Цифровой автомобиль

Автодайджест №158

⇣ Содержание

#Автомобильные новости

Сегмент сверхкомпактных городских автомобилей продолжает набирать популярность. В Европе их называют A-классом, в Японии — кей-карами. Но далеко не все производители успели обзавестись подобными моделями. Из находящихся в производстве машин к ним можно отнести Citron C1, Fiat 500, Ford Ka и Toyota iQ. Одна из последних новинок — Volkswagen Up! в трех обличиях (Volkswagen, Skoda, Seat). В 2007 году начались продажи второго поколения «проворной» Opel Agila. Особенностью данной модели стало наличие пяти дверей, что при длине 3,74 метра является практически уникальным предложением на рынке. По всей видимости, в General Motors остались недовольны продажами практичного решения, поскольку сразу после запуска Agila в серию концерн начал разрабатывать еще одну кроху. Долгое время за кулисами автомобильной промышленности циркулировали слухи о подготовке Opel Junior. С таким же именем была представлена предсерийная версия Opel Corsa, чье полноценное производство было начато в 1993 году. Но теперь в европейском офисе General Motors подготовили не очередного сменщика для бестселлера B-класса, а родную сестру для Agila. Точнее, брата: новинка носит название Opel Adam.

Мог ли знать Адам Опель, покинувший наш мир еще 1895 году, что в 2012 году его именем назовут самый маленький автомобиль основанной им компании? Вряд ли, ведь выпускать самоходные повозки сыновья Опеля начнут лишь через три года после смерти отца. В современном автомобилестроении очень много брендов, названных в честь основателей: Ford, Toyota, Chevrolet, что уж говорить о производителях дорогих спорткаров. Но примеров наречения конкретной модели именем не так уж много, к тому же компании стараются приурочить данную процедуру к выпуску наиболее дорогой, представительной машины. Яркий пример — Ferrari Enzo. Обратная ситуация в Opel, ведь Adam является самой компактной моделью компании. Но руководство немецкой компании возлагает на новинку большие надежды.

По размерам Opel Adam фактически копирует Agila: длина 3,7 метра, ширина 1,72 метра. На данный момент известно только о трехдверном исполнении автомобиля. Именно этот факт устанавливает дистанцию между Agila и Adam. Но чтобы прочувствовать разницу философий близких моделей, необходимо просто взглянуть на них. Если первая является стандартным выбором среднего семьянина с современным, но весьма блеклым стилем, то Adam — настоящий стиляга. Очевидно, дизайнеры General Motors были вдохновлены самыми модными компактами современности: Fiat 500, Citroen DS3 и даже Opel Astra GTC. От последнего хэтчбека новый малыш позаимствовал немало дизайнерских решений. Именно старшая сестра наградила Adam харизматичным изгибом в районе дверных ручек, «бумеранг» на боку достался еще от Insignia, а общей формой кузова малыш напоминает Corsa. При этом ультракомпакт воспринимается целостно, как совершенно уникальный автомобиль. Фирменных черт здесь тоже хватает: необычно большая передняя решетка, обтекаемые фары с плавными линиями и оригинальное оформление кормы. Задние стойки сделаны таким образом, чтобы у зрителя возникало ощущение парящей крыши.

Вице-президент Opel в области дизайна Марк Адамс, принимавший непосредственное участие в разработке Adam, особенно гордится возможностью глубокой персонализации автомобиля. Покупатель сможет выбрать одно из трех базовых стилевых оформлений, которые носят название JAM, GLAM и SLAM. Аналогичный подход начали практиковать в BMW: хэтчбек 1 Series и седан 3 Series можно заказать в нескольких визуальных вариациях. Если к выбору «настроений» добавить три разных цвета крыши, богатый набор цветов окраски кузова, различные цветовые исполнения интерьера и декоративных элементов, то можно получить практически бесконечное количество стилевых комбинаций. В Opel Adam можно установить даже светодиодную подсветку потолка, имитирующую звездное небо. Марк Адамс уверен, что «ни один другой автомобиль в этом сегменте нельзя сконфигурировать настолько гибко, насколько Opel Adam, поскольку мы предлагаем потенциально неограниченное число сочетаний внешнего и внутреннего цветов, ткани, мелких визуальных элементов. Вряд ли наши клиенты смогут найти аналогичную машину у конкурентов».

Для своей самой компактной модели Opel предложит на выбор один из трех бензиновых двигателей: объемом 1,2 литра (70 лошадиных сил) и две модификации 1,4-литрового агрегата (87 и 100 лошадиных сил). Все моторы будут агрегатироваться с 5-ступенчатой механической трансмиссией. В качестве опции к любому Opel Adam производитель предложит систему «стоп/старт». В будущем году будет представлен новый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском и турбонаддувом. Специально для него инженеры Opel разработают 6-ступенчатую МКПП. Жаль, что ничего не говорится про «автоматы».

В базовую комплектацию городской крохи войдут ставшие стандартом системы: антиблокировочная тормозная и электронной стабилизации. Комплект пассивной безопасности включает передние и боковые подушки безопасности. В Opel Adam можно будет обнаружить и более сложные комплексы. Например — электронного помощника при старте на уклоне (Hill Start Assist), систему автоматической парковки Advanced Park Assist, даже ультразвуковые датчики Side Blind Spot Alert, следящие за слепыми зонами. Новинка получит и новейшую мультимедийную систему с GPS-навигацией, USB-разъемом, Bluetooth и семидюймовым сенсорным дисплеем. Но уж что не ожидаешь увидеть на столь компактном автомобиле, так это легкосплавные колесные диски диаметром 18 дюймов и настроенное с уклоном в спорт шасси: даже это можно заказать.

Итак, в полку мелких и модных прибыло. Выпуском Opel Adam европейское подразделение General Motors планирует существенно улучшить свое финансовое положение. Мировая премьера новинки намечена на Международный автосалон в Париже (29 сентября — 14 октября). Первые автомобили попадут к официальным дилерам только в январе 2013 года.

#Автомобильные технологии

Трудно представить современный автомобиль без штатной навигационной системы. А ведь в полную силу гражданская часть GPS начала работать только в 1994 году. К 2019 году ожидается появление европейского аналога — Galileo. Уже функционирует и российский ГЛОНАСС, а в 2020-м точность определяемых им координат пробьет психологический рубеж в один метр и составит 0,6 метра. Благодаря A-GPS пользователи средств спутниковой навигации получили возможность практически мгновенного «холодного запуска»: достаточное количество сигналов с земной орбиты можно найти за считаные секунды. Но легендарные британские ученые считают, что вскоре взаимодействие спутниковых систем и опутавших планету радиосетей станет еще более тесным. Знаменитая благодаря передовым разработкам в области информационной безопасности, военной техники и аэрокосмонавтики оборонная компания Великобритании BAE Systems изучает возможность использования GPS там, где поймать сигнал от спутников уже невозможно.

Новая разработка получила название Navsop. Действует она по следующему упрощенному алгоритму: сначала система вычисляет текущее местоположение и прокладывает маршрут с помощью GPS, затем изучает сигналы средних радиочастот, мобильных сетей, Wi-Fi и даже телевизионных каналов. Все они помогут Navsop продолжить рассказывать маршрут там, где уже невозможно получить отклик от искусственных спутников Земли. Это означает, что такую систему можно использовать внутри зданий или даже под землей — в тех местах, где нет прямого сообщения с небом, но сигналы радио, телевидения и мобильных сетей все еще сильны.

Сюжетов использования новой технологии немного, но они есть. К примеру, это прокладка маршрута в объятых огнем помещениях и разрушающихся под воздействием иных факторов зданиях. В конце концов, с помощью Navsop можно находить украденные автомобили, которые злоумышленники оставили на подземных парковках для нейтрализации GSP-сигнала. Даже если сам передающий модуль деактивирован, Navsop все еще будет работать.

Британцы говорят, что все необходимые системы смогут поместиться на устройстве размером с монету. Но в BAE Systems еще не готовы делать Navsop для мобильных телефонов. Зато новинка отлично подойдет для автомобилей. Для полноценной функциональности на крыше транспортного средства придется установить большую антенну. На данный момент не уточняется, когда технология перейдет в коммерческое использование. Но какой бы отличной системой ни оказалась Navsop, ей все же требуется сигнал GPS, пусть хотя бы для начального построения маршрута. А это значит, что ничего надежнее бумажной карты человечество так и не придумало.

