Сегодня 24 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор процессора Core i5-12400: на что способны 6 ядер по 5 ГГц

⇣ Содержание

#Описание тестовой системы и методики тестирования

Основными соперниками Core i5-12400 должны стать шестиядерники AMD – Ryzen 5 5600X и Ryzen 5 3600. Первый – потому что это единственный полноценный шестиядерный процессор семейства Zen 3 для настольных ПК, а второй – поскольку он близок к Core i5-12400 по цене. Но кроме них, в тестирование мы включили также и восьмиядерный Ryzen 7 5800X, который в прошлом обзоре уступил по производительности Core i5-12600K, а значит, может оказаться равным соперником хотя бы для Core i5-12400.

Также, чтобы определить место Core i5-12400 в ассортименте Intel, в число тестируемых процессоров мы включили набор из нескольких моделей Alder Lake, Rocket Lake и Comet Lake, относящихся к сериям Core i5 и Core i7. Отдельно стоит отметить участие Core i5-12600K – хотя данный процессор и кажется ближайшим родственником Core i5-12400, на деле он превосходит его в числе ядер. Поэтому сравнение этих процессоров позволит сделать вывод о практической полезности дополнительного кластера из четырёх E-ядер, которым располагает Core i5-12600K.

С учётом сказанного в состав тестовой системы вошли следующие комплектующие:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 5600X (Vermeer, 6 ядер + SMT, 3,7-4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3600 (Matisse, 6 ядер + SMT, 3,6-4,2 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-12700K (Alder Lake, 8P+4E-ядер + HT, 3,6-5,0/2,7-3,8 ГГц, 25 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-11700K (Rocket Lake, 8 ядер + HT, 3,6-5,0 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-10700K (Comet Lake, 8 ядер + HT, 3,8-5,1 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12600K (Alder Lake, 6P+4E-ядер + HT, 3,7-4,9/2,8-3,6 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-12400 (Alder Lake, 6P-ядер + HT, 2,5-4,4 ГГц, 18 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-11400 (Rocket Lake, 6 ядер + HT, 2,6-4,4 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10400 (Comet Lake, 6 ядер + HT, 2,9-4,3 ГГц, 12 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15S.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Strix B660-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel B660, DDR5 SDRAM).
    • ASUS ROG Strix X570-E Gaming WiFi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Strix Z590-A Gaming WiFi (LGA1200, Intel Z590);
    • ASUS ROG Strix Z690-A Gaming WiFi D4 (LGA1700, Intel Z690, DDR4 SDRAM);
    • ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690, DDR5 SDRAM).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-6000 SDRAM, 38-38-38-76 (G.Skill Trident Z5 RGB F5-6000U4040E16GX2-TZ5RK).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Все сравниваемые процессоры тестировались с отменёнными искусственными ограничениями по потреблению. Это значит, что пределы PPT (для платформы AMD) и PL1/PL2 (для платформы AMD) игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности.

Процессор Core i5-12400 был протестирован дважды: как при работе на номинальных частотах, так и при разгоне до 5,0 ГГц, полученном на плате ASUS ROG Strix B660-F Gaming WiFi увеличением частоты BCL до 125 МГц.

Настройки подсистем памяти выполнялись по XMP-профилям. LGA1200- и Socket AM4-процессоры тестировались с DDR4-3600, а Alder Lake – с DDR4-3600 и DDR5-6000.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746 и с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 3.10.08.506;
  • Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
  • Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
  • Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
  • NVIDIA GeForce 511.23 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.22.7336 — тестирование в сценарии CPU Profile 1.1 с восемью активными потоками и при максимально возможной процессорной нагрузке.

