Цифровой автомобиль

Автодайджест №148

⇣ Содержание

#Автомобильные новости

На автомобильном шоу Top Marques в Монако, открытие которого состоялось 19 апреля, каждый элемент соответствует ожидаемой помпезности. Каждый год здесь собираются богатые люди, чтобы в очередной раз похвастаться своим новеньким спорткаром и вскользь намекнуть на количество нулей в той сумме, которая хранится на их счете одном из надежных банков Швейцарии. Но ежегодный съезд самовлюбленных автолюбителей сулит очевидную выгоду и ряду молодых компаний. Рядом с заслуженными легендами в исполнении Pagani, Koenigsegg, Ferrari и Lamborghini приютились совсем молодые бренды, только-только начинающие свой путь к кошелькам шейхов и постерам на стенах в комнатах подростков. Например, в Монако можно было обнаружить новинки Keating, Savage и Spada. Даже российская Marussia попытала здесь счастье. А какое раздолье для производителей и продавцов тюнинг-аксессуаров! Но сейчас все наше внимание достанется всего лишь электрокару. Электрокару мощностью 1088 лошадиных сил.

Новость про хорватскую команду Rimac и ее концепт One однажды уже появлялась в сводке «Автодайджеста»: в конце лета 2011 года южные славяне обещали шокировать всех возможностями своего электрического купе. Заявленные данные внушали трепет: 4 раздельных электромотора, почти 1000 Н*м крутящего момента на каждый из них и более 1000 лошадиных сил на квартет. Согласно обещаниям разработчика, спорткар массой 1650 кг должен разгоняться с 0 до 100 км/ч за 2,8 секунды. Rimac One на «одной батарее» сможет проехать до 600 км, а ограничение максимальной скорости в 350 км/ч продиктовано лишь настройками электроники. Все эти числа почти в точности были повторены и в Монако. Но в таблицу характеристик были внесены и некоторые коррективы. Например, суммарный крутящий момент четырех электромоторов составляет 3800 Н*м, а максимальная скорость — «лишь» 305 км/ч. Запас хода остался неизменным. Оглашены уточнения относительно емкости аккумуляторной батареи — 92 кВт*ч. Но главное озвученное число — 750 000. Именно столько при выражении в единой европейской валюте будет стоить один из быстрейших электрокаров мира.

Даже с учетом баснословного ценника хорватская компания прогнозирует появление ажиотажного спроса на свою продукцию, но весь объем выпуска Rimac One будет ограничен 88 автомобилями. Форму углеродному кузову спорткупе придал хорватский дизайнер Адриано Мудри, над интерьером трудилась команда в составе экс-сотрудников студии Pininfarina и специалистов Vilner.

На языке южноамериканского индейского народа кечуа слово rimac означает «говорить». Но вряд ли Rimac One будет голосист: ни низкого баритона атмосферного V8, ни высокой трели двойного турбонаддува. Возможно, хорватские специалисты сочинят для электрического спорткара искусственную мелодию, которая будет имитировать звук работы мощного двигателя внутреннего сгорания, но никакой информации относительно такого варианта развития событий не существует. Пока же дар речи теряешь как минимум от озвученного ценника. Заплатить почти один миллион долларов за электрокар без имени? Пусть он молниеносно быстр, но нередко покупка автомобиля такой стоимости является инвестицией в собственный имидж. «Я купил Bugatti» или «Я купил Rimac»? Здоровая порция скептицизма всегда должна присутствовать при обзоре подобных стартапов, но все доводы разбиваются об амбициозность Мэйта Римака — автора и идейного вдохновителя проекта. Мэйт родом из Боснии и Герцеговины, ему всего 23 года, но его суперэлектрокар уже вдохновляет богатейших людей планеты в Монако. Неплохое начало.

Еще одна попытка «выстрелить» на Top Marques в Монако тоже принадлежит компании из Восточной Европы. Алёша Тушек родился в словенском городе Птуй в 1965 году. В возрасте 28 лет он основал собственную компанию, специализирующуюся на тюнинге и обслуживании автомобилей. В 2004 году началась разработка первой собственной модели. Дебютный продукт компании Tushek — суперкар Renovatio T500. Именно этот автомобиль и был выставлен в Монако.

