Сегодня 26 февраля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Какой процессор нужен игровому ПК? Часть 1 — массовые платформы Intel

⇣ Содержание

Действительно, в 2022 году пользователь при самостоятельном комплектовании игрового системного блока волен выбирать среди трех массовых платформ AMD и Intel, поддерживающих процессоры разных поколений и форматов. Ведь понятие «игровой ПК» — довольно масштабное. Откройте любой выпуск нашей постоянной рубрики «Компьютер месяца», и вы найдете совершенно разные предложения на любой вкус, цвет и толщину кошелька. В дешевые сборки, конечно же, мы рекомендовали и рекомендуем недорогие чипы уровня Core i3-10100F и Ryzen 3 1200. То есть речь идет о культовых микроархитектурах Skylake и Zen. В сборках подороже рассматривают шестиядерные модели Core i5 и Ryzen 5, а это — решения на базе микроархитектур Cypress Cove и Zen 2. Наконец, самые быстрые и современные системы не обходятся без процессоров семейств Core 12000 и Ryzen 5000, в которых наилучшим образом сочетаются возможности микроархитектур Golden Cove и Zen 3, приправленные большим числом производительных ядер и высокой тактовой частотой.

Думаю, потому-то обзоры современных центральных процессоров так популярны на нашем сайте. И наибольший интерес у целевой аудитории 3DNews (и не только) вызывает сравнение чипов AMD и Intel в играх. Это неудивительно — многие используют домашние десктопы в основном для потребления контента, а не его создания. И в «Компьютере месяца» я тоже большую часть текста, что вполне логично, посвящаю разбору особенностей выбора связки «процессор — видеокарта», позволяющего достичь определенных целей за определенную цену.

 Компьютер месяца. Спецвыпуск: какой процессор нужен современному игровому ПК. Часть 1 — массовые платформы Intel

Компьютер месяца. Спецвыпуск: какой процессор нужен современному игровому ПК. Часть 1 — массовые платформы Intel

Наши обзоры и выпуски «Компьютера месяца» наглядно доказывают одну простую вещь: сегодня центральный процессор заметно влияет на игровую производительность системы. Вот вам небольшой пример из жизни. Один пользователь частично обновил свою старенькую систему, заменив в ней центральный процессор, материнку, оперативную память и видеокарту. К имеющемуся хорошему кулеру он докупил соответствующий переходник для сокета LGA1700. После прочтения различных обзоров в начале июля за 85 тысяч рублей были куплены Core i5-12400F, B660-плата, 16 Гбайт оперативной памяти DDR4 и GeForce RTX 3060 Ti с беспроблемными чипами памяти. В это же время за эти же деньги другой пользователь заменил только видеокарту в своей сборке — была приобретена GeForce RTX 3080. Потому что купленная в 2018 году система с 6-ядерным Ryzen 5 2600X и GeForce GTX 1070 перестала радовать. Оба человека пользовались монитором с разрешением Full HD.

* Набор игр, тестовые сцены, настройки качества графики, а также таблицы с подробными результатами тестирования приведены на последней странице. Это относится ко всем графикам в статье, если не указано иное.

Так вышло, что сборка с более производительной видеокартой уступила варианту с более быстрым и современным ЦП в среднем 23-26 % — в тестировании использовались такие игры, как PlayerUnknown's Battlegrounds, GTA V, Marvel's Guardians of the Galaxy, HITMAN 3, Far Cry 6 и Cyberpunk 2077, запущенные с качеством графики, близким к максимальному, но без использования трассировки лучей там, где это возможно. Получается, пользователю с Ryzen 5 2600X разумнее было бы вложиться в покупку менее дорогой видеокарты (той же GeForce RTX 3060 Ti, например). Или же перераспределить бюджет, заменив не только 3D-ускоритель в системном блоке, но и центральный процессор моделью уровня Ryzen 5 5600X.

Ситуация кардинально изменится, если выяснится, что оба пользователя незадолго до апгрейда прикупили себе по монитору с 4K-разрешением. В таком случае вариант покупки только GeForce RTX 3080 будет более чем оправданным — в связке с Ryzen 5 2600X этот графический адаптер серьезно опережает GeForce RTX 3060 Ti.

Вот про это — процессорозависимость в современных игровых ПК — мы сегодня и поговорим. Посмотрим, какие параметры центральных процессоров влияют больше всего на FPS в играх, а также определим, какие чипы какого класса лучше использовать с видеокартами всех трех категорий: Low-, Middle- и High-end. И чтобы не перегружать статью, было решено разделить изучение массовых платформ AMD и Intel на две части. В своих размышлениях я затрону и грядущее 13-е поколение Core (Raptor Lake), которое уже точно будет совместимо с платформой LGA1700.

#Микроархитектура, кеш, ядра или частота?

Как мы уже выяснили, сейчас в продаже встречается довольно разношерстная компания центральных процессоров Intel для актуальных массовых платформ LGA1200 и LGA1700. Давайте на примере нескольких небольших экспериментов посмотрим, как меняется игровая производительность компьютера в зависимости от используемой в ЦП микроархитектуры, количества ядер и потоков, их тактовой частоты и так далее. Все тестирования проводились с видеокартой GeForce RTX 3090 и памятью DDR4-3466. Список игр и описание настроек качества графики приведены в разделе «Методика тестирования». Таблицы с подробными результатами вы найдете на последней странице статьи.

#Микроархитектура

Небольшая историческая справка. Первенцы микроархитектуры Skylake — чипы шестого поколения Core для массовой платформы LGA1151 — увидели свет и поселились на полках компьютерных магазинов почти семь лет назад, в августе 2015 года. Тогдашний захват рынка геймерских ПК начался с выпуска флагманских 4-ядерных моделей Core i7-6700K и Core i5-6600K. Самый быстрый чип поколения Skylake поддерживал 8 потоков и работал на частоте 4 ГГц при загрузке всех ядер. Объем кеш-памяти третьего уровня в Core i7-6700K составлял 8 Мбайт. Сейчас же массовые платформы AMD и Intel поддерживают в том числе и 16-ядерные модели центральных процессоров.

Спустя почти полтора года, в январе 2017-го, Intel представила серию процессоров Core 7-го поколения, в которой чипмейкер предложил своим клиентам ту же микроархитектуру Skylake, ту же формулу ядер и потоков, но более высокие тактовые частоты. И только выход первого поколения процессоров AMD Zen заставил «синих» шевелиться. Лишь после успеха новинки AMD — процессоров Ryzen — в 8-м поколении Intel Core число ядер было увеличено до шести — это произошло в конце 2017 года. Девятое же поколение Core, представленное в 2018 году, обзавелось 8-ядерными моделями, а десятое (середина 2020 года) — 10-ядерными. Все это время Intel эксплуатировала микроархитектуру Skylake, наращивая лишь количество ядер, тактовую частоту и кеш.

Серьезный тектонический сдвиг произошел в марте 2021 года — серия чипов Core 11-го поколения предложила новую микроархитектуру Cypress Cove, которую удалось упаковать лишь в 8-ядерную «обертку». А в ноябре того же года свет увидели чипы Alder Lake (Core 12-го поколения), произведенные по принципу big.LITTLE. В них большие производительные ядра процессоров используют микроархитектуру Golden Cove, а малые энергоэффективные — Gracemont. Благодаря новой быстрой микроархитектуре большие ядра Alder Lake обещали 19-процентный прирост удельной производительности в сравнении с ядрами Cypress Cove. И одного этого в теории уже было достаточно, чтобы чипы Core 12-го поколения оказались существенно быстрее своих предков. Вот это мы и выясним сейчас.

Для проведения следующего эксперимента я взял три процессора:

  • Core i7-10700K — микроархитектура Skylake, 16 Мбайт L3-кеш.
  • Core i7-11700K — Cypress Cove, 16 Мбайт L3-кеш.
  • Core i5-12600 — Golden Cove, 18 Мбайт L3-кеш.

Во всех трех чипах были активированы 6 ядер и 12 потоков, а тактовая частота была зафиксирована на значении 4,2 ГГц. В стендах использовалась память стандарта DDR4-3466 и видеокарта GeForce RTX 3090 (ускоритель не поддерживает технологию Re-Size BAR.). Тестирование (здесь и далее) проводилось в шести играх (Total War Saga: TROY, GTA V, Marvel's Guardians of the Galaxy, HITMAN 3, Far Cry 6, Cyberpunk 2077) в разрешении Full HD с использованием качества графики, приближенного к максимальному, но без использования трассировки лучей и современных методов апскейлинга.

Вот что у нас получилось.

Микроархитектура — двигатель прогресса, скажу я вам. И ведь ситуация получилась довольно показательная. Если посмотреть на результаты, то Intel начиная с 2017 года попросту топталась на месте. Да, конкуренция заставила прибавить массовым процессорам ядер, попутно увеличивая тактовую частоту. Однако только в 2021 году был совершен качественный скачок в быстродействии в играх и в рабочих приложениях. Причем дважды за год.

А ведь все это время (с 2015 по 2021 год) пользователи собирали игровые компьютеры на базе чипов Skylake. И в «Компьютере месяца» мы рекомендовали решения Intel, отличающиеся частотой, числом ядер и объемом кеш-памяти. Даже сейчас, если нужна недорогая сборка, мы рассматриваем варианты с различными Skylake-чипами. И на фоне такого вот топтания на месте появилось поколение Alder Lake с ядрами Golden Cove, демонстрирующее ошеломительную прибавку FPS в играх. Вот теперь-то стало понятно, каким должен быть настоящий прогресс игровых ЦП. А не пресловутые «+5 % производительности в год» — мем, который еще долго будет преследовать Intel.

#Ядра и потоки

Стоит признать: после появления Zen в Intel действительно вынуждены были начать работу над по-настоящему новыми продуктами. Количество ядер в новых процессорах Core увеличилось вдвое всего за год, если сравнивать серию Core седьмого поколения и девятого. В то же время довольно быстро 6-ядерные процессоры Intel стали обыденностью в игровых ПК. Сначала — без технологии Hyper-Threading, а затем и с ней.

Начиная же с 12-го поколения Core, приходится разговаривать о типе ядер, заложенных в процессоре. На сегодняшний день Intel, если говорить о массовой платформе LGA1700 для десктопов, представила только три вида таких CPU:

  • Единственный и неповторимый Core i5-12600K(F) с шестью P-ядрами и четырьмя E-ядрами.
  • Процессоры серии Core i7, оснащенные восемью P-ядрами и четырьмя E-ядрами.
  • Решения Core i9, работающие по схеме «8P + 8E».

E-ядра в Alder Lake не поддерживают технологию Hyper-Threading, а потому современные чипы Intel имеют, я бы сказал, причудливое сочетание ядер и их виртуальных потоков: только 16 потоков у 10-ядерного процессора, 20 у 12-ядерных чипов и 24 — в 16-ядерных кристаллах.

Рассмотрим результаты еще одного эксперимента. Здесь я использовал 16-ядерный Core i9-12900K. Частота P-ядер Golden Cove была уменьшена до 4,2 ГГц, а частота E-ядер Gracemont, наоборот, увеличена до 4,2 ГГц. С учетом Hyper-Threading мне удалось протестировать 13 конфигураций одного и того же «камня».

Вот что у нас получилось.

А получилось то, что статья «Добываем максимум FPS в киберспортивных играх: тестирование видеокарт, процессоров и памяти, а также история одного ПК», вышедшая два года назад, больше не актуальна — и не только за счет выхода новых процессоров и видеокарт. Она неактуальна, потому что теперь в играх есть существенная разница между схемами 6/6 (ядер/потоков) и 6/12, а тем более между 6/6 и 8/16. Раньше между Core i5-9400 (6/6) и Core i5-10400 (6/12) можно было ставить знак равенства в большинстве игр. Сейчас же отсутствие Hyper Threading «обрушит» производительность игровой системы в среднем на 9-12 %, хотя есть игры, в которых разница достигает колоссальных 25 %. Результаты тестирования в Total War Saga: TROY и Cyberpunk 2077 прилагаются к детальному рассмотрению.

Что ж, отмечаем первую закономерность: оптимальным сочетанием ядер/потоков сейчас является значение 6/12 — учитывайте, что тестирование проводилось с самыми быстрыми на данный момент ядрами Golden Cove. Увеличение же количества ядер и потоков дает несущественный прирост FPS — всего 6 %, если сравнивать формулу 6/12 с 8P/16+8E, как показано на графике выше. Иными словами, Core i9-12900K серьезно обходит Core i5-12600 в играх не за счет большего числа ядер и потоков. Разница в быстродействии при использовании мощной видеокарты обеспечивается более высокой тактовой частотой и большим объемом кеша — об этом мы поговорим позже.

Отмечаем и вторую закономерность: за два года игровая индустрия передвинулась с фокусного значения 6/6 в сторону 6/12. Если немного пофантазировать, то можно даже заявить, что уже в 2024 году фокусными и оптимальными в игровых сборках станут чипы с 8 ядрами и 16 потоками.

Интересно проявила себя связка 4P/8+4E — она оказалась чуть медленнее схемы 6/12, но ощутимо быстрее вариантов 6/6 и 4/8. Как вы знаете, десктопных процессоров Alder Lake с таким набором P- и E-ядер не бывает. Существует мобильный чип Core i5-12450H (4P/12+4E), а еще есть Core i5-12500H и Core i5-12600H (4P/8+8E). Если в старших чипах с шестью и восемью P-ядрами толку от дополнительных E-ядер в играх не очень много, то в слабой конфигурации с четырьмя P-ядрами мы получаем заметный прирост FPS, который со временем наверняка будет только расти. Быть может, именно такими, как Core i5-12450H и Core i5-12500H, и станут будущие чипы серии Core i3.

Четырехъядерные процессоры без поддержки Hyper-Threading и вообще чипы с четырьмя потоками и меньше в 2022 году считать игровыми никак нельзя.

Уже известно, что в конце года Intel представит процессоры Core 13-го поколения — Raptor Lake. Известно, что чипы получат максимум до восьми быстрых P-ядер на базе микроархитектуры Raptor Cove и до 16 ядер Gracemont — микроархитектурных улучшений E-ядер не предвидится. Процессоры Raptor Lake будут совместимы с уже имеющимися (возможно, не всеми) платами для платформы LGA1700, а также получат контроллер памяти DDR4/DDR5.

По слухам, микроархитектура Raptor Cove будет быстрее Golden Cove на 12 %. Если эти слухи подтвердятся, то мы уже сейчас можем прогнозировать, за счет чего Core 13-го поколения будут тащить в играх — особенно после выхода нового поколения графики AMD и NVIDIA. Куча же E-ядер погоды в игровом ПК не сделает. Здесь и сейчас оказывается вполне достаточно 12 быстрых потоков. По крайней мере, это утверждение актуально для старших чипов серии. Какими будут процессоры Core i3 с обновленной микроархитектурой — загадка.

Ниже на графиках представлено сравнение различных микроархитектур с различным набором ядер и потоков. В эксперименте приняли участие Core i9-10900K, Core i7-11700K и Core i9-12900K, ядра которых работали на частоте 4,2 ГГц.

Более совершенная микроархитектура обеспечивает больше FPS, если процессор обладает достаточным количеством ядер и потоков. Так, чип Skylake с шестью ядрами отстает от Cypress Cove на 8 %. И при увеличении количества ядер разница в FPS уменьшается несущественно. В то же время четыре ядра Golden Cove с поддержкой Hyper-Threading опережают шесть ядер Skylake и Cypress Cove — потому что такого числа потоков оказывается достаточно современным играм. А вот отключение Hyper-Threading в случае с четырьмя ядрами приводит к уже заметному снижению кадровой частоты в играх.

#Тактовая частота и кеш-память

Конечно же, тактовая частота процессора серьезно влияет на показатель FPS в играх. Было время, когда увеличение количества мегагерцев в чипах Intel было их единственным улучшением. Да и сейчас процессорный гигант не стесняется выпускать так называемые Refresh-модели. Для платформы LGA1200 для серии Core i3 так и не появились чипы с микроархитектурой Cypress Cove. Зато продуктовая линейка обновилась новыми 4-ядерниками на все той же микроархитектуре Skylake, получившими прибавку в символические 100-200 МГц.

В играх такой заводской оверклокинг даст лишь минимальный рост кадровой частоты. Это наглядно демонстрирует следующий эксперимент. Для него мы оставили Core i9-12900K с шестью P-ядрами и двенадцатью потоками. Их частота менялась в диапазоне от 3,0 до 4,9 ГГц.

График выше доходчиво объясняет, почему тот же Core i5-12400F в стенде с мощной графикой серьезно уступит старшим моделям серий Core i7 и Core i9. Потому что младший 6-ядерный Alder Lake при загрузке всех ядер работает на частоте 4 ГГц, а тот же Core i7-12700K — на частоте 4,7 ГГц, обеспечивающей прирост в 10+ % FPS в разрешении Full HD.

На производительность в играх влияет и кеш-память. В некоторых играх еще как влияет: +10 % FPS в HITMAN 3! Однако в случае с процессорами Intel на этом моменте нет смысла зацикливаться. Потому что этот чипмейкер, в отличие от AMD, не выпускает схожие продукты с разным объемом кеш-памяти третьего уровня. Это у «красных» есть Ryzen 5 5500 и Ryzen 5 5600, Ryzen 7 5700G и Ryzen 7 5800X с Ryzen 7 5800X3D. Здесь же мы купим, скажем, Core i5-12600K не из-за увеличенного кеша в сравнении с прочими чипами серии Core i5, а из-за большего числа ядер, более высокой тактовой частоты, возможности разгона P- и E-ядер (нужное — подчеркнуть).

#Остальное

Производительность игрового ПК зависит и от контроллеров памяти, используемых в современных процессорах. Например, чипы Alder Lake совместимы как с памятью стандарта DDR4, так и с DDR5. Выходит, у Core 12-го поколения есть определенный запас прочности на фоне решений для платформ LGA1200 и AM4 — потому что новый стандарт ОЗУ развивается. В статье «DDR5 или DDR4: какую память выбрать для Alder Lake» наглядно показано, что Core i7-12700K в связке с комплектом DDR5-6000 минимум на 6 % опережает любую конфигурацию с DDR4-памятью. Остается только дождаться, когда модули DDR5 станут по-настоящему доступными для массовых платформ. Хочется верить, что это произойдет одновременно с появлением чипов Raptor Lake, а также платформы AM5.

Второй интересный момент связан с поддержкой PCI Express, необходимого для подключения 3D-графики. Процессоры Skylake поддерживают стандарт версии 3.0 — при использовании полноценных 16 линий его пропускной способности достаточно для работы даже GeForce RTX 3090 Ti и Radeon RX 6950 XT. Как будет работать PCI Express 3.0 с новыми видеокартами, такими как GeForce RTX 4090, пока непонятно. Чипы с ядрами Cypress Cove получили 16 линий PCI Express 4.0 для подключения графики, а Golden Cove хвастают поддержкой PCI Express 5.0. Уже сейчас есть ситуации, когда выбор не того «камня» в пару к видеокарте серьезно сказывается на FPS в играх, — причем с ними сталкиваются желающие собрать недорогой игровой ПК. Подробно про это я писал в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: новый игровой ПК в 2022 году — что ты такое?».

Так, в продаже можно встретить Radeon RX 6500 XT. Эта видеокарта получила всего четыре линии PCI Express 4.0 и 64-битную шину. Установив ее в сборку с PCI Express 3.0, вы сразу же недосчитаетесь 14-15 % FPS в играх.

#История одного ПК

Сегодняшний материал в это непростое время не появился бы без поддержки наших партнеров. Первая часть статьи выходит при поддержке Cooler Master и компьютерного магазина «Регард». Именно они предоставили нам все необходимые комплектующие для тестирования. Перечень всего железа вы найдете в разделе «Методика тестирования и стенд». Я же расскажу вам историю одного ПК — тестового стенда, который в самом производительным и дорогом варианте оснащен 16-ядерным Core i9-12900K, GeForce RTX 3090 и материнской платой на базе чипсета Z690. Полностью его конфигурация выглядит следующим образом:

  • центральный процессор Intel Core i9-12900K;
  • система жидкостного охлаждения Cooler Master MasterLiquid PL360 Flux;
  • материнская плата MSI MPG Z690 EDGE WIFI DDR4;
  • оперативная память DDR4-3466 32 Гбайт;
  • видеокарта MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G;
  • твердотельный накопитель Intel 760p SSDPEKKW020T8X1 2 Тбайт;
  • блок питания Cooler Master XG750 Plus Platinum;
  • корпус Cooler Master HAF 700 EVO.

От MSI к нам приехали сразу две матплаты для платформы LGA1700: MPG Z690 EDGE WIFI и MPG Z690 EDGE WIFI DDR4. Как нетрудно догадаться, разница между ними заключается только в типе поддерживаемого ОЗУ, в остальном мы имеем дело с абсолютно одинаковыми устройствами.

MPG Z690 EDGE WIFI (DDR4) относится к категории плат High-end. Модель обладает отличной функциональностью и надежностью; на ее основе можно собрать игровой ПК любой сложности. В частности, MSI MPG Z690 EDGE WIFI легко справится с разгоном К-процессоров Alder Lake, потому что ее подсистема питания насчитывает 16 фаз только для работы ядер CPU. Каждая фаза конвертера состоит из транзисторной сборки Renesas RAA220075, выдерживающей нагрузку в 75 А, а управляет ими 20-канальный ШИМ-контроллер Renesas RAA229131. Получается, MPG Z690 EDGE WIFI (DDR4) оснащена честными фазами. Отмечу и то, что транзисторные сборки охлаждаются двумя довольно крупными алюминиевыми радиаторами, соединенными вместе медной теплотрубкой.

Как видно из названия, MPG Z690 EDGE WIFI оснащен беспроводным модулем связи — здесь применен контроллер Intel, обеспечивающий соединение по каналам 802.11a/b/g/n/ac/ax с пропускной способностью до 2,4 Гбит/с. Есть у платы и поддержка Bluetooth 5.2. За проводное соединение в «Эйдже» отвечает 2,5-гигабитный контроллер Intel I225V, а за звук — новомодный Realtek ALC4080.

На I/O-панели нашелся разъем USB 3.2 Gen2 C-типа с пропускной способностью 20 Гбит/с. Здесь же расположена еще парочка полноформатных USB 3.2 Gen2 со скоростью до 10 Гбит/с. Еще один USB 3.2 Gen2 на 10 Гбит/с — внутренний. Также на панели ввода/вывода есть кнопка Flash BIOS — она пригодится тем, кто купит MPG Z690 EDGE WIFI в эпоху процессоров Rocket Lake. В таком случае пользователь сможет самостоятельно обновить прошивку устройства, даже не включая ПК.

А еще матплата получила сразу четыре слота M.2 — ко всем подведено по четыре линии PCI Express 4.0. Основных слотов расширения — четыре. К PEG-порту подведены 16 процессорных линий PCI Express 5.0. Остальные работают в режиме PCI Express x4 3.0 и PCI Express x1 3.0.

Обзор MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G уже выходил на нашем сайте. На мой взгляд, у MSI получился отличный игровой ускоритель с достойным воздушным охлаждением. В стенде видеокарта работает тихо, но эффективно — и это при том, что энергопотребление устройства превышает 400 Вт! Так, в режиме Gaming максимальная температура графического процессора составила всего 71 градус Цельсия. Частота чипа стабильно держится выше 1900 МГц. В сравнении с эталонной GeForce RTX 3090 процессор SUPRIM-версии дополнительно разогнан на 165 МГц.

Производитель утверждает, что в MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G используются дополнительные предохранители, встроенные в печатную плату. Они служат еще одной линией электрозащиты. А еще PCB имеет увеличенное содержание меди, что способствует рассеиванию тепла. Подсистема питания видеокарты насчитывает 21 фазу. Управляют ими сразу три ШИМ-контроллера: ON Semi NCT81611 (4-фазный), Monolithic Power Systems MP2886A (6-фазный) и Monolithic Power Systems MP2888A (10-фазный). В преобразователе питания используются транзисторные сборки ON Semi NCT303151A. Пара контроллеров uPI Semi uS5650Q, один из которых распаян на обратной стороне PCB, отвечают за работу памяти и мониторинг напряжений и температуры.

Именно при помощи MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G мы проводили большую часть тестов.

MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G

Без какого-либо преувеличения: HAF 700 EVO великолепен! И это про корпус форм-фактора Full Tower говорит вам любитель компактных игровых систем — постоянные читатели знают о моих пристрастиях. Действительно, для среднестатистической сборки с одной видеокартой и простеньким охлаждением новый HAF, возможно, будет избыточен. Только это не отменяет того факта, что Cooler Master предоставил для стенда очень качественный корпус с великолепными возможностями кастомизации в дальнейшем.

Перед нами просторнейший кейс категории MESH — очевидно, устройство разработано с расчетом на сборку в нем мощного игрового ПК с обслуживаемой СЖО или же рабочей станции. Так, HAF 700 EVO поддерживает установку крупных матплат форм-факторов E-ATX, SSI-CEB и SSI-EEB в вертикальном положении. Передняя и нижняя панели позволяют установить 420-мм радиаторы, боковая — 480-мм, задняя — 240-мм, а на верхней панели способны разместиться сразу два 360-мм радиатора. При этом конструкция позволяет использовать довольно толстые элементы СЖО — сюда без проблем влезут радиаторы толщиной 38 и даже 60 мм.

По умолчанию же на передней панели установлены две 200-мм крыльчатки SickleFlow PWM, две 120-мм сзади и еще одна 120-мм — снизу. Корпус оснащен собственным хабом, куда, помимо четырех уже подключенных вентиляторов, можно подсоединить еще три крыльчатки. Предусмотрена в HAF 700 EVO и станция для подключения ARGB-лент.

Передняя стенка хорошо продувается. Тем не менее дизайнеры оснастили ее панелями из закаленного стекла, которые красиво переливаются при подключенной подсветке. Здесь же расположена одна из главных фишек HAF 700 EVO — круглый дисплей IRIS. При помощи программы MasterPlus+ мы можем настроить его работу на различные режимы. Экран может показывать дату и время, параметры центрального процессора, включая его частоту и температуру, актуальные данные о работе подключенных к хабу вентиляторов и многое-многое другое.

Также на передней панели выведено четыре порта USB 3.2 Gen1 и USB 3.2 Gen2 C-типа.

Еще один интересный дизайнерский ход — установка зеркальной поверхности сбоку. В общем, имея под рукой HAF 700 EVO, сборщик может дать волю своей фантазии.

Например, видеокарту в корпусе можно разместить вертикально — гибкий шлейф PCI Express 4.0 уже идет в комплекте. Корпус поддерживает установку до 12 накопителей форм-факторов 2,5’’ и 3,5’’. Вы сами видите, что за шасси остается очень много места для прокладки всех кабелей и элементов СЖО. Корзины для жестких дисков — съемные и не требуют работы с отверткой.

 Cooler Master HAF 700 EVO

Cooler Master HAF 700 EVO

Блок питания Cooler Master XG750 Plus Platinum тоже имеет так называемую киллерфичу, однако ее не видно в сборке с HAF 700 EVO. Дело в том, что боковая панель «Платинума» оснащена информационным дисплеем, показывающим в режиме реального времени температуру блока питания, частоту вращения вентилятора и потребляемую сборкой мощность. 135-мм вентилятор блока питания оснащен ARGB-подсветкой, которую можно настроить в программе MasterPlus+.

Правда, XG750 Plus Platinum мы включили в тестовый стенд не за это. Устройство, как видно из названия, поддерживает стандарт 80 PLUS Platinum — это значит, что эффективность блока питания не падает ниже 90 % в сети 230 В. При мощности в 350-600 Вт КПД блока питания оказывается не ниже 92 % — это наш случай при использовании такой карты, как GeForce RTX 3090.

Вентилятор блока работает всегда. Частота его вращения не превышает 1000 об/мин во всем диапазоне мощности. В итоге XG750 Plus Platinum работает практически бесшумно даже при максимальной нагрузке. Срок службы «карлсона» превышает 100 тысяч часов. Сам производитель дает 10-летнюю гарантию на все устройство в странах, где это разрешено законодательно.

Естественно, мы можем подключить к XG750 Plus Platinum довольно много железа. В комплекте с блоком идут плоские кабели, которые удобно прокладывать за шасси корпуса. В наличии есть сразу два EPS-кабеля на 4+4 пин и 8 пин. А также четыре порта PCI-E 6+2. Так что трудностей с подключением MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G у нас не возникло.

Cooler Master XG750 Plus Platinum

С «водянкой» Cooler Master MasterLiquid PL360 Flux вы могли познакомиться в статье «Какая система охлаждения подойдет процессорам Alder Lake», в ней мы подробно изучили энергетический аппетит топовых процессоров для платформы LGA1700. Что неудивительно, трехсекционная «водянка» спокойно справилась с охлаждением Core i7-12700K и Core i9-12900K.

Подошва водоблока MasterLiquid — крупная, выполнена из массивной медной пластины и полностью накрывает центральный процессор Alder Lake. Она имеет ровную прямоугольную форму и хорошо прижимается к вытянутым чипам Alder Lake. Помпа соединена с водоблоком, ее жизненный цикл превышает 160 000 часов работы.

В комплекте с СЖО идут 120-мм вентиляторы с белыми лопастями. По данным Cooler Master, применение усиливающего конструкцию обода обеспечивает лучшую стабильность при работе на высоких скоростях. Так, в пике крыльчатки раскручиваются до 2300 об/мин. «Карлсоны» оснащены адресуемой RGB-подсветкой. Они подключаются к выносному коммутатору, который в свою очередь соединяется с материнской платой (в нашем случае их можно подключить к хабу HAF 700 EVO). Настроить цвет и тип свечения MasterLiquid можно при помощи комплектного программного обеспечения.

RGB-подсветкой оснащен и водоблок MasterLiquid PL360 Flux.

#Методика тестирования

Тестирование проводилось на следующем компьютерном оборудовании:

Оборудование для тестирования
Центральный процессор Core i3-10100F
Core i5-10400F
Core i5-10600K
Core i7-10700KF
Core i9-10900K
Core i5-11600KF
Core i7-11700K
Core i3-12100F
Core i5-12400F
Core i5-12600K
Core i7-12700KF
Core i9-12900K
Охлаждение Cooler Master MasterLiquid PL360 Flux
Материнская плата MSI MPG Z690 EDGE WIFI DDR4
ASUS ROG MAXIMUS XII HERO (WI-FI)
Оперативная память Corsair Vengeance CMK16GX4M2Z3466C16, 4 × 8 Гбайт
Видеокарта MSI GeForce RTX 3090 SUPRIM X 24G
GeForce RTX 3060 Ti
GeForce RTX 3050
Накопитель Intel 760p SSDPEKKW020T8X1, 2 Тбайт
Блок питания Cooler Master XG750 Plus Platinum, 750 Вт
Корпус Cooler Master HAF 700 EVO
Монитор NEC EA244UHD
ПО для видеокарт
NVIDIA 516.59

Сборки тестировались в разрешениях Full HD и WQHD в следующих играх:

  • The Witcher III: Wild Hunt. DirectX 11. Новиград и окрестности. Максимальное качество.
  • GTA V. DirectX 11. Встроенный бенчмарк. Максимальное качество, FXAA + 2x MSAA, дополнительные настройки качества — вкл., 16х AF, масштаб разрешения изображения — выкл.
  • Cyberpunk 2077. DirectX 12. Поездка в городе. Режим качества «Впечатляющее».
  • Horizon Zero Dawn. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. «Наивысшее качество», TAA.
  • Shadow of the Tomb Raider. DirectX 12. Тайный город. Максимальное качество, DXR — выкл., TAA.
  • Red Dead Redemption 2. Vulkan. Встроенный бенчмарк. Максимальное качество (дополнительные настройки — выкл.), TAA.
  • Watch Dogs: Legion. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим «Ультра», DXR — выкл., DLSS — выкл.
  • HITMAN 3. DirectX 12. Чунцин. Режим «Ультра», 16x AF, Super Sampling 1.00, Simulation Quality — Best.
  • Total War Saga: TROY. DirectX 11. Встроенный бенчмарк. Режим «Ультра», FXAA.
  • Marvel's Guardians of the Galaxy. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра», DXR — выкл.
  • Far Cry 6. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра», TAA, HD-текстуры — выкл., DXR — выкл.
  • Chernobylite. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра».
  • Civilization VI: Gathering Storm. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. 4x MSAA, Performance Impact — «Ультра», Memory Impact — «Ультра».

Производительность в играх определялась с помощью программы CapFrameX. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных колебаний производительности, которые были спровоцированы причинами, не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 11 cо всеми установленными обновлениями. Чипы Intel работали в номинальном режиме, но с отключенными функциями энергосбережения. Процессоры AMD тестировались с активированной функцией PBO, если такая имеется. Функция Re-Size BAR включена не была, так как видеокарта GeForce RTX 3090 ее не поддерживает, а другой версии BIOS в открытом доступе не было.

#Результаты тестирования

Давайте посмотрим на производительность реальных процессоров в большом числе игр. Тестирование проводилось в 13 приложениях в разрешениях Full HD и WQHD — по статистике Steam, такие мониторы есть у 76,9 % пользователей. При этом дисплеями с 4K-разрешением пользуются всего 2,42 % геймеров.

Список используемых процессоров приведен в таблице ниже. Я специально указал самые медленные и быстрые чипы в своем классе. Так мы можем понять, насколько тот или иной «камень» окажется быстрее или медленнее протестированной сегодня модели в играх. Например, Core i3-12100F и Core i3-12300 в играх покажут примерно одинаковый результат, так как старшая модель оказывается быстрее всего на 100 МГц. А вот между Core i5-10400F и Core i5-10600K разница в FPS окажется более существенной — 4 % в среднем, если брать разрешение Full HD и графику класса GeForce RTX 3090.

Стоит учесть и то, что процессоры Core 10-го поколения очень похожи на чипы Intel предыдущих серий. Так, Core i3-10100F недалеко ушел от Core i7-7700K, а Core i7-10700KF раньше продавался под другим названием — Core i9-9900K. А еще очень много общего можно найти между Core i7-8700K и Core i5-10600KF.

Центральные процессоры Intel
Процессор на тестировании Частота при загрузке 1-2 производительных ядер Частота P-ядер при максимальной нагрузке Ядер/потоков Кеш L3 Младший процессор в серии (частота при загрузке 1-2 ядер/при максимальной нагрузке) Старший процессор в серии (частота при загрузке 1-2 ядер/при максимальной нагрузке)
LGA1200/Skylake
Core i3-10100F 4,3 ГГц 4,1 ГГц 4/8 6 Мбайт Core i3-10100(F) (4,3/4,1 ГГц) Core i3-10325 (4,7/4,5 ГГц)
Core i5-10400F 4,3 ГГц 4,0 ГГц 6/12 12 Мбайт Core i5-10400(F) (4,3/4,0 ГГц) Core i5-10600K(F) (4,8/4,5 ГГц)
Core i5-10600K 4,8 ГГц 4,5 ГГц 6/12 12 Мбайт Core i5-10400(F) (4,3/4,0 ГГц) Core i5-10600K(F) (4,8/4,5 ГГц)
Core i7-10700KF 5,1 ГГц 4,7 ГГц 8/16 16 Мбайт Core i7-10700(F) (4,8/4,6 ГГц) Core i7-10700K(F) (5,1/4,7 ГГц)
Core i9-10900K 5,3 ГГц 4,9 ГГц 10/20 20 Мбайт Core i9-10900(F) (5,2/4,8 ГГц) Core i9-10900K(F) (5,3/4,9 ГГц)
LGA1200/Cypress Cove
Core i5-11600KF 4,9 ГГц 4,6 ГГц 6/12 12 Мбайт Core i5-11400(F) (4,4/4,2 ГГц) Core i5-11600K(F) (4,9/4,6 ГГц)
Core i7-11700K 5,0 ГГц 4,6 ГГц 8/16 16 Мбайт Core i7-11700(F) (4,9/4,4 ГГц) Core i9-11900K(F) (5,3/5,1 ГГц)
LGA1700/Golden Cove
Core i3-12100F 4,3 ГГц 4,1 ГГц 4P/8 12 Мбайт Core i3-12100(F) (4,3/4,1 ГГц) Core i3-12300 (4,4/4,2 ГГц)
Core i5-12400F 4,4 ГГц 4,0 ГГц 6P/12 18 Мбайт Core i5-12400(F) (4,4/4,0 ГГц) Core i5-12600 (4,8/4,4 ГГц)
Core i5-12600K 4,9 ГГц 4,5 ГГц 6P/12 + 4E 20 Мбайт Core i5-12600K(F) (4,9/4,5 ГГц) Core i5-12600K(F) (4,9/4,5 ГГц)
Core i7-12700KF 5,0 ГГц 4,7 ГГц 8P/16 + 4E 25 Мбайт Core i7-12700(F) (4,9/4,6 ГГц) Core i7-12700K(F) (5,0/4,7 ГГц)
Core i9-12900K 5,2 ГГц 4,9 ГГц 8P/16 + 8E 30 Мбайт Core i9-12900(F) (5,1/4,8 ГГц) Core i9-12900KS (5,5/5,2 ГГц)

В тестировании приняло участие три видеокарты: GeForce RTX 3090, GeForce RTX 3060 Ti и GeForce RTX 3050. Первую модель можно смело назвать одной из самых быстрых видеокарт на сегодняшний день. Следует учесть и тот факт, что уже в конце года появится серия игровых ускорителей GeForce RTX 40 и Radeon RX 7000. Если верить слухам, производительность уровня GeForce RTX 3090 получит модель GeForce RTX 4070.

GeForce RTX 3060 Ti — это типичный представитель верхнего сегмента Middle-end, а GeForce RTX 3050 — верхнего сегмента Low-end. Соответственно, производительность процессоров в играх с этими видеокартами косвенно укажет на то, какого уровняускоритель графики стоит покупать в ту или иную сборку. Смысл переплачивать за GeForce RTX 3060 Ti, если CPU его попросту не тянет в фокусном разрешении?

Анализировать процессорозависимость в играх — это в какой-то степени неблагодарное занятие, потому что мы имеем дело с рядом условностей. Элементарный пример: большая часть игр, используемая для тестирования, оказалась довольно процессорозависимой. Однако есть ААА-проекты типа Red Dead Redemption 2 — большинство сборок демонстрируют в ней одинаковый FPS. И я мог бы подобрать такой набор игр, который серьезно изменил бы итоговые графики. А можно изменить настройки качества графики в некоторых приложениях, активировав, например, трассировку лучей без DLSS. Даже больше: в том же «Ведьмаке» тестовую сцену можно запустить не в Новиграде, а за его пределами — и результаты тестирования процессоров сильно изменятся, уж поверьте. В общем, над списком игр и качеством графики пришлось долго думать.

Интересно, что в некоторых играх даже Core i9-12900K не загружает GeForce RTX 3090 на 100 % в разрешении Full HD. В такой ситуации увеличить FPS поможет разгон чипа и использование более быстрой оперативной памяти — однако кардинально фреймрейт в играх не увеличится, мы в этом убеждались уже не раз. Получается, нет смысла покупать GeForce RTX 3090 для старых игр в разрешении Full HD, а также для проектов, не поддерживающих трассировку лучей. Чтобы задействовать флагман NVIDIA по полной программе, надо брать 4K-монитор или же не задумываясь выкручивать ползунки в настройках той или иной игры до максимума. Наверное, для таких пользователей и выпускают сегодняшние топовые видеокарты.

Или не для таких? Если изучить рынок FHD- и WQHD-панелей, то можно увидеть, что повышенным спросом пользуются мониторы с высокой частотой вертикальной развертки. Тут тебе матрицы и с 144 Гц, и с 165 Гц, и с 200, и с 240… А если хочется получить максимум FPS, то на процессоре лучше не экономить — результаты тестирования это наглядно демонстрируют. Покупать Core i9-12900K я все равно не вижу смысла, но к графике High-end хорошо подойдут 12-ядерный Core i7 или 10-ядерный Core i5. Они-то и рекомендуются в топовых сборках «Компьютера месяца».

Ну а для всего остального есть Core i5-12400F.

«Бедненький» Core i5-10400F уступил Core i9-12900K в разрешении Full HD целых 37 %! Состоялся разгром, который, впрочем, наблюдается и в WQHD-разрешении. И все равно в 12 играх из 13 видеокарта класса GeForce RTX 3090 выдает фреймрейт с просадками не ниже 60 кадров в секунду. Получается, с 60-герцевым монитором мы спокойно можем включить вертикальную синхронизацию и наслаждаться плавной картинкой в играх. При желании всегда можно, образно выражаясь, поддать газку, установив для High-end-видеокарты режим сглаживания потяжелее или включив трассировку лучей — 60 FPS никуда не денутся при этом. К тому же видеокарта с включенным VSync, не загруженная на 100 %, работает тише и холоднее. Красотища же!

Не стоит забывать и про здравый смысл. Я охотно верю, что тот, кто может себе позволить купить в сборку чип класса Core i7-12700K, не поскупится и на покупку быстрой видеокарты — уровня GeForce RTX 3080 и выше. А вот счастливые обладатели какого-нибудь Core i3-12100F вряд ли пойдут на такую сделку со своей дебетовой картой. Каждому — свое, как говорится.

Кстати, Core i3-12100F отлично проявил себя в компании с, казалось бы, более именитыми родственничками-тяжеловесами. Микроархитектура Golden Cove действительно оказалась хороша, а восьми потоков пока достаточно современным играм. Ключевое слово — «пока». Смогут ли 6- и 8-ядерные чипы Skylake и Cypress Cove оторваться от младшего Alder Lake в будущем — вопрос сложный, но безумно интересный. Ответить на него в формате тестирования сейчас не представляется возможным, и можно лишь проводить различные аналогии. Например, 8-ядерный Ryzen 7 3800X в 2019 году отставал от 6-ядерного Core i7-8700K (Skylake, 6 ядер и 12 потоков, 4,3 ГГц при загрузке все ядер, 12 Мбайт кеш L3) в среднем на 6 % при использовании в стенде GeForce RTX 2080 Ti. В 2022 году в одном из наших тестов Ryzen 7 3800XT (+200 МГц к частоте Ryzen 7 3800X) опередил Core i5-10600K (Skylake, 6 ядер и 12 потоков, 4,5 ГГц при загрузке всех ядер, 12 Мбайт кеш L3) в среднем на 3 % при использовании гораздо более производительной графики GeForce RTX 3090. Список игр с тех пор существенно изменился, что вполне логично.

Так что, как видите, все возможно. Я вообще не вижу смысла списывать со счетов чипы Core 8-го и 9-го поколений, если в них используется шесть и больше ядер. Это вполне дееспособные модели, пусть в разрешении Full HD вкупе с мощной графикой они и заметно отстают от многоядерников Alder Lake.

При использовании видеокарты класса GeForce RTX 3060 Ti процессорозависимость сборок заметно снижается. Даже Core i5-10400F отстает от Core i5-12600K всего на 19 % — при почти трехкратной разнице в цене это сущие пустяки. И все же если вам требуется максимум FPS в играх, то лучше собирать систему на базе минимум 6-ядерного чипа Alder Lake.

Пожалуй, только Core i3-10100F по-настоящему выделяется из толпы и сильно отстает от того же Core i5-12600K. Плохим процессором от этого он не становится — просто его время потихоньку уходит.

Комментировать результаты с видеокартой GeForce RTX 3050 нет никакого смысла. Графику этого класса легко прокачивает любой относительно современный чип Intel. Это с каким-нибудь 4- или 6-ядерным Zen первого поколения могут быть проблемы. Но об этом мы поговорим в другой раз.

#Выводы

Так какой же ты — оптимальный игровой процессор Intel в вакууме? По состоянию на середину 2022 года это должен быть чип с шестью ядрами Golden Cove, поддерживающий технологию Hyper-Threading. При загрузке всех ядер их частота должна быть как можно больше — желательно 5 ГГц. А еще лучше дать возможность энтузиастам самим настраивать коэффициент умножения. Нелишним будет и много кеша третьего уровня — точно больше 20 Мбайт. А еще он должен быть экономичным и холодным, чтобы не переплачивать за матплату и кулер, а также дешевым... Жаль, что такого чипа не существует в природе.

Если же говорить серьезно, то, действительно, в 2022 году для большинства игр достаточно современного 6-ядерника с 12 потоками. Однако сегментация рынка процессоров Intel устроена таким образом, что процессоры с большим числом ядер имеют большую тактовую частоту и больший объем кеш-памяти. Все это в итоге влияет на производительность ЦП в играх с мощной графикой.

Паттерны использования игрового ПК бывают разные, а потому каждый конкретный случай необходимо разбирать в индивидуальном порядке. Если же нам необходима система с задачей выжать максимум FPS из имеющейся видеокарты, то экономить на центральном процессоре нельзя. Исключением, пожалуй, являются сборки под разрешение Ultra HD, которое до сих пор способно положить на лопатки даже самые быстрые игровые ускорители. Для видеокарт класса High-end я рекомендую чипы серий Core i7 и Core i5-12600K — они существенно превосходят даже самые быстрые модели с ядрами Cypress Cove и Skylake.

Для 3D-ускорителей категории Middle-end список подходящих процессоров заметно расширяется. Это может быть и Core i5-12400(F) — оптимальнейшее решение в категории «цена — производительность», а также 6- и 8-ядерные модели Core 10-го и 11-го поколений. Low-end-акселераторы прекрасно работают со всеми условно современными процессорами Intel (начиная с микроархитектуры Skylake), обладающими минимум восемью потоками.

Редакция выражает благодарность Cooler Master, MSI, а также компьютерному магазину «Регард» за предоставленное для тестирования оборудование.

Напоминаем, что таблицы с подробными результатами тестирования в играх приведены на последней странице.

#Подробные результаты тестирования в играх.

