Цифровой автомобиль

Автодайджест №363: MATRЁSHKA и Mercedes-Benz Future Bus

⇣ Содержание

#Автомобильные новости

На прошлой неделе состоялась презентация четырехдверной версии BMW 1 Series. Анонс получился довольно скромный: представительство немецкой компании опубликовало всего одну фотографию, которую даже не подкрепило технической информацией. Зато дано обещание, что BMW 1 Series будет самым «спортивным и эмоциональным седаном своего сегмента».

Обычно, когда компания BMW говорит о драйве, спорте и эмоциях, не в последнюю очередь она подразумевает задний привод, который является характерной чертой автомобилей немецкой марки (если не брать в расчет полноприводные версии xDrive). Однако это не тот случай. Перед нами не только первый в истории седан BMW «первой серии», но и первый переднеприводный седан марки.

Четырехдверка BMW 1 Series построена на платформе UKL, которая была позаимствована у свежих моделей MINI. Она уже легла в основу BMW 2 Series Active Tourer и BMW X1, поэтому падать в обморок от словосочетания «переднеприводная BMW» теперь поздно. В конце концов, и конкуренты «единички» тоже будут обладать передней ведущей осью.

В каком же классе представлена новинка? Как и другие автомобили BMW 1 Series, она будет бороться в сегменте C. Ключевыми оппонентами будут Audi A3 Sedan и Mercedes-Benz CLA. Получается, что на сей раз баварцы оказались в догоняющих, хотя именно они зачастую открывают новые сегменты — вспомнить хотя бы BMW X6, BMW X4 и BMW 4 Series Gran Coupe. Визуально компактная четырехдверка выдержана в стилистике BMW Compact Sedan Concept. Образ получился узнаваемым и сдержанным: дизайнеры применили большинство фирменных элементов марки.

Поскольку о техническом оснащении новоявленного седана не было сказано ни слова, придется смотреть на опыт BMW 2 Series Active Tourer и BMW X1. Скорее всего, под капотом BMW 1 Series пропишутся те же турбированные двигатели с тремя и четырьмя цилиндрами объемом полтора-два литра. Приоритетной трансмиссией наверняка будет восьмиступенчатый «автомат», хотя базовые версии должны получить «механику» с шестью скоростями. Если покупатель захочет побаловать себя чем-то отличным от переднего привода, он сможет выбрать версию xDrive с четырьмя ведущими колесами.

Как минимум первое время седан BMW 1 Series будет производиться и продаваться только в Китае. Его начнут выпускать на совместном предприятии BMW Brilliance Automotive, которое было основано в 2003 году. С его конвейера уже давно сходят другие модели немецкой марки, а несколько лет назад даже появился электрический кроссовер Zinoro 1E. Возможно, чуть позже начнется экспансия на рынки Северной Америки и Европы: там весьма бойко продаются Audi A3 Sedan и Mercedes-Benz CLA, поэтому вряд ли конкурент будет умышленно отказываться от прибыли.

#Автомобильные технологии

На прошлой неделе в автомобильной сфере очень много говорили про системы автопилотирования. Постараемся выделить ключевые тренды.

Начнем с главного ньюсмейкера этой отрасли — компании Tesla Motors. Совсем недавно стало известно о первом фатальном случае с автопилотом Model S. После этого мир разделился на два противоположных лагеря. Одни были уверены, что во всем виноват производитель, который предлагает воспользоваться бета-версией системы Autopilot. Другие же ключевой причиной трагедии считают халатность водителя, который во время поездки не следил за дорогой, хотя в инструкции даются четкие указания о недопустимости такого поведения. Тем временем глава Tesla Motors Элон Маск уже рассуждает о дальнейшем совершенствовании системы самоуправления. Возможно, в скором будущем ее ждет не только программное обновление, но и апгрейд аппаратной части.

В своем «Твиттере» известный американский предприниматель сообщил, что в данный момент инженеры компании трудятся над изменением алгоритма работы уже используемых радаров. Например, в перспективе они будут использоваться для создания облака точек (point cloud), то есть набора вершин в трехмерной системе координат. Это трехмерное изображение или карта, составленная из отдельных точек. Данному явлению можно противопоставить трехмерные объекты в CAD-моделировании, составленные из линий. Многие современные радары видят мир именно как облако точек. При этом для определения движений объектов Маск предлагает использовать «временное сглаживание» (temporal smoothing). По всей видимости, он подразумевает обнаружение перемещений объектов посредством сравнения ряда последовательных трехмерных моделей, построенных с помощью облака точек.