В отличие от юного Мэйта Римака, опытный Алёша Тушек не грезит уникальными высокотехнологичными разработками. Именно поэтому он решил использовать проверенный бензиновый силовой агрегат. Но обо всем по порядку. Кузов Renovatio T500 на 1/3 состоит из углеволокна и на 2/3 — из прочих композитных материалов, а под этим бутербродом находится каркас из хром-молибденовой стали. Общая длина автомобиля составляет 4,27 метра, ширина — 2 метра, высота — метр. Сухой вес споркупе — 1090 кг. Но все это — собственная разработка Алёши Тушека. А вот двигатель позаимствован у Audi RS4. Этот 4,2-литровый 8-цилиндровый бензиновый мотор развивает 450 лошадиных сил и 428 Н*м. ДВС подключен к 6-ступенчатой механической трансмиссии, обеспечивающей крутящим моментом задние колеса. Родстер весом чуть больше тонны с практически идеальным распределением веса по осям ускоряется с 0 до 100 км/ч за 3,7 секунды. Максимальная скорость превышает 310 км/ч. При умеренном темпе езды в городском режиме автомобиль потребляет 14,9 литра бензина на 100 км, в загородном — 9,3. Несмотря на неплохую экономичность, объем топливного бака удивляет — всего 45 литров. На Renovatio T500 установлены 19-дюймовые покрышки Pirelli P-Zero Corsa. Спереди стоят 390-мм тормозные диски и 6-поршневые суппорты, сзади — 370-мм и 4-поршневые.

Ранее Алёша Тушек работал над автомобилем K1 Attack. Он был оснащен 250-сильным двигателем от Honda Civic Type R. Родстер успел пройти испытания, но из-за неудавшегося сотрудничества житель Словении был вынужден начать собственный проект. В комплект стандартного оснащения Renovatio T500 входит съемная жесткая крыша, регулируемое заднее антикрыло из углепластика, титановая система выпуска и 4-точечные ремни безопасности. Не обойдется и без простых житейских радостей вроде камеры заднего вида и подогреваемых сидений.

Уже сейчас Алёша Тушек ищет инвесторов. Он предлагает своим землякам вложить деньги в компанию Tushek, чтобы избежать рисков местного рынка: предприниматель планирует экспортировать спорткары в страны ЕС, Россию, Англию, США, Канаду, Саудовскую Аравию, Китай, Бразилию, Австралию и Японию. А еще в текущем году Алёша Тушек представит старшую модель. Она будет больше, легче и мощнее. Основным конкурентом Forego T700 называется Lamborghini Aventador.

Но и на этом поток смелых проектов из Восточной Европы не заканчивается. Польская компания Arrinera, чье детище мы успели предварительно рассмотреть еще летом прошлого года, наконец-то опубликовала окончательные технические характеристики и стоимость своего первого автомобиля. Конструкторы сдержали обещание и все же установили двигатель от Chevrolet Corvette C6 ZR1: 6,2-литровый V8 выдает максимальные 650 лошадиных сил и 820 Н*м. Помощь со стороны привлекалась не только для поставки силового агрегата. Выполненный из высокопрочной стали каркас кузова разработан под контролем Ли Нобла — владельца весьма известного британского производителя спорткаров Noble. Первенец марки Arrinera весит 1300 кг и способен ускоряться с 0 до 100 км/ч за 3,2 секунды и достигать максимальной скорости 340 км/ч. Но произвести впечатление спорткар может даже без запуска двигателя. Автомобиль имеет очень необычный внешний вид. Выглядит он так, словно хитиновый слой его панциря встал на дыбы при виде опасного хищника, причем в этом стиле заметно влияние автомобилей Lamborghini. Но неужели сам Arrinera может стать потенциальной жертвой с такими характеристиками?

Судите сами: Arrinerа на бумаге обладает неплохими техническими характеристиками с заметным американским акцентом, а дизайн от стилиста Павло Буркатского заставит случайных прохожих сворачивать шеи. Но все попытки польских энтузиастов сделать великий спорткар разбиваются о стену рационализма при прагматичном изучении прайс-листа. За свое спортивное купе в Arrinerа просят $160 000. Это существенно меньше одного миллиона долларов, в которые оценен Rimac One, но здесь нет уникальных технологий. Автомобиль, ставший польскому спорткару донором, стоит почти в полтора раза дешевле: официальный ценник на Chevrolet Corvette C6 ZR1 в США стартует с отметки $111 600. Что же до Lambo-стиля… Можно совсем немного добавить и взять самый настоящий Lamborghini Gallardo. Пусть он будет проигрывать по объему двигателя, его максимальной мощности и даже по времени прохождения четверти мили, но вместе с Gallardo покупатель получает частичку великой итальянской истории и итальянского духа. Высказаться столь помпезно в адрес Arrinerа пока невозможно.