Приложения:

  • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe Photoshop 2021 22.4.3 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.3 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro 2021 15.4.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.93.5 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Mathworks Matlab R2021b (9.11.0) – тестирование скорости инженерных и математических расчётов в популярном математическом пакете. Используется стандартный бенчмарк, в который входят матричные и векторные операции, решение дифференциальных и симметричных разреженных линейных систем уравнений, а также построение 2D- и 3D-графиков.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.40) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 14.1 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.6 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v2.3.0 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis Anti Aliasing v9.
  • V-Ray 5.00 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality.
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Preset = Ultra.
  • Serious Sam: Siberian Mayhem. Разрешение 1920 × 1080: Direct3D 11, CPU Speed = Ultra, GPU Speed = Ultra, GPU Memory = Ultra.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
  • The Riftbreaker. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Texture Quality = High, Raytraced soft shadows = On, Ray traced shadow quality = Ultra, Raytraced ambient occlusion = On.
  • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Тест PCMark 10, который показывает «общечеловеческую» производительность в реальных приложениях, ставит Core i5-12400 довольно высокие оценки. По его мнению, если речь не идёт о ресурсоёмких задачах по работе с цифровым контентом, младший шестиядерный Alder Lake превосходит по скорости любые восьмиядерники прошлых поколений, включая Ryzen 7 5800X и Core i7-11700K. Однако при создании контента недостаток в вычислительных ядрах начинает сказываться, и Core i5-12400 всё-таки уступает восьмиядерным Zen 3 и Rocket Lake. Тем не менее отставание получается не таким уж и серьёзным, и разгон до 5 ГГц позволяет ему вернуть себе высокие позиции на диаграмме, опередив не только Ryzen 7 5800X и Core i7-11700K, но и своего десятиядерного собрата, Core i5-12600K.

Более интересную картину производительности рисует околоигровой тест 3DMаrk CPU Profile. Оценивая приближенную к реальности восьмипоточную производительность, он выставляет Core i5-12400 оценку, близкую к оценке Core i5-11400. В результате шестиядерный Alder Lake проигрывает в этом тесте не только восьмиядерному Ryzen 7 5800X, но и шестиядерному Ryzen 5 5600X. Происходит такое, по всей видимости, из-за невысокой тактовой частоты Core i5-12400. По крайней мере его разгон до 5,0 ГГц ситуацию исправляет – показатель производительности увеличивается почти на треть и Core i5-12400 становится быстрее любых восьмиядерников, уступая только своим собратьям более высокого класса.

Если же говорить о пиковой многопоточной производительности в 3DMаrk CPU Profile, то тут ситуация в целом похожа – Core i5-12400 сравним по показателям с Core i5-11400 и проигрывает Ryzen 5 5600X. Однако разгон в этом случае не делает его быстрее восьмиядерников. Пятигигагерцевый шестиядерный Alder Lake всё равно уступает и Ryzen 7 5800X, и Core i7-11700K, оставляя позади лишь старичка Core i7-10700K.

Отдельного комментария заслуживает величина прироста, который наблюдается при разгоне Core i5-12400 до 5,0 ГГц, поскольку она превышает 25 % – относительный прирост тактовой частоты. Дело в том, что при разгоне помимо роста частоты вычислительных ядер процессор получает два дополнительных преимущества. Во-первых, возрастает частота работы кеш-памяти третьего уровня. По умолчанию L3-кеш у Core i5-12400 работает на частоте 3,6 ГГц, но для разогнанного процессора мы разрешили этой частоте выйтина уровень 4,0 ГГц. Во-вторых, одновременно с увеличением частоты BCLK материнская плата ASUS ROG Strix B660-F Gaming WiFi автоматически включает у Alder Lake поддержку AVX-512-инструкций, которые тест 3DMаrk CPU Profile умеет задействовать в своей работе.

#Производительность в приложениях

Если выступление Core i5-12600K в ресурсоёмких приложениях с полным правом можно было называть выдающимся (см. соответствующий обзор), то производительность Core i5-12400 столь же яркого впечатления не производит. Между этими процессорами существует огромный разрыв, обусловленный наличием у старшей модели дополнительных четырёх ядер Gracemont, и они, как показывают тесты, вносят весьма существенный вклад в быстродействие. Хотя Core i5-12600K и Core i5-12400 кажутся очень близкими с точки зрения модельных номеров, в реальности старший процессор в серии Core i5 быстрее младшего более чем на треть. И перепрыгнуть эту пропасть не позволяет даже разгон Core i5-12400 до 5,0 ГГц. Иными словами, если говорить о производительности в ресурсоёмких задачах, то считать Core i5-12400 более доступной заменой старшего Core i5 совершенно неправильно.

