⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Компьютер месяца. Спецвыпуск: вспоминаем, как менялись домашние ПК за последние 5 лет
«Компьютер месяца» — это очень важный для меня проект. Так, в феврале 2017 года, с появлением первого выпуска, началось мое неимоверно плодотворное сотрудничество с 3DNews. Здесь, на вашем любимом сайте, «Компьютер месяца» выходит уже больше трех лет. И каждый месяц, несмотря на командировки, состояние здоровья и личные дела, появлялся очередной выпуск, помогающий читателям сделать правильный выбор при покупке системного блока. Если же брать в расчет работу на другом ресурсе, то я веду рубрику уже больше пяти лет — апрельский выпуск «Компьютера месяца» стал в какой-то степени юбилейным. Именно поэтому я решил рассказать вам, как менялись домашние системные блоки на протяжении этого периода. Подумать только: прошло целых пять лет! Периодически в комментариях к тому или иному выпуску задают вопросы в стиле: «А зачем выпускать статьи каждый месяц, ведь компьютерная техника обновляется не так часто?» Я могу сходу назвать 5-7 причин, почему такая периодичность оправданна, но пусть эта статья станет очередным аргументом «за». Ведь в ней я могу с доказательствами, сравнениями и наглядными примерами показать, как менялись наши домашние компьютеры. ⇡#2015 год2015 год начался ужасно — точнее, продолжились проблемы, с которыми россияне столкнулись в конце 2014 года. Из-за наметившегося снижения мировой стоимости на нефть резко подешевел и рубль. Народ, видимо, отвыкший от сложных времен, поддался панике и ринулся скупать любую доступную в округе электронику и бытовую технику. Я прекрасно помню километровые очереди, образовавшиеся в крупных сетевых магазинах под Новый год. Люди скупали пачками телевизоры, холодильники, смартфоны, ноутбуки и, конечно же, настольные компьютеры. К началу 2015 года компьютерная техника стала стоить неприлично много — и с такими реалиями пришлось как-то жить. На фоне этих событий было решено запустить рубрику «Компьютер месяца», в которой — вот неожиданность! — каждый месяц рассматривались бы различные варианты сборок системных блоков: лучший, по мнению автора, способ потратить свои деньги на компьютер в эти непростые времена. Важно отметить, что «Компьютер месяца» постоянно эволюционирует. За прошедшее время менялся состав конфигураций, а также их позиционирование и стоимость. Так, ровно пять лет назад, имея при себе 30 000 рублей, вы, пользуясь моими рекомендациями, могли собрать вот такую систему:
Обратите внимание! Каждый месяц сборки «Компьютера месяца» претерпевали изменения, и на то существует ряд вполне понятных причин. В таблицах к этой статье указаны, на мой взгляд, самые популярные и знаковые конфигурации, которые можно было собрать в том или ином году. По сути, Radeon R9 270 является слегка улучшенной (частоты ГП и памяти были увеличены, а энергопотребление — уменьшено) версией Radeon HD 7870. Чуть больше стоила модель Radeon R9 270X, которая, правда, имела 4 Гбайт VRAM. Наши тесты в 2015 году показывали, что новинка вполне хорошо проявляла себя в разрешении Full HD. При максимальном качестве графики отличный FPS можно было наблюдать в таких тайтлах, как BioShock Infinite, Tomb Raider, Battlefield 3 и GTA V. В играх же класса Crysis 3, Far Cry 3, Fallout 4, The Witcher III: Wild Hunt приходилось снижать качество графики вплоть до высокого и среднего. В целом стартовая сборка 2015 года как раз была заточена под высокие настройки качества графики. Что интересно, даже сейчас Radeon R9 270 окажется лучше «затычек» уровня GeForce GT 1030 и Radeon RX 550. При этом сегодня за 9 000 рублей вы сможете купить разве что Radeon RX 560 4 Гбайт, которая, по моему мнению, не подходит для современных игр с применением среднего качества графики — этот момент подробно рассмотрен в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: на чем можно сэкономить при покупке дешевого игрового ПК в 2020 году (и можно ли вообще)». Двухъядерных процессоров, таких как Pentium G3258, в большинстве случаев оказывалось достаточно для игр 2015 года, хотя появление Fallout 4, The Witcher III: Wild Hunt и GTA V ознаменовало начало новой эпохи — эпохи многоядерных центральных процессоров. Так, для получения стабильного и высокого FPS в этих играх требовался ЦП с четырьмя потоками — именно тогда началось заметное расслоение между конфигурациями в цене. Двухъядерный Pentium G3258 и его аналоги стоили относительно немного, но все же мы имели дело с двухъядерными чипами. А вот за «камень» класса Core i5-4460 (та же архитектура, но полноценные 4 ядра) в первой половине 2015 года просили в среднем 11-15 тысяч рублей. Для большего понимания отмечу, что процессоры поколения Haswell и платформа LGA1150 появились в июне 2013 года. Через год вышло обновление чипов под названием Haswell Refresh: новинки обзавелись более высокими тактовыми частотами — и только. Да-да, период с 2013 по 2017 год для Intel и ее массовых платформ можно смело охарактеризовать как те самые «+5 % быстродействия в год» — а все из-за отсутствия конкуренции и хоть какого-то внушительного противодействия со стороны AMD. В те времена недорогими альтернативами чипам Intel служили 6- и 8-ядерные процессоры AMD серии FX. Правда, даже в 2015 году платформу AM3+, которой на тот момент исполнилось три года, можно было считать устаревшей. Я приведу простой пример: в 2015 году на нашем сайте (лидере по количеству обзоров центральных процессоров) вышла всего одна статья, посвященная хотя бы чему-то новому от AMD, — то был обзор четырехъядерного AMD A10-7870K (Godavari), а сами «красные» вяло продвигали платформу FM2+. По сути, вплоть до марта 2017 года AMD вообще никак не навязывала конкуренцию Intel, но об этом мы поговорим чуть позже. Актуальные же на тот момент модели для FM2+ и AM3+ существовали исключительно как конкуренты для чипов Intel младших семейств. Для тех же игр любой Core i5 поколений Haswell, Broadwell и Skylake, актуальных в 2015 году, был лучше 8-ядерных FX — убедиться в этом вы можете да хотя бы в обзоре FX-8370. Модель Intel Pentium G3258 примечательна двумя вещами. Во-первых, таким оригинальным образом в 2014 году Intel привлекла внимание к 20-летию бренда Pentium. А ведь процессоры под этой торговой маркой все еще выпускаются, хотя мы видим, что «пеньки» медленно, но верно из флагманских решений чипмейкера превратились в откровенных аутсайдеров. Хуже Pentium в плане производительности сейчас только процессоры серии Celeron. Однако я хочу обратить внимание на другое. Модель Pentium G3258, во-вторых, имела разблокированный множитель, и для ее разгона в 2015 году не требовалась покупка дорогой платы на Z-чипсете — достаточно было купить что-то уровня ASRock B85M Pro4 (3 000 рублей). Собственно говоря, платформа LGA1150 — это последний «бастион» Intel, который позволял разгонять процессоры с разблокированным множителем при помощи плат, собранных не на флагманском наборе логики. Уже с выходом чипов Skylake такой (официальной) возможности мы попросту лишились. И все же 2015 год смело можно считать знаковым для Intel. Так, в июне было представлено семейство чипов Broadwell — первые настольные чипы Intel, выпущенные в рамках 14-нанометрового технологического процесса. В концепции «тик-так» Broadwell относился к фазе «тик» — это означало, что Intel должна была перевести микроархитектуру Haswell на новые технологические рельсы, что обычно приводит к снижению энергопотребления и тепловыделения, а иногда позволяет и нарастить тактовые частоты. Однако в случае с настольными процессорами Broadwell этого не получилось — Core i7-5775С и Core i5-5675С получили очень низкие частоты и мало поддавались разгону, несмотря на наличие свободного множителя. Тем не менее Core i7-5775С и Core i5-5675С оказались весьма интересными моделями. Они получили небольшие улучшения микроархитектуры, мощную встроенную графику и 128 Мбайт памяти eDRAM, которую упрощенно можно считать кешем 4-го уровня. Однако в продаже находились всего две модели — получается, фазы «тик» для платформы LGA1150 практически и не было. Оно и понятно — уже в августе, через два месяца, Intel анонсировала платформу LGA1151-v1 и процессоры поколения Skylake. Чипы на микроархитектуре Broadwell довольно активно использовались в ноутбуках — в устройствах, в которых не было особого смысла гнаться за высокими частотами. Наиболее впечатляющими носителями дизайна Broadwell стали двухъядерные процессоры Core M, обладающие тепловым пакетом 4,5 Вт и способные работать в составе ультрабуков, планшетов и гибридных систем без активного охлаждения. Что-то похожее мы видим и сейчас. Наступил 2020 год, а Intel бросает в бой процессоры Comet Lake, произведенные все по тому же 14-нанометровому техпроцессу и использующие, в сущности, все ту же микроархитектуру Skylake. В продаже вы встретите ультрабуки на базе чипов Ice Lake, изготовленных согласно 10-нм нормам. Но в то же время мы видим, что Intel вновь столкнулась с проблемами увеличения тактовой частоты при использовании более тонкого техпроцесса. Настольных Ice Lake мы, по всей видимости, так и не увидим. Важная поправка: в августе 2015 года Intel выпустила лишь два процессора для платформы LGA1151-v1 — оверклокерские Core i7-6700K и Core i5-6600K. Старший чип отпускался за 350 долларов США в партии из 1000 штук, но по факту в России стоил больше 25 000 рублей — по крайней мере в 2015 году. LGA1151-v1 стала первой массовой платформой, поддерживающей память стандарта DDR4, но в то время в продаже можно было встретить платы и со слотами для DDR3. Даже в 2015 году флагманскими решениями для массовых платформ служили 4-ядерные модели.
Во второй половине 2015 года рубль продолжил свое падение. Core i7-6700K (33 000 рублей) и Core i5-6600K (21 000 рублей) могли себе позволить исключительно зажиточные энтузиасты, и даже в системные блоки стоимостью 75 000 рублей приходилось ставить чипы попроще. В ноябре 2015 года оптимальная сборка выглядела так:
Пожалуй, такой была оптимальная игровая конфигурация в 2015 году. А все потому, что GeForce GTX 970 в те времена справлялась с абсолютно любыми играми в разрешении Full HD. Правда, в начале года NVIDIA уличили в небольшой махинации. Оказалось, что культовое устройство «зеленых» обладает не 4 Гбайт видеопамяти, а 3,5 Гбайт — оставшиеся полгигабайта имели заметно меньшую пропускную способность. Главе «зеленых» пришлось даже оправдываться и извиняться. Еще раньше у NVIDIA произошел скандал с только-только анонсированной GeForce GTX 960. Так получилось, что новинка в третьем «Ведьмаке» оказалась быстрее GeForce GTX 770 — субфлагмана поколения Kepler. При этом GeForce GTX 960 обладала заведомо более скромными характеристиками, но пыль глотать пришлось все же GeForce GTX 770. Объяснение нашлось сразу же. Тематические форумы заполонили слухи о том, что NVIDIA специально занижает производительность видеокарт прошлого поколения в угоду увеличению продаж своих новых устройств. Но все оказалось куда проще: увеличивающаяся разница в играх между новыми и старыми видеокартами обусловлена тем, что программисты NVIDIA и разработчики игр в первую очередь оптимизируют работу своих продуктов под новое железо. Однако молва о занижении быстродействия старых видеокарт при помощи драйверов не утихает до сих пор. Что же может GeForce GTX 970 в 2020 году? В DOOM Eternal карточка тянет только низкие настройки качества — ей не хватает видеопамяти, чтобы элементарно выкручивать ползунки настроек качества графики в сторону увеличения. А вот с Radeon R9 390 8 Гбайт можно комфортно играть и