Сегодня 31 октября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор процессора Intel Core i5-4690K. Что под крышкой у Devil’s Canyon?

⇣ Содержание

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Для сравнения с Core i5-4690K, работающим как в номинальном режиме, так и при разных вариантах разгона, мы взяли предшествующий оверклокерский Haswell семейства Core i5, 4670K, а также пару оверклокерских процессоров серии Core i7: 4770K и 4790K. Кроме того, в тестах принял участие и процессор AMD FX-9370 для платформы Socket AM3+, который всё ещё можно считать условно актуальным, несмотря на то, что в его основе лежит старый 32-нм дизайн Piledriver.

В итоге список задействованных в тестировании аппаратных компонентов выглядел следующим образом:

  • Процессоры:
    • AMD FX-9370 (Vishera, 8 ядер, 4,4-4,7 ГГц, 4x2 Мбайт L2, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-4790K (Haswell Refresh, 4 ядра + HT, 4,0-4,4 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-4770K (Haswell, 4 ядра + HT, 3,5-3,9 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 8 Мбайт L3).
    • Intel Core i5-4690K (Haswell, 4 ядра, 3,5-3,9 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3),
    • Intel Core i5-4670K (Haswell, 4 ядра, 3,4-3,8 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15.
  • Материнские платы:
    • ASUS M5A99FX Pro R2.0 (Socket AM3+, AMD 990FX + SB950);
    • ASUS Z97-Pro (LGA 1150, Intel Z97).
  • Память: 2x8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (3 Гбайт/384-бит GDDR5, 876-928/7000 МГц).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 520 240 GB (SSDSC2CW240A3K5).
  • Блок питания: Corsair AX760i (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8.1 Enterprise x64 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Drivers 14.4;
  • Intel Chipset Driver 10.0.14;
  • Intel Management Engine Driver 10.0.0.1204;
  • Intel Rapid Storage Technology 13.0.3.1001;
  • NVIDIA GeForce 337.88 Driver.

Процессоры Core i5-4690K и сходный с ним по стоимости FX-9370 тестировались дважды — не только при работе в номинальном режиме, но и при их стабильном и подходящем для долговременного использования разгоне, который достижим с применяемым нами воздушным охлаждением:

  • AMD FX-9370 при разгоне до 4,9 ГГц с напряжением 1,5 В;
  • Core i5-4690K при разгоне до 4,4 ГГц с напряжением 1,275 В;
  • Скальпированный Core i5-4690K при разгоне до 4,6 ГГц с напряжением 1,46 В.

Описание использовавшихся для измерения производительности инструментов:

Бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 8 Professional Edition 2.0.228 — тестирование в сценариях Home (обычное домашнее использование PC), Creative (использование PC для развлечений и для работы с мультимедийным контентом) и Work (использование PC для типичной офисной работы).
  • Futuremark 3DMark Professional Edition 1.3.708 — тестирование в сценах Sky Driver, Cloud Gate и Fire Strike.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Premiere Pro CC — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Autodesk 3ds max 2015 — тестирование скорости финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920x1080 с применением рендерера mental ray одного кадра стандартной сцены Space_Flyby из тестового пакета SPEC.
  • TrueCrypt 7.2 — тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование AES-Twofish-Serpent.
  • WinRAR 5.1 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • Freemake 4.1.4 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Данная популярная утилита использует библиотеку FFmpeg, то есть опирается на широко распространённый кодер x264. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл из теста x246 FHD Benchmark 1.0.1, имеющий битрейт около 30 Мбит/с. Технологии CUDA и DXVA при перекодировании отключаются.

Игры:

  • F1 2013. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, 0xAA, DirectX11. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4xAA, DirectX11. Используется трасса Texas и версия игры с поддержкой AVX-инструкций.
  • Hitman: Absolution. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, MSAA = Off, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4x MSAA, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom.
  • Metro: Last Light. Настройки для разрешения 1280х800: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = Off, Tesselation = Off, Advanced PhysX = Off. Настройки для разрешения 1920x1080: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = On, Tesselation = On, Advanced PhysX = On. При тестировании используется сцена D6.
  • Sleeping Dogs. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, Normal Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, Extreme Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density.
  • Thief. Настройки для разрешения 1280x800: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = Off, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = Off, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On. Настройки для разрешения 1920x1080: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = High, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = On, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On.