Каждый водитель должен не только знать, но и видеть, куда он едет. Автомобильные фары существенно эволюционировали за последние десятилетия. Поменялся не только источник света, но и принцип его использования: умные машины могут направлять пучок в сторону поворота, автоматически переключаться между дальним и ближним, а совсем скоро научатся попросту вырезать встречные и попутные транспортные средства из сплошной стены света. Но до идеала еще далеко. Атмосферные осадки могут хорошенько подпортить настроение даже опытному пилоту: мокрая дорога остается темной, а капли дождя или хлопья снега отражают свет в лицо водителя. Первый шаг на пути решения этой проблемы сделали специалисты Университета Карнеги-Меллон. Им удалось создать действующий прототип механизма, который в будущем сделает поездки ночью в непогоду гораздо более приятными и безопасными.

Ведущий исследователь проекта Шриниваса Нарасимхан в одном предложении описал всю суть новой технологии: «Если вы знаете, где находятся капли дождя, вы можете пускать пучки света между ними». Это заявление вызовет здоровый смех в аудитории даже у самых воспитанных и образованных студентов. Но результаты тестов говорят о правдоподобности теории. В Университете Карнеги-Меллон собрали незамысловатую установку, над которой сгустились искусственные тучи. С помощью специального чипа ученые заставили автомобильные фары светить только в паузах между падением капель воды, которые отслеживались камерами. Исследователи уверяют, что такая система способна функционировать на скорости до 29 км/ч. Согласно подсчетам, отражения от дождевых капель удалось снизить на 70%, при этом потери света составили лишь 5%. Снежинки больше по площади и медленнее, но их траекторию существенно сложнее отследить, поэтому результаты в метель будут немного хуже: минус 15% освещения дороги и на 60% меньше бликов от снега.

Разработчикам предстоит решить еще массу задач, прежде чем любопытную технологию можно будет применять в быту. К примеру, на скорости свыше 30 км/ч система просто не успевает реагировать на дождь, а ветер средней силы делает из нее бесполезную игрушку. По всей видимости, вряд ли стоит ожидать появления интеллектуальных ламп на своем следующем автомобиле.

#Гибриды и электрокары

В разделе инновационных транспортных средств почти никогда не освещаются новости с российского рынка. Но никакой дискриминации здесь нет: говорить про машины с альтернативными силовыми агрегатами в России нет смысла. Разве что в очередной раз упомянуть про единственный официально доступный у нас компактный японский электрокар стоимостью 1,7 миллиона рублей? В Российской Федерации нет никаких поблажек для владельцев «зеленого» автомобиля: ни субсидий, ни налоговых послаблений, даже ставка транспортного налога привязана к мощности, а не к объему двигателя внутреннего сгорания или вредности его выбросов. Отсутствует инфраструктура, а с учетом огромных по европейским меркам расстояний между городами идея покупки электрокара кажется просто абсурдной. Но некоторые компании все же пытаются начать развитие инновационной отрасли.

В начале июля прошел первый в России форум, посвященный развитию электрического транспорта. Организаторами мероприятия «Электромобилиада-2012» выступили Правительство Москвы и Московской области, Российское энергетическое агентство и ООО «Револьта». На территории школы «Сколково» были озвучены планы на ближайшее будущее, прогнозы и перспективы развития электромобилей. Помимо представителей России и Белоруссии, на форуме были отмечены компании из Великобритании, Швеции, Финляндии, Испании и Франции.

В мае текущего года компания «Револьта» в рамках реализации проекта «МОЭСК-EV» установила три первые в Москве станции быстрой зарядки. Они соответствуют международному стандарту CHAdeMO. Электрические заправки уже доступны по адресам ул. Садовническая, д.36, Дербеневская набережная, д. 7, стр. 16 и ул. Обручева, д. 27, корпус 1. Зарядные станции способны выдавать мощность до 50 кВт на машину, при напряжении до 500 В и силе тока до 125 А. По данным «Револьта», чтобы увеличить остаточный пробег Mitsubishi i-MiEV на 40-50 км, достаточно десяти минут.

