Цифровой автомобиль

Автодайджест №277: гибридная «Гранта» и BMW X5 M

⇣ Содержание

#Автомобильные новости

Выход каждой новинки в семействе BMW M становится настоящим событием в автомобильной отрасли. За машинами этой серии следят даже те, кто далек от мира дорогих спортивных моделей. Все из-за того, что именно на автомобилях M-серии происходит обкатка самых современных технологий немецкого концерна. И хотя коррективу в эту тенденцию внесли модели BMW i3 и i8, которые по количеству инноваций оставят далеко позади даже BMW M6, узнавать о последних наработках в данной области все равно крайне интересно.

На прошлой неделе состоялся двойной анонс: немцы представили одновременно X5 M и X6 M. В техническом плане эти кроссоверы идентичны. Если вы пристально следите за новинками BMW, то можете вспомнить, что у нового BMW X5 F15 уже есть M-версия: это модель X5 M50d, в которой установлен 381-сильный трехлитровый дизельный двигатель. Однако не все любители быстрых паркетников положительно относятся к рокоту мотора, работающего на «тяжелом топливе». Специально для них и были выпущены новые X5 M и X6 M.

На сей раз BMW ударилась в унификацию сильнее обычного. Раньше X5 и X6 можно было легко отличить друг от друга в любом ракурсе, а теперь посмотрите на новые X5 M и X6 M: при взгляде анфас эти братья похожи как две капли воды. Зато их нетрудно выделить на фоне других версий. Большой передний воздухозаборник в форме трапеции позволяет узнать спецверсию даже при сравнении с заряженным X5 M50d. Опознать топовые модификации во время движения в потоке наверняка не так просто: они скроются быстрее, чем вы найдете на них логотип M-серии. Особенно внимательные успеют распознать новый бампер и два двойных патрубка выхлопной системы.

Если визуально BMW X5 M и X6 M еще можно отличить друг от друга по форме кузова, то технически они полностью идентичны. В текущем поколении инженеры BMW ограничились доработками существующих агрегатов. Немцы с 2008 года используют 4,4-литровый турбированный двигатель N63, а в 2010 году на арену впервые была выведена его форсированная модификация S63. Этот агрегат дебютировал четыре года назад именно на X5 M и X6 M, и в новых поколениях горячих кроссоверов использована его слегка модернизированная версия. Мотористы повысили мощность с 555 до 575 лошадиных сил и увеличили крутящий момент с 680 до 750 Н·м.

Чтобы прибавка живительной силы оказалась более эффективной, немцы установили новую автоматическую трансмиссию M Steptronic. У нее в активе восемь передач, в то время как у предшественницы было «всего» шесть. Повышение отдачи и использование модернизированного «автомата» позволило заметно оживить кроссоверы: теперь BMW X5 M и X6 M разгоняются с 0 до 100 км/ч за 4,2 секунды (было 4,7). А вот максимальная скорость осталась прежней — 250 км/ч. Реальные возможности кроссоверов после снятия электронного ошейника производитель не озвучил.

Примечательно, что теперь спортивные кроссоверы BMW способны на равных тягаться даже с купе BMW M6. Вероятно, возрастающее сопротивление воздуха не позволит паркетникам ехать ноздря в ноздрю с двухдверкой на высоких скоростях, однако любопытен сам факт идентичной прыткости на старте. Вряд ли высокий центр тяжести позволит X5 M и X6 M сравниться с M6 на извилистом треке, хотя специалисты BMW M GmbH говорят о пригодности новых моделей для Нюрбургринга, а перегрузки при прохождении «Зеленого ада» достигают 1,2 g.

На этом положительные новости о паркетниках не заканчиваются. Несмотря на впечатляющие показатели мощности и динамики, BMW X5 M и X6 M окажутся вполне благосклонными к топливным расходам хозяина. Средний расход топлива в сравнении с предыдущим поколением снизится с 13,9 литра на 100 километров до 11,1. Конечно, при задействовании всего потенциала 4,4-литрового мотора реальный аппетит автомобилей окажется существенно выше заявленного.

Продажи впечатляющих новинок начнутся весной 2015 года. В США BMW X5 M будет стоить 99 650 долларов, X6 M окажется чуть дороже — 103 050 долларов.

#Электрокары и гибриды

Сегодня в разделе инновационных транспортных средств мы познакомимся с необычным гостем — новейшей отечественной разработкой. Весной 2012 года Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на разработку перспективных гибридных моделей. В области легковых автомобилей победителем стал АвтоВАЗ. Согласно контракту, правительство выделяло на работы 500 миллионов рублей, столько же обязывался вложить тольяттинский гигант. Теперь двухлетний срок подошел к концу, и производитель представил результат своей деятельности. Первый отчет опубликовал журнал «Авторевю».

В основу экспериментального автомобиля легла «Лада-Гранта». Прототипам отведен индекс ВАЗ-21904. Вообще АвтоВАЗ обещал представить несколько вариантов гибридных легковушек, поэтому где-то по сей день проходят испытания еще три модели, с иными характеристиками. Если же говорить конкретно об этом гибриде, то в нем использовано несколько интересных инженерных решений. К примеру, электромотор расположился непосредственно в трансмиссии, при этом сама коробка переключения передач была подвергнута минимальным изменениям. Для этого компактный электромотор мощностью 11 кВт (15 лошадиных сил) был установлен вместо пятой передачи на собственном «роботе» АвтоВАЗа. Таким образом, двигатель напрямую вращает первичный вал.

Такое решение продиктовано экономией: производитель смог использовать прежний картер трансмиссии и все ее наполнение, то есть список переделок оказался минимальным. Исчезнувшая пятая передача будет напоминать о себе на трассе, однако даже на четвертой легковушка способна развивать необходимые по регламенту 160 км/ч.

Электромотор необычной «Гранты» разработан в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). Как и электродвигатель, литий-ионная батарея отечественного гибрида не будоражит воображения: ее емкость составляет 5 кВт·ч. Для лучшей развесовки ее установили в багажнике. Производитель пока не уточняет пробег в полностью электрическом режиме. По предварительным данным, его будет достаточно для дневных поездок среднестатистического россиянина. А еще этот автомобиль может заряжаться от обычной бытовой розетки.

В гибридной «Гранте» даже двигатель внутреннего сгорания использован необычный. Согласно техническому заданию, он должен быть турбированным. Сказано — сделано: на 1,4-литровый атмосферный моторчик от «Калины» навесили турбокомпрессор. Эта операция проводилась под присмотром британской инжиниринговой компании Ricardo. В результате нехитрой манипуляции мощность возросла с 89 лошадиных сил до 163! Если учесть 15 «электролошадок», суммарная отдача гибрида достигает 178 лошадиных сил. В итоге у АвтоВАЗа получился очень нескучный автомобиль. Производитель пока не говорит о динамике, а вот расход топлива должен сократиться на 21 процент относительно показателя обычной 1,6-литровой «Гранты».

Пока гибридная «Гранта» является всего лишь прототипом, причем не единственным. В других экземплярах может быть использована другая начинка. К тому же все мы знаем, куда нередко попадают опытные образцы отечественной автомобильной техники: в лучшем случае — в музей. Не исключено, что гибрид все же доберется до розничных продаж, как Lada Ellada. Вот только за российский электрокар просят больше миллиона рублей. Зато даже при пессимистичном варианте развития событий у АвтоВАЗа появится собственный турбированный мотор. Он может быть использован на ближайших новинках производителя.

Теперь перейдем к более знакомым гибридам. В свое время Chevrolet Volt наделал немало шума. Автомобильный гигант General Motors развернул широкую рекламную кампанию, причем инновационный лифтбэк назывался исключительно электрокаром. Двигатель внутреннего сгорания на этой модели изначально должен был якобы только подзаряжать батареи. В этом Volt противопоставлялся модели Toyota Prius, признанному лидеру в сегменте автомобилей с экологическим уклоном. Однако на деле оказалось, что гибриды из США и Японии очень схожи в техническом плане. Основным отличием Volt является возможность внешней зарядки, хотя с выходом Prius Plug-in и это преимущество кануло в Лету. Но как будет работать Chevrolet Volt второго поколения? Автомобиль будет представлен через пару месяцев, и, чтобы подогреть к нему интерес, американцы уже начали рассказывать о его технической начинке.

Следующий Volt разрабатывался с учетом пожеланий владельцев автомобилей первого поколения. Причем их никто и не спрашивал: производитель просто посмотрел на статистику эксплуатации своего гибрида. По данным Алана Бати (Alan Batey), главы Chevrolet, более 80 процентов всех поездок на Chevrolet Volt проходили в полностью электрическом режиме. Это действительно впечатляющий результат, особенно если учесть максимальный пробег на полностью заряженном аккумуляторе — около 60 километров. Чтобы сделать впечатления от Volt еще более положительными, в разработке второго поколения основной упор был сделан именно на батарею. Однако пока инженеры не приводят никаких данных о дальнобойности новинки.

Аккумулятор разработан специалистами General Motors при поддержке LG Chem. Оптимизация химических процессов позволила увеличить удельную емкость ячеек в пересчете на объем примерно на 20 процентов. Вместе с тем общее количество ячеек уменьшено с 288 до 192. Жонглируя числами, американцы окончательно всех запутали: пока так и неясно, насколько возрастет общая емкость модуля и возрастет ли она вообще. Зато уже известно, что аккумуляторы станут легче на 13 кг. К тому же они будут установлены немного ниже, что положительно скажется на центре тяжести (он будет ближе к земле).

Представители General Motors хвастаются надежностью. На 69 000 выпущенных гибридов Chevrolet Volt первого поколения установлено примерно 20 миллионов аккумуляторных ячеек, причем, согласно статистике, на каждый миллион приходится менее двух проблемных батареек, что является превосходным результатом. Производитель видит в этом заслугу системы поддержания температуры аккумуляторов. Благодаря подогреву в холодное время года она позволяет не только продлить срок службы АКБ, но и уменьшить потери заряда. Эта же система будет установлена и в автомобиле второго поколения. Если же возвращаться к максимальному пробегу без подзарядки, то он должен увеличиться больше, чем ожидают многие владельцы автомобиля. Точные спецификации будут объявлены в январе на авто-шоу в Детройте.

Во втором Chevrolet Volt будет использоваться пара более современных электромоторов. Их эффективность должна вырасти на 5-12 процентов, при этом общая масса сократится на 45 кг. Вместе с тем гибрид должен стать динамичнее. Особенно ярко это будет проявляться в полностью электрическом режиме, при котором разгон окажется более чем на 20 процентов интенсивнее.

Наконец, следующий Chevrolet Volt получит новый двигатель внутреннего сгорания. Объем бензиновой «четверки» возрастет с 1,4 до 1,5 литра. Инженеры использовали непосредственный впрыск топлива и высокую степень сжатия — 12,5:1.

Презентация General Motors порождает много вопросов. В конце концов, пока неясно, насколько новый Chevrolet Volt окажется лучше прежнего. Однако уже сейчас можно признать успешность эксперимента: сам производитель не ожидал, что владельцы гибрида будут столь интенсивно использовать электрический режим. Все «Вольты» в сумме проехали более 600 миллионов электрических миль. Но не все столь радужно: в сентябре продажи Chevrolet Volt упали до 1394 машин, что является худшим результатом с начала года. Возможно, спрос снижается на волне ожидания автомобиля второго поколения. Он появится совсем скоро: гибрид, как мы уже говорили, представят на автосалоне в Детройте, который пройдет в январе.

Недавно в автомобильной столице США была возрождена марка Detroit Electric. Она функционировала с 1907 по 1939 годы и за это время выпустила примерно 13 тысяч электрических машин. В 2008 году давно забытую компанию решил возродить Альберт Лам (Albert Lam), бывший генеральный директор Lotus Engineering Group и исполнительный директор Lotus Cars of England. Никого не удивило, какую модель предприниматель решил взять за основу: это оказался спорткар Lotus Exige. Британские автомобили не в первый раз переводят на электрическую диету. Даже Tesla Roadster, дебютный электрокар Tesla Motors, был кровным братом Lotus Elise. О проекте Detroit Electric SP:01 мы рассказывали полтора года назад. Тогда Альберт Лам планировал начать серийный выпуск еще в августе 2013 года, а к текущему моменту арсенал Detroit Electric должен был пополниться еще двумя моделями. Однако с тех пор о Detroit Electric SP:01 почти ничего не было слышно. Однако новинка вовсе не канула в Лету: впервые за долгое время производитель наконец-то сообщил несколько новостей о подготовке к выпуску.

Теперь начало выпуска Detroit Electric SP:01 намечено на первую половину 2015 года. Электрокар можно будет купить в Азии, Европе и Северной Америке. За прошедшие с момента анонса полтора года технические характеристики спортивной модели немного изменились. Вместо электромотора, выдающего 200 лошадиных сил и 225 Н·м, в Detroit Electric SP:01 установили агрегат с более выдающимися параметрами: 278 «электролошадок» и 280 Н·м. Правда, скоростные показатели не изменились: с 0 до 96 км/ч (60 миль в час) автомобиль разгоняется за 3,7 секунды, а «максималка» составляет 250 км/ч. Сведения о батарее также остаются неизменными: аккумулятор емкостью 37 кВт·ч позволит проехать до 288 километров.

Компания Detroit Electric не только уточнила параметры дебютной модели и свои производственные планы, но и опубликовала пару свежих фотографий. Внешний вид электрокара был немного изменен: на корме появилось антикрыло, к тому же дизайнеры установили другой задний бампер. Фотографии передней части обновленной предсерийной версии пока не были предоставлены.

