Процессоры и память

Обзор процессора Intel Core i5-4690K. Что под крышкой у Devil’s Canyon?

⇣ Содержание

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Для сравнения с Core i5-4690K, работающим как в номинальном режиме, так и при разных вариантах разгона, мы взяли предшествующий оверклокерский Haswell семейства Core i5, 4670K, а также пару оверклокерских процессоров серии Core i7: 4770K и 4790K. Кроме того, в тестах принял участие и процессор AMD FX-9370 для платформы Socket AM3+, который всё ещё можно считать условно актуальным, несмотря на то, что в его основе лежит старый 32-нм дизайн Piledriver.

В итоге список задействованных в тестировании аппаратных компонентов выглядел следующим образом:

  • Процессоры:
    • AMD FX-9370 (Vishera, 8 ядер, 4,4-4,7 ГГц, 4x2 Мбайт L2, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-4790K (Haswell Refresh, 4 ядра + HT, 4,0-4,4 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-4770K (Haswell, 4 ядра + HT, 3,5-3,9 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 8 Мбайт L3).
    • Intel Core i5-4690K (Haswell, 4 ядра, 3,5-3,9 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3),
    • Intel Core i5-4670K (Haswell, 4 ядра, 3,4-3,8 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15.
  • Материнские платы:
    • ASUS M5A99FX Pro R2.0 (Socket AM3+, AMD 990FX + SB950);
    • ASUS Z97-Pro (LGA 1150, Intel Z97).
  • Память: 2x8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (3 Гбайт/384-бит GDDR5, 876-928/7000 МГц).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 520 240 GB (SSDSC2CW240A3K5).
  • Блок питания: Corsair AX760i (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8.1 Enterprise x64 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Drivers 14.4;
  • Intel Chipset Driver 10.0.14;
  • Intel Management Engine Driver 10.0.0.1204;
  • Intel Rapid Storage Technology 13.0.3.1001;
  • NVIDIA GeForce 337.88 Driver.

Процессоры Core i5-4690K и сходный с ним по стоимости FX-9370 тестировались дважды — не только при работе в номинальном режиме, но и при их стабильном и подходящем для долговременного использования разгоне, который достижим с применяемым нами воздушным охлаждением:

  • AMD FX-9370 при разгоне до 4,9 ГГц с напряжением 1,5 В;
  • Core i5-4690K при разгоне до 4,4 ГГц с напряжением 1,275 В;
  • Скальпированный Core i5-4690K при разгоне до 4,6 ГГц с напряжением 1,46 В.

Описание использовавшихся для измерения производительности инструментов:

Бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 8 Professional Edition 2.0.228 — тестирование в сценариях Home (обычное домашнее использование PC), Creative (использование PC для развлечений и для работы с мультимедийным контентом) и Work (использование PC для типичной офисной работы).
  • Futuremark 3DMark Professional Edition 1.3.708 — тестирование в сценах Sky Driver, Cloud Gate и Fire Strike.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Premiere Pro CC — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Autodesk 3ds max 2015 — тестирование скорости финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920x1080 с применением рендерера mental ray одного кадра стандартной сцены Space_Flyby из тестового пакета SPEC.
  • TrueCrypt 7.2 — тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование AES-Twofish-Serpent.
  • WinRAR 5.1 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • Freemake 4.1.4 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Данная популярная утилита использует библиотеку FFmpeg, то есть опирается на широко распространённый кодер x264. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл из теста x246 FHD Benchmark 1.0.1, имеющий битрейт около 30 Мбит/с. Технологии CUDA и DXVA при перекодировании отключаются.

Игры:

  • F1 2013. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, 0xAA, DirectX11. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4xAA, DirectX11. Используется трасса Texas и версия игры с поддержкой AVX-инструкций.
  • Hitman: Absolution. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, MSAA = Off, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4x MSAA, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom.
  • Metro: Last Light. Настройки для разрешения 1280х800: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = Off, Tesselation = Off, Advanced PhysX = Off. Настройки для разрешения 1920x1080: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = On, Tesselation = On, Advanced PhysX = On. При тестировании используется сцена D6.
  • Sleeping Dogs. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, Normal Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, Extreme Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density.
  • Thief. Настройки для разрешения 1280x800: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = Off, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = Off, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On. Настройки для разрешения 1920x1080: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = High, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = On, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On.

