Цифровой автомобиль

Автодайджест №295: Chevrolet и Opel уходят из России

⇣ Содержание

#Российский рынок

Сейчас российский автомобильный рынок переживает не лучшие времена. Спад начался еще летом 2014 года, когда условия относительно текущих были практически идеальными: рубль оставался крепким, а кредиты доступными и сравнительно дешевыми. Дальнейшие события всем хорошо известны. Из-за бума спроса в ноябре-декабре финальная статистика за 2014 год не выглядит устрашающей: по сравнению с 2013 годом спрос на легковушки снизился лишь на 10 процентов. Однако в декабре стало очевидно, что впереди нас ждут не самые лучшие времена. Производители чуть ли не каждую неделю повышали цены, банки установили заградительные ставки и требования к заемщикам, а россияне (а вместе с ними и жители некоторых ближайших стран) решили закупиться машинами впрок. Согласно статистике, продажи в январе 2015 года упали на 24,4%, а в феврале и вовсе на 37,9%. Но самое страшное не это: производители уже начали покидать Россию. И если уход мелких брендов почти никто не заметит, то закрытие дилерских сетей крупнейших игроков рынка является нехорошим знаком.

Если не считать отдельных китайских производителей, которые и в стабильный период не переставали уходить из России, а затем возвращаться, первой ласточкой стал Seat. Испанский бренд за 2014 год продал чуть больше тысячи автомобилей, более чем вдвое ухудшив свое положение. В итоге подразделение концерна Volkswagen решило убрать марку с нашего рынка. Об этом было объявлено в середине ноября, то есть еще до самых критических событий. Однако если Seat был каплей в море, то Chevrolet и Opel являются крупными участниками рынка. На прошлой неделе стало известно, что концерн General Motors, которому и принадлежат марки Chevrolet и Opel, решил практически полностью прекратить свою деятельность в России.

Подобное решение может шокировать. Тем более и предпосылок к этому не было заметно даже в самом конце 2014 года. Да, продажи Chevrolet и Opel снижались на 20-29 процентов, но даже с учетом этого они составили 123 175 и 64 985 машин соответственно. В результате Chevrolet оказался на восьмом месте в итоговом рейтинге производителей, Opel — на десятом. Однако уже в январе побратимы потеряли по 68-75 процентов, а в феврале продажи и вовсе упали на 74-86 процентов. За прошлый месяц компания Opel продала в России всего 912 автомобилей, почти в десять раз меньше, чем в феврале 2014 года.

Концерн General Motors 18 марта объявил о реструктуризации бизнеса в России. Если отказаться от финансовых терминов, все происходящее можно назвать бегством. Масштаб этого мероприятия трудно даже представить: на данный момент в России открыто около 160 дилерских центров Chevrolet/Opel, и уже совсем скоро им придется закрыться. В представительстве General Motors сообщили, что им будет предложено перезаключить контракты и авторизоваться под сервисные услуги, ведь на рынке в любом случае остается огромное количество автомобилей, которые необходимо обслуживать и на которые все еще распространяются гарантийные обязательства. По расчетам GM, останется около нескольких десятков центров.

Все описанное является лишь верхушкой айсберга. Концерн General Motors давно присутствует в нашей стране, и для получения конкурентных преимуществ он занимался локализацией производств. Сегодня производится сборка на заводе GM в Санкт-Петербурге, на калининградском предприятии «Автотор», а еще часть машин выпускается на мощностях «группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Все эти площадки в скором времени будут остановлены. И если разорвать сотрудничество с «Автотором» и «группой ГАЗ» еще не так сложно, то что делать с собственным заводом под Питером? Американцы планируют законсервировать его. Возможно, со временем он будет продан, но нельзя также исключать, что производитель оставляет возможность вернуться на наш рынок в более спокойное время.

Генеральный директор Opel Group Карл Томас Нойман (Dr. Karl-Thomas Neumann) сообщил, что одной из причин фиаско является недостаточный уровень локализации производства в России. Из-за этого Chevrolet и Opel повысили цены примерно в полтора раза, то есть значительно больше, чем основные конкуренты. Это привело к незамедлительному падению продаж, что отражено в статистике за январь-февраль. Выходом из ситуации могло стать срочное расширение локализации, однако сейчас точно не самое подходящее время для глобальных инвестиций в производство автомобилей в России.