#Автомобильные технологии

Машины с системами автопилотирования становятся все ближе. О своем намерении представить собственные умные комплексы оповестили многие крупные производители, однако Honda долгое время сохраняла молчание. Теперь заговорила и она: система Sensing дебютирует на седане Legend следующего поколения. Эта модель поступит в продажу в Японии до конца текущего года. Однако пока Honda не заявляет о создании полноценного автопилота — скорее, это электронный ассистент водителя.

Новый комплекс состоит из двух видов сенсоров. Работающий в миллиметровом диапазоне радар установлен в передней решетке, а камера приклеена к верхней части ветрового стекла. Два устройства удачно дополняют друг друга: вместе они могут определять даже маленькие объекты на расстоянии до 60 метров.

Благодаря точности радара и камеры японские инженеры реализовали интересные функции. К примеру, Pedestrian Collision Mitigation Steering System позволяет не только автоматически останавливаться перед пешеходами, но и объезжать их без вмешательства человека. Компьютер анализирует массу факторов: расстояние до объекта, скорость автомобиля и даже намерения водителя. В целом система Sensing помогает избежать не только наезда на пешеходов, но и фронтальных столкновений с другими транспортными средствами и непреднамеренного съезда с полосы движения.

Следующее поколение Honda Legend будет предупреждать водителя о надвигающейся опасности. Это будет проявляться в подаче звуковых и визуальных сигналов. Если конкретная ситуация потребует изменения курса автомобиля (к примеру, транспортное средство выехало на полосу встречного движения), то рулевое колесо начнет немного вибрировать. При отсутствии реакции со стороны водителя компьютер будет действовать самостоятельно. Также бизнес-седан научится распознавать сигналы светофора. Дополнительно Honda Legend будет фильтровать случайные нажатия на педаль газа во время остановки или медленного движения в городском заторе.

Конечно, системе Sensing пока далеко до полноценного автопилота. А вот следующее поколение представительского седана Audi A8 сможет полностью обходиться без человека. Об этом на днях сообщил Стефан Мозер (Stefan Moser), глава Audi по телекоммуникационным технологиям. По его словам, немецкая компания в ближайшее время собирается представить автономную машину, которая «всегда будет лучше человека», поскольку она «не звонит, не засматривается на красивых девушек и вообще не отвлекается».

В Ингольштадте полным ходом идут испытания умных машин. Недавно немцы представили концепт Audi RS7 piloted driving, который смог пройти полный круг Хоккенхаймринга в версии DTM за две минуты с копейками, что является достойным результатом. Однако этот заезд проходил в стерильных лабораторных условиях: инженеры использовали спутниковую систему GPS и сеть ретрансляторов, повышающих точность навигации. По большому счету, Audi RS7 piloted driving ехала по виртуальной карте. Однако слова Стефана Мозера вселяют надежду: он считает, что автономная машина должна функционировать везде, а не только на закрытом треке с заранее просчитанной траекторией.

Производитель пока не сообщает технических деталей проекта. Стефан Мозер лишь уточнил, что в будущей Audi A8 будет сразу два модуля управления: основной и запасной, на случай аварийной ситуации. При этом немец отметил, что уже сейчас автопилот работает очень хорошо.

Audi стремится первой выпустить серийную версию своей автономной машины. Ей следует поторопиться, ведь в 2020 году аналогичные системы собираются представить другие компании. На самом деле будущее ближе, чем кажется: премьера Audi A8 следующего поколения пройдет в конце 2015 года, продажи представительского седана начнутся в 2016-м. Концепт этой модели мы увидим уже в текущем месяце, когда откроется автосалон в Лос-Анджелесе.

Примечательно, что Стефан Мозер затронул тему надежности автомобильной электроники. Сегодня все больше систем автомобиля зависят от компьютера, даже колеса поворачивает уже не человек, а программа (в седане Infiniti Q50 применена схема drive-by-wire, при использовании которой между колесами и рулем нет никакой связи). И если ошибка в мультимедийной системе грозит только испорченным настроением, то сбой в управлении может привести к очень печальным последствиям. Если слова Мозера подтвердятся, то Audi застрахуется от этого простым дублированием важных модулей. Это дорогая схема, зато она уже десятилетиями используется в отраслях, где цена ошибки еще выше, — в самолетостроении и космических полетах. Как показывает свежий отчет американского издания Consumer Reports, немцы не зря страхуются от сбоев аппаратуры: количество жалоб на электронику продолжает увеличиваться.

