⇡#Вычисления общего назначения
В задачах GP-GPU ускорители фирменного дизайна от NVIDIA не слишком сильно выделяются на фоне относительно недорогих решений, подобных Palit GamingPro OC, но мы уже договорились о том, что будем использовать именно Founders Edition для сравнения всех будущих видеокарт двух (а рано или поздно трех) главных чипмейкеров, поэтому их результаты в рабочих приложениях различного класса тоже следует закрепить и кратко прокомментировать в данном обзоре.
Так, в Adobe Premiere Pro живое воспроизведение роликов, отягощенных сложными эффектами, по-прежнему невозможно в полном разрешении 4К с кадровой частотой 60 FPS, но GeForce RTX 3080 опережает по фреймрейту даже просьюмерский ускоритель прошлого поколения TITAN RTX, не говоря уже об игровых моделях уровня RTX 2080 SUPER. В свою очередь, RTX 3090 уже вплотную приблизился к отметке 50 FPS, в то время как GeForce RTX 2080 Ti и TITAN RTX ограничены 41–42 кадрами в секунду.
А главное то, что новые видеокарты заметно сокращают время рендеринга 4К-видео со сложными графическими эффектами по сравнению с моделями прошлого поколения, особенно если говорить про GeForce RTX 3090. В то время как GeForce RTX 3080 в этой задаче является эквивалентной заменой TITAN RTX, флагману удалось нарастить скорость рендеринга в формате ProRes на 18 %. Кроме того, активация выделенного кодировщика NVENC в свежих версиях Premiere Pro для экспорта H.264 не принесла никаких преимуществ всем остальным видеокартам NVIDIA, но позволила RTX 3090 выполнить задачу на 23 % быстрее, чем без помощи NVENC, — конечно, при условии, что пользователь готов пойти на компромисс в качестве изображения.
Наконец, 24 Гбайт оперативной памяти, которыми оснащен GeForce RTX 3090, открывают возможность работы с исходниками формата 8К в Premiere Pro и DaVinci Resolve, что является проблематичным или просто невозможным при меньшем объеме VRAM.
В рейтрейсере Blender на движке Cycles GeForce RTX 3080 достиг более чем двукратного преимущества в скорости рендеринга перед «Тьюрингами» и Radeon VII — и не важно, выполняется ли задача с использованием RT-ядер или только на шейдерных ALU. Производительность GeForce RTX 3090 бенчмарк Cycles оценил на 25 % выше, чем у RTX 3080, а по сравнению с показателем TITAN RTX время рендеринга сократилось более чем вдвое.
Прим. Radeon RX 5700 XT не работает с движком Cycles в актуальной версии Blender 2.9.
В работе с движком Radeon ProRender ускорители Ampere также удерживают лидирующие позиции, а новый флагман GeForce RTX 3090 на 15% опередил RTX 3080 и на 40 % — TITAN RTX.
Библиотеки REDCINEX-PRO, предназначенные для аппаратного декодирования и дебайеринга файлов RED R3D с привлечением тензорных ядер чипов NVIDIA, не особенно чувствительны к разнице между GeForce RTX 3080 и RTX 3090. Однако любая из двух видеокарт более чем в два раза ускоряет обработку записей с разрешением 4К по сравнению с тем, что дает TITAN RTX, а в 6К GeForce RTX 3090 на 25 % быстрее. Декодирование видео 8К не принесло настолько же ярких результатов.
⇡#Кодирование/декодирование видео
Чипы Ampere стали первыми графическими процессорами на рынке, которые приобрели возможность декодировать видео нового стандарта AV1 силами специализированного ASIC NVDEC, а в будущем эту функцию приобретут и остальные продукты 30-й серии GeForce, включая GPU для ноутбуков. Кодек AV1 создан в первую очередь для потоковой передачи видео с высоким разрешением и широким динамическим диапазоном, однако степень компрессии, свойственная AV1, требует серьезной вычислительной мощности для декодирования потока.