#Производительность в комплексных тестах

Сравнение производительности Core i5-4690K и Core i5-4670K — дело неблагодарное. Это в случае старшего Devil’s Canyon Intel заметно увеличила быстродействие, решительно перешагнув через 4-гигагерцовую отметку. Новый же оверклокерский Core i5 оказался почти не быстрее старого, что вполне закономерно — с учетом произошедшего роста рабочей частоты всего на 100 МГц. Если судить по показаниям бенчмарка PCMark 8, оценивающего средневзвешенную производительность системы при различных типах пользовательской активности, при работе в номинале Core i5-4690K обходит Core i5-4670K всего на 1%. Разгон даёт возможность увеличить это преимущество до 8%, а замена внутреннего интерфейса на Coollaboratory Liquid Pro — до 10-11%. Но не стоит упускать из виду, что разгон, как и скальпирование со всеми вытекающими последствиями, доступен и для Core i5-4670K.

Иными словами, заметной разницы между Core i5-4690K и Core i5-4670K нет вообще. Можно надеяться, что преимущество процессора, относящегося к серии Devil’s Canyon, сможет проявиться в разгоне, но, как мы видели на практике, это совершенно необязательно. Свободный коэффициент умножения есть и у Core i5-4670K, так что, весьма вероятно, в руках энтузиастов и новый, и старый оверклокерский Core i5 будут выдавать одинаковые показатели производительности.

#Производительность в приложениях

В ресурсоёмких приложениях преимущество нового Core i5-4690K перед его предшественником можно увидеть более явно, чем в PCMark 8. Но даже здесь оно составляет 2-3%, то есть вряд ли его можно назвать заметным. Впрочем, ничего другого мы и не ожидали, ведь и по тактовой частоте Core i5-4690K превосходит Core i5-4670K на те же самые 2,5-3%.

При этом в результатах нельзя не заметить значительное отставание Core i5, относящегося к семейству Devil’s Canyon, от аналогичного процессора Core i7. С обновлением модельного ряда Intel дополнительно увеличила разрыв между тактовыми частотами старших процессоров разных серий, в результате чего превосходство более дорогого CPU в быстродействии может временами достигать полутора раз — и даже превосходить этот показатель. Такой отрыв невозможно компенсировать даже разгоном, поэтому во многих случаях скальпированный и разогнанный Core i5-4690K всё равно отстаёт от Core i7-4790K, работающего в номинальном режиме. А это значит, что если вы задумываетесь о высокопроизводительной конфигурации для рабочей станции, то лучше не экономить и раскошелиться на старший Devil’s Canyon с большим L3-кешем, высокой тактовой частотой и поддержкой технологии Hyper-Threading.

#Производительность в играх

Тестирование в играх предваряют результаты синтетического бенчмарка 3DMark, который выдаёт некую усреднённую метрику игровой 3D-производительности систем.

Тестирование в реальных играх редко когда позволяет выявить принципиальные различия между высокопроизводительными процессорами. При современной игровой нагрузке узким местом становятся не вычислительные ресурсы платформы, а её графическая подсистема. Именно поэтому в большинстве случаев совершенно безразлично, какой из процессоров используется в той или иной геймерской платформе. Количество FPS, скорее всего, от этого зависеть будет крайне незначительно. Тем не менее отказываться от тестирования в играх это повода не даёт. Просто для лучшей иллюстративности вместе с измерением игровой производительности в типичном Full HD-разрешении и с включённым полноэкранным сглаживанием мы делаем замеры и в разрешении 1280х800. Результаты в первом случае показывают тот уровень FPS, который можно получить в реальных условиях прямо сейчас, второй же вариант тестирования позволяет оценить теоретическую игровую производительность процессоров, которая, возможно, будет раскрыта в перспективе, если в нашем распоряжении появятся более быстрые варианты графической подсистемы.

Тесты в Full HD-разрешении:

В реальных играх при высоком качестве изображения различий между производительностью разных Devil’s Canyon почти не наблюдается. То есть для топовых игровых систем использовать Core i5-4690K вполне допустимо. Он, скорее всего, сможет выдавать примерно такую же частоту кадров, что и Core i7-4790K. Для игровых приложений, которые редко создают более четырёх вычислительных потоков, гораздо важнее тактовая частота, нежели технология Hyper-Threading, поэтому вместо того, чтобы тратиться на более дорогой Devil’s Canyon, рациональнее приобрести младшую версию этого процессора и разогнать его.

Тесты в уменьшенном разрешении:

Впрочем, если попытаться абстрагироваться от влияния на игровую производительность графической карты, для чего мы специально снижаем разрешение, то превосходство Core i7-4790K над Core i5-4690K будет всё же заметным. А это значит, что в недалёком будущем, когда на рынке появятся следующие поколения графических акселераторов с возросшим уровнем производительности, более быстрый процессор Core i7-4790K может оказаться лучше рассматриваемого в этом обзоре Core i5-4690K.

При этом даже при измерении игровой производительности в разрешении 1280x800 мы не видим никаких заметных различий между Core i5-4690K и его предшественником, Core i5-4670K. Это значит, что переход с прошлых версий Haswell для энтузиастов на новые Devil’s Canyon в игровых системах потенциально имеет смысл лишь только тогда, когда имеется в виду замена Core i5 на Core i7. Обладатели же Core i5-4670K могут быть спокойны: на фоне Core i5-4690K их процессор остаётся вполне актуальным.

#Энергопотребление

Посмотреть на энергопотребление Core i5-4690K интересно по той причине, что этот процессор почему-то получил возросшее до 88 Вт расчётное тепловыделение, в то время как всего на 100 МГц более медленный предшественник имеет 84-ваттный тепловой пакет. Нам как-то не верится, что в результате небольшого прироста тактовой частоты Core i5-4690K обгонит по своему энергопотреблению в том числе и Core i7-4770K, TDP которого установлен в 84 Вт. Проверим.

На следующих ниже графиках приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой системы, и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. В суммарный показатель автоматически включается и КПД самого блока питания, однако учитывая, что используемая нами модель БП, Corsair AX760i, имеет сертификат 80 Plus Platinum, его влияние должно быть минимально. Для правильной оценки энергопотребления мы активировали турбо-режим и все имеющиеся энергосберегающие технологии.

В состоянии покоя, когда процессоры находятся в энергосберегающих состояниях, все тестовые конфигурации на базе платформы LGA 1150 показывают примерно одинаковый уровень потребления.

Перекодирование видео — задача, создающая достаточно серьёзную нагрузку на систему. Утилита Freemake Video Converter базируется на кодере x264, а, следовательно, хорошо распараллеливает алгоритм на все доступные вычислительные ядра и задействует современные наборы инструкций.

В ней потребление системы, построенной на Core i5-4690K, оказывается между системами с Core i5-4670K и Core i7-4770K. Получается, Intel наградила младший Devil’s Canyon 88-ваттным тепловым пакетом чисто по формальным признакам. Старший Core i7-4790K под нагрузкой расходует электроэнергии заметно больше, чем его предшественник, и там увеличение TDP было действительно оправдано. Но Core i5-4690K по своим энергетическим аппетитам на старшего собрата совсем не похож.

На следующей диаграмме приводится максимальное потребление при нагрузке, создаваемой 64-битной версией утилиты LinX 0.6.5 с поддержкой набора инструкций AVX2, базирующейся на пакете Linpack, отличающимся непомерными энергетическими аппетитами.

Никаких откровений нет и в LinX 0.6.5. Система с новым процессором Core i5-4690K потребляет лишь на самую малость больше, чем платформа на базе его предшественника, Core i5-4670K. При этом разогнанный до 4,4 ГГц младший Devil’s Canyon демонстрирует примерно такой же уровень энергопотребления, как и работающий в номинальном режиме Core i7-4790K. А это значит, что хоть эти два процессора и наделены одинаковым, 88-ваттным TDP, в реальности — с точки зрения тепловых и энергетических характеристик — между ними целая пропасть. Например, совершенно очевидно, что Core i5-4670K может обходиться более простыми системами охлаждения.

#Выводы

Семейство новых оверклокерских процессоров Devil’s Canyon включает в себя всего две модели, но эти модели оказались очень разными. Старший процессор, Core i7-4790K, вызвал у нас в целом положительный отклик. Благодаря заметно повышенным в номинальном режиме тактовым частотам он сумел поднять планку производительности платформы LGA1150, а кроме того, за счёт внедрения нового полимерного термоинтерфейсного материала, он смог предложить немного лучший, чем его предшественники, разгон.

Рассмотренный же в этом обзоре Core i5-4690K не несет столько нововведений. Он не делает заметного рывка в скорости работы, прибавляя к тактовой частоте по сравнению прошлой версией Core i5 для энтузиастов всего 100 МГц. Не обнаруживается у него и значительных улучшений оверклокерского потенциала. Доставшемуся нам на тесты экземпляру Core i5-4690K покорилась лишь 4,4-гигагерцевая частота, вполне достижимая и для процессоров Haswell годичной давности.