#Производительность в комплексных тестах

Сравнение производительности Core i5-4690K и Core i5-4670K — дело неблагодарное. Это в случае старшего Devil’s Canyon Intel заметно увеличила быстродействие, решительно перешагнув через 4-гигагерцовую отметку. Новый же оверклокерский Core i5 оказался почти не быстрее старого, что вполне закономерно — с учетом произошедшего роста рабочей частоты всего на 100 МГц. Если судить по показаниям бенчмарка PCMark 8, оценивающего средневзвешенную производительность системы при различных типах пользовательской активности, при работе в номинале Core i5-4690K обходит Core i5-4670K всего на 1%. Разгон даёт возможность увеличить это преимущество до 8%, а замена внутреннего интерфейса на Coollaboratory Liquid Pro — до 10-11%. Но не стоит упускать из виду, что разгон, как и скальпирование со всеми вытекающими последствиями, доступен и для Core i5-4670K.

Иными словами, заметной разницы между Core i5-4690K и Core i5-4670K нет вообще. Можно надеяться, что преимущество процессора, относящегося к серии Devil’s Canyon, сможет проявиться в разгоне, но, как мы видели на практике, это совершенно необязательно. Свободный коэффициент умножения есть и у Core i5-4670K, так что, весьма вероятно, в руках энтузиастов и новый, и старый оверклокерский Core i5 будут выдавать одинаковые показатели производительности.

#Производительность в приложениях

В ресурсоёмких приложениях преимущество нового Core i5-4690K перед его предшественником можно увидеть более явно, чем в PCMark 8. Но даже здесь оно составляет 2-3%, то есть вряд ли его можно назвать заметным. Впрочем, ничего другого мы и не ожидали, ведь и по тактовой частоте Core i5-4690K превосходит Core i5-4670K на те же самые 2,5-3%.

При этом в результатах нельзя не заметить значительное отставание Core i5, относящегося к семейству Devil’s Canyon, от аналогичного процессора Core i7. С обновлением модельного ряда Intel дополнительно увеличила разрыв между тактовыми частотами старших процессоров разных серий, в результате чего превосходство более дорогого CPU в быстродействии может временами достигать полутора раз — и даже превосходить этот показатель. Такой отрыв невозможно компенсировать даже разгоном, поэтому во многих случаях скальпированный и разогнанный Core i5-4690K всё равно отстаёт от Core i7-4790K, работающего в номинальном режиме. А это значит, что если вы задумываетесь о высокопроизводительной конфигурации для рабочей станции, то лучше не экономить и раскошелиться на старший Devil’s Canyon с большим L3-кешем, высокой тактовой частотой и поддержкой технологии Hyper-Threading.

#Производительность в играх

Тестирование в играх предваряют результаты синтетического бенчмарка 3DMark, который выдаёт некую усреднённую метрику игровой 3D-производительности систем.

Тестирование в реальных играх редко когда позволяет выявить принципиальные различия между высокопроизводительными процессорами. При современной игровой нагрузке узким местом становятся не вычислительные ресурсы платформы, а её графическая подсистема. Именно поэтому в большинстве случаев совершенно безразлично, какой из процессоров используется в той или иной геймерской платформе. Количество FPS, скорее всего, от этого зависеть будет крайне незначительно. Тем не менее отказываться от тестирования в играх это повода не даёт. Просто для лучшей иллюстративности вместе с измерением игровой производительности в типичном Full HD-разрешении и с включённым полноэкранным сглаживанием мы делаем замеры и в разрешении 1280х800. Результаты в первом случае показывают тот уровень FPS, который можно получить в реальных условиях прямо сейчас, второй же вариант тестирования позволяет оценить теоретическую игровую производительность процессоров, которая, возможно, будет раскрыта в перспективе, если в нашем распоряжении появятся более быстрые варианты графической подсистемы.

Тесты в Full HD-разрешении:

В реальных играх при высоком качестве изображения различий между производительностью разных Devil’s Canyon почти не наблюдается. То есть для топовых игровых систем использовать Core i5-4690K вполне допустимо. Он, скорее всего, сможет выдавать примерно такую же частоту кадров, что и Core i7-4790K. Для игровых приложений, которые редко создают более четырёх вычислительных потоков, гораздо важнее тактовая частота, нежели технология Hyper-Threading, поэтому вместо того, чтобы тратиться на более дорогой Devil’s Canyon, рациональнее приобрести младшую версию этого процессора и разогнать его.

Тесты в уменьшенном разрешении:

Впрочем, если попытаться абстрагироваться от влияния на игровую производительность графической карты, для чего мы специально снижаем разрешение, то превосходство Core i7-4790K над Core i5-4690K будет всё же заметным. А это значит, что в недалёком будущем, когда на рынке появятся следующие поколения графических акселераторов с возросшим уровнем производительности, более быстрый процессор Core i7-4790K может оказаться лучше рассматриваемого в этом обзоре Core i5-4690K.

При этом даже при измерении игровой производительности в разрешении 1280x800 мы не видим никаких заметных различий между Core i5-4690K и его предшественником, Core i5-4670K. Это значит, что переход с прошлых версий Haswell для энтузиастов на новые Devil’s Canyon в игровых системах потенциально имеет смысл лишь только тогда, когда имеется в виду замена Core i5 на Core i7. Обладатели же Core i5-4670K могут быть спокойны: на фоне Core i5-4690K их процессор остаётся вполне актуальным.

#Энергопотребление

Посмотреть на энергопотребление Core i5-4690K интересно по той причине, что этот процессор почему-то получил возросшее до 88 Вт расчётное тепловыделение, в то время как всего на 100 МГц более медленный предшественник имеет 84-ваттный тепловой пакет. Нам как-то не верится, что в результате небольшого прироста тактовой частоты Core i5-4690K обгонит по своему энергопотреблению в том числе и Core i7-4770K, TDP которого установлен в 84 Вт. Проверим.

На следующих ниже графиках приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой системы, и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. В суммарный показатель автоматически включается и КПД самого блока питания, однако учитывая, что используемая нами модель БП, Corsair AX760i, имеет сертификат 80 Plus Platinum, его влияние должно быть минимально. Для правильной оценки энергопотребления мы активировали турбо-режим и все имеющиеся энергосберегающие технологии.

В состоянии покоя, когда процессоры находятся в энергосберегающих состояниях, все тестовые конфигурации на базе платформы LGA 1150 показывают примерно одинаковый уровень потребления.

Перекодирование видео — задача, создающая достаточно серьёзную нагрузку на систему. Утилита Freemake Video Converter базируется на кодере x264, а, следовательно, хорошо распараллеливает алгоритм на все доступные вычислительные ядра и задействует современные наборы инструкций.

В ней потребление системы, построенной на Core i5-4690K, оказывается между системами с Core i5-4670K и Core i7-4770K. Получается, Intel наградила младший Devil’s Canyon 88-ваттным тепловым пакетом чисто по формальным признакам. Старший Core i7-4790K под нагрузкой расходует электроэнергии заметно больше, чем его предшественник, и там увеличение TDP было действительно оправдано. Но Core i5-4690K по своим энергетическим аппетитам на старшего собрата совсем не похож.

На следующей диаграмме приводится максимальное потребление при нагрузке, создаваемой 64-битной версией утилиты LinX 0.6.5 с поддержкой набора инструкций AVX2, базирующейся на пакете Linpack, отличающимся непомерными энергетическими аппетитами.

Никаких откровений нет и в LinX 0.6.5. Система с новым процессором Core i5-4690K потребляет лишь на самую малость больше, чем платформа на базе его предшественника, Core i5-4670K. При этом разогнанный до 4,4 ГГц младший Devil’s Canyon демонстрирует примерно такой же уровень энергопотребления, как и работающий в номинальном режиме Core i7-4790K. А это значит, что хоть эти два процессора и наделены одинаковым, 88-ваттным TDP, в реальности — с точки зрения тепловых и энергетических характеристик — между ними целая пропасть. Например, совершенно очевидно, что Core i5-4670K может обходиться более простыми системами охлаждения.

#Выводы

Семейство новых оверклокерских процессоров Devil’s Canyon включает в себя всего две модели, но эти модели оказались очень разными. Старший процессор, Core i7-4790K, вызвал у нас в целом положительный отклик. Благодаря заметно повышенным в номинальном режиме тактовым частотам он сумел поднять планку производительности платформы LGA1150, а кроме того, за счёт внедрения нового полимерного термоинтерфейсного материала, он смог предложить немного лучший, чем его предшественники, разгон.

Рассмотренный же в этом обзоре Core i5-4690K не несет столько нововведений. Он не делает заметного рывка в скорости работы, прибавляя к тактовой частоте по сравнению прошлой версией Core i5 для энтузиастов всего 100 МГц. Не обнаруживается у него и значительных улучшений оверклокерского потенциала. Доставшемуся нам на тесты экземпляру Core i5-4690K покорилась лишь 4,4-гигагерцевая частота, вполне достижимая и для процессоров Haswell годичной давности.

