С начала этого года Tesla развязала на рынке электромобилей настоящую «ценовую войну», пытаясь противостоять натиску множащихся конкурентов агрессивной ценовой политикой, призванной отчасти компенсировать ограниченность и статичность своего модельного ряда. Последствия этой тактики проявились в результатах третьего квартала: выручка выросла на скромные 9 %, а чистая прибыль и вовсе упала на 44 % в годовом сравнении.
Напомним, что в третьем квартале компания Tesla выпустила 430 488 электромобилей, продемонстрировав прироста на 18 % в годовом сравнении. При этом если по наиболее массовым (416 800 машин) электромобилям Model 3 и Model Y наблюдался рост на 20 %, то флагманские Model S и Model X даже в условиях щедрых скидок выпускались в меньших на 31 % количествах, чем год назад. Итого в третьем квартале было произведено не более 13 688 электромобилей Model S и Model X. Продажи старших моделей Tesla шли чуть лучше, поскольку компании удалось за квартал поставить 15 985 машин, но и в этом случае динамика ухудшилась на 14 %. Зато Model 3 и Model Y сообща были отгружены в количестве 419 074 штук, продемонстрировав рост на 29 %. Все модели электромобилей Tesla увеличили объёмы поставок на 27 % по сравнению с третьим кварталом прошлого года. Компания подчеркнула во время отчётной конференции, что собирается удержать заявленные темпы роста поставок, и по итогам текущего года поставить не менее 1,8 млн машин. В этом году объёмы производства и поставок электромобилей Tesla достигли своего пика во втором квартале, но в четвёртом компании придётся поднажать, чтобы достичь поставленной цели.
Непосредственно в сегменте электромобилей выручка Tesla по итогам квартала выросла на 5 % до $19,6 млрд. В энергетическом секторе прирост выручки достиг 40 %, но в абсолютном измерении это по-прежнему довольно скромный бизнес с выручкой в размере $1,6 млрд за квартал. При этом количество устанавливаемых солнечных панелей в мощностном выражении за квартал сократилось на 48 %, а вот совокупная ёмкость установленных за период систем стационарного хранения электроэнергии выросла на 90 %.
Компания также на четверть увеличила количество точек продаж и сервисных мастерских, их теперь 1129 штук по всему миру. Количество передвижных мастерских, которые могут обслуживать электромобили клиентов на выезде, выросло на 20 % до 1846 штук. Количество фирменных зарядных станций Supercharger выросло на 31 % до 5595 штук, они теперь располагают в общей сложности 51 105 постами зарядки. С учётом стремления многих производителей электромобилей на рынке Северной Америки перейти на использование фирменного разъёма NACS, наличие подобной сети зарядных станций оказывает определённое стимулирующее воздействие на конкурентов.
Операционные расходы компании в третьем квартале выросли на 43 % до $2,4 млрд, и подготовка к массовому производству электрических пикапов Cybertruck сыграла в этом не последнюю роль, как и совершенствование человекоподобных роботов Optimus и развитие фирменных систем искусственного интеллекта. Капитальные расходы в третьем квартале выросли на 36 % до $2,46 млрд. Операционная прибыль упала на 52 % до $1,76 млрд. Чистая прибыль упала на 44 % до $1,85 млрд, свободный денежный поток сократился на 74 % до $848 млн. Компания сочла нужным подчеркнуть, что при всём этом ей удалось сократить удельные затраты на выпуск одного электромобиля в среднем до $37 500. Норма операционной прибыли хоть и сократилась за год почти на десять процентных пунктов до 7,6 %, всё равно остаётся на приемлемом уровне по меркам отрасли. Общая норма прибыли по методике GAAP достигает 17,9 % против 25,1 % годом ранее. В сегменте электромобилей норма прибыли Tesla сократилась последовательно с 18,1 до 16,3 %, и это с учётом снижения затрат на материалы в размере до $2000 на один электромобиль.
В своей презентации Tesla подчеркнула, что убеждена в необходимости оставаться лидером по снижению затрат, если хочет оставаться лидером электромобильной отрасли. Правда, в погоне за экономией дело дошло до то, что компания начала отказываться от нанесения QR-кодов на детали.
Инвесторов в отчёте Tesla насторожили многие моменты. Во-первых, по выручке, норме прибыли и удельному доходу на одну акцию она в третьем квартале выступила хуже, чем ожидалось, и это произошло впервые с июля 2019 года. Во-вторых, темпы роста выручки компании достигли трёхлетнего минимума. В-третьих, сам Илон Маск (Elon Musk) на отчётной конференции выразил серьёзную озабоченность макроэкономическими трудностями, напомнив, что рост ставок по кредитам автоматически приведёт к снижению спроса на электромобили. Он даже заявил, что Tesla не торопится продолжать строительство предприятия в Мексике, чтобы в дальнейшем не пострадать от его низкой загруженности. Строительство «первой фазы» предприятия начнётся в следующем году, но Tesla не будет торопиться в этом отношении. По неофициальным данным, компания потребовала от властей Мексики довести инженерную инфраструктуру в районе строительства предприятия до соответствия своим требованиям по энерго- и водоснабжению, а также с точки зрения дорожной сети и логистики. На эти нужды власти страны потратят не менее $136 млн.
Акции Tesla пытались расти после закрытия торгов на фоне новостей о близости начала поставок электрических пикапов Cybertruck, но к моменту публикации материала они просели на 4,24 %. Предприятие Tesla в Шанхае, которое уже переходит на выпуск рестайлинговой Model 3, в последние несколько кварталов работало на уровне производительности, близком к предельному, и сейчас способно выпускать более 950 000 машин в год. Наращивание объёмов выпуска кроссоверов Model Y в Техасе и Берлине будет осуществляться плавно, чтобы удержать затраты на оптимальном уровне. Как пояснили на отчётной конференции представители Tesla, в Техасе рядом с существующим предприятием компания располагает достаточно крупным участком земли, чтобы в случае необходимости расширить производство на этой площадке. Достигается прогресс и в разработке электромобилей на новой платформе, но все подробности на эту тему в квартальной презентации ограничились единственной фразой.
Источники: