В четверг компания Alphabet опубликовала отчёт о выручке и прибыли в четвёртом квартале минувшего года. Показатели оказались значительно ниже, чем ожидали биржевые эксперты — в сравнении с расходами в пандемию рекламодатели значительно сократили траты на продвижение своих бизнесов.
В отчёте перед инвесторами Alphabet выбрала очень сдержанный тон, обещая новый период «затягивания поясов», в частности, ожидается сокращение расходов, трат на недвижимость и экспериментальные проекты, которые способны принести плоды только через годы разработок. После закрытия торгов акции компании упали на 5 %. При этом известно, что они потеряли порядка 40 % стоимости ещё в 2022 году.
По словам главы компании Сундара Пичаи (Sundar Pichai), Alphabet ответственно подходит к инвестициям и выбирает сферы, где может действовать наиболее эффективно в финансовом отношении. Примечательно, что совсем недавно о наступлении «года эффективности» говорил его конкурент, глава Meta✴ Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg). Причины некоторого спада во многих IT-компаниях — в окончании периода «изобилия», царившего во времена пандемии, когда во время санитарных ограничений люди проводили немало времени дома за интернетом. В 2023 году финансовый директор Alphabet Рут Порат (Ruth Porat) обещает сфокусировать внимание компании на росте доходов и значимых изменениях структуры расходов.
Известно, что рекламодатели тоже продолжают сокращать расходы на сервисы Alphabet, поскольку допускают, что растущая инфляция и высокие процентные ставки по кредитам могут повлиять на траты потенциальных покупателей их товаров и сервисов. Не последнюю роль сыграло и падение курсов многих валют относительно доллара, что тоже не могло не сказаться на показателях.
По словам Пичаи, приоритетным для компании станет внедрение ИИ-систем, она планирует представить на всеобщее рассмотрение чат-бота LaMDA уже в ближайшие недели. Пока же компания в прошлом месяце приняла решение сократить 12 тыс. рабочих мест — порядка 6 % всех сотрудников, намерена замедлить темпы найма в текущем году и уделять больше внимания ИИ, вероятно, на фоне вирусного успеха ChatGPT.
Чистая прибыль за отчётный период упала до $13,62 млрд или $1,05 на акцию — в сравнении с $20,64 млрд или $1,52 на акцию годом ранее. Это наихудшие показатели Alphabet за четыре квартала. Скорректированная прибыль в $1,05 на акцию по оценкам Renfinitiv оказалось ниже, чем ожидаемые $1,18.
Выручка от рекламы Google, включая поиск и YouTube, упала на 3,6 % до $59,04 млрд. Совокупная выручка выросла на 1 % до $76,05 млрд — такой медленный рост наблюдается впервые за много лет, за исключением некоторого спада во втором квартале 2020 года. Известно, что эксперты отрасли рассчитывали на $76,52 млрд.
По доле рынка Google является крупнейшей платформой цифровой рекламы, что делает её чрезвычайно уязвимой для рыночных флуктуаций. Кроме того, на бизнес YouTube оказывают давление набравшие популярность конкуренты вроде TikTok, оттягивающие на себя молодёжную аудиторию.
По словам Порат, капитальные затраты в этом году будут на уровне прошлого года. Поскольку всё больше сотрудников работает удалённо и компания оптимизирует кадровый состав, в Alphabet рассчитывают снизить расходы на недвижимость, которые только в первые три месяца года должны составить порядка $500 млн.
Выручка от рекламы в YouTube — сервиса, являющегося одним из самых существенных источников средств для Alphabet, упала примерно на 8 % до $7,96 млрд, намного ниже ожидавшихся $8,25 млрд. Хорошо проявил себя облачный бизнес, выручка которого выросла на 32 % до $7,32 млрд.
Впрочем, у компании хватает не только непосредственно финансовых забот. В прошлом месяце в США её обвинили в неконкурентных практиках при продаже цифровой рекламы. Против неё поданы многочисленные иски, которые, если будут удовлетворены судами, могут нанести IT-гиганту серьёзнейший ущерб.
Источник: