⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Автодайджест №364: какой будет Tesla Motors через 10 лет
⇡#Автомобильные технологииОдной из самых громких новостей последних месяцев стало известие о первом смертельном случае с участием автопилота Tesla. Несколько недель назад мы постарались подробно рассмотреть этот инцидент. Напомним, что в штате Флорида погиб водитель электрокара Model S. Трагедия произошла еще в начале мая, но общественность узнала о ней только в июле. Согласно данным расследования, перед седаном начал поворачивать грузовик с прицепом, с которым "Тесла" и столкнулась. Пока никаких официальных итогов не подведено: многое зависит от деталей, которые еще выясняются (или они еще не обнародованы). За развитием событий следит весь мир, поскольку от этого во многом зависит развитие беспилотных технологий. На прошлой неделе Национальный совет по безопасности транспорта США (National Transportation Safety Board, NTSB) опубликовал новые данные: на момент совершения ДТП электрокар превышал разрешенную скорость. Как сообщили в ведомстве, легковушка ехала со скоростью 74 мили в час (119 км/ч), хотя на том участке дороге действует ограничение до 65 (104 км/ч). Заодно Национальный совет впервые открыто заявил о том, что в Tesla Model S был активирован режим Autopilot. Специалисты NTSB называют его «осведомленным о трафике круиз-контролем с функцией автоподруливания». Также в ведомстве отметили, что Autopilot умеет автоматически замедляться или полностью останавливаться перед препятствиями. С помощью трехмерных лазерных сканеров сотрудники составили детализированную картину ДТП. Также подробно изучаются данные с бортовых компьютеров Model S и грузовика. На данный момент NTSB продолжает расследование, в котором также участвует Национальное управление безопасностью движения на трассах (National Highway Traffic Safety Administration — NHTSA). Пока не ясно, когда же будет определен виновник столкновения и чем эта история закончится для Tesla Motors. По данным агентства Bloomberg, расследование причин аварии обычно занимает около года. Пока можно лишь предполагать, каким будет окончательное решение NTSB и NHTSA. Представители Tesla Motors пытаются убедить общественность, что ничего страшного в случившемся нет. К примеру, приводились данные о том, что на момент аварии все машины Model S прошли в режиме автопилота свыше 130 миллионов миль, в то время как в среднем ДТП со смертельным исходом в Америке регистрируются каждые 94 миллиона миль. По логике вещей, из этого должен следовать вывод, что даже в нынешнем виде система Autopilot водит безопаснее человека. Все это было бы так, если бы не одно маленькое но: почти сразу после инцидента (вернее после того, как о нем всем стало известно) в компании Mobileye, которая является поставщиком оборудования для Tesla Motors, заявили, что система экстренного торможения в Model S разработана только для предотвращения столкновения с впередиидущим транспортом, при этом автомобили, следующие в перпендикулярном направлении, могут не учитываться вовсе (Mobileye собирается закончить разработку системы определения боковых препятствий только к 2018 году). Это важное замечание почему-то осталось практически незамеченным крупными СМИ, но мы об этом сообщали еще несколько недель назад. Между тем эти данные могут представить происшествие в совершенно ином свете. И теперь появилось еще одно важное сообщение: Mobileye не будет поставлять оборудование для следующего поколения системы Autopilot в машинах Tesla. Изюминка ситуации заключается в том, что это не Tesla отказалась от устройств и программного обеспечения Mobileye, что можно было бы объяснить борьбой за повышение уровня безопасности на фоне скандала. На самом деле израильская компания решила не продлевать сотрудничество с производителем суперкаров и уделить основное внимание более многообещающим проектам вроде анонсированного в начале июля союза с BMW и Intel. На встрече с акционерами, приуроченной к публикации отчета за второй квартал 2016 года, сооснователь и технический директор Mobileye Амнон Шашуа (Amnon Shashua) отметил, что поставки чипов EyeQ3 для электрокаров Tesla будут продолжены, но впоследствии сотрудничество будет прекращено. «Мы продолжим поддерживать существующие продуктовые семейства с Tesla Autopilot, — заявил Шашуа. — Это будет включать в себя существенное обновление нескольких функций, которые влияют как на способность предотвратить столкновение, так и на функции автоматического подруливания». При этом топ-менеджер Mobileye отметил, что апдейт не затронет аппаратную начинку модулей. По данным газеты The Wall Street Journal, на Tesla Motors приходится не более 1 % всех контрактов Mobileye (около 60 % продаж приходится на General Motors, Nissan, BMW и Hyundai). Несмотря на это, после заявления о грядущем завершении сотрудничества акции израильской компании подешевели сразу на 8 %. Впрочем, реакцию рынка можно считать спекулятивной, поскольку уже к концу недели большая часть падения была отыграна. Элон Маск (Elon Musk), один из основателей и бессменный лидер Tesla Motors, отреагировал в свойственной ему манере. Он сделал вид, что отказ Mobileye от дальнейшего сотрудничества никак не повлияет на «Теслу». При этом Маск не упустил возможности немного покритиковать подход израильской компании: по его словам, она разрабатывает системы для сотен разных машин обычных производителей, что приводит к появлению «очень высокого коэффициента инженерного сопротивления» (very high engineering drag coefficient). При этом Tesla сфокусирована всего на одной современной платформе, что якобы должно помочь в создании системы автопилотирования, которая будет безопаснее среднего водителя. Вообще, Маск любит привлекать внимание общественности громкими заявлениями. Обещания американского бизнесмена не всегда воплощаются в деле, однако весь мир всегда жадно ловит каждое брошенное им слово. И неделю назад Маск сделал еще одно важное заявление: он опубликовал вторую часть своего «мастер-плана», пункты которого разлетелись по всему свету, словно заповеди. Для начала вспомним, каков же был первый мастер-план. Десять лет назад, в далеком 2006 году, Элон Маск представил четыре ключевые вехи развития Tesla Motors:
По словам Маска, он считал свои шансы на успех ничтожными, поэтому решил не рисковать деньгами фондов и инвесторов. А вырученных с PayPal средств ему хватало лишь на разработку электрического спорткара на базе Lotus Elise. А еще он обратил внимание, что существуют всего две автомобильные компании США, которые никогда не банкротились: Ford и Tesla. Но выполнил ли Маск все пункты своего плана? С первым не поспоришь: Tesla Roadster действительно продавалась в течение пяти лет. Насчет второго: вряд ли Model S можно назвать доступным автомобилем даже по меркам США, однако в целом здесь нет противоречий. Третий пункт: новый, более компактный седан Model 3, который поступит в продажу в 2017 году, будет примерно вдвое дешевле Model S, то есть обойдется минимум в 35 000 долларов, так что здесь можно без сомнений ставить плюс. А вот с солнечными батареями компании пока не очень везет. Впрочем, по последним данным Reuters, Tesla Motors вплотную приблизилась к покупке компании SolarCity, производящей фотогальванические элементы. Эта сделка обсуждается уже несколько месяцев. По предварительным оценкам, ее стоимость может составить 2,8 миллиарда долларов. В целом можно признать, что Элон Маск так или иначе выполнил все пункты своего плана, намеченного еще десять лет назад. Теперь перейдем ко второй части мастер-плана, опубликованной неделю назад. Она тоже включает четыре пункта:
С первого взгляда на этот план становится очевидно, что на сей раз Маск оказался очень сдержанным. По большому счету, ни один пункт не предполагает каких-то революционных изменений. Более того, Tesla Motors уже сделала шаги в этих направлениях. В выполнении первого пункта ей поможет компания SolarCity, которая уже практически поглощена. Вторая глава уже тоже выполняется полным ходом: сегодня в активе производителя есть бизнес-седан Model S и кроссовер Model X, а буквально завтра (в 2017 году) начнутся продажи более компактной и доступной легковушки Model 3. При этом глава Tesla Motors отметил, что он не видит смысла в создании более дешевой модели. Однако Элон Маск упомянул о желании выйти на совершенно новые сегменты рынка. К примеру, в недрах «Теслы» уже кипит работа по созданию первого собственного пикапа, грузового автомобиля и вместительного городского автобуса. С автопилотом не все так просто: формально он предлагается и сейчас, но с учетом недавней летальной аварии Маск высказывался о нем очень аккуратно. В частности, он объяснил, почему система Tesla Autopilot пока выпускается под версией Beta и по умолчанию выключена на автомобилях компании. По словам главы производителя, инженеры компании тщательно проверяют оборудование и программное обеспечение, прежде чем оно станет доступно клиентам. При этом цель Tesla Motors —создать такой ассистент, который бы позволил снизить количество смертельных случаев на дороге в десять раз относительно текущих значений. Именно тогда и можно будет избавляться от приставки Beta. Остался последний пункт. Как машина может зарабатывать для хозяина деньги, да еще и в то время, как он занят другими делами? Ответ на этот вопрос неразрывно связан с предыдущим параграфом. Когда автомобили научатся ездить безо всякой помощи со стороны человека, владельцы смогут вызвать их в любое место: беспилотное транспортное средство послушно прибудет хоть на другой конец города. А еще в фирменном приложении Tesla для смартфонов будет кнопка активации каршеринга. В этом случае вызвать вашу машину сможет любой желающий, а плата за проезд будет поступать непосредственно на ваш счет. Элон Маск предполагает, что подобные микротаксопарки станут очень популярными в ближайшем будущем, поскольку позволят людям зарабатывать на собственном автомобиле. В целом в этом нет ничего невозможного: средний американец используют свою легковушку лишь 5-10 % времени, всю остальную часть суток от нее нет пользы. Кто не пожелает на этом заработать? Остаются вопросы безопасности и индивидуальной брезгливости, но это уже совершенно иная тема. Помимо основных тем, Маск также говорил про повышение степени автоматизации на заводах Tesla Motors. Он уверен, что эффективность сборочных предприятий удастся поднять в 5-10 раз к 2022 году, что позволит снизить стоимость автомобилей компании. ⇡#Интересности и необычностиВ свое время спорткар Honda NSX (Acura NSX в Северной Америке) был настоящей легендой. Автомобиль с трехлитровым атмосферным мотором мог составить конкуренцию куда более дорогим моделям. Его даже называли «Ferrari для бедных». Сегодня он является желанным гостем в частных коллекциях. А в январе прошлого года после длительного ожидания было представлено новое поколение Acura NSX. Два месяца назад на новой фабрике в Огайо был выпущен первый экземпляр этой модели. Теперь стало известно, что еще во время разработки специалисты японского производителя приобрели флагманскую версию купе Porsche 911 GT3. И об этом прознали в немецкой компании. В 2014 году все 785 выпущенных на тот момент экземпляров Porsche 911 GT3 попали под отзывную кампанию, согласно которой требовалась срочная проверка резьбового соединения шатуна: якобы из-за ненадежного крепления шатун мог доставать до картера, что приводило к течи масла. Были даже зафиксированы случаи самовозгорания. В сервис вернулся и экземпляр, проданный японской компании. Каким-то образом по показаниям бортового компьютера немцы догадались, что именно этот автомобиль сейчас выступает в качестве ориентира для команды разработчиков Honda NSX. Об этом руководитель проекта спортивных автомобилей Honda Ник Робинсон (Nick Robinson) рассказал изданию Automotive News. Под декоративной крышкой двигателя сотрудники Porsche оставили послание: «Удачи Honda от Porsche. Увидимся на другой стороне». А еще в момент передачи спорткара после завершения сервисного обслуживания немцы поинтересовались, на каком треке специалистам Honda удалось разогнать Porsche 911 GT3 до 329 км/ч (данные были зафиксированы в бортовом компьютере). Скорее всего, вопрос остался без ответа. Ник Робинсон также признался, что во время разработки Honda NSX в качестве своеобразного бенчмарка был использован еще один известный спорткар — McLaren 12C. Правда, британцы об этом не догадывались. Напомним, что в Acura/Honda NSX используется 3,5-литровый турбированный V6, а также три электромотора. Один из них интегрирован в девятиступенчатую роботизированную трансмиссию собственной разработки, подключенную к задней оси, еще два вращают колеса передней оси. Суммарная отдача спортивного гибрида составляет 581 лошадиную силу. По данным производителя, новинка способна ускориться с 0 до 100 км/ч всего за 2,9 секунды, а максимальная скорость составляет 307 км/ч. В США Acura NSX стоит 157 800 долларов. В то же время Porsche 911 GT3 RS оценен в 131 500 долларов, а McLaren 650S (McLaren 12C уже не продается) — в 350 000. Перейдем еще к одной интересной новости прошлой недели. Комиссия Австралии по дорожно-транспортным происшествиям (The Transport Accident Commission, TAC) попыталась создать портрет идеального человека, который бы смог выжить практически в любой аварии. Сразу предупреждаем, что это зрелище не для слабонервных. И лучше не смотрите на Грэма (именно так назвали это существо) во время трапезы. Над созданием этого монстра Франкенштейна трудилась команда из трех специалистов: травматолога, эксперта по автомобильным авариям и художника. Благодаря им Грэм может не бояться ДТП. Как известно, одним из самых уязвимых органов человека является мозг. У Грэма он точно такой же, как и у обычных людей. Для его защиты использованы не только толстые кости черепа, но и огромное количество спинномозговой жидкости и связок, которые способны смягчить любой удар. При этом череп сконструирован по принципу шлема: в нем даже предусмотрены зоны программируемой деформации, которые должны снизить скорость при ударе и взять часть нагрузки на себя. Дополнительно использованы солидные жировые прослойки, защищающие выступающие части головы, а нос и уши (самые травмоопасные элементы) и вовсе практически отсутствуют. А еще у Грэма фактически нет шеи: ребра поднимаются до самого черепа. Да, в таком состоянии головой уже особо не повертишь, зато и сломать этот хрупкий отдел позвоночника становится гораздо сложнее. А вот сама грудная клетка по своей форме не слишком сильно отличается от человеческой. Все из-за того, что наши ребра изначально являются отличной защитой от внешних воздействий. У Грэма они просто стали немного толще, плюс поверх них появились небольшие «мешочки», которые работают в качестве подушек безопасности и немного смягчают удар. Нижняя часть туловища Грэма почти не привлекает внимания, но и она таит несколько интересных решений. К примеру, колени этого существа способны сгибаться во всех направлениях, что будет полезно, если его собьет автомобиль. Подвижные элементы дополнительно усилены сухожилиями. А еще внизу предусмотрены дополнительные суставы: с их помощью Грэм способен быстро и высоко прыгать, чтобы увернуться, если на него наедет транспортное средство. Посмотрите на себя в зеркало. Вы не похожи на Грэма? Тогда вам лучше пристегиваться ремнями безопасности, не превышать скоростт и переходить дорогу только по зебре.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|