при включении пресета «Ультра» — мы вновь убеждаемся, что запас VRAM рано или поздно, но начинает сказываться. В Red Dead Redemption 2 получится побаловать себя средним качеством графики, а в Metro Exodus — только низким. Наконец, в Control система с GeForce GTX 970 выдает комфортный фреймрейт только при включении среднего качества графики в разрешении Full HD. В целом же на сегодняшний день по уровню быстродействия GeForce GTX 970 схожа с современной GeForce GTX 1650. Да, система конца 2015 года, купленная за 75 000 рублей, окажется хуже по всем аспектам сборки за 39 000 рублей, купленной в мае 2020 года, так как в стартовой сборке мы традиционно рекомендуем 8-гигабайтную версию Radeon RX 570. Сравнение — условное и не учитывает множества факторов, но даже сейчас становится видно, насколько игровые ПК стали лучше. Имея при себе 100 000 рублей, вы могли в конце 2015 года замахнуться на Core i5-6600K и GeForce GTX 980 4 Гбайт — старший субфлагман оказывался быстрее в среднем на 20 %. Кстати, начиная с поколения Ivy Bridge, процессоры Intel для массовых платформ лишились припоя под теплораспределительной крышкой, что, конечно же, ухудшило их оверклокерские способности. Зато энтузиасты научились такому приему, как скальпирование. Так, смена термоинтерфейса на жидкий металл позволила нам разогнать Core i7-6700K до 4,8 ГГц при максимальной температуре в 81 градус Цельсия. Выигрыш при охлаждении кристалла составил 20 градусов! Так что энтузиасты всячески ругали Intel за «сопли» под крышкой их CPU. Время показало, что термопаста под крышкой — это худшее, что может быть, и чипмейкеру с выходом массовых 6- и 8-ядерных процессоров Coffee Lake Refresh в 2018 году пришлось вернуться к использованию припоя. Ну а использование отвратительнейшей термопасты в процессорах Ivy Bridge, Haswell, Skylake и Kaby Lake лично для меня по-прежнему остается загадкой. Я уже говорил, что Intel с появлением платформы LGA1151-v1 жестко ограничила оверклокерские способности своих устройств. Теперь для разгона K-процессоров нужна была только материнская плата на базе чипсета Z170 Express. Прозвучит пафосно, но оверклокинг стал уделом богачей, хотя изначально мотивацией к разгону компонентов ПК служило желание сэкономить. Как тут не вспомнить, что последним относительно недорогим процессором Intel, который можно было разгонять до уровня старших представителей в линейке, стал выпущенный еще в 2009 году Core i5-750 поколения Lynnfield. Его при определенном везении вполне можно было раскочегарить до производительности, выдаваемой процессорами класса Core i7. Однако в 2015 году энтузиастам удалось обойти запреты Intel. В декабре 2015 года филиппинский энтузиаст Dhenzjhen разогнал процессор Core i3-6320 до 4680 МГц. Для этого оверклокер увеличил BCLK материнской платы Supermicro C7H170-M до 120 МГц. Чуть позже другой процессор, Core i3-6100, разогнали до 6104 МГц при помощи жидкого азота, увеличив частоту шины до 165 МГц. Оказалось, что инженеры Supermicro обошли блокировку. Чуть позже подтянулись остальные производители: ASRock, ASUS, BIOSTAR, EVGA, GIGABYTE и MSI — эти компании представили специальные прошивки для целого ряда материнских плат. Сначала во всеуслышание о разгоне неоверклокерских Skylake заявила компания ASRock. Появилась целая маркетинговая технология под название Sky OC: обновляешь BIOS, активируешь эту функцию, разгоняешь процессор по шине — пафоса было немерено. Другие производители оказались скромнее. Например, на сайте ASUS вы бы в 2015 году не нашли необходимых прошивок для матплат Z170 Express, но BIOS были переданы оверклокерам с форума hwbot.org. Таким образом, к ASUS никак не подкопаться, все вопросы к энтузиастам. ASRock же в итоге принудили отказаться от поддержки функции Sky OC. Все это наводит на определенные мысли. Мне кажется, «оверклокерскую революцию» устроили производители матплат. Их легко понять: в 2015 году из-за кризиса продажи упали в среднем на 20 %, а возвращение к истокам разгона стал бы хорошим способом подтолкнуть пользователя к переходу на новую платформу. В конце 2015 года за Core i5-6400 в московской рознице в среднем просили 15 000 рублей. Нам удалось разогнать его до 4,7 ГГц и обойти тем самым старшую модель Core i5-6600K. Здесь важно учесть, что при разгоне не-K-процессоров возникал целый набор проблем, самой существенной из которых оказывалось снижение скорости выполнения AVX/AVX2-инструкций. Следовательно, реальную пользу от такого оверклокинга можно было извлечь лишь в тех случаях, когда речь шла исключительно о работе в приложениях, не задействующих современные возможности процессорного FPU, то есть в основном об играх. В это трудно сейчас поверить, но в 2015 году AMD и NVIDIA на равных соперничали друг с другом в сегменте High-end-видеокарт. Это сейчас у флагманов класса GeForce RTX 2080 SUPER и GeForce RTX 2080 Ti нет вообще никаких альтернатив в виде ускорителей Radeon. Так, первого июня 2015 года NVIDIA представила GeForce GTX 980 Ti — флагман игровых видеокарт Maxwell. Тогда новинка «зеленых» совсем чуть-чуть отличалась от TITAN X, но при этом стоила на 350 долларов меньше — всего 650 денежных единиц. Что интересно, бывший флагман NVIDIA — GeForce GTX 780 Ti — стоил 700 долларов, но уступал топу Maxwell в играх ни много ни мало 25 %. По сути, GeForce GTX 980 Ti стал последним флагманом NVIDIA, который за меньшие деньги давал существенно больше FPS в играх. Вышедшая в 2017 году GeForce GTX 1080 Ti стоила минимум 700 долларов, хотя и опережала топовый Kepler на 70 %. За GeForce RTX 2080 Ti, как известно, на старте продаж просили уже 1 000 долларов США — доплата в 300 долларов США давала 30-процентное преимущество перед GeForce GTX 1080 Ti в играх того времени. Мы видим, что спустя пять лет NVIDIA пересмотрела свою стратегию — больше халявы среди дорогих видеокарт не будет, а за каждый дополнительный FPS придется платить. Причем, чем дороже стоит 3D-ускоритель — тем выше стоимость каждого кадра. На мой взгляд, такое поведение Дженсена и его «банды» как раз связано с отсутствием конкуренции на рынке High-end-видеокарт. Вернемся в 2015 год. В конце июня ответом на GeForce GTX 980 Ti стало появление 650-долларовой Radeon R9 Fury X — видеокарта запомнилась тем, что комплектовалась необслуживаемой СЖО (TDP устройства составлял 275 Вт) и новейшей HBM-памятью первого поколения. Правда, внедрение новейшей технологии, дававшей пропускную способность на уровне 512 Гбит/с (у Radeon R9 290X было 320 Гбит/с), позволило снабдить устройство всего 4 Гбайт набортной памяти — в 2020 году такого объема оказывается катастрофически мало для современных игр, а потому удел Radeon R9 Fury X — это низкие и средние настройки качества графики в разрешении Full HD. Тогда же, в 2015 году, «Красная фурия» отставала от GeForce GTX 980 Ti в среднем на 10-15 %. Что интересно, спустя 5 лет HBM-память, обладающая большим количеством достоинств в сравнении с GDDR5(X) и GDDR6, так и не пошла в массы. NVIDIA, используя такую VRAM, выпустила полупрофессиональную видеокарту TITAN V, а AMD — Radeon VII, получившую аж 16 Гбайт ОЗУ. Ну и еще были Vega 56 и Vega 64, которые в продаже по адекватной цене мы увидели сильно позже их основного анонса. «Семерку» можно смело назвать провальным игровым ускорителем, продаваемым до сих пор и в единственной модификации. Сейчас же на рынке видеокарт наступила эпоха устройств с GDDR6-памятью. Меня очень смущала Radeon R9 Fury X, а также ее производные в лице R9 Fury и R9 Fury Nano, поэтому в дорогих сборках «Компьютера месяца» рекомендовалась исключительно GeForce GTX 980 Ti — сейчас этот адаптер с переменным успехом бодается в современных играх с GeForce GTX 1660 и Radeon RX 590. В 2015 году флагман Maxwell стоил около 50-55 тысяч рублей, а за GeForce GTX 1660 в 2020 году просят 18-20 тысяч рублей. Дорогущая (150 000 рублей) элитная игровая сборка во второй половине 2015 года выглядела так:
Как мы уже выяснили, платформа LGA1151-v1 и чипы Skylake появились в продаже в августе 2015 года, однако по-настоящему распространенными они стали в 2016 году — ближе к его середине. В дорогих сборках, да, использовались процессоры Core i5 и Core i7, но в дешевых системах все еще выгоднее смотрелась платформы LGA1150 и процессоры Haswell Refresh. Например, в марте 2016 года вы могли взять Core i5-4460 за 15 000 рублей, а к нему плату уровня ASUS H81M-K — за 3 500 рублей. Core i5-6400 стоил столько же, но за материнку уровня MSI H110M PRO-D пришлось бы отдать 5-6 тысяч рублей. При этом Core i5-4460 в большинстве случаев опережал младший 4-ядерный Skylake, так как работал на более высокой тактовой частоте. Этот пример приведен для того, чтобы вы понимали: сегодня ставить крест на платформе LGA1151-v2 пока рано. Да, уже в июне в продажу поступят чипы Comet Lake и платы LGA1200, но пока они станут доступными, может пройти много времени — до полугода. Разница с 2016 годом заключается лишь в том, что тогда у Intel, по сути, не было никакой конкуренции. Сейчас же Intel выступает в роли догоняющего. От 4-ядерных APU AMD и 2-ядерных Pentium в стартовой сборке удалось избавиться ближе к лету 2016 года. Большую часть года стартовая конфигурация (30-35 тысяч рублей за системный блок) выглядела следующим образом:
Да-да, 8-ядерник AMD конкурировал с двухъядерным процессором Intel — эта картина, как видите, наглядно раскрывает все происходящее в то время. В 2016 году уже начали ходить слухи о чипах Ryzen, но ждать выхода этих судьбоносных, в общем-то, процессоров пришлось о-о-очень долго. Честно признаюсь: в некоторые сборки «Компьютера месяца» в 2016 году платформа AM3+ добавлялась исключительно ради разнообразия — в противном случае фанаты AMD меня бы не поняли. Запасы недорогих, но все еще бодрых видеокарт Radeon HD 7850/7870 и Radeon R9 270/270X ближе к весне окончательно иссякли. В конце лета AMD выпустила три относительные новинки: Radeon RX 470, Radeon RX 480 и Radeon RX 460 — последняя и поселилась на несколько месяцев в стартовой сборке 2016 года. По факту же Radeon RX 460 оказалась переименованной и слегка разогнанной версией Radeon R7 370. Между ней и Radeon RX 470 оказалась целая пропасть, и все же стартовая сборка справлялась с такими играми, как «Ведьмак-3: Дикая охота», GTA V, Battlefield 4, Fallout 4, DOOM 2016, HITMAN и Warhammer, при использовании высокого качества графики в разрешении Full HD. В 2015 году в базовом ПК «Компьютера месяца» довольно часто рекомендовались GeForce GTX 960 и Radeon R9 380(X) — это были достойные друг друга видеокарты, но чипы, произведенные на базе архитектуры GCN 1.1, не могли похвастать высокой энергоэффективностью. Уровень TDP Radeon R9 380(X) составлял 190 Вт, а это — много на фоне 120 Вт у GeForce GTX 960. А 145-ваттной GeForce GTX 970 вообще противопоставляли 275-ваттную Radeon R9 390. На рынке игровых видеокарт наметилось очередная смена поколений. Только вот AMD и NVIDIA пошли разными путями. Первыми выступили «зеленые» — GeForce GTX 1080 стала новаторским игровым решением NVIDIA, построенным на архитектуре Pascal и использующим 16-нанометровый техпроцесс. Вместе с ней в мае 2016 года была представлена и GeForce GTX 1070 — второй субфлагман команды Дженсена. Обе видеокарты характеризовались отличной энергоэффективностью — их пиковая потребляемая мощность не превышала 150 и 180 Вт соответственно. При этом GeForce GTX 1070 опережала Radeon R9 Fury в среднем на 30 %, а GeForce GTX 1080 оказывалась быстрее GeForce GTX 980 Ti на 32 %! Особенностью новых ускорителей Pascal была не только новейшая микроархитектура и применение GDDR5X-памяти, но и переработанный интерфейс SLI. Старый стандарт, обладающий пропускной способностью в 1 Гбайт/с, уже не удовлетворял потребностям пользователя, желающего играть в 4K-разрешении с частотой 60 Гц. При этом NVIDIA в Pascal официально отказалась от поддержки SLI с более чем двумя GPU, поскольку масштабирование производительности исторически было довольно ограниченным. Плюс можно было объединять только старшие версии графических адаптеров друг с другом — начиная с модели GeForce GTX 1070. Таким образом NVIDIA прикрыла «лавочку» желающим обмануть систему и, например, купить две GeForce GTX 1060 дешевле одной GeForce GTX 1080. На мой взгляд (наши тесты это показывают), именно в 2016 году начался закат технологии SLI как средства увеличить игровую производительность компьютера. И тут, как видите, дело не только в оптимизации ПО. Теперь, чтобы наслаждаться приростом FPS в считанных проектах, нужно купить и дорогую видеокарту, и не менее дорогой мостик к ней. Отмечу лишь, что с распространением DirectX 12 разработчики игр так и не стали использовать режим множественных GPU LDA (Linked Display Adapter), позволяющий объединить оперативную память последних в общий пул. А ведь проблема нехватки VRAM в таких видеокартах, как GeForce GTX 690 и Radeon R9 295X2, стояла очень остро в свое время. «Красным» на появление субфлагманов поколения Pascal ответить было попросту нечем. Летом AMD запустила активную маркетинговую кампанию, в которой четко и ясно говорилось, что геймеры всего мира получат всего за 200 долларов очень мощную игровую видеокарту, легко справляющуюся со всеми играми в разрешении Full HD. Я прекрасно помню комментарии на сайте в те времена: пользователи всерьез полагали, что Radeon RX 480 получит быстродействие уровня GeForce GTX 1070… В действительности же за 200 долларов США вы могли купить референсную 4-гигабайтную версию Radeon RX 480. Остальные модели, выпускаемые в том числе партнерами AMD, стоили больше. В сентябре 2016 года не самая навороченная 8-гигабайтная версия Radeon RX 480 стоила 20-22 тысячи рублей — это 307 долларов США по курсу того времени. Процессоры для новых видеокарт тоже «переехали» на более совершенный техпроцесс — 14 нм FinFET, но только архитектура оказалась прежней. В этой статье вы можете подробно прочитать обо всех особенностях GCN 1.3. В плане производительности Radeon RX 480 была медленнее GeForce GTX 970 на 5 %, но быстрее GeForce GTX 960 и Radeon R9 380X на 45 и 20 % соответственно. При этом Radeon RX 470 уступала старшей версии всего 10 % в среднем. Я считаю, что Radeon RX 470 и Radeon RX 480 удались. Об этом можно смело судить хотя бы потому, что вскоре появились их «переименованные» (и слегка улучшенные) версии — Radeon RX 570 и Radeon RX 580, которые продаются до сих пор. Сегодня производительности такой видеокарты в основном хватает для того, чтобы играть в современные игры на высоких настройках качества графики в разрешении Full HD. Конкурент Radeon RX 470 и Radeon RX 480 появился в июле 2016 года — речь про GeForce GTX 1060. Сначала в продажу поступила 6-гигабайтная версия, а затем — 3-гигабайтная. В этих моделях использовались различные модификации ГП GP106. Наши тесты показали, что GeForce GTX 1060 6 Гбайт в среднем оказалась быстрее Radeon RX 480 на 13 %. Примечательно, что 300-долларовая модель NVIDIA на старте продаж всего в 2% игр уступала GeForce GTX 980, некогда стоящей 550 долларов США. В 2016 году вопрос нехватки видеопамяти остро не стоял, поэтому народ активно покупал и 4-гигабайтные версии Radeon RX, и 3-гигабайтную модификацию GeForce GTX 1060. Заметной нехватка VRAM стала, на мой взгляд, в 2018 году — этот момент мы подробно изучили здесь. Собственно говоря, GeForce GTX 1060 6 Гбайт и Radeon RX 480 8 Гбайт появились в базовой сборке осенью 2016 года. Именно такая конфигурация и занесена в нашу таблицу.
GeForce GTX 970 пробыла в оптимальной сборке аж до середины лета 2016 года. Затем ее сменила GeForce GTX 1070, которая, конечно же, стоила заметно больше. И все же в таких условиях, когда у NVIDIA не было конкурента в этом сегменте, приходилось подстраиваться, но брать именно этот ускоритель Pascal. Что характерно, за GeForce GTX 1080 в 2016 году пришлось бы выложить больше 50 000 рублей, поэтому даже в продвинутой сборке использовалась GeForce GTX 1070 — я просто улучшал другие компоненты системы, стараясь удерживать стоимость системного блока в рамках 100 000 рублей. GeForce GTX 1080 опережала GeForce GTX 1070 в среднем на 15 %, но стоила при этом больше на 50 %. Если сравнить сегодняшние субфлагманы — GeForce RTX 2070 SUPER и GeForce RTX 2080 SUPER, то выйдет очень даже схожая ситуация: старшая модель стоит на 40 % больше, но быстрее всего на 11 %. Ну и как тут не вспомнить времена GeForce GTX 970? Теперь, когда у нас есть вся информация, совсем не удивляет тот факт, что в 2016 году самой популярной игровой видеокартой среди пользователей клиента Steam была именно GeForce GTX 970. Младший субфлагман NVIDIA! Очевидно, что больше таких парадоксов мы не увидим, ведь современные дорогие ускорители графики обладают омерзительным соотношением «цена — FPS», и к подобному финалу нас привело отсутствие конкуренции. Вскоре (в середине 2017 года) GeForce GTX 970 уступила место GeForce GTX 1060 — она и сейчас является самой популярной видеокартой, по данным клиента Steam. Интересно, что в конце 2016 года преобладающее большинство видеокарт (33,66 %) имело 1 Гбайт видеопамяти. Моделей с 6 Гбайт было 2,88 %, а с 8 Гбайт — 3,49 %. Сейчас же моделей с 8 и 6 Гбайт VRAM насчитывается 20,68 и 19,94 % соответственно.
В конце года NVIDIA представила еще парочку Pascal-новинок. Речь идет о GeForce GTX 1050 и GeForce GTX 1050 Ti, производительность которых соответствовала уровню GeForce GTX 950 и GeForce GTX 960. «Тишка» надолго поселилась в стартовой сборке 2017 и 2018 годов — в те времена такой видеокарты вполне хватало, чтобы играть в современные игры с включением высокого качества графики.
Если на рынке видеокарт наблюдалось хоть какое-то противостояние между AMD и NVIDIA, то на рынке настольных ЦП Intel приходилось конкурировать с… Intel. С середины 2016 года у зажиточных геймеров был выбор между платформой LGA1151-v1 с чипами Skylake и платформой LGA2011-v3 с процессорами Broadwell-E. Правда, «синие» довольно прилично подняли стоимость материнских плат и чипов для HEDT-систем. Четырехъядерный Core i7-6700K стоил 26 000 рублей, 6-ядерный Core i7-6800K — в среднем на 10 000 рублей больше. И ведь в свое время Core i7-5820K стоил заметно меньше. Во многом поэтому мой выбор для домашнего игрового ПК в 2016 году склонился к более доступной платформе. Core i7-6800K буднично обходил Core i7-6700K в многопоточных задачах, но в играх, при использовании графики GeForce GTX 1080, 4-ядерник оказывался быстрее. С новой процессорозависимой видеокартой архитектура Skylake и работа на более высоких тактовых частотах сделала свое дело. Ну и четырех ядер играм того времени хватало с головой. В 2016 году такое положение дел нисколько не удивляло: одна из причин полученных результатов заключалось в том, что игры мало оптимизировались под процессоры с шестью ядрами или более. В то время для типичного массового ЦП более важна была высокая частота и большая удельная производительность на такт, что и предлагал Core i7-6700K. А еще определенный вклад в превосходство LGA1151-v1 над LGA2011-v3 в играх вносили более низкие латентности подсистемы памяти и шины PCI Express. Самой примечательной моделью для платформы LGA2011-v3 стал 10-ядерный Core i7-6950X — примечательной еще и потому, что за этот чип просили 1 723 доллара США. Раньше Intel не продавала свои десктопные процессоры дороже 1 000 баксов, например тот же Core i7-5960X предлагался за $999.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|