Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Обзор Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH и тестирование 2-way SLI GeForce GTX 960

⇣ Содержание

#Предисловие

Практически одновременно с официальным анонсом нового графического процессора NVIDIA GM206 и первой протестированной нами видеокарты на его основе — MSI GeForce GTX 960 Gaming — стали появляться оригинальные модели других производителей. Причём появляться реально на прилавках магазинов, а не только в пресс-релизах на официальных сайтах. Одной из самых быстрых таких видеокарт обещает стать Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH, поскольку она наделена не только графическим процессором с ощутимо повышенными частотами, но и разогнанной видеопамятью. С этой видеокартой мы сегодня и будем знакомиться в нашем обзоре.

Тестовая часть сегодняшней статьи отведена под очень занимательное и, можно даже сказать, весёлое тестирование эффективности работы мультипроцессорной технологии NVIDIA SLI на примере пары видеокарт GeForce GTX 960. А весёлым оно получилось потому, что рост производительности как бы есть, но фактической скорости в более-менее современных играх на самом деле нет. Впрочем, обо всём по порядку.

#Технические характеристики видеокарты и рекомендованная стоимость

Технические характеристики видеокарты Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH приведены в таблице в сравнении с параметрами эталонного варианта NVIDIA GeForce GTX 960, NVIDIA GeForce GTX 760 и AMD Radeon R9 285, а также оригинальной версии MSI GeForce GTX 960 Gaming.

Наименование технических характеристик Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH MSI GeForce GTX 960 Gaming NVIDIA GeForce GTX 960 NVIDIA GeForce GTX 760 AMD Radeon R9 285
Графический процессор GM206 Maxwell 2.0 (TSMC) GM206 Maxwell 2.0 (TSMC) GM206 Maxwell 2.0 (TSMC) GK104 Kepler (TSMC) Tonga (TSMC)
Техпроцесс, нм 28 (low-k) 28 (low-k) 28 (low-k) 28 (low-k) 28 (low-k)
Площадь кристалла, мм2 228 228 228 294 366
Число транзисторов, млн 2940 2940 2940 3540 5000
Число блоков растеризации, шт. 2 2 2 4 2
Число геометрических блоков, шт. 8 8 8 6 2
Число вычислительных блоков, шт. 8 8 8 6 28
Число унифицированных шейдерных процессоров, шт. 1024 1024 1024 1152 1792
Число текстурных блоков, шт. 64 64 64 96 112
Число блоков растровых операций (ROPs), шт. 32 32 32 32 32
Частота графического процессора, МГц 3D 1279 (1342 — boost) 1216 (1279 — boost) 1126 (1178 — boost) 980 (1033 — boost) 918
2D 135 135 135 135 300
Теоретическая максимальная скорость закраски, Гпикс/с 40,9 38,9 36,0 31,4 29,5
Теоретическая максимальная скорость выборки текстур, Гтекс/с 81,9 77,8 72,1 94,1 102,8
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
Тип поддерживаемой памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Разрядность шины обмена с памятью, бит 128 128 128 256 256
Эффективная частота работы видеопамяти, МГц 3D 7200 7012 7012 6008 5500
2D 600 600 600 648 600
Объем памяти, Мбайт 2048 2048 2048 2048 / 4096 2048
Полоса пропускания видеопамяти, Гбайт/с 115,2 112,2 112,2 192,3 176,0
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, Вт 3D 120 120 120 170 190
2D н/д н/д н/д н/д н/д
Требования к мощности блока питания, Вт 400 400 450 500 500
Размеры видеокарты, мм (ДхВхТ) 243 × 112 × 51 270 × 128 × 38 н/д 242 × 100 × 36 н/д
Интерфейс PCI-Express x16 (v3.0) PCI-Express x16 (v3.0) PCI-Express x16 (v3.0) PCI-Express x16 (v3.0) PCI-Express x16 (v3.0)
Выходы DVI-I+DVI-D (Dual-Link),
1 × HDMI v2.0,
1 × DisplayPort v1.2
DVI-I (Dual-Link),
1 × HDMI v2.0,
3 × DisplayPort v1.2
DVI-I (Dual-Link),
1 × HDMI v2.0,
3 × DisplayPort v1.2
DVI-I+DVI-D (Dual-Link),
1 × HDMI v1.4a,
1 × DisplayPort v1.2
DVI-I (Dual-Link),
1 × HDMI v1.4a,
2 × mini DisplayPort v1.2
Рекомендованная стоимость, долларов США н/д н/д 199 249 249

#Упаковка и комплектация

Видеокарта Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH относится к серии с длинным названием Golden Sample — Goes Like Hell, о чём нам сразу же говорит соответствующая наклейка на лицевой стороне коробки, в которой поставляется видеокарта. Сама упаковка выполнена и оформлена в типичном для Gainward стиле, легко узнаваемом на прилавках магазинов. На её лицевой стороне приведено фото видеокарты, указано название модели и объём видеопамяти, а также перечислены поддерживаемые технологии NVIDIA.

На обратной стороне коробки приведено описание достоинств нового продукта, расписаны особенности фирменной системы охлаждения, а рядом указаны минимальные системные требования.

Если и этого кому-то покажется мало, то верхняя панель коробки откидывается, и там можно не только увидеть саму видеокарту через пластиковое окно, но и прочитать про все её особенности.

Помимо всего прочего, обладатели Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH могут рассчитывать на экстремально низкий уровень шума и на шестиградусное снижение температуры.

Внутри картонной коробки находится пластиковая оболочка, в центральном отсеке которой зафиксирована видеокарта. Под ней, в отдельном плоском отсеке, располагаются немногочисленные аксессуары, в числе которых кабель-переходник для подключения дополнительного питания, переходник с DVI на D-Sub, инструкция по установке видеокарты и компакт-диск с драйверами и фирменной утилитой для разгона и мониторинга Gainward ExperTool.

Выпускается видеокарта в Китае. В продаже Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH на момент подготовки статьи пока не появилась, но вряд ли её стоимость будет серьёзно отличаться от рекомендованной NVIDIA цены на GeForce GTX 960 ($199 или 13 990 руб.), поскольку цены на другие оригинальные GeForce GTX 960 уже сегодня близки к этой отметке. Добавим, что гарантийный срок равен двум годам.

#Дизайн и особенности печатной платы

Внешне новую Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH очень сложно отличить от, например, флагманской Gainward GeForce GTX 770 Phantom, которую мы тестировали ещё в середине 2013 года. Разве что несколько меньшие размеры выдают её более низкий ранг в линейке. Характерный для «Фантомов» дизайн, когда лицевая сторона видеокарты и вентиляторы системы охлаждения скрыты за радиатором, нашёл своё место и здесь. Однако с обратной стороны видна укороченная печатная плата и перфорированная металлическая надставка.

Сверху через прорези просматриваются сами вентиляторы и даже можно разглядеть тепловые трубки. Размеры Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH составляют 243 × 112 × 51 мм. Здесь нужно помнить, что при такой толщине видеокарты её использование в SLI-конфигурации возможно, только если следующий адаптер стоит через два PCI-слота от неё на материнской плате или в качестве второй видеокарты.

В отличие от ранее протестированной нами MSI GeForce GTX 960 Gaming, на Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH установлены два DVI-выхода (оба Dual-Link), один HDMI версии 2.0 и один DisplayPort версии 1.2.

Осталось место и решётке для частичного выброса нагретого воздуха за пределы корпуса системного блока, что — с учётом конструкции кулера этой видеокарты — имеет большее значение, нежели в других оригинальных моделях.

На своём штатном месте размещён один разъём для создания 2-way SLI-конфигурации, а на противоположной стороне верхней грани текстолита распаян шестиконтактный разъём для подключения дополнительного питания.

Заявленный уровень энергопотребления видеокарты составляет 120 ватт, а мощность рекомендованного блока питания для системы с одной такой видеокартой должна составлять не менее 400 ватт.

После снятия системы охлаждения, закреплённой на печатной плате четырьмя винтами по периметру графического процессора, становится видна лицевая сторона укороченной печатной платы и небольшой алюминиевый радиатор на силовых элементах.

Отметим, что гарантия при снятии кулера теряется.

По дизайну короткая печатная плата напоминает PCB Palit GeForce GTX 970 JetStream, но, конечно же, в существенно упрощённом виде. Как и на MSI GeForce GTX 960 Gaming, обращают на себя внимание пустующие контактные площадки на лицевой и обратной стороне платы под микросхемы памяти (да, да, все мы очень ждём GeForce GTX 960 Ti с 192-битной шиной памяти и тремя гигабайтами!).

Четырёхфазная система питания построена с использованием долговечных твердотельных конденсаторов и силовых транзисторов RdsON.

Пара дополнительных твердотельных конденсаторов распаяна на обратной стороне печатной платы, в зоне напротив графического процессора.

За управление питанием графического процессора отвечает цифровой контроллер NCP81174 производства ON Semiconductor.

Графический процессор NVIDIA GM206 видеокарты Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH, относящийся к версии А1, по периметру подложки закрыт пластиковой рамкой. Если судить по маркировке, кристалл графического процессора выпущен на Тайване на 46 неделе 2014 года (середина ноября).

Его конфигурация стандартна: напомним, GPU содержит 1024 унифицированных шейдерных процессора, 64 текстурных блока и 32 блока растеризации (ROPs). Если на эталонных GeForce GTX 960 базовая частота графического процессора в 3D-режиме составляет 1126 МГц, то у оригинальной версии Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH она повышена до 1279 МГц (+13,6 %), а в форсированном режиме может достигать 1341 МГц, что делает эту видеокарту второй по частоте GPU из объявленных на рынке (первая — EVGA GeForce GTX 960 FTW ACX 2.0+, работающая на частотах 1304-1367 МГц). Более того, по данным мониторинга, частота GPU во время тестов увеличивалась до 1456 МГц! Добавим, что при переходе в 2D-режим частота GPU снижается до 100 МГц при одновременном снижении напряжения с 1,212 В до 0,843 В.

Качество ASIC графического процессора нашего экземпляра видеокарты Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH равно 77,0%.

На видеокарте установлены два штатных гигабайта видеопамяти стандарта GDDR5. Чипы выпущены компанией Samsung Semiconductor и имеют маркировку K4G41325FC-HC28.

Gainward — одна из немногих компаний, которые не пренебрегают заводским разгоном памяти. Вот и на Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH вместо штатных 7012 МГц память функционирует на часттоте 7200 эффективных мегагерц. Таким образом, при 128-битной шине обмена с видеопамятью её теоретическая пропускная способность равна не 112,2 Гбайт/с, а 115,2 Гбайт/с. Напомним, что в 2D-режиме частота памяти снижается до 648 МГц.

Новая версия утилиты GPU-Z уже поддерживает GeForce GTX 960 и знакома с её характеристиками.

Кроме того, теперь можно сохранять BIOS этой модели видеокарты, что мы и сделали для вас. Переходим к системе охлаждения.

#Системы охлаждения — эффективность и уровень шума

Оригинальная система охлаждения Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH представляет собой радиатор на тепловых трубках, между основанием и алюминиевыми пластинами которого разместились два вентилятора.

Остовом конструкции радиатора являются четыре медные никелированные тепловые трубки диаметром 6 мм. Трубки выходят из медного основания, где они лежат в желобках. Крепятся они пайкой.

Пайка используется и в местах контакта трубок с пластинами, в результате чего весь радиатор собран очень качественно, о смещении пластин на трубках или их дребезжании во время работы вентиляторов не может быть и речи.

Интересной «фишкой» кулера Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH являются съёмные вентиляторы, которые закрепляются внутри радиатора на пластиковых полозьях.

Чтобы снять их, достаточно открутить по одному винту на каждом вентиляторе и просто выдвинуть вверх. Так их удобно чистить от пыли или произвести замену, подобрав аналогичную крыльчатку, в случае выхода из строя.

Производителем одиннадцатилопастных крыльчаток является компания Power Logic (модель PLA08015S12HH). Базируются они на гидродинамических подшипниках.

Скорость вращения вентиляторов регулируется автоматически широтно-импульсной модуляцией и, по данным мониторинга, может изменяться в диапазоне от 740 до 2720 об/мин. Добавим, что максимальное энергопотребление каждого такого вентилятора не должно превышать 4,2 Вт.

На элементах силовой цепи установлен небольшой алюминиевый радиатор с термопрокладкой, а в качестве ребра жёсткости и надставки, удлиняющей видеокарту до размеров кулера, используется металлическая пластина с перфорацией.

Для проверки температурного режима работы видеокарты Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH в качестве нагрузки мы использовали пять циклов теста весьма ресурсоёмкой игры Aliens vs. Predator (2010) при максимальном качестве графики в разрешении 2560 × 1440 пикселей с анизотропной фильтрацией уровня 16х и MSAA-сглаживанием степени 4x:

Для мониторинга температур и всех прочих параметров применялись программа MSI Afterburner версии 4.1.0 и утилита GPU-Z версии 0.8.1. Все тесты проводились в закрытом корпусе системного блока, конфигурацию которого вы сможете увидеть в следующем разделе статьи, при средней комнатной температуре 23,4 градуса Цельсия.

При автоматической регулировке скорости вентиляторов максимальная температура ядра видеокарты достигла отметки 63 градуса Цельсия. Это на три градуса Цельсия выше, чем у протестированной до этого MSI GeForce GTX 960 Gaming, но не стоит забывать, что у Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH более высокая частота графического процессора и разогнанная видеопамять.

Автоматический режим (740-1350 об/мин, × 2)

Так что в целом результат более чем удовлетворительный, и оригинальная система охлаждения в очередной раз подтвердила свою высокую эффективность. Отметим, что при автоматической регулировке скорость вентиляторов повысилась с 740 до 1350 об/мин и что видеокарту в таком режиме работы совершенно не слышно на фоне тихого системного блока.

Если вручную задать максимальную скорость вентиляторов, то охлаждаться графический процессор будет лучше лишь на пять градусов Цельсия в пике нагрузки.

Максимальная скорость (2720 об/мин, × 2)

Столь небольшая разница совершенно не оправдывает использование режима максимальной скорости вентиляторов, тем более что шумит видеокарта в таком режиме весьма ощутимо. Насколько она тихая в сравнении с конкурентами, мы узнаем прямо сейчас.

Измерение уровня шума систем охлаждения видеокарт осуществлялось электронным шумомером «ОКТАВА-110А» после часа ночи в полностью закрытой комнате площадью около 20 м2 со стеклопакетами. Уровень шума измерялся вне корпуса системного блока, когда источником шума в комнате являлась исключительно система охлаждения и её вентиляторы. Шумомер, зафиксированный на штативе, всегда располагался строго в одной точке на расстоянии ровно 150 мм от ротора вентилятора/турбины кулера. Материнская плата, в которую была вставлена видеокарта с установленной на неё системой охлаждения, размещалась на самом углу стола на пенополиуретановой подложке. Нижняя граница измерений шумомера составляет 22 дБА, а субъективно комфортный (не путать с низким) уровень шума при измерениях с такого расстояния находится около отметки 36 дБА. Скорость вращения вентиляторов изменялась во всём диапазоне их работы с помощью специального точного контроллера путём изменения питающего напряжения с шагом 0,5 В.

На график и в таблицу с данными об уровне шума Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH мы включили результаты измерений уровня шума видеокарт MSI GeForce GTX 960 Gaming с кулером Twin Frozr V, Gigabyte GeForce GTX 760 OC с кулером WindForce 3X и MSI Radeon R9 280X Gaming с системой охлаждения Twin Frozr IV. Кроме того, наверняка многим будет интересно сравнить уровень шума двух «Фантомов» — двухвентиляторного на GeForce GTX 960 и трёхвентиляторной версии на GeForce GTX 980. Поэтому мы включили на график и в таблицу результаты измерений уровня шума видеокарты Gainward GeForce GTX 980 Phantom. Добавим, что вертикальными пунктирными линиями соответствующего цвета отмечены верхние границы скорости систем охлаждения при их автоматической PWM-регулировке.

Давайте посмотрим на результаты.

Более компактная двухвентиляторная версия системы охлаждения Gainward Phantom действительно оказалась тише трёхвентиляторной во всём скоростном диапазоне работы. Более того, благодаря сравнительно низкому уровню тепловыделения GeForce GTX 960 даже при достаточно высоких частотах вентиляторы кулера Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH работают на меньших скоростях, чем на Gainward GeForce GTX 980 Phantom, и в том числе за счёт этого младшая видеокарта оказывается заметно тише старшей. В то же время сравнение с MSI GeForce GTX 960 Gaming героиня сегодняшнего тестирования проигрывает (речь об уровне шума при автоматической регулировке). Тем не менее на фоне тихого системного блока Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH совсем не слышно, а запас по эффективности таков, что видеокарту без опасений можно эксплуатировать и при вручную зафиксированной скорости вентиляторов в пределах 900 об/мин.

#Оверклокерский потенциал

Прежде всего напомним, что MSI GeForce GTX 960 Gaming разогналась у нас до частот 1351-1414/8280 МГц. В свою очередь, на Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH без изменения напряжения на ядре базовую частоту графического процессора мы смогли увеличить только на 90 МГц, или 7 %, а эффективную частоту видеопамяти удалось поднять лишь на 720 МГц, или на 10,3 %, причём на Gainward установлены точно такие же чипы памяти, как и на MSI.

Однако, поскольку видеокарта Gainward изначально разогнана чуть сильнее, её итоговые частоты после разгона не сильно отличаются от достигнутых на MSI и составляют 1369-1432/7920 МГц.

Минус триста мегагерц по видеопамяти — в сравнении с разгоном MSI GeForce GTX 960 Gaming — при 128-битной шине повлияют на конечную производительность в самой минимальной степени. Так что в целом можно сказать, что после разгона эти видеокарты будут равны по скорости в играх и бенчмарках.

После разгона в 3D-режиме форсированная частота графического процессора Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH достигала отметки 1545 МГц, но чаще всего держалась на границе 1533 МГц, что также весьма неплохо.

Автоматический режим (750-1410 об/мин, x2)

Как видим по графику мониторинга, максимальная температура графического процессора в автоматическом режиме регулировки скорости вентиляторов увеличилась всего на два градуса Цельсия, а сама скорость возросла на 60 об/мин. Иначе говоря, даже разогнанная Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH не становится шумной.

#Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования

Тестирование производительности видеокарт было проведено в закрытом корпусе на системе следующей конфигурации:

  • системная плата: Intel Siler DX79SR (Intel X79 Express, LGA2011, BIOS 0594 от 06.08.2013);
  • центральный процессор: Intel Core i7-3970X Extreme Edition 3,5/4,0 ГГц (Sandy Bridge-E, C2, 1,1 В, 6 × 256 Kбайт L2, 15 Мбайт L3);
  • система охлаждения CPU: Phanteks PH-TC14PЕ (2 × 900 об/мин);
  • термоинтерфейс: ARCTIC MX-4;
  • видеокарты:
  • оперативная память: DDR3 4 × 8 Гбайт G.SKILL TridentX F3-2133C9Q-32GTX (XMP 2133 МГц, 9-11-11-31, 1,6 В);
  • системный диск: Intel SSD 730 480GB (SATA-III, BIOS vL2010400);
  • диск для программ и игр: Western Digital VelociRaptor (SATA-II, 300 Гбайт, 10000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ) в коробке Scythe Quiet Drive 3,5”;
  • архивный диск: Samsung Ecogreen F4 HD204UI (SATA-II, 2 Тбайт, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
  • звуковая карта: Auzen X-Fi HomeTheater HD;
  • корпус: Antec Twelve Hundred (передняя стенка — три Noiseblocker NB-Multiframe S-Series MF12-S2 на 1020 об/мин; задняя — два Noiseblocker NB-BlackSilentPRO PL-1 на 1020 об/мин; верхняя — штатный 200-мм вентилятор на 400 об/мин);
  • панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC3;
  • блок питания: Corsair AX1200i (1200 Вт), 120-мм вентилятор;
  • монитор: 27-дюймовый Samsung S27A850D (DVI-I, 2560 × 1440, 60 Гц).

Для проведения тестов в режиме 2-way SLI компанию видеокарте Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH составит MSI GeForce GTX 960 Gaming, а их противником будет выступать флагманская ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum.

Из-за увеличенной толщины видеокарты Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH мы установили её во второй слот PCI-Express 3.0 на материнской плате, а в первом разместили видеокарту MSI GeForce GTX 960 Gaming. C помощью MSI Afterburner частоты видеокарт были выровнены.

Со стороны AMD сегодня будут выступать оригинальные видеокарты Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC и MSI Radeon R9 280X Gaming.

Все видеокарты тестировались на своих номинальных частотах (не считая выравнивания частот в режиме 2-way SLI). Добавим, что значение Power Limit на всех видеокартах было выставлено на максимум.

Для снижения зависимости производительности видеокарт от скорости платформы 32-нм шестиядерный процессор при множителе 48, опорной частоте 100 МГц и активированной функции Load-Line Calibration был разогнан до 4,8 ГГц при повышении напряжения в BIOS материнской платы до 1,385 В.

Технология Hyper-Threading активирована. При этом 32 Гбайт оперативной памяти функционировали на частоте 2,133 ГГц с таймингами 9-11-11-20_CR1 при напряжении 1,6125 В.

Тестирование, начатое 26 января 2015 года, было проведено под управлением операционной системы Microsoft Windows 7 Ultimate x64 SP1 со всеми критическими обновлениями на указанную дату и с установкой следующих драйверов:

Производительность видеокарт была проверена в двух разрешениях: 1920 × 1080 и 2560 × 1440 пикселей. Для тестов использовались два режима качества графики: Quality + AF16x — качество текстур в драйверах по умолчанию с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и Quality + AF16x + MSAA 4х(8х) с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и полноэкранного сглаживания степени 4x или 8x, в случаях, когда среднее число кадров в секунду оставалось достаточно высоким для комфортной игры. В отдельных играх, в силу специфики их игровых движков, были использованы иные алгоритмы сглаживания, что будет указано далее в методике и на диаграммах. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. Если же данные настройки в играх отсутствовали, то параметры изменялись в панели управления драйверов Catalyst или GeForce. Там же была принудительно отключена вертикальная синхронизация (V-Sync). Кроме указанного, никаких дополнительных изменений в настройки драйверов не вносилось.

Видеокарты были протестированы в двух графических тестах и пятнадцати играх, обновлённых до последних версий на дату начала подготовки материала. Вот как выглядит список тестовых приложений (игры расположены в порядке их официального выхода):

  • 3DMark (2013) (DirectX 9/11) — версия 1.4.780, тестирование в сценах Cloud Gate, Fire Strike, Fire Strike Extreme и Fire Strike Ultra;
  • Unigine Valley Bench (DirectX 11) — версия 1.0, максимальные настройки качества, AF16x и (или) MSAA 8x, разрешение 1920 × 1080 и 2560 × 1440 пикселей;
  • Sleeping Dogs (DirectX 11) — версия 1.5, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool v1.0.2.1, максимальные настройки качества графики по всем пунктам, Hi-Res Textures pack установлен, FPS Limiter и V-Sync отключены, двойной последовательный прогон теста с суммарным сглаживанием на уровне Normal и на уровне Extreme;
  • Hitman: Absolution (DirectX 11) — версия 1.0.447.0, встроенный тест при настройках качества графики на уровне Ultra, тесселяция, FXAA и глобальное освещение включены;
  • Crysis 3 (DirectX 11) — версия 1.2.0.1000, все настройки качества графики на максимум, степень размытости — средняя, блики включены, режимы с FXAA и с MSAA 4x, двойной последовательный проход заскриптованной сцены из начала миссии Swamp продолжительностью 110 секунд;
  • Tomb Raider (2013) (DirectX 11) — версия 1.1.748.0, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, режимы с FXAA и с SSAA 2x, технология TressFX активирована, двойной последовательный проход встроенного в игру теста;
  • BioShock Infinite (DirectX 11) — версия 1.1.25.5165, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool с настройками качества Ultra и Ultra+DOF, двойной прогон встроенного в игру теста;
  • Metro: Last Light (DirectX 11) — версия 1.0.0.15, использовался встроенный в игру тест, настройки качества графики и тесселяции на уровне Very High, технология Advanced PhysX включена, тесты с SSAA и без сглаживания, двойной последовательный проход сцены D6;
  • Company of Heroes 2 (DirectX 11) — версия 3.0.0.16879, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста при максимальных настройках качества графики и физических эффектов;
  • Total War: Rome II (DirectX 11) — версия 2.1.0, настройки качества на уровне Extreme, V-Synс отключён, SSAA активировано, двойной последовательный проход встроенного в игру теста;
  • Batman: Arkham Origins (DirectX 11) — версия 1.0 (update 8), настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, все эффекты активированы, все функции DX11 Enhanced задействованы, Hardware Accelerated PhysX = Normal, двойной последовательный проход встроенного в игру теста;
  • Battlefield 4 (DirectX 11) — версия 111433, все настройки качества графики на Ultra, двойной последовательный проход заскриптованной сцены из начала миссии TASHGAR продолжительностью 110 секунд (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Thief (DirectX 11) — версия 1.7 build 4158.21, настройки качества графики на максимальный уровень, технологии Paralax Occlusion Mapping и Tessellation активированы, двойной последовательный проход встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • GRID Autosport (DirectX 11) — версия 1.0.103.1840, использовался встроенный в игру тест на трассе «Сан-Франциско» (десять машин), настройки качества графики на максимальный уровень по всем пунктам, тесты с MSAA 8x и без сглаживания;
  • Sniper Elite III (DirectX 11) — версия 1.15a, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, тесселяция и все эффекты активированы, тесты с SSAA 4x и без сглаживания, двойной последовательный проход встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Middle-earth: Shadow of Mordor (DirectX 11) — Build v1808.19, все настройки качества вручную выставлены на максимальный и Ultra-уровень, тесселяция и глубина резкости активированы, не менее двух последовательных проходов встроенного в игру бенчмарка;
  • Dragon Age: Inquisition (DirectX 11) — версия 1.0.0.0, максимальные настройки качества, коэффициент разрешения — 100, HBAO Full, тесты с MSAA 4x и без сглаживания, двойной последовательный проход встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle).

Если в играх реализована возможность фиксации минимального числа кадров в секунду, то оно также отражалось на диаграммах. Каждый тест проводился дважды, за окончательный результат принималось лучшее из двух полученных значений, но только в случае, если разница между ними не превышала 1%. Если отклонения прогонов тестов превышали 1%, то тестирование повторялось ещё как минимум один раз, чтобы получить достоверный результат.

#Результаты тестов производительности и их анализ

На диаграммах результаты тестирования видеокарт на графических процессорах NVIDIA отражены светло-зелёной гаммой, а для выделения результатов в 2-way SLI-режиме был выбран тёмно-бирюзовый цвет заливки. В свою очередь, результаты видеокарт на графических процессорах AMD отражены на диаграммах обычным для этого производителя красным цветом.

Изучение и анализ результатов традиционно начнём с полусинтетических бенчмарков.

  • 3DMark (2013)

Эффективность 2-way SLI-конфигурации в 3DMark серьёзно зависима от конкретного теста и его настроек. Если в первой сцене прирост производительности составляет скромные 26 %, то в Fire Strike и в Fire Strike Extreme производительность возрастает уже на достаточно неплохие 62-76 %. А вот в наиболее ресурсоёмком режиме, где объём и пропускная способность памяти имеют определяющее значение, прирост довольно скромен — всего 37 %. Поэтому флагманскую ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт сегодняшнему тандему удаётся обогнать только в двух тестовых режимах из четырёх. В сравнении одиночных видеокарт Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH вполне ожидаемо оказалась чуть быстрее MSI GeForce GTX 960 Gaming.

  • Unigine Valley Bench

Немного иначе складывается ситуация в Unigine Valley.

Здесь прирост производительности 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт в сравнении с одной видеокартой составляет от 76 до 93 % в наиболее ресурсоёмком режиме качества, что позволяет данной связке выйти на один уровень производительности с ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт. По скорости Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH 2 Гбайт вновь чуть быстрее MSI GeForce GTX 960 Gaming 2 Гбайт. Однако мы с вами прекрасно знаем, что бенчмарки хорошо оптимизированы под мультипроцессорные конфигурации, а вот в играх зачастую ситуация совершенно иная.

  • Sleeping Dogs

Несмотря на наши опасения, первая игра тестового списка — Sleeping Dogs — продемонстрировала очень хорошую масштабируемость 2-way SLI GeForce GTX 960.

Довольно старая Sleeping Dogs не так требовательна к объёму видеопамяти, как современные игры, поэтому в ней 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт проявляет себя во всей красе, увеличивая производительность до 96% и совершенно не уступая топовой ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт. Нет проблем и с уровнем минимального FPS, поэтому для данной игры такая связка вполне подходит. Так что пока ставим зачёт.

  • Hitman: Absolution

На удивление успешно 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт удалось выступить в такой критичной к объёму видеопамяти игре, как Hitman: Absolution.

Только в разрешении 2560 × 1440 пикселей с использованием сглаживания образуется провал по минимальному числу кадров в секунду, а в трёх остальных режимах 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт опережает одиночную видеокарту практически вдвое и ничуть не уступает ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт.

  • Crysis 3

Столь же успешен среднебюджетный тандем и в игре Crysis 3.

2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт быстрее одной видеокарты не менее чем на 89 %, вне зависимости от используемого режима качества и разрешения. Причём паре GeForce GTX 960 удаётся немного опережать ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт в трёх тестовых режимах из четырёх. Минимальный FPS возрастает симметрично со средним. Добавим, что в сравнении Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH и MSI GeForce GTX 960 Gaming предсказуемо побеждает первая видеокарта, но разница мизерна.

  • Tomb Raider (2013)

Четвёртая по счёту игра нашего списка Tomb Raider (2013) также оказалась весьма благосклонной к 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт и позволила тандему не менее чем на 92 % опередить одну GeForce GTX 960.

Обходит связка и ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum, нет проблем с ростом минимального FPS… Складывается впечатление, что создание SLI на паре GeForce GTX 960 более чем оправданно, однако не спешите торопить события, ведь пока мы анализируем результаты в не самых новых играх.

  • BioShock Infinite

Не считая общих для видеокарт на графических процессорах NVIDIA проблем с минимальным FPS, в игре BioShock Infinite производительность 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт также находится на очень высоком уровне.

Эффективность работы мультипроцессорной технологии здесь не ниже 80 %, и паре GeForce GTX 960 одолеть одну GeForce GTX 980 не составляет особого труда.

  • Metro: Last Light

Metro: Last Light мы традиционно тестируем с использованием Advanced PhysX и без этой технологии.

В обоих режимах тестирования эффективность работы 2-way SLI на паре GeForce GTX 960 примерно одинакова и варьируется от 50 до 85 %. Разница в производительности между тандемом и ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт невелика: он то немного впереди, то чуть-чуть позади.

  • Company of Heroes 2

Первый тревожный звоночек для 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт прозвучал в игре Company of Heroes 2.

Если со средним числом кадров в секунду ситуация обстоит более-менее нормальным образом, и прирост производительности составляет от 27 до 76 %, то с минимальным картина удручающая — он даже ниже, чем у одиночной видеокарты. Неудивительно, что в данной игре флагманская ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт выглядит куда выгоднее, чем две средние карты в режиме 2-way SLI.

  • Total War: Rome II

К сожалению, не менее ресурсоёмкая Total War: Rome II не позволяет фиксировать минимальный FPS. Со средним же в этой игре всё более-менее нормально для 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт.

Прирост производительности в сравнении с одной видеокартой составляет 66-92 %, а в разрешении 2560х1440 пикселей тандему даже удаётся опередить ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт.

  • Batman: Arkham Origins

Для игры в Batman: Arkham Origins конфигурация с 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт вполне состоятельна как по среднему, так и по минимальному уровню числа кадров в секунду.

Тем не менее одолеть ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт ей не удаётся, хотя отставание минимально.

  • Battlefield 4

Заметно эффективнее тандем работает в Battlefield 4.

Прирост производительности 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт составляет от 79 до 88 %, и при этом в трёх тестовых режимах из четырёх наша связка оказалась чуть быстрее однопроцессорной ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт. Правда, в разрешении 2560 × 1440 пикселей с использованием MSAA4x минимальный FPS ниже, чем на топовой видеокарте.

  • Thief

Есть у 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт проблемы с минимальным числом кадров в секунду и в игре Thief.

Оно оказалось едва выше, чем на одиночной видеокарте. Да и прирост эффективности по среднему FPS оставляет желать лучшего: от 47 до 73 %. Так что для ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт сегодняшняя SLI-связка не является серьёзным соперником — в первую очередь по комфортности в игре.

  • GRID Autosport

GRID Autosport среди всех игр сегодняшнего тестирования оказалась той, в которой 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт продемонстрировала минимальный прирост производительности в сравнении с показателями одной такой видеокарты.

Несмотря на отсутствие проблем с уровнем минимального FPS, прирост среднего здесь составил всего 27-43 %, что совершенно не оправдывает создание такой мультипроцессорной конфигурации. Нужно ли говорить, что флагманская ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт в этой игре идёт с приличным отрывом от 2-way SLI?

  • Sniper Elite III

В Sniper Elite III используется качественный, но очень ресурсоёмкий тип сглаживания SSAA, который оказывается попросту неподъёмным для GeForce GTX 960 с его 128-битной шиной и двумя гигабайтами видеопамяти. Вот и 2-way SLI-конфигурация из двух этих видеокарт не способна удержать комфортный уровень минимального числа кадров в секунду.

Тем не менее по среднему FPS мы можем наблюдать очень неплохой прирост производительности, составивший от 72 до 97 % в зависимости от режима качества и используемого разрешения.

  • Middle-earth: Shadow of Mordor

Удручающе для 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт выглядит ситуация в игре Middle-earth: Shadow of Mordor.

Если по среднему FPS прирост производительности довольно неплохой, то минимальный оставляет желать лучшего, и вряд ли он вообще может быть выше на паре GeForce GTX 960. Проигрыш 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт самой быстрой однопроцессорной модели ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт оказался максимальным за все наши тесты и достигает 46%.

  • Dragon Age: Inquisition

Наконец, последняя игра тестового списка: Dragon Age: Inquisition.

Констатируем весьма посредственную эффективность работы SLI, но в то же время отсутствие провалов по минимальному FPS. Флагманской ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт пара GeForce GTX 960 в этой игре совсем не соперник.

Дополним построенные диаграммы итоговой таблицей с результатами тестов с выведенными средним и минимальным значением числа кадров в секунду по каждой видеокарте.

Переходим к сводным диаграммам.

#Сводные диаграммы

Прежде всего оценим эффективность работы 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт в сравнении с результатами одной видеокарты GeForce GTX 960. Их частоты одинаковы, а диаграммы построены только по среднему числу кадров в секунду в игровых тестах.

Особо показательна первая группа тестов из пяти далеко не новых игр, где 2-way SLI работает практически безупречно — прирост производительности близок к двукратному. А вот с новыми играми такого не наблюдается, и совсем уж выразительные проблемы у такого этога возникают, когда начинает не хватать видеопамяти и её пропускной способности. Тем не менее в среднем по всем тестам две GeForce GTX 960 быстрее одной на 61-79 % в разрешении 1920 × 1080 пикселей и на 73-78 % в разрешении 2560 × 1440 пикселей.

