Версия 1.2 - "VGA Roundup '2004 Q2"

I. Новое в последней версии:
Версия 1.2 (26/06/2004):
1. Добавлено 8 видеокарт и одна материнская плата со встроеной графикой:
- Radeon X800 XT 256Mb DDR3 ref
- Radeon X800 Pro 256Mb DDR3 PowerColor
- GeForce 6800Ultra 256Mb DDR3 ref (*)
- Radeon 9550XT 128Mb GeXcube
- FX5900 Gamer Edition 128Mb ASUS
- Radeon 9800SE 128Mb PowerColor 256bit
- FX5700 Ultra 128Mb DDR3 Leadtek
- Intel i865G 64Mb Ref bord
2. Добавлены два теста - " Firestarter " (ver1.2 режим Game Bench 4xAA/8xAF) и " HALO " (4xAA/8xAF), тест "Far Cry Demo" заменен на полную версию игры с патчем 1.1 (патч фиксит графические проблемы для карт NVIDIA).
3. Цвет графиков перекрашен в фирменные цвета производителя чипа видеокарты.
38 VGA решений, 15 тестовых программ.
Дополнения, замечания и предложения по "VGA Roundup" принимаются на Форуме.
Версия 1.1 (12/04/2004):
1. Добавлено 9 видеокарт и одна материнская плата со встроеной графикой:
- Xelo GeForce FX5700 128Mb
- Xelo GeForce FX5600 XT 128Mb (64-bit)
- Leadtek GeForce FX5700 Ultra 128Mb DDR3
- Leadtek GeForce FX5700 LE 128Mb
- ASUS GeForce MX 4000 128Mb
- MSI GeForce Ti 4800SE 128Mb
- GeXcube Radeon 9600XT Turbo 128Mb (+100 DDR)
- HIS Radeon 9600XT Turbo 128Mb (+50 DDR)
- HIS Radeon 9800Pro IceQ 128Mb
- Материнская плата Shuttle FT62 (чипсет ATI Radeon 9100 IGP)
2. В трех тестовых программах (Comanche 4 Bench, Codecreatures Benchmark Pro и UT2003) сняты результаты при "агрессивных настройках качества" в режимах 4/8/16xAF (анизотропная фильтрация) в сочетании с включенным 4xAA (антиальязинг). Для карт NVIDIA используется режимы 4/8xAF.
Цель тестирования - показать разницу в производительности предлагаемых решений NVIDIA и ATI.
30 VGA решений, 13 тестовых программ.
II. Видеокарты:
Карты NVIDIA | Чип | Процесс | Core/Mem | Mem type | Конвееров / текстурников |
PS | Прим | Img |
GeForce 6800Ultra 256Mb Reference | NV40 | 0,13 mk | 400/1100DDR3 | 256-bit 2 ns |
16(32)/1(0) | 3.0 | ref | |
FX5950 Ultra GT 256Mb GIGABYTE | NV38 | 0,13 mk | 520/950DDR | 256-bit 2 ns |
8(4)/1(2) | 2.0 | * | фото |
FX5950 Ultra 256Mb MSI | NV38 | 0,13 mk | 475/950DDR | 256-bit 2 ns |
8(4)/1(2) | 2.0 | ref | |
FX5900 Ultra 256Mb ASUS | NV35 | 0,13 mk | 450/850DDRII | 256-bit | 8(4)/1(2) | 2.0 | ref | |
FX5900 128Mb ABIT | NV35 | 0,13 mk | 400/850DDR | 256-bit 2,2 ns |
8(4)/1(2) | 2.0 | ref | фото |
FX5900XT 128Mb Prolink | NV35 | 0,13 mk | 390/700DDR | 256-bit | 8(4)/1(2) | 2.0 | ref | фото |
FX5900 Gamer Edition 128Mb ASUS | NV35 | 0,13 mk | 400/700DDR | 256-bit 2.8ns |
8(4)/1(2) | 2.0 | ref | |
FX5700 Ultra 128Mb Leadtek | NV36 | 0,13 mk | 475/950DDR3 | 128-bit 2,2 ns |
4(2)/1(2) | 2.0 | ref | |
FX5700 Ultra 128Mb GIGABYTE | NV36 | 0,13 mk | 475/900DDR2 | 128-bit 2,2 ns |
4(2)/1(2) | 2.0 | ref | |
FX5600 Ultra 128Mb ABIT | NV31 | 0,13 mk | 350/700DDR | 128-bit 2,8 ns |
4(2)/1 | 2,0 | ** | фото |
FX5200 128Mb Palit | NV34 | 0,15 mk | 250/300DDR | 128-bit 6 ns |
2/1 | 2,0 | *** | |
Ti4200-8x 128Mb ASUS | NV28 | 0,15 mk | 275/600DDR | 128-bit | 4/2 | 1,3 | **** | |
MX440-8x 64Mb ASUS | NV18 | 0,15 mk | 270/500DDR | 128-bit | 2/2 | - | ref | |
GeForce2 MX 64Mb ASUS | NV11 | 0,18 mk | 175/166SDR | 128-bit | 2/2 | - | ref |
* Увеличена частота ядра с 475 до 520 Mhz. Самая быстрая FX5950 Ultra;
** Первая версия ядра NV31, впоследствии был выпущен улучшенный вариант. Подробности в обзоре "FX 5600Ultra против Radeon 9600Pro";
*** Использована более медленная память - 6 ns вместо референсных 5 ns;
**** По сравнению с референс дизайном Ti4200-8x, увеличена частота ядра (275 вместо 250Mhz) и памяти (600 вместо 500Mhz). Самая быстрая Ti4200-8x.
Карты ATI | Чип | Процесс | Core/Mem | Mem type | Конв / тек |
PS | Прим | Img |
Radeon X800 XT 256Mb Reference | R420 | 0,13 mk | 520/1120DDR3 | 256-bit 1,6 ns |
161 | 2,0 | ref | |
Radeon X800 Pro 256Mb PowerColor | R420 | 0,13 mk | 475/900DDR3 | 256-bit 2,0 ns |
121 | 2,0 | ref | |
Radeon 9800 XT 256Mb ASUS | R360 | 0,15 mk | 412/730DDR | 256-bit 2,5 ns |
81 | 2,0 | фото | |
Radeon 9800Pro 256Mb GIGABYTE | R350 | 0,15 mk | 380/680DDR2 | 256-bit 2,2 ns |
81 | 2,0 | ref | |
Radeon 9800SE 128Mb Sapphire | R350 | 0,15 mk | 325/540DDR | 128-bit 3,3 ns |
41 | 2,0 | * | |
Radeon 9700Pro 128Mb HIS | R300 | 0,15 mk | 325/620DDR | 256-bit | 81 | 2,0 | ref | |
Radeon 9600XT 128Mb Extrem GeXcube | RV360 | 0,13 mk | 500/700DDR | 128-bit 3,3 ns |
41 | 2,0 | ** | фото |
Radeon 9600XT 128Mb Turbo HIS | RV360 | 0,13 mk | 500/650DDR | 128-bit 3,3 ns |
41 | 2,0 | *** | |
Radeon 9600XT 128Mb ASUS | RV360 | 0,13 mk | 500/600DDR | 128-bit 3,3 ns |
41 | 2,0 | ref | |
Radeon 9600Pro 128Mb ATI | RV350 | 0,13 mk | 400/600DDR | 128-bit 3,3 ns |
41 | 2,0 | ref | |
Radeon 9600SE 128Mb Sapphire | RV350 | 0,13 mk | 325/400DDR | 64-bit 5 ns |
41 | 2,0 | **** | |
Radeon 9550XT 128Mb GeXcube | RV360 | 0,13 mk | 400/500DDR | 128-bit 3,3 ns |
41 | 2,0 | фото | |
Radeon 9500 64Mb GIGABYTE | R300 | 0,15 mk | 275/540DDR | 128-bit 3,6 ns |
41 | 2,0 | ref | |
Radeon 9200 128Mb GIGABYTE | RV280 | 0,15 mk | 250/400DDR | 128-bit 4 ns |
41 | 1,4 | ref |
* Пониженная структура организации памяти - 128-bit вместо 256-bit;
** Повышенный клокинг памяти (на 100Mhz) по сравнению с референсом;
*** Повышенный клокинг памяти (на 50Mhz) по сравнению с референсом;
**** Пониженная структура организации памяти - 64-bit вместо 128-bit.
III. Стенд и тестовые программы:
CPU | P4 3,2Mhz 800FSB (Northwood D1) |
Mb | Epox 4PDA2+ (i865PE) |
Memory | PC2700 2x512Mb 400Mhz в двухканальном режиме Тайминги - 2,5:8:4:4 |
OS | WinXP + SP1 + DX9b |
Драйверы | Detonator 56,72
Catalyst 4,6 |
Тестовые программы:
-
Cинтетика:
- 3DMark2003 v340 (комплексный DirectX 9.0 тест);
- 3DMark2001SE v330 (комплексный DirectX 8.1 тест);
- Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L);
- AquaMark 3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscore);
- Final Fantasy XI Official Benchmark 2 (бенчмарк для оценки производительности в будущей игре Final Fantasy XI. Данных по характеристикам движка игры разработчики не предоставляют);
- Village Mark (тест на эффективность отсечения невидимых поверхностей)
Старые игры:
- Comanche 4 Bench (DirectX 7, все режимы качества)
- Unreal Tournament 2003 (DirectX 8.1, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing, все режимы качества);
Новые игры:
- Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L);
- X2: The Threat Demo (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, режим встроенного в демо-версию бенчмарка);
- Half-life 2 leaked beta (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, собственная демка-бенчмарк "3Dnews001");
- Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, в качестве демки использовалась "Paris5_4 Demo");
- FarCry (DirectX 9.0, Pixel Shaders 2.0, настройки качества на максимально возможном уровне, использовалась собственная записанная демка "3dnews001").
- FireStarter (DirectX 8.1/DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры, система частиц, динамические источники света, проецируемые текстуры, качество максимально возможное);
- HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, качество максимально возможное);
IV. Тесты: Синтетика

Появление решений ATI X800 XT и NVIDIA GeForce 6800Ultra задает новый уровень производительности карт Hi-End сектора. В марках 2003 разница между ними не принциальна и в процентном отношении составляет 1%. Зато отчетливо видна вся ступенька предыдущего Hi-End`а - от ATI Radeon9700Pro до FX5950Ultra в версии GT (Gigabyte). Следующие год-полтора (когда произойдет очередной подобный рывок) компании посветят заполнению получившейся ниши между вчерашними и нынешними чемпионами. Первая ласточка в наших графиках - ATI X800 Pro, которую уже можно найти в продаже. От NVIDIA будет сразу два промежуточных решения - GeForce 6800 GT и GeForce 6800 nonultra, но их пока не видать...
В среднем ценовом диапазоне царит полный застой. У NVIDIA анонсированы PCI-Ex версии старых карт. У ATI есть анонсированный чип X600. Ни того ни другого на прилавках пока нет, но должны точно проявиться в июле - иначе пользователям просто нечего будет ставить в новые PCI-Ex платформы. Не стоит ожидать, что их производительность изменится хоть на йоту. В сектор "старый Hi-End" они не попадут и останутся там где им положено.
А вот в секторе Low-end неожиданное появление карты ATI Radeon 9550XT совершило мини-революцию! Карта пришла на замену Radeon9200 и ее основная задача - вынести с рынка конкурента NVIDIA FX5200, что ей вполне под силу, учитывая ценовой фактор.
По встроенной графике стандартный вывод - если сравнивать ATI Radeon9100 и Intel 865G, то решение от Intel вообще не является "трехмерным". Из нашего набора тестов, i865G прошел всего 4 испытания, показав производительность на уровне GeForce2 MX 64Mb. Обязательно посмотрим и добавим i915G (DirectX 8.1), как только получим первую плату. Дай бог, если он хотя бы приблизится к ATI Radeon9100.

Канонический тест "для спортсменов".

Village Mark - старый тест на эффективность отсечения невидимых поверхностей. Тест не выводит результаты, превышающие 200FPS, считая их ошибочными. Новые карты запросто вылетают за этот потолок даже на разрешении 1600x1200 и кто из них быстрее "отсекает" - понять невозможно :-))) А вот ATI Radeon X800 Pro еще остался в графике.

Codecreatures в "попугаях" т.е. без включения AA и AF, демонстрирует традиционную победу NVIDIA и в Hi и в Middle секторе. ATI уверенно побеждает только в low-end.

Но при включении агрессивных настроек качества, Codecreatures демонстрирует весьма интересные результаты - архитектура Radeon проваливается меньше и это видно на примере всех карт всех поколений.

В Aquamark3 "зеленые" уверенно лидируют. Ничего удивительного - тест прекрасно оптимизирован под компиллятор NVIDIA.