На сей раз сотрудники Consumer Reports изучили отзывы владельцев совсем свежих машин — выпущенных в 2013 году. Исследование было масштабным: журналисты собрали данные по 248 разным моделям. Жалобы были разделены на 17 категорий, при этом именно электроника вызвала больше всего нареканий.

Весь пьедестал почета заняли японские производители. Лучше всех выступил Lexus, в то время как на втором месте расположилась его материнская компания — Toyota. Лучшим среди лучших оказался гибридный хетчбэк Lexus CT 200h: покупатели такого автомобиля могут быть уверены, что в течение первого года владения они могут спать спокойно. С пятой строчки на третью поднялась Mazda.

Четвертое место тоже досталось японцам: автомобили Honda продемонстрировали результат лучше среднего. В дальнейшем расположении брендов трудно найти какую-то привязку к региону или ценовому диапазону. А вот у четырех аутсайдеров есть кое-что общее: Fiat, Jeep, Ram и Dodge входят в недавно созданный концерн Fiat Chrysler Automobiles. Неожиданно слабо выступил и Mercedes-Benz: он стал пятым с конца, причем за год его положение ухудшилось сразу на 11 пунктов. Слабейшей моделью Mercedes-Benz оказался компактный седан CLA250. Даже Ford смог на одну позицию опередить немецкий премиум-бренд. Кстати, в Consumer Reports отметили положительную динамику «голубого овала». Последнее время на системы My Ford сыпалась масса критики, что, видимо, и заставило инженеров прислушаться к гневным отзывам, ведь теперь на сенсорную мультимедийную установку MyFord Touch жалуются только 3 процента опрошенных, хотя в недавнем прошлом количество недовольных достигало 28 процентов.

Самое большое падение продемонстрировала компания Infiniti, которая скатилась сразу на 14 ступеней. Любопытно, что худшей моделью бренда оказался седан Q50 — именно тот, на котором используется инновационная рулевая система drive-by-wire. Тем временем самую впечатляющую динамику продемонстрировал Lincoln: 15 позиций вверх.

Вряд ли на исследование Consumer Reports можно всерьез полагаться при выборе нового или подержанного автомобиля. Однако это неплохой знак производителям: на дублировании систем автономного управления лучше действительно не экономить.

Чтобы не уходить от темы умных машин, приведем еще одну порцию занимательной статистики. Сейчас исследованиями в области автопилотов занимаются в основном компании из Германии, США и Японии. Разумно предположить, что именно в этих странах автономные машины получат наиболее быстрое распространение. Однако у главы китайского офиса немецкого концерна Continental AG на этот счет сформировалась собственная точка зрения. Рольф Кремер (Rolf Kremer) считает, что катализатором в сфере развития и распространения систем автопилотирования станет именно Поднебесная.

Сегодня все инновационные технологии сначала достаются потребителям в Европе и США. Однако тренд может измениться в самой ближайшей перспективе. Исполнительный вице-президент Magna International, одного из крупнейших поставщиков автомобильных комплектующих, Фрэнк О'Брайен (Frank O’Brien) называет это «цифровым образом жизни». Сегодня в Китае больше активных пользователей глобальной сети, чем в любой другой стране мира. Этот факт накладывает свой отпечаток на развитие всего общества. По мнению О'Брайена, сегодня китайцы заинтересованы в современных автомобильных технологиях не только в аспекте развлечений, но и с точки зрения повышения безопасности.

Исследования американской маркетинговой компании Nielsen Holdings показали, что уровень заинтересованности в появлении умных транспортных средств в Китае заметно выше, чем в США и Германии. Более того, жители Поднебесной готовы больше платить за свой комфорт и безопасность: только 10 процентов американцев согласились бы отдавать деньги за автопилот, в то время как почти каждый второй китаец (42 процента) готов приобретать подобные системы. Именно готовность китайцев покупать умные автомобили может стать драйвером роста. По всей видимости, местные компании пока не смогут получить от этого прибыль: сливки снимут крупные концерны из развитых стран.

Американские и европейские эксперты связывают высокий уровень принятия инновационных технологий в Китае с ростом проникновения цифровых технологий в жизнь обычного гражданина. Однако вряд ли жители США или Германии меньше времени проводят в социальных сетях. Тут можно провести несколько иную аналогию. Желание поскорее получить умные машины может быть связано с низкой культурой городского движения. В целом автомобилисты Старого и Нового света ведут себя на дороге более дисциплинированно. В то же время безалаберность водителей из азиатских стран, в частности Китая, приводит к росту опасности и просто нервного напряжения. Если заменить водителей компьютерами, эти проблемы могут исчезнуть. Или разработчики автопилотов смогут интегрировать в ПО национальный колорит?

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