Так, видео AV1 в 8К с кадровой частотой 30 FPS загружает мощный восьмиядерный CPU тестового стенда на 50 %, когда файл воспроизводится из локального хранилища, и на 60 % через браузер. В то же время аппаратный декодер NVDEC обрабатывает AV1 даже быстрее прочих форматов видео и достигает пропускной способности 110 кадров в секунду при разрешении 8К без HDR. Кроме того, новая версия NVDEC еще эффективнее обращается с потоком HEVC и VP9, чем ASIC, встроенный в процессоры Turing.
В чипе GA102 и старших моделях Turing используется один и тот же аппаратный кодировщик H.264 и HEVC, однако показаний к его апгрейду не было. В быстром режиме, подходящем для стриминга, он позволяет кодировать видео в разрешении вплоть до 8К с приличной кадровой частотой 60 FPS.
⇡#Производительность на ватт и площадь GPU
Тесты Founders Edition дали возможность по-новому взглянуть на энергоэффективность ускорителей 30-й серии, которая при столь высокой потребляемой мощности сильно зависит от качества системы охлаждения, и в особенности VRM. Как следствие, GeForce RTX 3090 FE прибавил в тактовых частотах по сравнению с условно бюджетными реализациями RTX 3090, несмотря на то, что мощность Founders Edition примерно такая же, как у ранее изученной видеокарты Palit GamingPro OC. RTX 3080 в данном контексте не представляет большого интереса, поскольку его графический процессор существенно урезан по числу активных вычислительных блоков и, соответственно, понес потери не только в абсолютном быстродействии, но и в производительности на ватт.
Производитель | NVIDIA | AMD |
Модель |
GeForce RTX 3090 |
GeForce RTX 3080 |
GeForce GTX 1080 Ti |
GeForce RTX 2080 SUPER |
GeForce RTX 2080 Ti FE |
TITAN RTX |
Radeon VII |
Radeon RX 5700 XT |
Графический процессор |
GA102 |
GA102 |
GP102 |
TU104 |
TU102 |
TU102 |
Vega 20 XL |
Navi 10 XT |
Микроархитектура |
Ampere |
Ampere |
Pascal |
Turing |
Turing |
Turing |
GCN 5 поколения |
RDNA |
Техпроцесс, нм |
8 нм (8N) |
8 нм (8N) |
16 нм FFN |
12 нм FFN |
12 нм FFN |
12 нм FFN |
7 нм FinFET |
7 нм FinFET |
Число транзисторов, млн |
28 300 |
28 300 |
12 000 |
13 600 |
18 600 |
18 600 |
13 200 |
10 300 |
Площадь чипа, кв. мм |
628 |
628 |
471 |
545 |
754 |
754 |
331 |
251 |
Средняя потребляемая мощность (Crysis 3), Вт |
344 |
317 |
227 |
248 |
255 |
262 |
280 |
213 |
Производительность/Вт |
100% |
−7% |
−34% |
−24% |
−12% |
−9% |
−42% |
−32% |
Производительность/млн транзисторов |
100% |
−15% |
+2% |
+13% |
−1% |
+5% |
+1% |
+15% |
Производительность/кв. мм |
100% |
−15% |
−42% |
−37% |
−46% |
−43% |
−10% |
+5% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производительность/Вт (обратное сравнение) |
100% |
+8% |
+52% |
+32% |
+14% |
+10% |
+72% |
+47% |
Производительность/млн транзисторов (обратное сравнение) |
100% |
+17% |
−2% |
−12% |
+1% |
−5% |
−1% |
−13% |
Производительность/кв. мм (обратное сравнение) |
100% |
+17% |
+73% |
+60% |
+84% |
+74% |
+12% |
−5% |
Прим. Игры при разрешении 3840 × 2160 без трассировки лучей и DLSS.
Как бы то ни было, нельзя сказать, что рост быстродействия в пересчете на мощность по сравнению с предыдущим поколением устройств NVIDIA соответствует формальным темпам прогресса фотолитографии. Да, вычислительная плотность GA102 на 75 % выше, чем у физически более крупного, но содержащего на 34 % меньше транзисторов ядра TU102 в составе TITAN RTX, однако количество игровых FPS на ватт возросло всего лишь на 10 %. Справедливости ради отметим, что техпроцесс 12 нм, который лежит в основе чипов Turing, представляет собой половинный шаг технологической нормы между 16 нм в Pascal и 8 нм в Ampere. По сравнению с GeForce GTX 1080 Ti производительность на ватт как раз-таки увеличилась на внушительные 52 %. Но, увы, «Паскали» — дело прошлое в короткой памяти полупроводниковой индустрии (10-я серия вышла еще в 2016–2017 гг.), а Ampere, как ни крути, взял новые высоты быстродействия скорее грубой силой, чем усовершенствованиями архитектуры и энергоэффективностью.
⇡#Результаты игровых тестов и рекомендованные цены
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE |
NVIDIA GeForce GTX 1080 |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
AMD Radeon VII |
AMD Radeon RX 5700 XT |
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
76 / 100 |
77 / 104 |
55 / 62 |
68 / 75 |
69 / 81 |
75 / 91 |
76 / 90 |
56 / 68 |
51 / 67 |
Battlefield V |
TAA High |
151 / 175 |
160 / 179 |
109 / 128 |
124 / 140 |
147 / 160 |
144 / 166 |
148 / 170 |
132 / 154 |
125 / 151 |
Borderlands 3 |
TAA |
127 / 144 |
140 / 161 |
56 / 63 |
73 / 83 |
83 / 95 |
99 / 112 |
107 / 121 |
81 / 89 |
80 / 89 |
Control |
TAA |
133 / 151 |
150 / 172 |
60 / 62 |
78 / 83 |
96 / 105 |
116 / 129 |
118 / 132 |
87 / 95 |
77 / 87 |
DOOM Eternal |
TAA |
194 / 308 |
203 / 333 |
72 / 122 |
86 / 157 |
142 / 221 |
164 / 252 |
178 / 266 |
102 / 168 |
106 / 171 |
Metro Exodus |
TAA |
55 / 97 |
64 / 113 |
25 / 44 |
32 / 59 |
39 / 69 |
47 / 81 |
52 / 87 |
30 / 54 |
30 / 54 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
78 / 84 |
91 / 98 |
29 / 31 |
38 / 41 |
49 / 54 |
52 / 64 |
63 / 68 |
39 / 44 |
38 / 42 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
114 / 166 |
116 / 171 |
65 / 84 |
88 / 117 |
106 / 140 |
114 / 150 |
112 / 154 |
83 / 115 |
89 / 113 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
264 / 347 |
303 / 394 |
105 / 137 |
135 / 178 |
174 / 226 |
209 / 269 |
220 / 286 |
124 / 185 |
119 / 168 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
86 / 103 |
97 / 116 |
38 / 45 |
47 / 57 |
59 / 71 |
71 / 85 |
74 / 90 |
44 / 52 |
39 / 47 |
Макс. |
|
|
+17% |
−27% |
−20% |
−9% |
−5% |
−3% |
−12% |
−14% |
Средн. |
|
|
+11% |
−53% |
−41% |
−28% |
−17% |
−13% |
−39% |
−41% |
Мин. |
|
|
+2% |
−63% |
−51% |
−36% |
−24% |
−19% |
−50% |
−54% |
2560 × 1440 |
|
Полноэкранное сглаживание |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE |
NVIDIA GeForce GTX 1080 |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
AMD Radeon VII |
AMD Radeon RX 5700 XT |
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
72 / 90 |
72 / 96 |
44 / 50 |
56 / 62 |
55 / 65 |
65 / 77 |
65 / 79 |
43 / 53 |
47 / 56 |
Battlefield V |
TAA High |
155 / 166 |
162 / 178 |
79 / 99 |
98 / 115 |
113 / 129 |
128 / 145 |
136 / 150 |
110 / 128 |
101 / 125 |
Borderlands 3 |
TAA |
92 / 105 |
108 / 124 |
37 / 42 |
51 / 57 |
58 / 65 |
69 / 78 |
76 / 84 |
56 / 62 |
56 / 62 |
Control |
TAA |
96 / 105 |
112 / 122 |
36 / 39 |
51 / 55 |
64 / 71 |
86 / 88 |
81 / 89 |
61 / 64 |
51 / 56 |
DOOM Eternal |
TAA |
176 / 264 |
194 / 294 |
58 / 92 |
73 / 123 |
117 / 176 |
141 / 203 |
149 / 214 |
89 / 137 |
90 / 136 |
Metro Exodus |
TAA |
49 / 81 |
58 / 97 |
21 / 36 |
27 / 48 |
33 / 56 |
40 / 65 |
44 / 71 |
27 / 46 |
26 / 44 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
68 / 73 |
83 / 86 |
24 / 27 |
33 / 35 |
42 / 47 |
45 / 54 |
55 / 58 |
34 / 38 |
33 / 36 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
110 / 139 |
113 / 152 |
44 / 55 |
62 / 78 |
78 / 97 |
89 / 111 |
92 / 117 |
60 / 81 |
62 / 76 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
206 / 258 |
244 / 306 |
77 / 95 |
102 / 127 |
136 / 163 |
158 / 195 |
170 / 208 |
98 / 138 |
93 / 121 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
60 / 71 |
72 / 84 |
25 / 29 |
32 / 38 |
40 / 47 |
49 / 57 |
52 / 60 |
30 / 34 |
26 / 31 |
Макс. |
|
|
+20% |
−40% |
−31% |
−22% |
−13% |
−10% |
−23% |
−25% |
Средн. |
|
|
+14% |
−57% |
−44% |
−32% |
−20% |
−16% |
−42% |
−45% |
Мин. |
|
|
+7% |
−65% |
−53% |
−38% |
−26% |
−21% |
−52% |
−56% |
3840 × 2160 |
|
Полноэкранное сглаживание |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE |
NVIDIA GeForce GTX 1080 |
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
AMD Radeon VII |
AMD Radeon RX 5700 XT |
Assassin's Creed Odyssey |
TAA High |
59 / 66 |
64 / 73 |
26 / 30 |
36 / 40 |
40 / 46 |
48 / 54 |
53 / 57 |
35 / 41 |
32 / 37 |
Battlefield V |
TAA High |
106 / 122 |
119 / 137 |
44 / 55 |
55 / 68 |
67 / 80 |
78 / 91 |
85 / 99 |
65 / 75 |
54 / 68 |
Borderlands 3 |
TAA |
54 / 61 |
64 / 72 |
20 / 23 |
27 / 31 |
32 / 36 |
38 / 43 |
41 / 46 |
29 / 32 |
29 / 34 |
Control |
TAA |
51 / 56 |
60 / 66 |
17 / 19 |
25 / 27 |
32 / 36 |
43 / 45 |
41 / 46 |
31 / 33 |
25 / 28 |
DOOM Eternal |
TAA |
123 / 165 |
142 / 193 |
38 / 52 |
49 / 69 |
72 / 98 |
90 / 118 |
96 / 124 |
62 / 84 |
48 / 62 |
Metro Exodus |
TAA |
36 / 54 |
43 / 67 |
14 / 23 |
20 / 31 |
24 / 37 |
28 / 44 |
31 / 47 |
20 / 31 |
19 / 29 |
Red Dead Redemption 2 |
TAA High |
52 / 54 |
61 / 64 |
18 / 19 |
24 / 25 |
32 / 34 |
35 / 40 |
40 / 42 |
26 / 27 |
24 / 26 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
66 / 79 |
77 / 93 |
23 / 28 |
33 / 41 |
42 / 51 |
50 / 61 |
54 / 64 |
34 / 44 |
30 / 39 |
Strange Brigade |
AA Ultra |
135 / 155 |
161 / 185 |
43 / 51 |
59 / 70 |
83 / 93 |
98 / 113 |
105 / 121 |
71 / 88 |
61 / 72 |
Total War: THREE KINGDOMS |
TAA |
33 / 38 |
40 / 45 |
13 / 15 |
16 / 19 |
21 / 24 |
26 / 30 |
28 / 32 |
15 / 18 |
12 / 15 |
Макс. |
|
|
+24% |
−55% |
−39% |
−30% |
−18% |
−13% |
−38% |
−44% |
Средн. |
|
|
+17% |
−62% |
−49% |
−36% |
−24% |
−19% |
−45% |
−51% |
Мин. |
|
|
+11% |
−68% |
−58% |
−41% |
−30% |
−25% |
−53% |
−62% |
⇡#Результаты игровых тестов с трассировкой лучей
1920 × 1080 |
|
Полноэкранное сглаживание |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
Battlefield V |
TAA High |
110 / 128 |
125 / 139 |
66 / 87 |
86 / 105 |
84 / 103 |
Control |
TAA |
90 / 94 |
93 / 102 |
54 / 58 |
68 / 73 |
69 / 75 |
Metro Exodus |
TAA |
49 / 80 |
58 / 94 |
34 / 54 |
41 / 64 |
43 / 68 |
Minecraft with RTX Beta |
Нет |
106 / 117 |
120 / 135 |
61 / 70 |
75 / 85 |
76 / 87 |
Quake II RTX |
TAA |
Н/Д / 123 |
Н/Д / 145 |
Н/Д / 72 |
Н/Д / 88 |
Н/Д / 93 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
90 / 122 |
98 / 132 |
61 / 89 |
74 / 105 |
78 / 109 |
Макс. |
|
|
+18% |
−27% |
−14% |
−11% |
Средн. |
|
|
+13% |
−35% |
−22% |
−19% |
Мин. |
|
|
+8% |
−41% |
−28% |
−26% |
2560 × 1440 |
|
Полноэкранное сглаживание |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
Battlefield V |
TAA High |
80 / 103 |
95 / 116 |
49 / 66 |
62 / 82 |
62 / 81 |
Control |
TAA |
61 / 65 |
71 / 75 |
36 / 38 |
46 / 48 |
48 / 51 |
Metro Exodus |
TAA |
40 / 61 |
48 / 73 |
26 / 38 |
32 / 48 |
34 / 50 |
Minecraft with RTX Beta |
Нет |
65 / 72 |
78 / 86 |
36 / 42 |
45 / 51 |
48 / 55 |
Quake II RTX |
TAA |
Н/Д / 73 |
Н/Д / 87 |
Н/Д / 42 |
Н/Д / 51 |
Н/Д / 55 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
67 / 91 |
78 / 105 |
42 / 60 |
51 / 72 |
54 / 76 |
Макс. |
|
|
+20% |
−34% |
−20% |
−16% |
Средн. |
|
|
+17% |
−39% |
−25% |
−21% |
Мин. |
|
|
+13% |
−42% |
−30% |
−25% |
3840 × 2160 |
|
Полноэкранное сглаживание |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
Battlefield V |
TAA High |
50 / 68 |
57 / 77 |
27 / 39 |
35 / 50 |
37 / 50 |
Control |
TAA |
32 / 34 |
38 / 41 |
18 / 20 |
23 / 25 |
24 / 26 |
Metro Exodus |
TAA |
25 / 36 |
31 / 43 |
14 / 21 |
19 / 27 |
20 / 29 |
Minecraft with RTX Beta |
Нет |
31 / 34 |
37 / 41 |
16 / 18 |
21 / 24 |
23 / 26 |
Quake II RTX |
TAA |
Н/Д / 34 |
Н/Д / 40 |
Н/Д / 19 |
Н/Д / 23 |
Н/Д / 24 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
38 / 51 |
46 / 61 |
21 / 30 |
28 / 39 |
30 / 41 |
Макс. |
|
|
+21% |
−41% |
−24% |
−19% |
Средн. |
|
|
+19% |
−43% |
−27% |
−24% |
Мин. |
|
|
+13% |
−47% |
−32% |
−29% |
3840 × 2160 (DLSS) |
|
Полноэкранное сглаживание (без DLSS) |
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE |
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE |
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER |
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE |
NVIDIA TITAN RTX |
Battlefield V |
TAA High |
64 / 79 |
75 / 92 |
41 / 51 |
51 / 64 |
53 / 65 |
Control |
TAA |
54 / 58 |
64 / 67 |
33 / 35 |
41 / 43 |
43 / 45 |
Metro Exodus |
TAA |
36 / 51 |
43 / 61 |
23 / 33 |
29 / 41 |
31 / 43 |
Minecraft with RTX Beta |
Нет |
87 / 96 |
104 / 114 |
49 / 56 |
60 / 69 |
67 / 74 |
Shadow of the Tomb Raider |
TAA |
56 / 70 |
66 / 83 |
36 / 47 |
44 / 57 |
46 / 60 |
Макс. |
|
|
+20% |
−33% |
−19% |
−14% |
Средн. |
|
|
+18% |
−37% |
−22% |
−19% |
Мин. |
|
|
+16% |
−42% |
−28% |
−23% |
⇡#Выводы
Сегодня мы рассмотрели две видеокарты, которых у вас, скорее всего, не будет. Изначально предполагалось, что GeForce RTX 3080 и RTX 3090 в модификации Founders Edition выйдут ограниченным тиражом, предзаказ на них в российском интернет-магазине NVIDIA до сих пор не открылся, а когда откроется, партия разойдется по рукам в считаные минуты. Фирменным ускорителям назначили строго рекомендованные цены, которые не намерен соблюдать ни один производитель и продавец партнерских устройств (кроме, пожалуй, самых экономных версий), особенно в условиях строжайшего дефицита, хотя по совокупности качеств Founders Edition должны стоить намного больше.
Они созданы в первую очередь для нас, обозревателей железа, чтобы представить новое поколение GeForce в наиболее выгодном свете, и это совершенно оправданная, если не сказать необходимая, мера. Энергопотребление GeForce RTX 3080 и тем более RTX 3090 чрезвычайно велико, а применение чипов памяти GDDR6X влечет за собой дополнительные сложности. Все уже наслышаны о проблемах с питанием удешевленных версий RTX 3080 и RTX 3090. NVIDIA сделала все возможное, чтобы избежать подобных неприятностей и полностью раскрыть потенциал горячих чипов Ampere.
Если вам посчастливится урвать экземпляр Founders Edition, то можете поздравить себя не только с выгодной покупкой намного дешевле среднерыночных цен, но и с тем, какой замечательный продукт вам достался. Обе модели соблюдают штатное TDP (320 и 350 Вт для младшей и старшей соответственно), но при этом поддерживают высокие тактовые частоты и, главное, работают чрезвычайно тихо. Единственный и довольно неожиданный изъян, который мы нашли в Founders Edition, — это громкий шелест катушек индуктивности в составе VRM. В остальном качество компонентов, сборка и дизайн Founders Edition безупречны, а RTX 3080 в добавок ко всему является компактным устройством двухслотового форм-фактора, хотя партнерам NVIDIA пришлось использовать в аналогичных устройствах массивные трехслотовые кулеры.
Впрочем, применительно к GeForce RTX 3080 достоинства Founders Edition выражаются скорее в удобстве эксплуатации и эстетическом удовлетворении, нежели в повышенном быстродействии по сравнению с более доступными аналогами, поэтому прежние оценки потенциала RTX 3080 в играх и рекомендации по апгрейду остаются в силе. Не важно, идет ли речь о Founders Edition, любой другой из «премиальных» партнерских видеокарт или, наоборот, об условно-бюджетных моделях, вы можете рассчитывать на прирост FPS около 57 % по сравнению с показателями GeForce RTX 2080 SUPER и около 31 % сверх того, что выдает GeForce RTX 2080 Ti. Основными кандидатами для замены остаются ускорители позапрошлого поколения: новинка превосходит GeForce GTX 1080 Ti и GTX 1080 по игровому быстродействию в 2–2,5 раза. Терпение геймеров, которые решили пропустить серию RTX 20, наконец вознаградилось. Только нужно иметь в виду, что проектную производительность RTX 3080 выдает лишь в самых требовательных режимах — с трассировкой лучей или на 4К-экране, а при разрешении 1080p межпоколенческий прирост быстродействия куда скромнее.
Вторая новинка, RTX 3090 Founders Edition, — это настоящий монстр, пожалуй, самая тяжелая и крупная видеокарта на нашей памяти. Но если вам нужно быстродействие почти нетронутого чипа GA102 и 24 Гбайт VRAM для рабочих приложений, габариты и вес вряд ли станут камнем преткновения. Они являются залогом тишины и удивительно высоких тактовых частот — около 2 ГГц, которые лежат за пределами возможностей удешевленных версий RTX 3090 и заставили подкорректировать картину быстродействия флагманской платы в сравнении с результатами RTX 3080 и их предшественников. RTX 3090 добавил в среднем 17–20 % FPS к игровым результатам RTX 3080. Разумеется, в режиме 4К и желательно с рейтрейсингом. В противном случае от RTX 3090 мало толку, да и вообще эта видеокарта раскрывается на полную катушку только в рабочих приложениях, особенно тех, которые не укладываются в относительно небольшой объем оперативной памяти RTX 3080.
Что касается притязаний на возможность играть в 8К, которые вроде как оправдывают присутствие GeForce RTX 3090 в линейке потребительских, а не просьюмерских или профессиональных решений NVIDIA, то они соответствуют действительности, но с массой оговорок, которые пока не позволяют считать гейминг в предельно высоком разрешении чем-либо, кроме курьезного эксперимента. И это даже если сбросить со счетов баснословную стоимость 8К-телевизоров, для которых практически и нет иного контента, кроме игр (или рабочих приложений, связанных с графикой, если речь идет о еще более редких мониторах). Действительно, RTX 3090 является первым и единственным среди графических ускорителей, который обеспечивает необходимый динамичным играм фреймрейт, но это относится к самым легковесным или превосходно оптимизированным тайтлам, а также к немногочисленным проектам с поддержкой DLSS в режиме Ultra Performance. Игры в 8К отлично иллюстрируют мощь архитектуры Ampere, но они бесконечно далеки от практики и совершенно точно не являются тем, ради чего покупают подобное железо.
Впрочем, не хочется завершать обзор таких ярких продуктов, как GeForce RTX 3080 и RTX 3090 Founders Edition, на критической ноте. Беспрецедентно высокое энергопотребление чипа GA102 поставило перед инженерами NVIDIA сложную задачу, но ее решением стали одни из самых любопытных образцов компьютерной техники, с которыми мы имели дело до сих пор. 3DNews редко награждает первые видеокарты на абсолютно новом GPU высшего эшелона — они всегда быстрее предшественников и всегда ставят новые рекорды. Кроме того, воздавать почести RTX 3080 и RTX 3090 немного преждевременно, пока своего слова еще не сказала AMD, но модификации Founders Edition полностью заслужили свою медаль.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.