В результате, несмотря на то, что Core i5-4690K и принадлежит к серии Devil’s Canyon (а в этом нет никаких сомнений, так как он действительно располагает переработанной схемой питания и содержит под крышкой новую термопасту), по сути, он представляет собой лишь инкрементное обновление для прошлой оверклокерской модели Core i5. Иными словами, Core i5-4690K лучше Core i5-4670K ровно настолько, насколько модельный ряд Haswell Refresh лучше предыдущих Haswell. А это значит, что приобретение Core i5-4690K имеет смысл исключительно при построении новых систем. Благо процессор этот будет продаваться по той же цене, что и его предшественник. Переход же с Core i5-4670K на Core i5-4690K никакого смысла не имеет. То есть, единственный оправданный путь модернизации систем, базирующихся на прошлом оверклокерском Core i5, на данный момент заключается в его замене на Core i7-4790K, но никак не в переходе на младший Devil’s Canyon.

Резюмируя, хочется подчеркнуть, что выход процессоров Devil’s Canyon мог привнести на рынок настольных систем куда больше. Intel заложила в эти продуты совершенно правильную идею: старый термоинтерфейсный материал под процессорной крышкой Haswell не выдерживал никакой критики, и отказ от него в пользу какого-то действительно эффективного термоинтерфейса наверняка смог бы подстегнуть интерес энтузиастов к платформе LGA1150. Новая полимерная термопаста, которая использована в Devil’s Canyon, действительно лучше старой, однако ей по-прежнему далеко до жидкого металла или пайки. Наши эксперименты, проведённые с Devil’s Canyon со снятой крышкой, показывают, что тот состав, на который сделала ставку Intel в этот раз, по своей теплопроводности чуть лучше КПТ-8. В общем, у Intel еще остались просторы для улучшения своих процессоров — будем надеяться, что они будут в полной мере освоены при переходе к семейству Broadwell.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Жидкое стекло» Apple можно будет заматировать: представлена нова бета iOS 26.1 12 мин.
Сервисы AWS упали второй раз за день — тысячи сайтов по всему миру снова недоступны 8 ч.
Fujitsu влила £280 млн в британское подразделение в преддверии выплат компенсаций жертвам багов в её ПО Horizon 8 ч.
Календарь релизов 20 – 26 октября: Ninja Gaiden 4, Painkiller, Dispatch и VTM – Bloodlines 2 8 ч.
В Windows сломалась аутентификация по смарт-картам после октябрьских обновлений — у Microsoft есть временное решение 9 ч.
Вместо Majesty 3: российские разработчики выпустили в Steam амбициозную фэнтезийную стратегию Lessaria: Fantasy Kingdom Sim 9 ч.
Слухи: Лана Дель Рей исполнит заглавную песню для «Джеймса Бонда», но не в кино, а в игре от создателей Hitman 10 ч.
Зов сердца: разработчики Dead Cells объяснили, почему вместо Dead Cells 2 выпустили Windblown 11 ч.
Adobe запустила фабрику ИИ-моделей, заточенных под конкретный бизнес 11 ч.
Китай обвинил США в кибератаках на Национальный центр службы времени — это угроза сетям связи, финансовым системам и не только 12 ч.
Президент США подписал соглашение с Австралией на поставку критически важных минералов на сумму $8,5 млрд 18 мин.
Новая статья: Обзор смартфона realme 15 Pro: светит, но не греется 5 ч.
Ещё одна альтернатива платформам NVIDIA — IBM объединила усилия с Groq 5 ч.
Учёные создали кибер-глаз, частично возвращающий зрение слепым людям 6 ч.
Samsung выпустила недорогой 27-дюймовый геймерский монитор Odyssey OLED G50SF c QD-OLED, 1440p и 180 Гц 6 ч.
Акции Apple обновили исторический максимум на новостях об отличных продажах iPhone 17 8 ч.
Представлен флагман iQOO 15 с чипом Snapdragon 8 Elite Gen 5 и батареей на 7000 мА·ч по цене меньше $600 9 ч.
Нечто из космоса врезалось в лобовое стекло самолёта Boeing 737 MAX компании United Airlines 10 ч.
Умные кольца Oura научатся выявлять признаки гипертонии, как последние Apple Watch 11 ч.
Дешёвая корейская термопаста оказалась вредна для процессоров и здоровья пользователей 11 ч.