#Автомобильные технологии

Одной из самых быстроразвивающихся автомобильных технологий будущего являются системы автономного управления. Вот-вот появится достойная замена человека на месте за рулем транспортного средства. Не прекращает исследования и разработки в этой сфере сетевой гигант Google. Сводки о все новых вершинах, достигнутых лучшими умами из Маунтин-Вью, появляются на страницах «Автодайджеста» нередко, а совсем недавно стало известно и о получении официального патента в Бюро по регистрации патентов и торговых марок США. На Всемирном конгрессе Сообщества автомобильных инженеров руководитель беспилотного проекта Google Энтони Левандовски во всеуслышание заявил о готовности крупнейшей информационной корпорации открыто сотрудничать с производителями автомобилей. Также он подчеркнул, что с предложением совместных разработок Google обратился практически к каждой крупной автомобильной компании. Несмотря на явный оптимизм Google, ни к каким официальным соглашениям прийти пока не удалось.

«Самая важная вещь, которую компьютеры могут сделать в следующие 10 лет, — научиться водить автомобиль», — считает Левандовски. Уже в будущем году Google сможет объявить точный срок выхода технологии на розничный рынок. «Не каждый производитель автомобилей хочет быть первым в этом. Некоторые хотят, и мы собираемся начать сотрудничество с теми, кто желает стать первооткрывателями». Но перед этим предстоит решить еще много сложных задач, которые далеко не всегда лежат в области программирования. Например, взаимодействие с Национальной администрацией безопасности дорожного движения (National Highway Traffic Safety Administration — NHTSA) пока никак не регламентируется. Получить разрешение на производство и эксплуатацию транспортных средств с компьютерными автопилотами ­– полдела. Требования NHTSA периодически ужесточаются, да и сами правила дорожного движения нередко приходится пересматривать, что заставляет вносить изменения в управляющий модуль. На Всемирном конгрессе Сообщества автомобильных инженеров Энтони Левандовски сообщил, что Google не будет дожидаться запросов от NHTSA и станет обновлять программный код заранее. К тому же в руках поискового гиганта всегда будет большая красная кнопка, позволяющая деактивировать функцию автономного управления автомобилем в любой момент на любом автомобиле, если из-за нее безопасность движения окажется под вопросом.

Чтобы обнадежить слушателей, Энтони Левандовски заявил, что испытания беспилотной системы от Google будут длиться дольше, чем тесты любого из когда-либо выпускавшихся автомобилей. В ближайшее время американская корпорация планирует расширить парк подобных транспортных средств до нескольких десятков. Левандовски также ответил на укор некоторых автомобилистов, настроенных скептически относительно будущих инноваций. Их претензии сводились в основном к фразе: «Мы хотим водить машину, когда это весело». Таким образом, автопилот станет лишь одной из дополнительных систем автомобиля, и человек сможет в любой момент сам сесть за руль. Более того, иногда это придется делать вынужденно: в условиях плохой видимости или отсутствия внятной дорожной разметки компьютер сам откажется от управления автомобилем, взвалив эту ношу на хозяина.

Следующий вопрос касается ответственности человека и системы. Если автопилот допустит ошибку и совершит дорожно-транспортное происшествие, будет отвечать водитель или производитель системы автономного управления? Четкого ответа Google пока не дает, но здесь требуются комментарии еще одной стороны — страховых компаний. Пока же калифорнийская компания надеется, что ей удастся математически доказать, что компьютер за рулем ведет себя безопаснее человека. Во время выступления на Всемирном конгрессе Сообщества автомобильных инженеров представители Google заявили, что их система уже может выполнять ряд тестовых заданий быстрее, чем среднестатистический водитель из общества homo sapiens. По мнению Энтони Левандовски, в будущем это позволит даже урезать страховую ставку при покупке автономного автомобиля.

