Сегодня 23 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Цифровой автомобиль

Автодайджест №434: два электробуса из России

⇣ Содержание

#Автомобильные новости

Компания McLaren Automotive была основана совсем недавно — в 2010 году. Существовавшая до этого McLaren Cars за все время своего существования (с 1985 по 2010 год) выпустила всего одну модель (зато какую!) — McLaren F1. К текущему моменту производитель предлагает пять автомобилей, и это не учитывая McLaren P1, который недавно перестали производить, и многочисленные спецверсии. Теперь в ассортименте британской марки появился еще один суперкар — McLaren Senna.

Это первый автомобиль компании, названный в честь знаменитой личности. Айртон Сенна (Ayrton Senna) — настоящая легенда автоспорта. Он много лет посвятил «Формуле-1». С 1988 по 1993 год выступал за McLaren: именно в составе британской команды Сенна завоевал три чемпионских титула (в 1988, 1990 и 1991 годах). В 1994-м бразилец перешел в Williams и в том же году попал в фатальную аварию: потерявший управление болид на огромной скорости столкнулся с бетонным отбойником. У гонщика не было шансов на спасение.

Поскольку новая модель получила имя звезды автоспорта, то и характер автомобиля выбран соответствующий. Это не просто очередной модный суперкар, на котором все мечтают приехать на встречу одноклассников, а настоящее орудие, разработанное для профессионалов. McLaren называет новинку своим самым экстремальным гоночным автомобилем, соответствующим требованиям к дорожным моделям. Иными словами, Senna может ездить по дорогам общего пользования, но естественной средой его обитания является трек.

Автомобиль получил углепластиковый монокок Monocage III. Это дальнейшее развитие конструкции, используемой в McLaren 720S. Каждый кузовной элемент сделан из композитных материалов. Инженеры приложили максимум усилий для того, чтобы снизить массу машины, и в итоге McLaren Senna стал самым легким спорткаром в современной истории компании: купе весит всего 1 198 кг. Легче только модель F1 из 90-х.

При этом на начинке разработчики не экономили. Они установили свой флагманский мотор — четырехлитровый битурбо V8. Сегодня такой используется на McLaren 720S, однако в данном случае его форсировали до 800 лошадиных сил и 800 Н·м. Производитель хвастается рекордной по меркам класса удельной мощностью — 668 лошадиных сил на тонну. Также McLaren Senna получил усиленную роботизированную трансмиссию с семью скоростями и приводом на задние колеса. Динамические характеристики не раскрываются.

Одной из фирменных особенностей новой гоночной модели стала активная гидравлическая подвеска RaceActive Chassis Control II (RCC II), с помощью которой можно регулировать жесткость амортизаторов. Помимо этого, RCC II умеет подавлять крены кузова, так что в конструкции шасси не используются стабилизаторы поперечной устойчивости.

С таким характером McLaren Senna рассчитан не на широкую аудиторию, а на истинных ценителей. Да и цена тут соответствующая — 750 тысяч фунтов стерлингов. Но даже с учетом этого 499 автомобилей из общего тиража 500 штук было продано еще до официальной презентации. И это вовсе не означает, что последний экземпляр никто не покупал: просто его припасли для аукциона. В итоге единственная доступная машина ушла с молотка за два миллиона фунтов стерлингов, которые будут пущены на благотворительность.

#Электрокары и гибриды

Сегодня компании из Европы, Японии, Южной Кореи и Китая все чаще анонсируют новые электрические автобусы. Российские разработчики тоже периодически рассказывают о своих наработках в этой области. К примеру, еще в 2015 году был представлен городской электробус КАМАЗ-52994Э, а несколько месяцев назад ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) получил «СитиРитм-12Е». Теперь эта модель от компании Volgabus была представлена на выставке «Транспорт России».

Электробус нетрудно отличить от обычных дизельных автобусов серии «СитиРитм-12». Дизайнеры российской компании освежили облик модели, использовав передние фары с широкой обводкой и несимметричное заднее стекло. Если же сравнивать новинку с электрическими конкурентами, то в глаза бросается отсутствие огромной надстройки на крыше.

Обычно в современных электробусах аккумуляторы устанавливаются сверху — все из-за того, что для городской эксплуатации лучше подходят низкопольные модели, так что огромные батареи уже не помещаются под ногами пассажиров. У такой компоновки есть существенные недостатки и помимо внешности: АКБ имеют приличный вес, из-за чего центр тяжести становится выше, а это негативно сказывается на стабильности в поворотах.

Разработчики «СитиРитм-12Е» решили отказаться от установки тяговых аккумуляторов на крыше, но при этом сохранили низкий пол. Это стало возможным благодаря расположению сидений на своеобразных понтонах, внутри которых и скрываются батареи. У такого компромисса тоже есть недостатки: проходы между рядами стали уже. Однако общая вместимость была сохранена: в автобусе предусмотрено 90 мест, 28 из которых сидячие.

Общая емкость литий-ионных АКБ (их поставляет компания «Лиотех») составляет 300 кВт·ч. Это выгодно отличает новинку от других отечественных моделей. В итоге электробус может работать весь день без промежуточных подзарядок: дальность хода составляет до 300 километров в идеальных условиях (то есть без использования климатического оборудования) и около 200 в реальных. Кстати, печка в «СитиРитм-12Е» тоже работает за счет электричества, в то время как в некоторых аналогах используются дизельные отопители. Это повышает расход энергии, зато полностью избавляет общественный транспорт от вредных выбросов. Мощность электродвигателя оценивается в 115 кВт.

Среди преимуществ «СитиРитм-12Е» перед электрическими конкурентами упоминается и упрощенная эксплуатация. Транспортные парки избавятся от головной боли, связанной с подзарядками между рейсами (благодаря большой батарее электробус будет заряжаться только ночью) и необходимостью заливать горючее для работы системы отопления.

Дальнейшая судьба электрического автобуса пока неизвестна. С 1 декабря один «СитиРитм-12Е» (правда, со старой внешностью) вышел на троллейбусный маршрут № 10 в Волгограде. Пока электробус будет эксплуатироваться в тестовом режиме.

В некоторых других городах России тоже уже можно прокатиться на электрическом общественном транспорте. В частности, на прошлой неделе в Санкт-Петербурге началась эксплуатации первых электробусов с динамической зарядкой. Они вышли на маршрут № 23.

В данном случае речь идет об электробусах, произведенных саратовской компанией «Тролза». В них тоже используются батареи производства «Лиотех». Тем не менее по запасу хода они существенно уступают упомянутой выше модели «СитиРитм-12Е». Суть данных машин скрыта в их названии — «электробус с динамической зарядкой». Это означает, что лишь часть пути такие автобусы преодолевают в автономном режиме, а остальное время используется подключение к контактной сети. То есть формально это гибрид троллейбуса и электробуса. Дальность хода электрических автобусов «Тролза» достаточно скромна — 12-15 километров.

В выборе подобного формата нет ничего странного. Все дело в том, что «Тролза» — крупнейший российский производитель троллейбусов: она занимает 75 % отечественного рынка. Так что если в вашем городе используются «рогатые», то велика вероятность, что они когда-то выехали с завода в Энгельсе (Саратовская область).

В Санкт-Петербурге элекробусы «Тролза» будут следовать на автономном ходу по маршруту от Шуваловского проспекта до Гаккелевской улицы, затем переходить на контактную сеть и идти до станции метро «Комендантский проспект» и далее, до конечной остановки «Улица Шаврова». В ближайшее время саратовское предприятие должно поставить в северную столицу в общей сложности 115 электрических автобусов.

В обозримом будущем электробусы «Тролза» должны появиться в Туле и Нальчике. Примечательно, что саратовское предприятие выходит на экспортные рынки. Электрические автобусы уже колесят по Аргентине, обсуждается возможность поставки в некоторые страны Юго-Восточной Азии.

Постепенно развивается и другой коммерческий транспорт на электрической тяге. Два года назад мы писали о том, что BMW начинает эксплуатацию электрического грузовика, разработанного SCHERM Group. С тех пор он возит компоненты для мюнхенского завода компании: в основном это амортизаторы, пружины и рулевые системы. Декларируемый запас хода — 100 километров. Теперь баварская компания ввела в строй три электротягача немецкой марки Framo.

Framo — имя с историей. Этот бренд был основан в 1923 году датчанином Йоргеном Расмуссеном (Jørgen Skafte Rasmussen). Новое предприятие стало выпускать компоненты для мотоциклов марки DKW, также созданной Расмуссеном. Постепенно компания начала производить легкие трехколесные грузовички на базе мотоциклетных элементов, а в начале 30-х была запущена линия по сборке четырехколесных грузовых машин. После Второй мировой войны завод Framo оказался на территории ГДР, так что он еще долго поставлял автомобили в СССР. В 1957 году предприятие было переименовано в VEB Barkas-Werke, но продолжило производить микроавтобусы и фургоны. Компания просуществовала до 1991 года: после воссоединения Германии продукция многих фирм из ГДР оказалась неконкурентоспособной.

Зачем немцам потребовалось возрождать марку спустя 26 лет? Ответа на этот вопрос нет. Да и бренд из Framo сделан чисто номинальный. Расположенное в Саксонии предприятие берет грузовик MAN, устанавливает в него 381-сильный (280 кВт) электромотор Siemens и литий-ионные тяговые аккумуляторы — и получает на выходе модель Е 180.280 (180 — полная масса в центнерах). Максимальная масса автопоезда может достигать 36 тонн. По данным производителя, с учетом предельной загрузки Framo E-Truck способен проехать около 160 километров без подзарядки. Максимальная скорость — 64 км/ч.

Баварский производитель будет использовать для своих нужд три электрических грузовика Framo. По расчетам BMW, за год они уменьшат выбросы CO2 примерно на 82 тонны. Такое же количество углекислого газа произведет седан BMW 320d за 20 оборотов вокруг экватора, то есть за 800 000 километров. Правда, данная калькуляция не учитывает, что далеко не вся энергия, которая пойдет на зарядку большегрузов, будет добыта из экологически чистых источников.

Любопытный факт: в 1932 году марка DKW, основанная тем же Расмуссеном, вошла в состав концерна Auto Union, логотип которого (четыре кольца) сегодня использует Audi. Так что формально Framo все же ближе не к BMW, а к их прямому конкуренту.

#Автомобильные технологии

Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi (с недавних пор он носит именно такое название) вместе с концерном Daimler AG представил новое семейство бензиновых турбомоторов объемом 1,3 литра. Оно придет на смену 1,2-литровым четырехцилиндровым двигателям.

Renault-Nissan-Mitsubishi и Daimler AG сотрудничают не первый год. Раньше они уже обменивались не только силовыми агрегатами, но и платформами. В частности, Infiniti QX30 отличается от Mercedes-Benz GLA лишь внешностью и оформлением интерьера. В то же время фургон Mercedes-Benz Citan — это копия Renault Kangoo с другим логотипом. Самым свежим примером кооперации является пикап Mercedes-Benz X-Class, построенный на основе Nissan Navara.

В моторах семейства 1,3 Energy TCe используется непосредственный впрыск топлива с повышенным на 250 бар давлением и система Dual Variable Timing Camshaft, отвечающая за изменение фаз газораспределения на впуске и выпуске. Особой гордостью инженеров стала технология плазменного напыления на стенки цилиндров: якобы такая же применяется в моторе спорткара Nissan GT-R. Она должна снизить трение и улучшить отвод тепла от наиболее горячих элементов ДВС.

В новом семействе будет представлено три версии: Energy TCe 115, Energy TCe 140 и Energy TCe 160. Цифра в названии модификаций означает максимальную мощность в лошадиных силах. Крутящий момент составляет 220, 240 и 260 Н·м соответственно. О технической разнице между тремя двигателями производитель ничего не рассказал. Высока вероятность, что она отсутствует вовсе, а разная отдача достигается изменениями в программном обеспечении.

Первыми новый 1,3-литровый турбомотор получат минивэны Renault Scenic и Grand Scenic, затем (в 2018 году) он станет доступен и на других моделях. Младшая, 115-сильная версия будет агрегатироваться только механической трансмиссией, в паре с остальными можно будет выбрать и семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями. Чуть позже двигатели Energy TCe начнут устанавливать и на «Мерседесы». Скорее всего, первым немецким автомобилем с новым сердцем станет хетчбэк A-класса следующего поколения.

Согласно заявленным данным, при использовании 160-сильной версии мотора Renault Scenic сможет ускоряться с 0 до 100 км/ч за 9,9 секунды с МКПП и за 9,1 с «роботом». Время разгона соответствующих модификаций семиместного Grand Scenic составит 10,5 и 9,3 секунды. Расход топлива по испытательному циклу NEDC — около 5,4-5,6 л/100 км вне зависимости от мощности мотора и типа трансмиссии.

Теперь поговорим о безопасности. На прошлой неделе были опубликованы очередные результаты испытаний по методике Euro NCAP. На этот раз комитет разбил сразу 17 моделей (с учетом того, что некоторые были представлены в нескольких версиях). Для российских автомобилистов наиболее показателен результат Dacia Duster: из всех протестированных новинок этот автомобиль будет самым востребованным на нашем рынке (разве что у нас он будет продаваться под брендом Renault).

По меркам сегмента «Дастер» выступил совсем неплохо. Он набрал 71 % в защите передних пассажиров, 66 % за безопасность детей и 56 % за пешеходов. Цифры явно не рекордные, однако вполне приемлемые. Автомобиль стал лучше противостоять и фронтальным, и боковым ударам. Но даже если бы бюджетный кроссовер заработал по 100 % в каждом испытании, ему все равно не дали бы больше трех звезд: новая методика Euro NCAP строго подходит к оценке дополнительных систем превентивной безопасности, а Duster их лишен.

«Отличниками» стали BMW 6 Series GT, Kia Stinger, Jaguar F-Pace, Hyundai Kona и Kia Stonic с дополнительным пакетом безопасности (этот же автомобиль без него удостоился лишь трех звезд). Китайский кроссовер MG ZS, который недавно вышел на рынок Великобритании (исторически марка MG является британской), выступил наравне с «Дастером» и получил три звезды из пяти.

Также эксперты Euro NCAP протестировали ряд автомобилей не первой свежести. Высший балл заработал лишь обновленный компактный хэтч Toyota Yaris. Его родственник Toyota Aygo набирает три или четыре балла — в зависимости от наличия дополнительного пакета безопасности. Остальные претенденты (Alfa Romeo Giulietta, DS 3, Ford C-Max, Ford Grand C-Max и Opel Karl) оказались троечниками. Примечательно, что автомобили Alfa Romeo и DS относятся к премиум-сегменту, хотя и выступают наравне с «бюджетками».

Но самый неожиданный результат показал Fiat Punto. Это уже весьма старая модель, производство которой было начато еще в 2005 году. Она уже должна была уйти на покой, однако итальянский производитель продолжает ее выпускать из-за требований рабочих, которые побоялись потерять работу. В итоге сборка Punto продолжится до середины 2018 года. В 2005 году компактный Fiat стал первым автомобилем класса B+, который получил пять звезд Euro NCAP. Однако теперь ему не досталось ни одной!

Неужели за 12 лет конструкция Punto стала более слабой? Или требования Euro NCAP возросли? На самом деле ответ скрыт немного глубже. При просмотре видеоролика с испытанием «Фиата» вовсе нет той «жести», которую ожидаешь от автомобиля с нулевым рейтингом. С визуальной точки зрения хетчбэк достойно выдержали фронтальные столкновения: пассажирская секция осталась невредимой. В чем же подвох?

Организаторы признались, что с точки зрения пассивной защиты пассажиров Fiat Punto заработал бы два, а то и три балла, то есть выступил наравне с другими недорогими моделями. Но автомобиль подвела такая мелочь, как сигнализатор непристегнутых ремней: он есть только у водительского кресла, чего, по мнению экспертов, явно недостаточно. В итоге за категорию «Устройства обеспечения безопасности» Fiat заработал ноль баллов, а согласно новому регламенту Euro NCAP, это автоматически обнуляет результаты по другим дисциплинам.

Конечно, Fiat Punto нельзя считать образцом для подражания. В базовой версии предусмотрено всего две фронтальные подушки безопасности. В Euro NCAP успели покритиковать компактный «Фиат» и за отсутствие системы автоматического торможения: в 2005 году, когда эта модель поступила на конвейер, о ней еще никто не слышал. Перефразируя известную поговорку о драке, можно сказать, что «самое лучшее ДТП — это то, которого не было». Однако здесь есть преднатяжители ремней безопасности и крепления Isofix для детских кресел, не говоря уже о давно обязательных в Европе системах ABS и ESP. Да и кузов достаточно крепкий, что подтверждает краш-тест.

Нулевой рейтинг Fiat Punto уже стал темой горячего обсуждения в автомобильной сфере. Справедлива ли такая оценка? В последние годы методику Euro NCAP часто критиковали за слишком простые условия тестов, которые позволяли получить высший рейтинг большинству автомобилей, кроме самых дешевых. Но такого ли ужесточения мы ждали? И еще один вопрос, который останется без ответа: является ли нормальной ситуация, при которой автомобиль с пятизвездочным рейтингом спустя десять лет зарабатывает ноль баллов?

В завершении технологической рубрики поговорим о новостях из России: на прошлой неделе «Яндекс» объявил о скором запуске собственного каршеринга «Яндекс.Драйв».

Российский IT-гигант уже давно развивает бизнес в транспортной сфере. Много лет одними из самых популярных программ в российских магазинах приложений остаются «Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Транспорт», «Яндекс.Такси» и «Яндекс. Карты». Еще недавно можно было скачать и «Яндекс.Каршеринг», но с ноября он стал недоступен. В этой программе содержалась информация о существующих сетях по краткосрочной аренде машин. «Яндекс.Драйв» будет работать по иной схеме: он предложит пользователям собственный автопарк.

Новый сервис начнет работать в феврале 2018 года. Первоначально взять автомобиль в аренду можно будет только в Москве, позже «Яндекс.Драйв» будет запущен и в других городах страны. Пользователи смогут выбрать между автомобилями KIA Rio, KIA Rio X-Line и Renault Kaptur. Расценки пока не уточняются.

Мобильное приложение уже можно установить на устройства под управлением Android и iOS. На данный момент компания предлагает пройти регистрацию в мобильном приложении и получить кешбэк 20 % в «Яндекс.Драйве» за каждую поездку, заказанную через приложение «Яндекс.Такси». Воспользоваться услугами каршеринга смогут люди старше 21 года с водительским стажем категории «B» от двух лет.

«В Москве сейчас один из самых активно растущих рынков каршеринга в мире. Это перспективный вид общественного транспорта, и город создает условия для его развития: предоставляет льготные парковочные разрешения и субсидирует лизинг автомобилей. Каршеринг становится всё популярнее — по нашим оценкам, спрос на услугу уже выше предложения, машин в городе иногда не хватает. У «Яндекса» огромный опыт в области транспортной навигации, мы уверены, что наше появление на рынке подстегнет развитие сегмента, сделает каршеринг технологичнее и доступнее для людей», — отметили представители «Яндекса».

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