Поэтому не стоит удивляться тому, что, в то время как Core i5-12600K выступал наравне с восьмиядерным Ryzen 7 5800X, Core i5-12400 шестиядерному Ryzen 5 5600X проигрывает. Существует всего лишь несколько задач, где шестиядерный Alder Lake на номинальной частоте приближается к шестиядерному Zen 3. Хотя, конечно, никакой катастрофой для Core i5-12400 это не становится – не забывайте, что и стоит он более чем в полтора раза дешевле, а его настоящий соперник – не Ryzen 5 5600X, а Ryzen 5 3600, который болтается на диаграммах производительности где-то в районе подвала. Иными словами, Core i5-12400 прекрасно подойдёт для рабочих систем среднего уровня. По сочетанию цены и производительности равных ему в этой весовой категории попросту нет.

Кроме того, не нужно забывать про возможность разгона. Увеличение частоты Сore i5-12400 до 5,0 ГГц позволяет нарастить его быстродействие примерно на 18-20 % и заметно превзойти Ryzen 5 5600X.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Математические расчёты:

#Игровая производительность

Младшие шестиядерники традиционно считаются наилучшим выбором для игровых систем среднего уровня, и на Core i5-12400 многие возлагают такие же надежды. И не зря: этот процессор не только располагает прогрессивными ядрами Golden Cove с более высокой удельной производительностью по сравнению с Zen 3 и Cypress Cove, но и имеет вместительный 18-Мбайт кеш третьего уровня, не говоря уже о поддержке скоростной DDR5 SDRAM. Всё это вместе обеспечивает 12-процентное превосходство Core i5-12400 по среднему FPS над Core i5-11400, что подтверждают результаты измерений производительности в 12 играх.

Благодаря такому прогрессу игровая производительность Core i5-12400 оказалась примерно такой же, как у восьмиядерников Core i7-11700K и Ryzen 7 5800X. Иными словами, младший шестиядерный Alder Lake в очередной раз подтверждает неоднократно звучавший ранее тезис о том, что LGA1700 – лучшая на данный момент игровая платформа.

Тем не менее нужно оговориться, что современные процессоры Intel более высокого класса, такие как Core i5-12600K и Core i7-12700K, обеспечивают более высокую игровую производительность. Например, тот же Core i5-12600K обходит Core i5-12400 по средней частоте кадров примерно на 11 %. Но преодолеть этот разрыв младшему шестиядернику почти удаётся разгоном до 5,0 ГГц – его средний результат вплотную приближается к показателям FPS десятиядерного Core i5-12600K.

Ситуация в разных играх может различаться, но как бы то ни было, Core i5-12400 в 9 играх из 12 показывает лучшую производительность, чем Ryzen 5 5600X, и в 6 играх из 12 — чем Ryzen 7 5800X.

В то же время нельзя не заметить, что разогнанному до 5,0 ГГц Core i5-12400 удаётся обойти Core i5-12600K в большинстве игр, что выглядит как очередное подтверждение достаточности шести вычислительных ядер для современных геймерских систем.

#Выводы

О том, что младший представитель в серии Core i5 – отличный вариант для компьютера среднего уровня, мы говорим уже в пятый раз. С 2017 года, когда серия Core i5 стала шестиядерной, процессоры Intel с модельными номерами, которые оканчиваются на 400, неизменно становятся привлекательными предложениями в ценовой категории «до $200». Ровно то же можно повторить и в отношении Core i5-12400 поколения Alder Lake – он решительно поднимает планку производительности в своей весовой категории и отодвигает на второй план не только «одноклассников», но и в полтора раза более дорогие конкурирующие решения. Особенно ярко это проявляется в играх, что делает Core i5-12400 лучшим геймерским процессором из разряда «дёшево и сердито».

Памятуя о блестящем выступлении Core i5-12600K, нам, безусловно, хотелось бы увидеть в Core i5-12400 дополнительные E-ядра, которые могли бы серьёзно увеличить производительность в ресурсоёмких приложениях. Но даже и без них, оставаясь традиционным шестиядерником, Core i5-12400 предлагает заметный прогресс на фоне предшественников. Он получил прогрессивные ядра Golden Cove, увеличенную кеш-память и поддержку DDR5 SDRAM, и в сумме это сделало его быстрее Core i5-11400 в среднем на 12-13 % как в приложениях, так и в играх.