Полтора месяца назад в Москве было доступно 24 станции стандартной зарядки, однако не каждая открыта для любого желающего. Основным экспонатом «Электромобилиады-2012» стали новые электрические модули Revolta. Упор сделан на прибыльность: станции могут не только заряжать электромобили, но и размещать мультимедийную рекламу, а также контролировать платную парковку. Дополнительно представители «Револьта» продемонстрировали инновационные коммерческие автомобили Smith Electric. В частности, это фургоны Ford Transit, в которых место ДВС занял электромотор. Максимальный заряд аккумуляторной батареи такой модели позволит проехать до 160-190 километров. Компания «Револьта» станет официальным импортером таких машин.

Генеральный директор ООО «Револьта» Максим Осорин на форуме «Электромобилиада-2012» выступил с эмоциональной речью: «Я абсолютно уверен, что электромобили способны изменить окружающий нас мир в лучшую сторону. Я также думаю, что развитие этой отрасли потенциально является точкой роста для нашей сегодня во многом зависящей от экспорта сырьевых ресурсов экономики и в среднесрочной перспективе мы создадим тысячи новых высокотехнологичных рабочих мест и десятки предприятий, которые будут конкурентоспособными не только внутри России, но и за рубежом».

По оценкам экспертов ООО «Револьта», к 2020 году в России доля электромобилей будет составлять 3-20% от общей массы транспортных средств. Весьма расплывчатый прогноз, особенно с учетом того, что сегодня говорить о сколь-нибудь существенных продажах не приходится: не было куплено и одной сотни Mitsubishi i-MiEV, причем остальные электрические машины к нам официально не поставляются. Предложение транспортных средств с наиболее современными технологиями вообще ограничено в нашей стране: для новых турбодизелей у нас некачественная солярка, бензиновые турбомоторы с непосредственным впрыском плохо переваривают местный бензин. Наверняка вскоре окажется, что и электричество в России далеко не высшего сорта.

Тем не менее «Револьта» уже собралась проникать в регионы. Максим Осорин заявил о планах по установке 100 зарядных станций только в Набережных Челнах — не самом крупном городе Татарстана, где, к слову, находится основной завод КамАЗ. Около 75 модулей будет расположено на территории торгово-развлекательных центров, оставшаяся часть будет построена на существующих автомобильных заправках. Максим Осорин добавил: «У нашей технологии нет аналогов в мире. Сегодня в сети используется наше программное обеспечение, бизнес-модель и организационная структура. Оборудование зарядных станций мы приобретаем у нескольких партнеров. Однако в сентябре начнет работать наше собственное производство, и в части станций стандартной зарядки мы будем обеспечивать себя оборудованием самостоятельно».

По расчетам поставщика, затраты на создание одной станции составят от ста тысяч до двух миллионов рублей. Средний срок окупаемости — около четырех-пяти лет, но для быстрых электрических заправок его можно уменьшить до двух-трех лет. В ООО «Револьта» сообщают, что стоимость одного электрического километра в среднем в пять-шесть раз ниже, чем бензинового. Помимо установки зарядных станций компания начнет продажу электромобилей.

Тем временем ситуация с электромобилями в Европе тоже обстоит не лучшим образом. Местные модели по сей день фактически отсутствуют на рынке: можно купить лишь серийный Opel Ampera, но он не является полноценным электрокаром (на борту находится небольшой бензиновый ДВС), к тому же это просто локализованная версия Chevrolet Volt. В США рынок активно развивается: расширяется предложение Tesla Motors, на арену выходит Fisker. Но и в США, и в Евросоюзе все более осязаемые границы начинает приобретать еще одна «зеленая» тенденция: правительства развитых стран стараются пересадить государственные машины на электричество. Это может быть общественный транспорт, грузовики и прочие коммерческие автомобили. Дело дошло даже до полиции: патрулировать улицы Португалии отправились электрические Nissan Leaf.

Отличия полицейского Nissan Leaf от стандартного ожидаемы: уникальная цветовая схема с синими полосами, проблесковый маячок и звуковая сирена. Модные электрокары достались отделу Полиции общественной безопасности (Polícia de Segurança Pública). Всего выделено восемь машин. «Зеленые» патрули будут регулярно объезжать школы и близлежащие территории с целью обеспечения порядка и спокойствия. Тем не менее каждый экипаж может быть задействован и для решения любых экстренных задач, характерных для полицейской команды. Правда, трудно представить погоню с участием Nissan Leaf, разве что за smart fortwo.