Глава «Теслы» неспроста столько внимания уделяет тому факту, что инженеры доработают алгоритм работы существующих радаров, а не заменят их новыми. Дело в том, что в Model S не используются лидары, которые нередко применяются в прототипах других робокаров, в том числе в тестовых машинах Google. Ключевым преимуществом такого сенсора является более высокая точность. Маск парирует это тем фактом, что радары Model S нормально работают в снег, дождь, туман и вообще в условиях плохой видимости. Однако ключевым аргументом является цена. Лидары стоят весьма дорого: к примеру, используемые на прототипах Google модели компании Velodyne обходятся в 75 000 тысяч долларов. За эту сумму можно купить Tesla Model S, а Model 3 будет еще дешевле.

Возможно, ситуация изменится в будущем, поскольку несколько месяцев назад Velodyne анонсировала новый лидар ULTRA Puck VLP-32A стоимостью около 500 долларов. Одним из первых покупателей этой модели стала компания Ford и неназванный производитель из Японии. В ближайшее время лидар будет использоваться только в тестовых экземплярах, сроки его внедрения в серийные модели пока не называются.

Про системы автопилотирования говорили и в компании Volvo. Этот производитель традиционно делает ставку на высокие стандарты безопасности, поэтому его мнение особенно важно в сложившейся ситуации. «У нас нет стремления сделать автомобиль, который бы смог ездить в городских условиях из пункта А в пункт Б, — заявил глава Volvo Хакан Самуэльссон (Håkan Samuelsson) в интервью британскому изданию AutoCar. — Если вы обычный потребитель, является ли это тем, о чем вы мечтаете? Мы считаем, что в ситуациях, когда вождение не доставляет удовольствия, вы сможете переключиться в режим автопилота, а затем откинуться на спинку сиденья и заниматься чем-то другим, используя это время более продуктивно. Это и есть продукт, который мы разрабатываем».

Заявление Самуэльссона можно понять двояко (либо не понять вовсе), но, если судить по уточнениям общавшихся с ним журналистов, он говорил о том, что в ближайшей перспективе можно не ожидать от Volvo системы автопилотирования, которая бы работала в городе. Таким образом, будущая версия комплекса Intellisafe Autopilot позволит расслабиться только на трассах. Все это хорошо во время путешествий, но как насчет ежедневных рутинных поездок на работу через пробки?

Однако Volvo отказывается от городского автопилота вовсе не потому, что ее инженерам не хватает знаний и умений, и не потому, что китайские владельцы шведской марки не выделяют средств на развитие. Основная причина кроется в той самой заботе о безопасности. В то время как другие производители хотят сделать водителя хотя бы частично ответственным за все, что происходит во время активации автономного режима, Самуэльссон отметил, что Volvo всегда будет держать ответ за все действия ее системы. «Если вы не готовы сделать это, то вы должны заниматься чем-то другим. Volvo не будет продавать то, что вы можете включить и расслабиться, если это не полноценная система, которая абсолютно безопасна и надежна».

Подход Хакана Самуэльссона импонирует тем, что он готов взять всю ответственность за действия автопилота на себя и свою компанию. Можно на каждой из ста страниц инструкции указать, что водитель все время работы умной системы должен держать руки на руле и смотреть на дорогу, но нужно отдавать себе отчет в том, что всегда найдется тот, кто переоценит возможности ассистента и все равно будет смотреть кино. Именно беспечный владелец будет виноват в происшествии с юридической точки зрения, однако к столь безответственному поведению его подтолкнула та самая кнопка, которая активирует автопилот.

Еще одним важным игроком сферы умных машин является Audi. Ранее она уже представила несколько версий прототипа Audi RS7 piloted driving, который был способен пройти тестовый трек чуть медленнее профессионального пилота. По данным того же издания AutoCar, уже следующее поколение седана Audi A8 будет обладать полноценным автономным режимом вождения. Новый флагман немецкой компании поступит в продажу в 2017 году. Ожидается, что после дебюта на Audi A8 автопилот будет внедряться и на всех последующих новинках из Ингольштадта, в том числе на A6, A7 и Q8.

Система автопилотирования, которая получит название Traffic Jam Assist, на скорости до 60 км/ч сможет работать на загруженных движением автомагистралях и, в отличие от любой другой предлагаемой сегодня системы, будет полностью управлять автомобилем без какой-либо подстраховки со стороны водителя. Отдельная система Park Assist позволит воспользоваться функцией автоматической парковки. При этом водитель сможет находиться вне автомобиля и отдавать команды посредством смартфона.

Согласно предварительным данным, в компании Audi решили взять на себя ответственность за все происшествия, которые случатся по вине Traffic Jam Assist. При этом водитель будет отвечать за автомобиль во время использования иных полуавтономных систем. Для новой функции был разработан специальный интерфейс, который будет отображаться на дисплее. При его создании специалисты немецкой компании обратились к опыту авиационных экспертов: по мнению последних, многие (если не большинство) связанные с самолетами инциденты в последнее время возникали из-за того, что пилоты попросту не понимали, в каком режиме находится воздушное судно.

При этом особое внимание будет уделено постоянному слежению за водителем. Система будет использовать установленную в салоне камеру, чтобы фиксировать все действия владельца. К примеру, компьютер будет знать, способен ли человек в данный момент времени забрать управление у автопилота, или же в сложной ситуации лучше остановиться. Также система контроля отказоустойчивости будет проверять, не покинул ли водитель свое место. В глобальной сети полно видеороликов, в которых счастливые владельцы Tesla Model S запускают автопилот и пересаживаются на пассажирское место, чтобы продемонстрировать всем возможности своей машины. Помимо этого, робокар будет непрестанно проверять состояние здоровья шофера: если ему станет плохо, автопилот припаркует транспортное средство и вызовет медицинскую помощь.

Дополнительно инженеры Audi научат свою систему запоминать привычки и предпочтения владельца. В частности, автопилот сможет выявлять наиболее популярные маршруты и на основании текущего местоположения предлагать приоритетный вариант. Так что если ездить преимущественно на работу и домой, то не придется даже выбирать пункт назначения.

Audi хочет стать первой компанией в мире, которая предложит полноценную систему автопилотирования. При этом необходимо отметить, что немецкие инженеры сразу берутся за самую сложную задачу — обучение вождению в городе. А еще Traffic Jam Assist будет следить за действиями водителя и его состоянием даже при включенном автономном режиме. Все это говорит о том, что в немецкой компании уже сделали выводы из ошибок Tesla Motors. Таким образом, до появления действительно умной машины остается всего один год.

Мы уже обсудили новости касательно робокаров из США, Швеции и Германии. А как насчет Китая? Да, там тоже идет разработка умных машин. В декабре прошлого года сообщалось, что китайская фирма Baidu — та самая, которой принадлежит одноименный поисковый сервис, — завершила тестирование своего первого прототипа автономной машины на основе хетчбэка BMW 3 Series Gran Turismo. А еще компания Volvo, которую тоже можно считать частично китайской (шведской маркой владеет Geely), собиралась в скором времени выпустить на дороги Поднебесной около сотни прототипов автономных машин на базе кроссовера Volvo XC90. В апреле китайская автомобилестроительная компания Changan Automobile Group совершила тестовую поездку протяженностью почти 2 000 километров. На прототипе были использованы камеры и радары. Однако, учитывая участившиеся случаи с авариями автомобилей Tesla и первое смертельное ДТП, в Китае решили запретить испытания на дорогах общего пользования.

Вообще несколько удивительно видеть стремление китайских властей обезопасить дороги страны, особенно с учетом того, что многие местные модели не соответствуют никаким стандартам активной и пассивной безопасности. Однако речи о полном отказе от разработки самоходных машин пока не идет. В данный момент Министерство промышленности и информатизации КНР совместно с полицией разрабатывает предварительный проект правил, которые будут регулировать этот рынок. А пока новые законы не готовы, никто не имеет права подвергать риску жизнь китайцев — даже из самых светлых побуждений.

Изначально правительство Китая было искренне заинтересовано в развитии систем автопилотирования. Во-первых, в перспективе это может поднять спрос на местные автомобили, в том числе за счет экспорта в другие страны. Во-вторых, если речь идет о разработках силами местных ученых, то не обойдется без дополнительного финансирования научных и учебных заведений и инвестиций в человеческий капитал.

Председатели интернет-поисковика Baidu и автопроизводителя Geely Automobile Holdings Limited в марте призвали правительство ускорить разработку правовой основы для технологии автопилотирования. Возможные сроки появления нового закона не уточняются.

В завершение этой части выпуска обсудим еще одну неожиданную новость. Группа компаний Volgabus, которая выпускает автобусы «Волжанин», представила амбициозный проект MATRЁSHKA. Это целая модульная система беспилотного коммерческого транспорта. По задумке разработчиков, она позволит перевозить и пассажиров, и грузы, а также работать в качестве коммунальной техники. Среди ключевых особенностей системы отмечается полная автономность, широкий модельный ряд и возможность оперативного развертывания в любой точке мира.

