 млн |
63 млн |
Число конвейеров |
4 |
4 |
Кол-во текстурных блоков на конвейер |
2 |
2 |
Накладывает текстур за 1 проход |
4 |
4 |
Частота ядра |
240 МГц |
300 МГц |
Операций в секунду |
960 миллиард. |
1.23 триллиона |
Скорость заполнения |
1920 |
2400 |
RAMDAC |
350 МГц |
два по 350 МГц каждый |
Частота памяти (штатная) |
500 МГц |
650 МГц |
Тип и кол-во памяти |
128 Мб |
128 Мб |
Шина памяти |
128 бит |
128 бит |
Полоса пропускания памяти |
8 Гб/с |
10.4 Гб/с |
Скорость памяти |
3.8 нс |
2.8 нс |
Шейдеры, конвейеры, API |
Поддерживаемая версия OpenGL |
1.3 |
1.3 |
Поддерживаемая версия DirectX |
8.1 |
8.1 |
Пиксельные шейдеры |
1.1 |
1.3 |
Вершинные шейдеры |
1.1 |
1.1 |
Текстурных стадий |
4 |
4 |
Комбинированных стадий |
8 |
8 |
Аппаратных источников света |
8 |
8 |
Не так уж и сильно GeForce 4 Ti4600 отличается от GeForce 3 Ti500. Основное, что нужно отметить, это два встроенных RAMDAC и новые шейдеры. Наконец то в старшей линейке продуктов nVidia реализована полноценная поддержка двухмониторных конфигураций. Подробнее на этом мы остановимся ниже.
Как это не печально, но GeForce 4 поддерживает лишь версию 1.3 пиксельных шейдеров. Не так уж и много времени осталось до момента, когда на рынке появятся игры, агрессивно использующие шейдеры, и как следствие, может возникнуть ситуация, при которой продукты ATi, в особенности новые чипы Radeon 8500, 9000 и 9700 будут работать заметно эффективнее GeForce 4. Если говорить об OpenGL, то поддержка версии 1.3 вполне достаточна для нынешнего поколения продуктов. Предварительную поддержку OpenGL 2.0 обеспечивают только чипы 3D Labs, но позиционируются они на профессионалов в области CAD и DCC, а анализ возможностей профессиональной линейки чипов nVidia в этот обзор не входит.
Давайте кратко пройдёмся по тем технологиям, которые выделяют маркетологи nVidia, то есть по nFinite FX2, AccuView и nView.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.