Вступление:

Результаты тестирования в играх, FPS (больше — лучше)
Full HD Ultra HD
Core i5-12400F + GeForce RTX 3060 Ti Ryzen 5 2600X + GeForce RTX 3080 Core i5-12400F + GeForce RTX 3060 Ti Ryzen 5 2600X + GeForce RTX 3080
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
PlayerUnknown's Battlegrounds 200 142 170 123 71 57 128 101
GTA V 113 79 76 54 60 43 74 54
Marvel's Guardians of the Galaxy 138 106 88 62 63 54 86 62
HITMAN 3 138 114 104 85 58 51 89 74
Far Cry 6 90 71 73 51 43 36 66 48
Cyberpunk 2077 70 52 68 43 20 15 31 23

Микроархитектура:

Результаты тестирования в играх (GeForce RTX 3090, DDR4-3466), Full HD, FPS (больше — лучше)
Golden Cove (Core i5-12600, 6 активных P-ядер и 12 потоков, 18 Мбайт кеш L3, 4,2 ГГц) Cypress Cove (Core i7-11700K, 6 активных ядер и 12 потоков, 16 Мбайт кеш L3, 4,2 ГГц) Skylake (Core i7-10700K, 6 активных ядер и 12 потоков, 16 Мбайт кеш L3, 4,2 ГГц)
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 158 111 128 89 113 72
GTA V 123 90 107 76 95 65
Marvel's Guardians of the Galaxy 153 116 133 101 117 90
HITMAN 3 173 135 147 117 135 108
Far Cry 6 131 99 108 81 98 73
Cyberpunk 2077 117 80 103 66 91 60

Ядра и потоки:

Результаты тестирования в играх (GeForce RTX 3090, DDR4-3466, Core i9-12900K @4,2 ГГц), Full HD, FPS (больше — лучше)
8P/16 + 8E 8P/16 + 4E 8P/16 8P 6P/12 + 8E 6P/12 + 4E 6P/12 6P
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 171 127 171 127 177 130 157 111 169 128 163 122 168 117 124 86
GTA V 132 95 132 94 127 90 128 95 128 95 128 93 123 90 123 86
Marvel's Guardians of the Galaxy 161 121 161 121 155 121 164 123 157 117 154 117 153 117 149 103
HITMAN 3 176 138 179 143 177 138 188 149 174 140 174 140 173 135 171 130
Far Cry 6 149 111 142 106 133 102 146 111 140 104 138 103 133 100 117 93
Cyberpunk 2077 121 86 121 86 121 86 118 77 119 83 118 82 117 82 101 63
4P/8 + 4E 4P/8 4P 2P/4 2P
Total War Saga: TROY 165 116 128 89 68 34 56 30 50 25
GTA V 126 90 116 79 108 78 90 63 60 5
Marvel's Guardians of the Galaxy 146 109 141 101 123 84 107 67 76 34
HITMAN 3 165 130 160 130 132 97 111 85 45 5
Far Cry 6 133 97 129 94 113 81 87 61 16 1
Cyberpunk 2077 112 75 102 64 76 43 61 33 0 0
Результаты тестирования в играх (GeForce RTX 3090, DDR4-3466), Full HD, FPS (больше — лучше)
Core i9-10900K @4,2 ГГц Core i7-11700K @4,2 ГГц
10/20P 8/16P 6/12P 4/8P 8/16P 6/12P 4/8P
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 118 74 121 75 113 72 85 54 133 97 128 89 99 64
GTA V 104 73 101 73 99 67 87 61 109 78 107 76 95 66
Marvel's Guardians of the Galaxy 128 97 130 101 127 97 115 80 133 104 133 101 123 86
HITMAN 3 144 114 144 114 141 113 131 103 147 117 147 117 139 111
Far Cry 6 101 74 101 74 100 74 93 68 108 81 108 81 99 71
Cyberpunk 2077 107 73 106 72 100 70 81 50 109 72 103 66 84 50

Тактовая частота:

Результаты тестирования в играх (Core i9-12900K @6P/12 ядер/потоков, GeForce RTX 3090, DDR4-3466), Full HD, FPS (больше — лучше)
3 ГГц 3,3 ГГц 3,6 ГГц 4,0 ГГц 4,3 ГГц 4,6 ГГц 4,9 ГГц
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 138 95 147 100 156 109 164 114 170 117 173 119 178 124
GTA V 101 73 110 78 117 80 121 90 125 91 141 100 146 106
Marvel's Guardians of the Galaxy 131 97 139 106 149 114 152 118 156 118 170 130 174 134
HITMAN 3 148 117 158 123 166 131 174 134 176 136 194 154 200 158
Far Cry 6 102 76 110 83 119 89 128 96 134 101 142 107 147 112
Cyberpunk 2077 101 67 107 72 115 76 117 82 119 82 121 86 121 86

Кеш-память:

Результаты тестирования в играх (GeForce RTX 3090, DDR4-3466), Full HD, FPS (больше — лучше)
12 Мбайт (Core i3-12100, 4 активных P-ядра и 8 потоков, 4,1 ГГц) 25 Мбайт (Core i7-12700K, 4 активных P-ядра и 8 потоков, 4,1 ГГц)
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 122 85 125 87
GTA V 111 81 116 81
Marvel's Guardians of the Galaxy 137 103 147 110
HITMAN 3 156 125 168 137
Far Cry 6 117 88 122 90
Cyberpunk 2077 99 62 103 65
Horizon Zero Dawn 164 102 168 111
Shadow of the Tomb Raider 163 90 173 90

Результаты тестирования разных процессоров с разными видеокартами:

Результаты тестирования в играх (GeForce RTX 3090), Full HD, FPS (больше — лучше)
Core i9-12900K Core i7-12700K Core i5-12600K Core i5-12400F Core i3-12100F
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 170 128 172 128 169 125 158 112 122 85
GTA V 151 111 144 106 138 101 123 87 111 81
Marvel's Guardians of the Galaxy 181 143 172 134 161 124 151 117 137 103
HITMAN 3 200 162 192 153 181 145 168 140 156 125
Far Cry 6 154 111 147 110 134 102 124 92 117 88
Cyberpunk 2077 120 85 120 85 120 85 118 82 99 62
The Witcher III: Wild Hunt 216 150 210 150 201 144 179 126 169 117
Chernobylite 278 208 260 198 247 186 228 169 216 157
Watch Dogs: Legion 140 98 138 94 117 87 111 83 91 62
Red Dead Redemption 2 141 103 140 103 140 103 137 98 128 87
Shadow of the Tomb Raider 205 133 200 126 191 118 179 108 163 90
Horizon Zero Dawn 176 120 175 120 174 115 174 115 164 102
Civilization VI: Gathering Storm 223 157 223 157 215 157 151 118 133 99
Core i7-11700K Core i5-11600KF Core i7-10700KF Core i5-10600K Core i5-10400F
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 140 102 130 92 124 79 117 74 110 70
GTA V 116 83 111 80 108 79 99 71 90 63
Marvel's Guardians of the Galaxy 137 106 130 99 128 96 120 92 113 87
HITMAN 3 154 128 146 120 147 117 138 111 130 104
Far Cry 6 113 83 109 82 106 80 101 76 93 70
Cyberpunk 2077 112 76 105 68 109 72 98 64 91 59
The Witcher III: Wild Hunt 164 114 159 111 161 112 153 106 145 101
Chernobylite 196 141 193 141 193 141 183 134 170 124
Watch Dogs: Legion 105 76 98 73 98 74 89 65 83 61
Red Dead Redemption 2 134 95 134 95 134 95 126 87 126 87
Shadow of the Tomb Raider 166 96 156 93 161 95 147 84 138 80
Horizon Zero Dawn 171 115 171 114 165 111 155 108 150 104
Civilization VI: Gathering Storm 177 138 145 113 160 123 128 100 122 96
Результаты тестирования в играх (GeForce RTX 3090), WQHD, FPS (больше — лучше)
Core i9-12900K Core i7-12700K Core i5-12600K Core i5-12400F Core i3-12100F
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 165 127 164 122 164 121 154 109 121 84
GTA V 148 110 142 106 136 101 122 85 111 81
Marvel's Guardians of the Galaxy 179 140 172 134 161 122 148 116 134 102
HITMAN 3 173 145 172 145 170 140 167 140 155 125
Far Cry 6 135 105 133 102 102 98 119 90 113 84
Cyberpunk 2077 79 58 79 58 79 58 79 58 79 54
The Witcher III: Wild Hunt 181 129 180 128 175 122 170 123 161 116
Chernobylite 206 154 205 154 203 153 197 147 191 143
Watch Dogs: Legion 102 84 101 83 101 82 99 80 87 62
Red Dead Redemption 2 117 91 116 91 116 91 114 90 114 86
Shadow of the Tomb Raider 158 120 158 119 158 118 156 104 149 86
Horizon Zero Dawn 153 107 153 107 153 107 153 107 145 102
Civilization VI: Gathering Storm 210 147 210 147 210 147 151 118 131 99
Core i7-11700K Core i5-11600KF Core i7-10700KF Core i5-10600K Core i5-10400F
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 140 102 128 91 121 76 114 73 109 69
GTA V 113 81 107 75 105 75 99 70 90 63
Marvel's Guardians of the Galaxy 134 105 129 99 126 96 120 92 113 87
HITMAN 3 151 120 144 120 144 117 134 109 125 99
Far Cry 6 109 81 106 80 102 77 97 74 90 68
Cyberpunk 2077 80 57 79 56 80 57 79 55 79 55
The Witcher III: Wild Hunt 155 110 153 108 155 110 148 105 142 98
Chernobylite 180 133 177 133 176 133 171 126 159 116
Watch Dogs: Legion 96 76 93 73 94 74 86 64 82 61
Red Dead Redemption 2 116 90 116 90 116 90 114 86 114 86
Shadow of the Tomb Raider 153 96 150 93 150 93 139 84 130 80
Horizon Zero Dawn 150 107 150 107 145 105 144 100 140 98
Civilization VI: Gathering Storm 177 138 145 113 160 123 127 100 122 96
Результаты тестирования в играх (GeForce RTX 3060 Ti), Full HD, FPS (больше — лучше)
Core i5-12600K Core i5-12400F Core i5-12100F Core i7-11700K Core i5-11600KF
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 140 110 140 105 120 83 126 94 126 93
GTA V 132 95 121 87 111 79 114 82 111 80
Marvel's Guardians of the Galaxy 159 124 151 112 135 100 135 103 129 98
HITMAN 3 140 115 139 115 138 109 133 109 132 109
Far Cry 6 117 91 115 91 112 87 109 82 108 82
Cyberpunk 2077 71 51 71 51 71 51 71 51 71 51
The Witcher III: Wild Hunt 145 107 144 107 140 99 137 91 136 90
Chernobylite 175 132 174 127 173 125 170 125 166 121
Watch Dogs: Legion 83 69 83 68 81 62 81 67 81 67
Red Dead Redemption 2 84 61 84 61 84 61 84 61 84 61
Shadow of the Tomb Raider 129 100 129 99 128 87 127 91 127 91
Horizon Zero Dawn 116 85 116 83 115 81 115 81 115 81
Civilization VI: Gathering Storm 145 101 141 95 131 89 145 100 140 95
Core i7-10700KF Core i5-10600K Core i5-10400F Core i3-10100F
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 120 77 115 73 106 68 88 56
GTA V 109 78 100 70 90 63 83 58
Marvel's Guardians of the Galaxy 128 97 119 92 113 87 101 73
HITMAN 3 134 109 133 109 126 101 118 96
Far Cry 6 104 79 101 77 93 70 86 65
Cyberpunk 2077 71 51 71 51 71 51 68 41
The Witcher III: Wild Hunt 140 94 137 94 133 94 125 90
Chernobylite 168 124 164 123 158 119 152 112
Watch Dogs: Legion 81 67 80 64 78 60 65 46
Red Dead Redemption 2 84 61 84 61 82 60 81 60
Shadow of the Tomb Raider 127 91 126 83 124 80 112 61
Horizon Zero Dawn 113 81 113 78 111 75 104 71
Civilization VI: Gathering Storm 134 98 125 92 120 90 97 72
Результаты тестирования в играх (GeForce RTX 3060 Ti), WQHD, FPS (больше — лучше)
Core i5-12600K Core i5-12400F Core i5-12100F Core i7-11700K Core i5-11600KF
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 107 86 107 84 107 78 100 78 100 78
GTA V 114 80 109 78 105 76 105 76 105 76
Marvel's Guardians of the Galaxy 119 96 119 96 118 95 116 92 115 90
HITMAN 3 98 83 98 83 98 83 98 83 98 83
Far Cry 6 88 74 88 74 88 74 87 70 87 70
Cyberpunk 2077 42 31 42 31 42 31 42 31 42 31
The Witcher III: Wild Hunt 104 83 104 83 103 76 104 77 104 77
Chernobylite 119 95 119 93 119 92 119 88 119 88
Watch Dogs: Legion 63 53 63 53 62 51 61 50 61 50
Red Dead Redemption 2 67 52 67 52 67 52 67 52 67 52
Shadow of the Tomb Raider 91 75 91 75 90 71 91 73 91 73
Horizon Zero Dawn 93 68 93 68 93 68 93 68 93 68
Civilization VI: Gathering Storm 120 90 118 88 118 83 120 90 120 90
Core i7-10700KF Core i5-10600K Core i5-10400F Core i3-10100F
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 100 72 100 72 98 66 86 56
GTA V 102 75 99 70 90 63 82 56
Marvel's Guardians of the Galaxy 118 92 116 88 113 88 101 73
HITMAN 3 98 82 98 82 98 82 98 79
Far Cry 6 87 70 85 70 84 67 81 61
Cyberpunk 2077 42 31 42 31 42 31 42 31
The Witcher III: Wild Hunt 104 77 102 75 102 75 100 70
Chernobylite 119 91 119 88 119 88 117 86
Watch Dogs: Legion 61 50 61 50 61 50 60 46
Red Dead Redemption 2 67 52 67 52 67 52 67 52
Shadow of the Tomb Raider 91 73 90 72 90 72 89 59
Horizon Zero Dawn 92 68 92 66 92 65 90 62
Civilization VI: Gathering Storm 118 86 113 83 110 83 97 70
Результаты тестирования в играх (GeForce RTX 3050), Full HD, FPS (больше — лучше)
Core i5-12400F Core i5-12100F Core i5-10400F Core i3-10100F
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Total War Saga: TROY 84 68 84 65 76 60 76 53
GTA V 92 63 89 62 84 60 78 55
Marvel's Guardians of the Galaxy 100 80 99 79 96 75 95 69
HITMAN 3 85 69 85 67 83 67 83 65
Far Cry 6 76 65 76 63 73 60 72 58
Cyberpunk 2077 41 31 41 31 41 31 41 30
The Witcher III: Wild Hunt 85 67 84 67 83 63 82 61
Chernobylite 103 78 102 77 103 75 102 75
Watch Dogs: Legion 50 41 49 40 48 39 48 39
Red Dead Redemption 2 51 42 51 42 50 42 50 42
Shadow of the Tomb Raider 80 62 78 62 77 56 77 56
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
В сервисах Mail.ru появился генеративный ИИ 33 мин.
Количество атак ботов на российские медиаплощадки за год выросло на 30 % 36 мин.
Larian впервые назвала продажи Baldur’s Gate 3 после выхода из раннего доступа 40 мин.
Создатели Black Mesa опубликовали тизер следующей игры — с Half-Life она не связана 2 ч.
Глава NVIDIA предупредил, что ИИ оставит программистов без работы, а учиться лучше на аграриев 3 ч.
Звезда «Оно» и режиссёр «Годзилла против Конга»: инсайдер раскрыл новые подробности фильма по Bloodborne 4 ч.
Минцифры попытается обязать Apple разрешить установку приложений из сторонних магазинов в России 4 ч.
Microsoft вскоре представит DirectSR — универсальную технологию апскейлинга для игр 15 ч.
Вдохновлённая японским фольклором метроидвания Bo: Path of the Teal Lotus в духе Hollow Knight получила дату релиза 21 ч.
Sabre перенесла сервисы в облако Google Cloud, закрыв 17 своих дата-центров 23 ч.