Традиционное письмо акционерам, которое Tesla опубликовала вчера вечером, начиналось с перечисления исторических рекордов, которые компания обновила в прошлом квартале: по размеру выручки ($24,3 млрд), по операционной ($3,9 млрд) и чистой ($4,1 млрд) прибыли. Одновременно стало известно, что за весь 2022 год компания доставила клиентам 1,31 млн электромобилей, и в текущем планирует выпустить 1,8 млн машин.
Выручка непосредственно на электромобильном направлении в прошлом квартале достигла $21,3 млрд, причём $324 млн из этой суммы относились к доходам от реализации программного обеспечения, призванного оказывать водителям активную помощь на дороге. В Северной Америке доступ к программе бета-тестирования комплекса FSD имеют около 400 000 человек. Совокупная квартальная выручка оказалась выше, чем ожидали аналитики, за год она выросла на 37 %. Операционная прибыль в четвёртом квартале выросла на 49 %, а чистая — на 43 %. Как отмечается, компания меньше средств потратила в четвёртом квартале на выплату вознаграждения Илону Маску (Elon Musk) в форме собственных акций.
Всего за 2022 год компания выручила $81,5 млрд, что на 51 % больше выручки 2021 года. Операционную прибыль при этом удалось более чем удвоить до $13,7 млрд, а чистая прибыль выросла на 85 % до $14,1 млрд. В четвёртом квартале количество свободных денежных средств Tesla увеличилось более чем на $1 млрд до $22 млрд. На фоне большинства конкурентов подобные достижения выглядят впечатляюще, хотя нормой прибыли на электромобильном направлении пришлось пожертвовать, она достигла минимально за последние пять кварталов уровня в 25,9 %.
В прошлом квартале Tesla собрала 439 701 электромобиль, что на 44 % больше итогов аналогичного периода 2021 года. Из них 20 613 штук пришлись на Model X и Model S (+57 %), а основную часть — 419 088 штук (+43 %), составили более доступные Model 3 и Model Y. Динамика по Model S и Model X была более высокой по той причине, что в условиях дефицита компонентов в предыдущие периоды производство флагманских моделей Tesla наращивала умеренными темпами, но во втором полугодии смогла ускорить этот процесс.
В четвёртом квартале было доставлено клиентам 405 278 электромобилей, на 31 % больше, чем годом ранее. Объёмы поставок Model S и Model X выросли на 46 % до 17 147 штук, а объёмы Model 3 и Model Y — на 31 % до 388 131 штуки. По итогам всего 2022 года Tesla выпустила 1 369 611 электромобилей (+47 %) и поставила 1 313 851 электромобиль (+40 %). В текущем году Tesla прогнозирует поставку 1,8 млн электромобилей, что будет соответствовать росту на 37 %. Заметим, что прежде Tesla заявляла своей целью наращивать поставки на 50 % в год. Поэтому во время общения с аналитиками генеральному директору Илону Маску пришлось оправдываться по поводу показавшегося аналитикам консервативного прогноза на текущий год: «Мы говорим о 1,8 млн машин, потому что на Земле то и дело происходят форс-мажорные обстоятельства. Мы не можем контролировать, когда происходят землетрясения, цунами, войны, пандемия и т.п. Если это будет спокойный год, без крупных перебоев в цепочках поставок или прочих серьёзных проблем, у нас имеется потенциал выпустить 2 млн машин в этом году. Я думаю, что спрос на такое количество тоже будет».
Вопросы о динамике спроса в известной степени раздражали главу компании, и он признался, что сейчас количество заказов на электромобили Tesla почти в два раза превышает её производственные возможности, достигая рекордных величин. Подобное стимулирующее действие оказали недавние снижения цен на электромобили этой марки. Даже если спрос на рынке в целом сократится, Маск убеждён, что продукция Tesla будет востребована. Те самые 2 млн электромобилей, которые при удачном стечении обстоятельств компания сможет выпустить в текущем году, по мнению главы Tesla, будут обеспечены спросом. Недавние снижения цены на электромобили марки, по его словам, были нацелены на повышение доступности машин покупателям в массовом сегменте рынка.
Действующих производственных мощностей Tesla достаточно для выпуска 1,9 млн машин в год, из них 100 000 экземпляров Model S и Model X приходятся на старейшее предприятие компании в Калифорнии, оно же способно производить по 550 тысяч электромобилей Model 3 и Model Y в год. Шанхайская площадка остаётся крупнейшей в структуре Tesla, она ежегодно способна выпускать по 750 000 электромобилей Model Y и Model 3. Предприятия в Остине и Берлине способны выпускать по 250 000 кроссоверов Model Y ежегодно. По сути, Tesla технически близка к тому, чтобы выпустить и больше заявленных компанией 1,8 млн машин в этом году, а помешать ей сделать это, по словам Илона Маска, могут лишь какие-то форс-мажорные обстоятельства.
На квартальном мероприятии Илон Маск также подтвердил намерения Tesla начать сборку электрических пикапов Cybertruck на предприятии в Техасе в текущем году, но подчеркнул, что в массовых количествах они начнут выпускаться только в следующем. На первое марта этого года компания наметила мероприятие для инвесторов, на котором собирается поведать подробности о платформе электромобилей следующего поколения.
Источники: