Сегодня 21 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Обзор видеокарт NVIDIA GeForce RTX 3080/3090 Founders Edition и тесты на 8К-экране

⇣ Содержание

#Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота)
Материнская плата ASUS MAXIMUS XI APEX
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14)
ПЗУ Intel SSD 760p, 1024 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair Hydro Series H115i
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокарты AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.9.2
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 456.55

Для тестирования видеокарт при разрешении 8К использовался телевизор LG 65'' NANO99 (65NANO996NA). Это IPS-панель с прямой зональной подсветкой и покрытием NanoCell, которое делает спектр базовых цветов (красного, зеленого и синего) более узким, а следовательно позволяет расширить диапазон оттенков и воспроизводить более насыщенные цвета. Телевизоры этой серии поддерживают большинство форматов HDR, влючая Technicolor Advanced HDR, Dolby Vision и HDR10, а также HLG Pro.

Функция Dolby Vision IQ динамически регулирует цвета, яркость и контрастность изображения в зависимости от контента, а алгоритм Motion Pro призван устранить размытие в динамичных сценах. Но вместо всего этого можно воспользоваться режимом FILMMAKER MODE, который отключает какие-либо «улучшайзеры» с целью сохранить творческий замысел режиссера. Игры — практически единственный вид контента, который доступен сегодня в нативном разрешении 8К, но данный телевизор умеет масштабировать картинку меньшего разрешения при помощи машинного обучения.

LG 65'' NANO99 (65NANO996NA)

Игры
Игра (в порядке даты выхода) API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание
Strange Brigade Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики AA Ultra
Shadow of the Tomb Raider DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. TAA
Assassin's Creed Odyssey DirectX 11 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики AA High (TAA)
Battlefield V DirectX 12 Миссия Liberte + OCAT Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл. TAA High
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики. DXR выкл., DLSS выкл., Shading Rate 100% TAA
Total War: THREE KINGDOMS DirectX 12 Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) Макс. качество графики TAA
Control DirectX 12 OCAT Макс. качество графики TAA
Borderlands 3 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Red Dead Redemption 2 Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
DOOM Eternal Vulkan Начало миссии Mars Core + OCAT Макс. качество графики TAA
Игры с трассировкой лучей
Игра (в порядке даты выхода) API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание
Battlefield V DirectX 12 Миссия Liberté + OCAT Макс. качество графики. DXR Raytrace Reflection Quality: Ultra TAA/DLSS 1.0
Shadow of the Tomb Raider DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики. Ray Traced Shadows Quality: Ultra TAA/DLSS 1.0
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики. Shading Rate 100%. Ray Trace: Ultra TAA/DLSS 1.0
Quake II RTX Vulkan Timedemo, запись demo1.dm2 Макс. качество графики TAA
Control DirectX 12 OCAT Макс. качество графики. Ray Tracing Preset: High TAA/DLSS 2.0 (Quality)
Minecraft with RTX Beta DirectX 12 Бенчмарк в мире Portal Pioneers + OCAT Макс. дальность рендеринга геометрии и частиц Нет/DLSS 2.0
Игры в 8K
Игра API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание/масштабирование HDR (требует HDMI 2.1)
Assassin's Creed Odyssey DirectX 11 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики AA High (TAA) Да
Battlefield V DirectX 12 Миссия Liberté + OCAT Макс. качество графики. DXR Raytrace Reflection Quality: Ultra DLSS 1.0 Да
Borderlands 3 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA Да
Control DirectX 12 OCAT Макс. качество графики. Ray Tracing Preset: High DLSS 2.1 Ultra Performance Нет
Death Stranding DirectX 12 OCAT Макс. качество графики DLSS 2.1 Ultra Performance Да
DOOM Eternal Vulkan Начало миссии Mars Core + OCAT Макс. качество графики TAA Да
Forza Horizon 4 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики FXAA Да
Shadow of the Tomb Raider DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики. Ray Traced Shadows Quality: Ultra DLSS 1.0 Да
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики. Shading Rate 100%. Ray Trace: Ultra DLSS 1.0 Нет
Red Dead Redemption 2 Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High Да
Strange Brigade Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики AA Ultra Да
Wolfenstein Youngblood DirectX 12 Встроенный бенчмарк Lab X Макс. качество графики. Async Present On, GPU Culling On, Adaptive Shading Off (не совместимо с DLSS) DLSS 2.1 Über Performance Нет

В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если его нет).

Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел выбирается значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота.