В дополнение к этому у Core i5-12400 появился ещё один плюс – его теперь можно разгонять. Причём речь идёт не о гомеопатический процедуре с едва заметным эффектом, а о настоящем «старорежимном» оверклокинге на 25 % по частоте с пропорциональным ростом быстродействия в чувствительных задачах. Здесь, правда, нужно оговориться, что такой разгон работает далеко не на всех материнских платах, но это вряд ли остановит настоящих энтузиастов, заинтересованных в получении дополнительного быстродействия.

И конечно, подводя итоги, нельзя обойти стороной феноменальную экономичность Core i5-12400. Благодаря новому техпроцессу Intel 7 этот процессор не просто потребляет заметно меньше предшественников — он холоднее и экономичнее современных шестиядерников AMD. И это значит, что для Core i5-12400 не нужно ни материнских плат с мощными конвертерами питания, ни каких-то особых систем охлаждения. Он прекрасно чувствует себя с боксовым кулером и может без проблем работать даже в H610-материнках с простыми схемами VRM. Как показала практика, при самой тяжёлой многопоточной нагрузке потребление Core i5-12400 не выходит за пределы 75-80 Вт, а значит, что и включение 65-ваттного предела PL1 не приведёт к какому-то заметному снижению производительности.

Единственная небольшая претензия, которую можно высказать в адрес Core i5-12400, касается графического ядра UHD Graphics 730 – оно медленнее базового варианта UHD Graphics 770, представленного в более дорогих Alder Lake. Однако этот нюанс вряд ли имеет большое значение, поскольку игровую производительность любых вариантов GPU, встроенных в настольные процессоры Intel, невозможно охарактеризовать как удовлетворительную. К тому же при необходимости графическое ядро UHD Graphics 770 доступно в процессоре Core i5-12500, который дороже рассмотренного Core i5-12400 всего на $10.

В любом случае Core i5-12400 представляется достойным членом в модельном ряду процессоров Core 12-го поколения. Его, как и другие Alder Lake, можно смело рекомендовать для актуальных ПК – никаких более интересных вариантов для недорогих игровых систем сейчас на рынке попросту нет.

 
← Предыдущая страница
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
У TikTok появились шансы остаться в США — теперь в этом замешан Илон Маск 3 ч.
Microsoft тестирует новый браузер для геймеров, который выводится поверх игры 3 ч.
Квартальная выручка на рынке облачных инфраструктур подскочила на 21 %, превысив $80 млрд 5 ч.
Новая статья: Little Big Adventure – Twinsen's Quest — криво, но всё ещё мило. Рецензия 6 ч.
«Сердечное спасибо всем»: аудитория олдскульной ролевой игры Sea of Stars превысила 6 млн игроков 7 ч.
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 23-11 15:45
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 23-11 12:20
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 23-11 11:08
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 23-11 08:00
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 23-11 06:25
LG поможет Samsung с нуля создать «настоящий ИИ-смартфон» — он выйдет в 2025 году и вы не сможете его купить 5 ч.
AIC и ScaleFlux представили JBOF-массив на основе NVIDIA BlueField-3 7 ч.
Nvidia нарастила выручку в Китае на 34 % даже в условиях санкций 9 ч.
Nvidia заинтересована в получении HBM3E от Samsung и верит в сохранение международного сотрудничества при Трампе 10 ч.
xMEMS представила бескатушечные МЭМС-динамики для открытых наушников, ноутбуков и носимой электроники 18 ч.
Microsoft и Meta представили дизайн ИИ-стойки с раздельными шкафами для питания и IT-оборудования 23-11 15:57
Eviden создаст для Финляндии ИИ-суперкомпьютер Roihu производительностью 49 Пфлопс 23-11 15:35
Tesla признана самой опасной маркой машин — в этом есть и заслуга Илона Маска 23-11 14:17
iFixit не нашли улучшений ремонтопригодности у нового Apple MacBook Pro на чипе M4 Pro 23-11 13:42
Вселенское ДТП на скорости 3,2 млн км/ч — «Джемс Уэбб» пролил свет на столкновение галактик 23-11 13:40