«Мы гордимся тем, что стали первыми в мире полицейскими, у которых хотя бы часть парка автомобилей не выбрасывает в атмосферу вредных веществ вредных веществ, — сказал управляющий Пол Гомес Валенте, национальный директор Polícia de Segurança Pública. — Мы хотим продолжить сокращение загрязнения воздуха в центрах больших городов. Представление полностью электрических Nissan Leaf — новая планка для нашего парка спецмашин».

Пока португальские полицейские пытаются освоить японский электромобиль, школьники и студенты из разных концов мира ставят новые рекорды экономичности. В соревнованиях Shell Eco-marathon принимают участие самые разные команды. Конкурс разбит на три региональных этапа: в Америке, Европе и Азии. На каждом подводятся итоги, награждаются победители. Недавно лучшие молодые умы продемонстрировали свои навыки в Старом Свете, а теперь стали известны и результаты соревнований на востоке. Рассмотрим оба этапа.

Перед участниками Shell Eco-marathon стоит простая задача — сконструировать и построить транспортное средство, которое сможет проехать дальше всех на одном литре топлива или одном киловатте энергии. Прошлогодний победитель — команда Microjoule-La Joliverie из Франции вновь заняла первое место. Их бензиновый прототип смог показать рекордную экономичность 8002 мили на галлон. Иными словами, единственного литра хватило, чтобы проехать 2832,8 километра! Потребление топлива составило 0,035 литра на 100 км.

На пятки французам наступала венгерская команда GAMF из Кечкеметского колледжа. На своем прототипе они смогли проехать 2696 километров. Третьими стали финны из Тампереского университета технологий. Образованная ими команда Remmi-Team с помощью одного литра бензина удалилась от старта на расстояние 2003 км.

Серийные дизельные машины зачастую существенно экономичнее бензиновых, но когда разговор заходит об экстремальных рекордах, то желающих поехать на «тяжелом» топливе остается немного. Лишь три команды (для сравнения: в забеге на бензине участие приняли 43 прототипа!) вышли на старт с дизельными агрегатами, причем все из Франции. Лучшей стала IUT с результатом 1481,1 километра на одном литре солярки.

Нешуточная борьба развернулась в классе электрокаров. Лучше всех экономить свет научились немцы: команда Lausitz Dynamics из школы Hochschule Lausitz смогла проехать 732,3 километра на одном киловатте. Подумать только, ведь столько может расходовать мощный компьютер за один-два часа! Австрийцы TERA TUGraz тоже выступили хорошо: 619,3 километра. С результатом 587,7 км недалеко от них остановилась испанская команда IDEA CEU TEAM.

Европейский этап Shell Eco-marathon 2012 привлек немало внимания: 24 страны, 3000 студентов, 200 команд и около 20 000 посетителей каждого дня соревнований. Экологические забеги были устроены в Роттердаме, Нидерланды. Не меньший накал страстей царил в Куала-Лумпуре, где соревнования завершились неделю назад. Здесь лучшей стала команда Luk Jao Mae Khlong Prapa из научного заведения Dhurakij Pubdit University, Таиланд. Проглотив всего один литр этанола сорта E100, их прототип преодолел 2903 километра. Это более чем на 30% превосходит прошлогодний результат, когда участники Luk Jao Mae Khlong Prapa смогли проехать 2213,4 километра.

Лучший результат экспериментального болида с настоящим бензиновым двигателем существенно скромнее. Ученики одной из таиландских школ прошли «лишь» 1120 км. На дизельном топливе команда ZEAL Eco-Power, состоящая из студентов Университета Тонгжи (Китай), преодолела 363,4 километра, став лучшей в своем классе. Представители Технического колледжа Дон Мыанг (Таиланд) в команде с говорящим названием Katode смогли построить прототип электрокара, который на одном киловатте уехал на расстояние 710,5 километров. К сожалению, результаты европейского и азиатского этапов экологического марафона нельзя сравнивать друг с другом, слишком сильно различаются трассы и погодные условия. Но показатели растут с каждым годом, и это является лучшим доказательством прогресса школьных и студенческих команд.

Призы Shell Eco-marathon 2012 символические: победитель в каждой категории получил 2000 долларов. Основную ценность представляет бесценный полученный опыт. Возможно, среди участников этого года есть юный гений, который в будущем совершит революцию в экономичности транспортных средств.

#Автомобильные шпионы

Недавно произошло несколько интересных утечек, частично раскрывающих внешность будущих поколений популярных автомобилей. Одна из них касается Mazda 6. Японская компания уже два года пытается донести до нас суть дизайна будущей новинки. Летом 2010 года это был концепт Shinari, затем внимание на себя отвлек его последователь — Takeri. Градус радикальности дизайна постепенно понижался. Что дойдет до серии? Ответ на этот вопрос могут подсказать снимки частично замаскированного универсала Mazda 6.

Наконец-то новая «шестерка» оголила головную оптику! Она все еще немного напоминает представленные ранее концепты, но гораздо более близкий родственник автомобиля — Mazda CX-5. Трудно не узнать и характерную форму решетки переднего бампера: в набирающем популярность японском кроссовере используется точно такая же. Проследить все обводы кузова не удается из-за маскировочной пленки с едким черно-белым узором. А вот попавший в объектив фотокамеры салон можно частично разглядеть, и здесь снова возникают ассоциации с Mazda CX-5. Подтверждением всех догадок является и первый официальный тизер новой Mazda 6, в котором можно рассмотреть лишь часть мордочки новинки.

Следующее поколение Mazda 6 станет вторым автомобилем, созданным по философии SkyActiv, первым был CX-5. Ожидается, что благодаря оптимизации и использованию высокотехнологичных сортов стали общая масса автомобиля уменьшится примерно на 100 кг. Достоверной информации по силовым агрегатам пока нет. Наверняка «шестерка» получит все новинки семейства SkyActiv, в том числе атмосферный бензиновый двигатель объемом 2 литра и дизельный 2,2-литровый SkyActiv-D. Оба доступны на кроссовере Mazda CX-5.

Точная дата появления новой Mazda 6 на публике пока неизвестна. Многие ожидают мировой премьеры в Париже, но не исключается и приезд ожидаемой модели в Москву в конце лета: наш рынок очень важен для японской компании. Продажи Mazda 6 начнутся в первом квартале 2013 года.

Вскоре еще один популярный в России японский автомобиль обещает сменить поколение. С незначительными изменениями Toyota RAV4 производится с 2005 года, пора бы выпустить новую модель. В глобальной сети оказались изображения паркетника из официальной брошюры. Насколько эта информация является достоверной, судить сложно, но, за неимением других данных, рассмотрим хотя бы эти.

Вполне может оказаться, что фотографии являются всего лишь умелой спекуляцией. Показанный в коротком ролике кроссовер выглядит довольно свежо и целостно, при этом можно проследить связь с текущим Toyota RAV4. Ждать точной информации осталось недолго: достоверные сведения должны появиться до конца года.

#Интересности и необычности

Известный гонщик Кен Блок, прославившийся своими безумными трюками на полноприводных раллийных автомобилях, выпустил очередную серию популярного ролика «Джимхана». Четвертая часть появилась в августе 2011 года. Почти год спустя Кен вновь радует нас увлекательной подборкой зрелищных виражей.

Промчаться по пустынным проспектам Сан-Франциско на переполненной порохом Ford Fiesta — что может быть лучше? Жители славного американского города надолго запомнят рев форсированного двигателя раллийного болида. Одним словом, зрелищно.

Современные компьютерные игры наделены примитивной физикой. Новые движки могут просчитывать модели отдельных предметов, выстраивать алгоритмы их взаимодействия друг с другом, но до приближения к реальности им еще очень далеко. Про автомобильные симуляторы и говорить нечего: разработчики стараются уделить немного внимания поведению машины на дороге, совершенно забывая про повреждения при контакте с окружающим миром. В лучшем случае игра будет содержать с десяток шаблонных моделей битых автомобилей, используемых на все случаи жизни. Покончить с этим безобразием решили программисты молодой компании BeamNG. Они взяли физический движок Cry Engine 3, немного изменили его и получили превосходный по современным меркам результат.

В своем первом ролике команда BeamNG продемонстрировала прогресс в области физической модели виртуальных автомобилей. Они врезаются в стены, сталкиваются друг с другом, падают сверху, переворачиваются — в большинстве случаев все выглядит вполне правдоподобно. Есть еще некоторые шероховатости, ряд элементов проработан грубо, но даже такой уровень является прорывом.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