На General Motors давит еще один фактор: концерн подписал с властями России соглашение о промсборке, согласно которому уровень локализации должен достигнуть 60% к 2020 году. Теперь GM отказывается от него, поэтому теряет льготы на импорт автомобильных компонентов в страну. Существует предположение, что американцы смогут в любой момент вернуться в Россию и возобновить производство без штрафных санкций.

Кое-какую работу в России General Motors все же продолжит. В первую очередь это касается премиум-бренда Cadillac, который не собирается покидать российский рынок. Также в нашей стране будут продавать Chevrolet Camaro, Corvette и Tahoe, то есть самые дорогие модели американской марки. Однако многих интересуют не эти автомобили, продающиеся буквально в единичных экземплярах, а проект внедорожника Chevrolet Niva второго поколения. Соответствующий концепт был представлен в августе прошлого года на Московском международном автомобильном салоне. Старт продаж намечен на 2016 год, заявленная цена — около 540 000 рублей. Увы, теперь данный проект будет заморожен. Все это довольно печально: на 2015 год были запланированы существенные инвестиции в производственную площадку.

Ситуация со спадом продаж очевидна, однако Chevrolet Niva второго поколения должна была получить высокую степень локализации, отсутствие которой фактически и стало причиной ухода General Motors из России. Кроме того, даже в текущих реалиях спрос на новую модель внедорожника мог быть вполне приличным ввиду подорожания импортируемых конкурентов. Пока GM-АвтоВАЗ сохранит лишь выпуск Chevrolet Niva существующего первого поколения.

По предварительным оценкам, уход General Motors с рынка не будет дешевым. Только на реструктуризацию и закрытие производств будет потрачено около 600 миллионов долларов. Сюда входит и семимесячное пособие около тысячи человек, занятых на заводе в Санкт-Петербурге, хотя Федерация независимых профсоюзов уже потребовала увеличить компенсационный пакет до 18 окладов. Получается, что потраченных буквально впустую денег хватило бы для расширения производственной площадки и выпуска на рынок новой «Нивы». Такой вывод наводит на мысль, что уход GM из России может быть политически мотивирован.

Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники утверждает, что закрытие петербургского завода могло быть спланировано еще полгода назад, что должно было стать частью «показательного ухода». При этом представители General Motors до последнего момента категорически отрицали возможность подобного развития событий. Кстати, на GM бегство крупных производителей может не остановиться. К примеру, крайне плохо идут дела у Ford: в феврале было продано всего 1399 машин, падение составило 78 процентов. Кроме этого Ford объединяет с General Motors еще и американское гражданство, так что если озвученная «Коммерсантом» конспирологическая теория имеет хотя бы опосредованное отношение к реальности, мы в скором времени можем лишиться еще одного важного игрока.

#Интересности и необычности

Не секрет, что существует культ классических автомобилей. Нередко они продаются за баснословные суммы. Однако автомобильное сообщество почитает не только уникальные модели, но и вполне массовые машины. Ярким примером является оригинальный Ford Mustang. Он был представлен в 1964 году и мгновенно завоевал просто-таки астрономическую популярность. За один только 1966 год было продано 607 000 экземпляров, результат следующих лет совсем чуть-чуть скромнее. Для сравнения: за 2014 год было продано в семь раз меньше современных «Мустангов». При этом любители экстравагантных сравнений нередко устраивают дуэль между классическим автомобилем и ныне выпускаемым. Неудивительно, что победителем подобных сражений всегда становится Mustang из 60-х: даже если бы он не умел ездить, жюри все равно выбрало бы его за неповторимый дух. Поэтому нет ничего удивительного в том, что совсем скоро вновь будет начат выпуск этого легендарного автомобиля.

Разумеется, воскресить Mustang взялся не сам Ford. Вернуться на полвека назад решила американская компания Revology Cars. Она уже не первый год занимается переоснащением классических автомобилей современными компонентами, чтобы сделать их надежнее, быстрее и безопаснее. Теперь дело дошло и до выпуска полноценного автомобиля. Поскольку самой большой ценностью в Ford Mustang является он сам, то бизнесмены решили максимально точно скопировать облик оригинальной машины. С юридической точки зрения обошлось без плагиата, ведь штампуемые компанией Dynacorn кузова выпускаются по официальной лицензии. Это значит, что все черты первой модели, выпускаемой с 1964 по 1966 год, полностью сохранены. Но есть и одна положительная метаморфоза: теперь кузов производят из более прочной стали.

Мастера Revology Cars постарались сделать максимально аутентичным и салон. Разумеется, за полвека автомобильная промышленность шагнула далеко вперед, и мы уже давно привыкли к современным электронным системам. Чтобы органично вписать новую технику в классический салон, дизайнерам пришлось хорошо потрудиться. К примеру, в одном из колодцев приборной панели прячется ЖК-дисплей бортового компьютера. Здесь даже есть мультимедийная система с модулем Bluetooth: к счастью, беспроводная связь себя никак не выдает. Прочие блага цивилизации включают сиденья с электроприводом, функцию бесключевого доступа, регулируемую по углу наклона рулевую колонку и открываемый с кнопки в салоне лючок бензобака. Всего этого не было в оригинальном спорткаре.

С технической точки зрения «старый новый» Ford Mustang существенно отличается от легендарного предка. Под капотом установлен пятилитровый атмосферный V8. В общем-то, подобные агрегаты можно обнаружить и на настоящих ретроавтомобилях (объем двигателей в 1964-1966 годах варьировался от 2,8 до 4,7 литра), однако системы электронного управления у него точно не было. Покупатель сможет выбрать пятиступенчатую механику или автоматическую трансмиссию с четырьмя скоростями. В 60-х у обоих типов КПП было по три передачи. Прочие достижения технического прогресса включают дисковые тормоза, заднюю многорычажную подвеску, усилитель рулевого управления и другие системы, к которым мы уже давно привыкли.

Необычную новинку нельзя назвать недорогой: она будет стоить минимум 119 500 долларов. Это не только в пять раз больше начального ценника нового «Мустанга» (23 800 долларов), но и существенно больше больше, чем стоят отлично сохранившиеся экспонаты из 60-х. Вряд ли коллекционеры будут всерьез сравнивать оригинальный Mustang 64-го и новодел, пусть и весьма качественный.

Нет сомнений в том, что компания Revology Cars скопировала старый Ford Mustang из благих побуждений: она фактически подарила легенде вторую жизнь, к тому же производство будет начато по лицензии. А вот китайцы без угрызений совести продолжают заниматься откровенным плагиатом. В последнее время количество наглых заимствований стало снижаться (во всяком случае, копии известных моделей продаются в основном в самом Китае, а на экспорт они почти не поставляются), однако компания Yogomo решила напомнить о сохранившихся у нее запасах кальки. Новая модель Yogomo 330 подозрительно похожа на южнокорейский автомобиль.

Стоит признать повышение навыков китайских производителей: если раньше их попытки плагиата выглядели довольно забавно, то Yogomo 330 практически невозможно отличить от Kia Picanto. Если бы не шильдики, то вряд ли даже сами владельцы Picanto или великий и могущественный Петер Шрайер (Peter Schreyer), главный дизайнер Hyundai-Kia, смогли бы отличить копию от оригинала. А вот в салоне компактного хетча уже гораздо меньше заимствований, хотя некоторые элементы все же напоминают исходник. К счастью, Kia Picanto не продается в Китае, поэтому местные покупатели Yogomo 330 могут и не догадываться о происхождении своей машины.

В техническом плане Yogomo 330 уже не подражает Kia Picanto. Если на корейский автомобиль устанавливаются только бензиновые двигатели, то китайский аналог будет полностью электрическим. Правда, похвастаться выдающимися техническими характеристиками он не сможет: мощность электродвигателя составит всего 17 лошадиных сил. Зато покупателю достанется право выбора типа аккумуляторов: свинцово-кислотные или литий-ионные. В зависимости от вида батарей максимальный пробег на полной зарядке будет варьироваться от 80 до 250 километров.

В Поднебесной Yogomo 330 будет стоить от 31 500 до 54 500 юаней. По текущему курсу это примерно от 300 до 520 тысяч рублей. В некоторых провинциях Китая государство может предоставлять субсидии на приобретение электрокара.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