Вполне возможно, что одним из основных партнеров Google станет General Motors. Но даже если сотрудничество двух гигантов не состоится, в запасе у GM полно собственных специалистов, готовых разработать беспилотную систему. Первыми убрать руки с руля и ноги с педалей смогут будущие покупатели Cadillac: американский концерн обещает начать опциональную установку новых систем уже через несколько лет.

Перспективную технологию в General Motors называют Super Cruise, или суперкруиз-контроль. Почему столь скромно? Ответ лежит на поверхности: первые системы будут действительно напоминать лишь расширенный вариант круиз-контроля. Сегодня можно запросто купить автомобиль с адаптивным алгоритмом, который будет не только поддерживать заданную скорость на свободном шоссе, но и соблюдать дистанцию до впередиидущего автомобиля в любых условиях, в том числе в пробке. Подобные технологии доступны на рынке более 7 лет, пора перейти на новый уровень. Чтобы упростить задачу водителя, Super Cruise сможет дополнительно удерживать машину в выбранном ряду. Для этого автомобили Cadillac оснастят радарами, камерами, ультразвуковыми сенсорами и GPS-приемниками. Задатки всех функций уже есть в новых седанах Cadillac ATS и XTS.

Несмотря на возможность скорого прихода Super Cruise на розничный рынок, воспользоваться автономным управлением можно будет далеко не всегда. Система будет очень прихотлива к дорожным условиям. Например, нечеткая дорожная разметка, плохая видимость или загрязненный сенсор не позволят активировать автопилот. В этом случае все управление автомобилем придется взять на себя.

Сегодня современные поезда метро неплохо справляются со своими обязанностями без человека-машиниста, во всяком случае в тех странах, где «подземку» начали строить совсем недавно и денег на современную технику не жалели. Специалист Массачусетского технологического института (Massachussetts Institute of Technology — MIT) по аэронавтике Мэри Каммингс уверена, что скоро без человека смогут существовать транспортные службы и вся сельскохозяйственная инфраструктура. По оценкам Мэри Каммингс, для этого потребуется около трех лет.

Поскольку Мэри Каммингс является профессиональным пилотом и одной из первых женщин в США, которых допустили к управлению боевым истребителем, то особое внимание она уделила воздухоплаванию. Сегодня многие полеты совершаются преимущественно в автономном режиме. Это касается не только поддержания заданной высоты и курса, но и взлета и посадки. Человеку тут отводится роль наблюдателя. Но когда пилоты не вовлечены в процесс управления воздушным судном, они начинают скучать, отвлекаться и доставать свои мобильные телефоны, ноутбуки и прочую портативную технику. Тем временем задача любого человека, следящего за корректной работой автоматизированной системы, — максимально быстрое и адекватное реагирование на компьютерный сбой или ошибку. По мнению Мэри Каммингс, команде MIT потребуется еще немало времени, чтобы выявить причины этого поведения и найти способы его пресечения. Но коммерческие полеты никогда не будут полностью беспилотными: кто-то должен следить за буйными и пьяными пассажирами. Тем временем на борту самолетов, совершающих грузовые рейсы, вскоре не окажется ни одного человека.

Еще одно перспективное направление развития робототехники — сельское хозяйство. На полях нет оживленного движения, пешеходов, сложных перекрестков, поэтому и разработать автопилот для трактора существенно проще. Сегодня Мэри Каммингс работает совместно с John Deere, ведущим производителем сельскохозяйственной техники в мире. Используя набор сенсоров и систему спутниковой навигации, они планируют сделать полностью автономный трактор. Компьютер разделит поле виртуальными линиями на квадраты, что позволит легко ориентироваться на местности. Умный трактор сможет вспахивать землю, сеять семена, орошать землю и выполнять все остальные операции, для которых сегодня еще требуется человек. Но в этой области одним из самых серьезных препятствий бурному развитию технологий является скептичность клиентов. «Фермеры очень консервативны. Они не гонятся за новинками в сфере робототехники. Исключениями могут стать те случаи, когда на полях просто не хватает людей», — считает Каммингс. По ее расчетам, первые автономные тракторы появятся в свободной продаже уже через 1-3 года.

Ждать беспилотных вертолетов придется немного дольше — 7-10 лет. Винтокрылые летательные аппараты без помощи человека смогут забирать раненых с поля боя и пострадавших в катастрофах природного или техногенного характера. Вызвать такую помощь можно будет с любого смартфона. Пока трудно давать оценку прогнозам Мэри Камминг. Надеемся, что человек с таким опытом и знаниями не может ошибаться и автоматизированные системы управления вскоре появятся на всех видах наземного, воздушного и водного транспорта.

В перспективе беспилотные системы смогут оказаться существенно безопаснее водителя-человека даже в тех условиях, которые сегодня являются для них губительными. И Google, и General Motors не устают повторять, что их будущие комплексы ограничены в своих возможностях: туман, дождь или снег не позволят их автопилотам продолжать движение. Но ведь набор разномастных сенсоров и радаров может быть куда полезнее человеческого глаза. Впервые об этом объявила Panasonic, которая готова начать установку новой системы на светофоры около оживленных перекрестков и в местах массового скопления людей. С помощью радара миллиметрового диапазона она может определять точное положение пешеходов. Сложной техники для этого не потребуется: пешеходы и велосипедисты отражают существенно меньше волн, чем автомобили. В результате система будет распознавать человека на расстоянии около 40 метров даже ночью и в тумане. Это является существенным преимуществом перед возможностями аналогичных комплексов, построенных на базе оптических или инфракрасных камер и лазерных сенсоров.

Основная задача новой системы Panasonic — превентивное информирование водителей о вероятной угрозе столкновения. Радар будет следить за всеми пешеходами и автомобилистами в радиусе действия (40 метров). Это позволит обнаруживать людей, находящихся в слепых зонах автомобиля. Дополнительное преимущество разработки Panasonic — полная работоспособность даже в очень плохих условиях видимости: ночью, при активных атмосферных осадках, метели и тумане. Пока Panasonic не уточняет, каким именно образом система будет информировать водителя о возникших опасностях. При разработке новой технологии радара японская компания зарегистрировала 18 патентов в Японии и 6 за границей.

Еще одну любопытную технологию из Японии представила компания Honda. На этот раз ее разработки не связаны с созданием роботов-андроидов или экзоскелетов для человека — все гораздо ближе к автомобильной тематике. Традиционный будний день автомобилиста в любом крупном городе начинается с пробок. Движение в «тянучке» циклично: газ  тормоз, газ — тормоз. Ученые и аналитики давно выяснили, что это самый невыгодный сценарий и есть способ его оптимизировать без каких-либо инфраструктурных изменений. Как этого добиться? Для ответа на этот вопрос необходимо взглянуть на начало любой пробки. Водитель первого автомобиля нажимает на тормоз, затем поочередно замедляются все следующие транспортные средства. Все это вызывает цепную реакцию, которая надолго парализует движение. Специалисты Honda совместно с Научно-исследовательским центром передовой науки и технологии Токийского университета разработали систему, которая сможет существенно сгладить это явление.

По расчетам Honda, плавное движение является наиболее оптимальным в условиях дорожных заторов. Это означает, что вместо бесконечных резких торможений и ускорений водитель должен увеличить дистанцию, как бы сглаживая подобные колебания. Это позволит свести на нет цепную реакцию и даже увеличить пропускную способность дорог. Чтобы дисциплинировать водителя, в компании Honda предлагают оснащать автомобили специальным комплексом технического оборудования, способного выявлять скопления машин. В пробке он будет давать рекомендации для оптимального режима движения.

Первые тесты продемонстрировали неплохие результаты: при использовании описанной выше методики средняя скорость автомобиля в пробке возрастает примерно на 23 процента! Более того, новинка позволяет еще и экономить топливо. Благодаря сглаживанию колебаний двигатель внутреннего сгорания потребует на 8 процентов меньше горючего. Honda собирается начать испытания на дорогах общего пользования уже в текущем месяце. Тесты пройдут на улицах Италии и Индонезии. Вряд ли подобная система будет когда-либо доступна в России: в образовавшееся перед соблюдающим плавный режим перемещения автомобилем окно мгновенно втиснется добрая дюжина других водителей, для которых слова «оптимизация», «вежливость» и «культура дорожного движения» являются пустым звуком.

Стоит отметить, что разрабатываемая японской компанией технология немного схожа с Sartre — Safe Road Trains for the Environment («Безопасные для окружения дорожные поезда»), над которой трудится Volvo. Последние новости про Sartre выходили в январе 2012 года, с тех пор шведы хранят молчание. У систем Honda и Volvo разные задачи: первая призвана увеличить скорость движения в пробках, вторая — создать автономные поезда из машин.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