В результате, несмотря на то, что Core i5-4690K и принадлежит к серии Devil’s Canyon (а в этом нет никаких сомнений, так как он действительно располагает переработанной схемой питания и содержит под крышкой новую термопасту), по сути, он представляет собой лишь инкрементное обновление для прошлой оверклокерской модели Core i5. Иными словами, Core i5-4690K лучше Core i5-4670K ровно настолько, насколько модельный ряд Haswell Refresh лучше предыдущих Haswell. А это значит, что приобретение Core i5-4690K имеет смысл исключительно при построении новых систем. Благо процессор этот будет продаваться по той же цене, что и его предшественник. Переход же с Core i5-4670K на Core i5-4690K никакого смысла не имеет. То есть, единственный оправданный путь модернизации систем, базирующихся на прошлом оверклокерском Core i5, на данный момент заключается в его замене на Core i7-4790K, но никак не в переходе на младший Devil’s Canyon.

Резюмируя, хочется подчеркнуть, что выход процессоров Devil’s Canyon мог привнести на рынок настольных систем куда больше. Intel заложила в эти продуты совершенно правильную идею: старый термоинтерфейсный материал под процессорной крышкой Haswell не выдерживал никакой критики, и отказ от него в пользу какого-то действительно эффективного термоинтерфейса наверняка смог бы подстегнуть интерес энтузиастов к платформе LGA1150. Новая полимерная термопаста, которая использована в Devil’s Canyon, действительно лучше старой, однако ей по-прежнему далеко до жидкого металла или пайки. Наши эксперименты, проведённые с Devil’s Canyon со снятой крышкой, показывают, что тот состав, на который сделала ставку Intel в этот раз, по своей теплопроводности чуть лучше КПТ-8. В общем, у Intel еще остались просторы для улучшения своих процессоров — будем надеяться, что они будут в полной мере освоены при переходе к семейству Broadwell.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Павел Дуров назвал WhatsApp инструментом слежки и посоветовал держаться от этого мессенджера подальше 2 ч.
Минцифры РФ пока не собирается тратить государственные деньги на создание отечественного игрового движка 2 ч.
Google представила нейросеть, которая генерирует HD-видео по текстовому описанию 2 ч.
Facebook изменила алгоритмы подбора контента в пользовательских лентах — теперь они станут более персонализированными 3 ч.
Эксперимент, очевидно, неудачный: Blizzard снимет требование привязки номера телефона с игроков Overwatch 2, но не всех 4 ч.
Sega поработала над оптимизацией: разогнать Sonic Frontiers до 60 кадров/с смогут владельцы даже не самых мощных ПК 4 ч.
Microsoft стала на шаг ближе к поглощению Activision Blizzard — бразильский регулятор не поддержал Sony 5 ч.
Придётся набраться терпения: CD Projekt раскрыла примерные сроки разработки следующей The Witcher 5 ч.
Илон Маск пытался купить Twitter на 30 % дешевле апрельского предложения 7 ч.
Instagram начнёт показывать рекламу на вкладке «Обзор» и в профилях пользователей 16 ч.
Biostar представила материнскую плату Racing B650EGTQ для процессоров Ryzen 7000 20 мин.
Samsung рассказа об успехах на рынке памяти: GDDR7 и более ёмкая DDR5 уже в разработке, 1-Тбит чипы V-NAND выйдут к концу года 31 мин.
Toyota устранила дефект электромобилей bZ4X, из-за которого колёса могут отделить во время движения 2 ч.
Intel добилась рекордного выхода годных квантовых чипов — 95 % 3 ч.
Выбраны шесть площадок для размещения квантовых компьютеров в Европе по проекту EuroHPC JU 3 ч.
Китайская BYD закрепилась на втором месте среди крупнейших производителей тяговых аккумуляторов 4 ч.
Материнские платы ASUS на Intel Z790 для Core 13-го поколения отметились в европейских магазинах — от 270 до 1400 евро 4 ч.
Рынок ПК будет падать следующие два года и это навредит бизнесу AMD, считают аналитики 5 ч.
SpaceX осуществила 45-й запуск ракеты в 2022 году — на орбиту вывели очередную партию из 52 спутников Starlink 5 ч.
Симуляция космической миссии сроком 1 год в рамках проекта SIRIUS состоится, даже если NASA откажется от участия 6 ч.