Вычисления общего назначения, кодирование/декодирование видео
Приложение Настройки API
AMD NVIDIA AMD NVIDIA
Adobe Premiere Pro CC 2020 PugetBench for Premiere Pro 0.88 GPU Effects: живое воспроизведение (ProRes 422, 4K@59,94 FPS) OpenCL CUDA
GPU Effects: экспорт в H.264 40 Мбит/с и ProRes 422HQ (4K@59,94 FPS)
Blender 2.9 Демо Class Room с сайта Blender Foundation Рендерер Cycles. Feature Set: Supported. Размер тайла: 256 × 256 OpenCL CUDA/OptX
Демо Nissan GTR от AMD Рендерер AMD Radeon ProRender OpenCL
DXVA Checker 4.1.2, Decode Benchmark H.264 (Microsoft H264 Video Decoder) 1920 × 1080 (High Profile, L4.1); 3840 × 2160 (High Profile, L5.1) D3D11VA
H.265 (Microsoft HEVC Video Extensions) 1920 × 1080 (Main Profile, L4.0); 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0); 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0)
VP9 (Microsoft VP9 Video Extensions) 1920 × 1080; 3840 × 2160; 7680 × 4320
AV1 (Microsoft AV1 Video Extension)
FFmpeg 4.2.1, кодирование H.264 1920 × 1080 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M AMF NVENC
3840 × 2160 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M
FFmpeg 4.2.1, кодирование H.265 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M
7680 × 4320 Н/Д -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -refs 1 -b:v 20M
REDCINE-X PRO Декодирование файлов RED R3D с разрешением 4К, 6К и 8К OpenCL CUDA

Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии NVIDIA GeForce 16, а также GeForce RTX 2070/2080/2080 Ti Founders Edition) используются настройки производителя.

#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон

По результатам измерений тактовых частот и сопутствующих рабочих параметров, еще не касаясь игровых бенчмарков, мы сразу поняли, что не зря решили повторить обзор топовых ускорителей 30-й серии на примере моделей Founders Edition. Обе видеокарты работают быстрее и одновременно тише своих аналогов под маркой Palit, которые мы рассмотрели в пилотных обзорах GeForce RTX 3080 и RTX 3090, несмотря на то, что Founders Edition соблюдает референсные спецификации, а платы Palit GamingPro OC пусть чисто формально, но все-таки разогнаны.

Так, частота графического процессора RTX 3080 Founders Edition под длительной нагрузкой стабилизировалась в районе 1900 МГц, а это на 46 МГц выше, чем у Palit. Вместе с тем две разновидности RTX 3080 почти не отличаются друг от друга по энергопотреблению: судя по стресс-тесту, резерв мощности Founders Edition выше на 13 Вт, но в играх он использует лишь на 3 Вт больше.

Однако главный сюрприз преподнесла эталонная модификация GeForce RTX 3090. Мы предполагали, что столь большая дистанция между RTX 3080 и RTX 3090 в наборе активных вычислительных блоков заставит инженеров NVIDIA придержать тактовые частоты GPU, а вышло наоборот: в требовательных играх они вплотную приближаются к отметке 2 ГГц, которая не покорилась плате Palit даже при оверклокинге вручную сверх фабричного разгона. И снова рост тактовых частот, который демонстрирует Founders Edition по сравнению с относительно дешевой партнерской картой, прошел почти бесследно для ее энергопотребления: мощность в играх оказалась лишь на 7 Вт выше и лежит глубоко в пределах объявленного TDP (344 из 350 Вт), хотя под стрессовой нагрузкой VRM позволяет освоить вплоть до 370 Вт.

Мы провели замеры питающего напряжения GPU при помощи свежей бета-версии MSI Afterburner и с удивлением обнаружили, что RTX 3080 и RTX 3090 FE подают на чип одинаковый вольтаж — 1,04 В. Похоже, секрет успеха Founders Edition именно в качественном регуляторе напряжения, который не могут себе позволить конструкторы сравнительно бюджетных моделей на чипах Ampere, и без того явно не обходящихся дешево в производстве. Нечего и говорить о том, что у Founders Edition нет ни малейших проблем со стабильностью на столь высоких тактовых частотах. Как ни крути, это ограниченная партия рекламного продукта, созданного в первую очередь для того, чтобы новая серия GeForce произвела максимально благоприятное впечатление на обозревателей железа и ярко выступила в бенчмарках. Напротив, видеокарты Palit GamingPro — решение для масс, и это отражается в их эксплуатационных характеристиках.

Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3)
Видеокарта Настройки Тактовая частота GPU, МГц Напряжение питания GPU, В Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.)
Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Средн.
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE (1440/1710 МГц, 19 Гбит/с, 10 Гбайт) 1900 1920 1,04 1,06 1747 (49%) 1747 (52%)
NVIDIA GeForce RTX 3080 FE (+100 МГц, 20,2 Гбит/с, 10 Гбайт) +15% мощности 2010 2010 1,06 1,06 1902 (53%) 1902 (56%)
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE (1395/1695 МГц, 19,5 Гбит/с, 24 Гбайт) 1987 2010 1,04 1,08 1141 (43%) 1141 (43%)
NVIDIA GeForce RTX 3090 FE (+50 МГц, 21,5 Гбит/с, 24 Гбайт) +14% мощности 2040 2055 1,06 1,08 1363 (52%) 1363 (52%)
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/1582 МГц, 11000 Мбит/с, 11 Гбайт) 1735 1810 0,96 1,01 2377 (50%) Н/Д
NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER FE (1650/1815 МГц, 15,5 Гбит/с, 8 Гбайт) 1907 1920 1,03 1,04 1969 (53%) 1969 (53%)
NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti FE (1350/1645 МГц, 14 Гбит/с, 11 Гбайт) 1723 1860 0,91 1,03 2082 (56%) 2082 (56%)
NVIDIA TITAN RTX (1350/1770 МГц, 14 Гбит/с, 24 Гбайт) 1735 1830 0,91 0,99 2099 (57%) 2099 (57%)
AMD Radeon VII (1800 МГц, 2000 Мбит/с, 16 Гбайт) 1756 1786 Н/Д Н/Д 2617 (Н/Д) Н/Д
AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1905 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) Термопаста ARCTIC MX-2 вместо графитовой прокладки 1795 1819 1,07 1,18 2102 (43%) Н/Д

Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.

Что касается уровня шума, то обе модели Founders Edition работают поразительно тихо для беспрецедентно высокой потребляемой мощности, свойственной новинкам NVIDIA, особенно GeForce RTX 3090. Единственный неприятный (и совершенно неожиданный в контексте общего качества устройств) момент — это довольно громкий шелест дросселей VRM. Не будь его, видеокарты были бы еще тише.

При таких благоприятных стартовых условиях грех не попытать счастья в оверклокинге. Как выяснилось, у Founders Edition еще есть неисчерпанный резерв производительности, который обеспечивает крепкая система питания. BIOS младшей модели позволяет увеличить резерв мощности на 15, а у RTX 3090 — на 14 %. Этого хватило, чтобы сместить кривую тактовых частот на 100 и 50 МГц вверх соответственно, чему вполне отвечают наблюдаемые под нагрузкой параметры. Разгон оперативной памяти GDDR6X не был настолько успешен, как на платах Palit, тем не менее пропускная способность чипов VRAM на плате RTX 3080 увеличилась с 19 до 20,2 Гбит/с на контакт, а у RTX 3090 — с 19,5 до 21,5 Гбит/с.

В обоих случаях разгон привел к росту предельной мощности на 49–50 Вт. Но в играх больше всего досталось флагманскому ускорителю, который в результате пробил планку 400 Вт, в то время как GeForce RTX 3080 отделался 30 ваттами сверх номинала. Подобный рост энергопотребления не слишком сильно повлиял на шум системы охлаждения RTX 3080. В то же время RTX 3090 по шуму вышел на уровень RTX 2080 Ti Founders Edition и TITAN RTX, но и это стоит расценивать как отличный результат, если принять во внимание разницу в потребляемой мощности около 138–145 Вт.

#Игровые тесты (1920 × 1080)

Мы не будем анализировать разницу в игровом быстродействии между видеокартами Founders Edition и ускорителями предыдущего поколения так же подробно, как сделали в первоначальных обзорах GeForce RTX 3080 и RTX 3090. Тем не менее прокомментируем основные пункты итоговой таблицы, чтобы составить общее впечатление об уровне производительности «премиальных» вариаций RTX 3080/3090, ярким представителем которых является Founders Edition.

GeForce RTX 3080 в данном случае не получил достаточно крупную прибавку к тактовым частотам, способную сколь-либо значительно повлиять на раскладку тестовых данных, которую мы уже наблюдали в обзоре карты Palit GamingPro OC. Тем более что низкое (де-факто минимальное для современных мониторов) разрешение экрана 1080p скрадывает разницу между мощными игровыми GPU. Здесь RTX 3080 на 39 % средней кадровой частоты превосходит аналогичную по цене и позиционированию видеокарту прошлого поколения (GeForce RTX 2080 SUPER), на 20 % опережает RTX 2080 Ti и на 15 % — TITAN RTX. Что касается устройств на чипах Pascal, то даже в откровенно невыгодных условиях низкого разрешения новый флагман потребительской линейки GeForce в среднем более чем вдвое превосходит GTX 1080 и предлагает на 68 % больше FPS по сравнению с GeForce GTX 1080 Ti. Похожая картина сложилась в сравнении с «красными» ускорителями, которые разделяют одну категорию производительности с GeForce GTX 1080 Ti: RTX 3080 оказался на 64 и 70 % быстрее, чем Radeon VII и Radeon RX 5700 XT соответственно.

В свою очередь, GeForce RTX 3090 способен увеличить кадровые частоты в среднем на 11 % — если считать игры, которые масштабируются лучше всего (вплоть до 17 % FPS), наравне с проектами, практически нечувствительными к дальнейшему наращиванию вычислительной мощности.

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 60 мин.
Японцы предложили отводить тепло от чипов на материнских платах большими медными заклёпками 2 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 3 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 4 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 5 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 6 ч.
Зонд NASA «Паркер» пошёл на рекордное сближение с Солнцем 7 ч.
Китайская Agibot запустила серийное производство человекоподобных роботов раньше Tesla 9 ч.
Qualcomm выиграла в судебном разбирательстве с Arm — нарушений лицензий не было 11 ч.
Американских субсидий на сумму $6,75 млрд удостоятся Samsung, Texas Instruments и Amkor 13 ч.