Предполагается, что общая архитектура MATRЁSHKA будет представлена в трех версиях. В первую очередь это пассажирские смартбусы M2B8 вместимостью 8−12 человек. Во вторую — открытая грузовая тележка M2 PLATFORM для грузовых транспортных средств с контейнерами объемом до трех кубометров. Наконец, на основе «Матрешке» можно создавать  специализированные автомобили M2С6 (мобильные диагностические комплексы, пожарные насосные системы или передвижные накопители энергии емкостью до 200 кВт⋅ч). Все версии отличаются компактностью. К примеру, автобус будет иметь длину около 4,6 метра, то есть где-то как у средней легковушки.

В основе «Матрешек» будет лежать полноприводное шасси с электродвигателем мощностью 45 кВт. Он будет питаться от литий-железо-фосфатного аккумулятора (LiFePO4) емкостью 32 кВт⋅ч. Согласно предварительным данным, при полной зарядке его должно хватить примерно на 130 километров пути. Еще одним существенным ограничением является максимальная скорость — всего 30 км/ч. Вероятно, это неплохо с точки зрения безопасности, эффективности (на высокой скорости аккумуляторы электромобилей очень быстро разряжаются) и отсутствия необходимости в проработанной аэродинамике кузова. Тем не менее такой темп достаточно скромен даже по меркам поездок на короткие дистанции. Впрочем, такие транспортные средства изначально предполагается использовать на закрытых территориях: в выставочных центрах, парках, на заводах и так далее.

Для проекта MATRЁSHKA якобы создается специальная операционная система ros (robotiс operating system), которая и будет управлять машиной. Все узлы и функциональные системы объединены одной информационной сетью под управлением центрального компьютера, а 80 % компонентов транспортного средства планируется производить на территории России.

Производитель планирует интегрировать поддержку приложений на платформе iOS и Android. С их помощью предполагается бронировать как одно посадочное место, так и транспортное средство полностью. К тому же маршрутки с автопилотом смогут динамически подстраивать свой маршрут в зависимости от текущей ситуации. В салоне автобуса можно установить дисплей, который будет отображать справочную информацию, данные о текущем местонахождении, панель управления климатической установкой и прочие дополнительные мелочи. К тому же с его помощью можно будет связаться с оператором в режиме видеосвязи.

Для заряда автомобилей проекта MATRЁSHKA предполагается использовать станции стандарта IEC 62196-2. Они обладают достаточно скромной мощностью — 15 кВт. По данным производителя, на пополнение аккумулятора до 100% уйдет около четырех часов. Кстати, во время зарядки планируется обновлять программное обеспечение автомобилей.

Будем надеяться, что MATRЁSHKA не повторит историю еще одного отечественного стартапа — с патриотичным именем Marussia. Тем более что проект создается с надеждой на получение государственных субсидий: Дмитрий Медведев подписал документ, согласно которому затраты на разработку систем автономных транспортных средств в России будут компенсировать на 97 %. Всего планируется предоставлять производителям до одного миллиарда рублей в месяц. Претендент на получение субсидии обязан продемонстрировать опытные образцы систем управления и органов управления, установленных в кабине беспилотного транспортного средства. При этом компания не должна иметь задолженности перед федеральным бюджетом. А еще необходимо создать бизнес-план на выпуск беспилотного транспорта в течение пяти лет с момента получения первых субсидий и построить в России научно-технический центр.

А вот как обстоит дело с умными автобусами в Европе. На прошлой неделе состоялась презентация проекта Mercedes-Benz Future Bus на самой длинной ветке скоростного автобусного транспорта (Bus Rapid Transit, BRT) в Старом Свете. Всего беспилотный автобус проехал около 20 километров по улицам Амстердама с максимальной скоростью 70 км/ч.

Технически Mercedes-Benz Future Bus является близким родственником проекта Mercedes-Benz Future Truck 2025. Как и концептуальный грузовик, пассажирский автобус получил набор радаров ближнего и дальнего действия, камер и сенсоров. Разумеется, не обошлось и без интеграции с геолокационными сервисами, с помощью которых машина могла отслеживать собственное расположение. А еще необычный автобус связывался с объектами инфраструктуры вроде светофоров посредством Wi-Fi.

На протяжении всей поездки умная маршрутка сама рулила, ускорялась, тормозила, открывала и закрывала двери, а также следила за всякими препятствиями вроде пешеходов и автомобилей. Новая система CityPilot позволяет назвать Mercedes-Benz первым производителем, который смог поместить беспилотный автобус на реальный городской маршрут (ра нее другие компании уже использовали роботизированные машины, но на закрытых территориях). При этом необходимо иметь в виду, что маршрут Bus Rapid Transit проходит по выделенной полосе, то есть это не совсем полноценная дорога общего пользования.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