Ещё одним сравнением на сводных диаграммах будет противопоставление 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт видеокарте ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт.

Здесь также в первых пяти играх ситуация для 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт выглядит просто здорово — везде есть небольшое опережение топовой GeForce GTX 980 и, как вы наверняка помните, отсутствие проблем с минимальным FPS. Однако дальше начинаются своеобразные «качели», когда тандем то выигрывает у однопроцессорной видеокарты, то немного проигрывает, а чем ближе к новым играм, тем более ощутимое преимущество набирает ASUS ROG Matrix GTX 980 Platinum 4 Гбайт. Очевидно, будь у GeForce GTX 960 хотя бы 192-битная шина памяти и три гигабайта, то картина могла бы быть совершенно иной, с куда более весомым плюсом в пользу 2-way SLI GeForce GTX 960. Пока же наш выбор на стороне одной быстрой видеокарты.

#Энергопотребление

Измерение уровня энергопотребления проводилось с помощью блока питания Corsair AX1500i через интерфейс Corsair Link. Он измеряет энергопотребление всей системы в целом без учёта монитора. Измерение было проведено в 2D-режиме при обычной работе в Microsoft Word или интернет-сёрфинге, а также в 3D-режиме. В последнем случае нагрузка создавалась с помощью четырёх последовательных циклов вступительной сцены уровня Swamp из игры Crysis 3 в разрешении 2560 × 1440 пикселей при максимальных настройках качества графики, но без использования MSAA.

Давайте сравним уровень энергопотребления систем с разными видеокартами и 2-way SLI GeForce GTX 960 2 × 2 Гбайт.

Интересно, что система с Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH в пике нагрузки потребляет почти на 20 ватт больше, чем с MSI GeForce GTX 960 Gaming. Вероятно, более высокие частоты графического процессора и памяти привели к повышенному уровню энергопотребления видеокарты Gainward, но и энергосберегающие технологии, задекларированные MSI в своей видеокарте, мы также не стали бы сбрасывать со счетов. Разница в уровне энергопотребления между системой с одной видеокартой Gainward и 2-way SLI-тандемом составляет 129 ватт, что практически соответствует заявленному NVIDIA TDP GeForce GTX 960. Что интересно, почти те же 530 ватт в пике нагрузки потребляет конфигурация с одной Sapphire Vapor-X R9 290. Будем надеяться, что новые графические процессоры AMD и видеокарты на их основе смогут стать экономичнее нынешнего поколения. Добавим, что в 2D-режиме самыми экономичными вновь стали варианты конфигураций с GeForce GTX 960.

Заключение

Gainward GeForce GTX 960 Phantom GLH является ещё одной весьма удачной с точки зрения тепловыделения, уровня шума и энергопотребления версией GeForce GTX 960. В отличие от ранее рассмотренной нами MSI GeForce GTX 960, оригинальная видеокарта Gainward имеет более высокие частоты графического процессора и дополнительно разогнанную память, что делает её чуть более быстрой на заводских частотах. Высокоэффективная система охлаждения Gainward Phantom позволяет видеокарте оставаться комфортной по уровню шума в том числе и при разгоне, а также максимально облегчает пользователям задачу чистки вентиляторов. Из минусов можем отметить увеличенную толщину видеокарты, из-за которой блокируются два соседних с видеокартой слота PCI-Express на материнской плате, ну и посетуем на отсутствие бонусов в комплекте поставки. Кроме того, хотелось бы надеяться, что стоимость новинки не будет существенно отличаться от рекомендованной в большую сторону.

Несколько слов и о тестировании 2-way SLI на паре GeForce GTX 960. В старых играх, где требования к пропускной способности и, главное, объёму видеопамяти сравнительно невелики, эффективность мультипроцессорной технологии превышает 90% и скорость такого тандема оказывается даже чуть выше производительности флагманской GeForce GTX 980 с заводским разгоном. Кроме того, движки немолодых игр и драйверы NVIDIA GeForce уже, как правило, хорошо отлажены разработчиками для поддержки SLI. А вот в современных играх, требующих не менее двух с половиной гигабайт памяти в ресурсоёмких режимах, ситуация складывается не в пользу среднебюджетного дуэта: и среднее число кадров в секунду возрастает не настолько, как того бы хотелось, и постоянные проблемы с минимальным FPS не делают игру на такой связке комфортной. С учётом постоянного роста требований игр к объёму видеопамяти, создание 2-way SLI на двух GeForce GTX 960 мы считаем бесперспективной затеей.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 6 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 10 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 12 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 13 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 14 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 15 ч.
Зонд NASA «Паркер» пошёл на рекордное сближение с Солнцем 16 ч.
Китайская Agibot запустила серийное производство человекоподобных роботов раньше Tesla 18 ч.
Qualcomm выиграла в судебном разбирательстве с Arm — нарушений лицензий не было 20 ч.
Американских субсидий на сумму $6,75 млрд удостоятся Samsung, Texas Instruments и Amkor 22 ч.