Жуткое верхнее засилие красных игроков, но NVIDIA GeForce 6800Ultra возглавляет победный список.
V. Тесты: Старые игры (DX7, DX8)

Comanche4 (DX7) снятый последовательно: красные и зеленые это просто 4AA, а синие линии, это последовательно 4AA+4AF/4AA+8AF/4AA+16AF. Последний режим поддерживается только в последних решениях NVIDIA и всех предыдущих ATI. Необходимо отдавать себе отчет, что тест невероятно стар, но хоть что-то из DX7 необходимо оставить ;-)
Сортировка графика произведена по параметру 4AA+8AF, как самому "справедливому" для этого старья.

UT2003 (DX8.1), так же ввиду своей устарелости идеально подходит для снятия показаний при агрессивных настройках качеста (на DX9 играх подобные настройки слабо играбельны). К сожалению, данные по GeForce 6800Ultra в некоторых тестах не сняты - карта была у нас несколько часов, просто не успели. Но даже на примере новых карт ATI видно, насколько несущественно падение при включении агрессивных настроек качества для современных карт.
VI. Тесты: Новые игры (DX9)

Хоть тест формально считается DX9, но поддерживаемая версия пиксельных шейдеров - 1.1.


Игра "X2-The Treat" не использует пиксельных шейдеров, а основана на трафаретных тенях, которые лучше реализованы у карт NVIDIA.

"Tomb Rider: Angel of Darkness" в демке "paris5_4" интенсивно использует пиксельные шейдеры 2.0. Результат на лицо.

Украденная демка Half-Life2 прекрасно демонстрирует тот факт, что если не проводить оптимизацию и на уровне драйверов и на уровне кода самой игры, то это настоящая катастрофа для компании NVIDIA. Сложная структура их компиллятора и длинный конвеер требуют аккуратного обращения. Перед выходом, игру приведут в порядок, а пока этот график носит не более чем "факультативную" нагрузку.

C игрой " Far Cry " случился тот самый канонический случай, когда сначала вышла демо версия (со встроенным бенчем), потом сама игра, а потом первый патч. И с каждым разом карты NVIDIA существенно прибавляли fps. Расклад по результатам в демо версии Far Cry можно посмотреть в VGA Roundup '2004. Ver 1.1. Кстати, разработчики грозятся вторым патчем.


Firestarter и HALO новички в сводном тестировании и сняты результаты еще не всех карт, но ключевые решения охвачены полностью.
Выводы
Hi-EndИтак, что можно посоветовать в верхнем секторе для покупки? C выходом R420 и NV40 появилось новое понятие - "старый и новый hi-end", т.к. производительность выросла просто несоизмеримо. И, в дополнение ко всему, видеокарты разделились на две линейки - AGP и PCI-Ex. Т.е., в самое ближайшее время нас ожидает огромное разнообразие продуктов на рынке VGA.
А пока... а пока из всех новинок есть только ATI X800 Pro в версии AGP, причем по цене 500$ вместо обещанных 300$. С чипом NV40 повторяется история двухлетней давности (NV30) - его просто нет, хотя со дня презентации прошло уже три месяца. Это все из разряда "bad news", а из хороших - ATI грозится опустить цены на Radeon 9800Pro до 200$ ;-)
Middle
В среднем секторе без изменений - рулит Nvidia FX5900XT, цена на который уже опустилась до 160$. Чуть менее производительный Radeon9600XT идет по 150$. Но только упаси боже обращать внимание на всяческие LE и XT (NVIDIA) и SE (ATI). Также, не стоит гоняться за вариантами 256Mb - эта цифра не более чем обычный маркетинг. Для верхнего сектора это оправдано - все же Hi-End, а для среднего сектора - недопустимая роскошь.
Low-end
В нижнем секторе новый фаворит и однозначный лидер - Radeon 9550XT, который на самом деле является чипом RV360 (9600XT), но с пониженным клокингом ядра. По производительности он стоит где-то рядом с FX5600Ultra, перемещая нынешний low во вчерашний Middle сектор.
Вот, собственно и все. Ждем версий PCI-Ex... Ну, и NV40, наконец, в единичных экзлемплярах все же достигнет прилавков?
Результаты тестирования в формате .xls vga-roundup.zip - 37kb
Дополнительные материалы:



Форум:




Методика тестирования:







