Сегодня 11 августа 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

«Лихо одноглазое» – ах ты, бедная овечка. Рецензия

Жанр Приключение
Издатель Morteshka
Разработчик Morteshka
Системные требования Windows 7 и младше, процессор уровня Intel Core i3 с частотой 3,0 ГГц, от 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 760 или AMD Radeon R9 280X, 11 Гбайт на жестком диске
Дата выхода 28 июля 2025 года
Локализация Нет
Платформы PC
Официальный сайт
HUAWEI Pura 80 Ultra глазами фотографа

#HUAWEI Pura 80 Ultra глазами фотографа

Обзор смартфона HUAWEI Pura 80 Ultra: зум, которому нет равных

#Обзор смартфона HUAWEI Pura 80 Ultra: зум, которому нет равных

Первый взгляд на смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra

#Первый взгляд на смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra

Пять причин полюбить HONOR 400

#Пять причин полюбить HONOR 400

Обзор смартфона HONOR 400: реаниматор

#Обзор смартфона HONOR 400: реаниматор

HUAWEI nova Y73: самый недорогой смартфон с кремний-углеродной батареей

#HUAWEI nova Y73: самый недорогой смартфон с кремний-углеродной батареей

Обзор HUAWEI MatePad Pro 12.2’’ (2025): обновление планшета с лучшим экраном

#Обзор HUAWEI MatePad Pro 12.2’’ (2025): обновление планшета с лучшим экраном

Обзор смартфона HUAWEI nova Y63: еще раз в ту же реку

#Обзор смартфона HUAWEI nova Y63: еще раз в ту же реку

Обзор ноутбука HONOR MagicBook Pro 14 (FMB-P) на платформе Core Ultra второго поколения

#Обзор ноутбука HONOR MagicBook Pro 14 (FMB-P) на платформе Core Ultra второго поколения

Пять причин полюбить ноутбук HONOR MagicBook Pro 14

#Пять причин полюбить ноутбук HONOR MagicBook Pro 14

Жил-был кузнец. Точнее, нет, Кузнец. Жил себе да лиха не знал. Но скучно жилось Кузнецу, и скуку он топил на дне стакана – до поры до времени, пока не решил отправиться на поиски лиха – вместе с товарищем своим, Портным. И пошел он через темный лес, да до избушки в чаще, а что дальше было – бе-е-е-з лихих слов и не описать.

#Прогулка по архетипам

Основатель Morteshka, Владимир Белецкий, в своих интервью говорил, что идея сделать хоррор от первого лица пришла к ним на фоне выгорания после очень тяжелого для маленькой студии выпуска «Черной книги». В порядке разгрузки: да, жанр для инди несколько избитый, зато делать несложно и можно немного выдохнуть в процессе… Четыре раза «ха» – «Лихо одноглазое», конечно, не столь комплексное произведение на идейном уровне и в геймплейном плане гораздо более простое, чем «Книга», но не менее впечатляющее и глубокое.

 Список литературы на финальных титрах внушает уважение

Список литературы на финальных титрах внушает уважение

«Лихо одноглазое» довольно быстро дает понять, что просто еще одним ужастиком со страхолюдинами, скримерами и темными коридорами оно быть не собирается. Точнее, страхолюдины (окей, одна страхолюдина) здесь есть, пара скримеров тоже имеется, а темных коридоров и вовсе тьма, но акценты расставлены очень своеобычно – примерно так, как и ожидаешь от Morteshka.

Чего мы ждем от игры подобного жанра? Что нас как минимум будут тщательно пугать, как максимум – шокировать неожиданными сюжетными поворотами, поражающими расшатанную психику. Ни того ни другого «Лихо одноглазое», по сути, не делает. Это, на самом деле, совсем не страшная игра – да, с гнетущей атмосферой, наполненная некомфортными образами, с пугающим звуковым дизайном, темная, жуткая и так далее. Но в конечном счете не страшная – все скримеры, по сути, вываливают в течение первого часа, чтобы добавить, так сказать, напряжения дальнейшему процессу, а дальше… Дальше идет скорее разбор сказочных архетипов.

 История про Лихо - не славянский эксклюзив, вот и в образах для игры Morteshka основывались не только на славянских традициях. За вход в царство мертвых, к примеру, отвечает Арнольд Беклин

История про Лихо — не славянский эксклюзив, вот и в образах для игры Morteshka основывалась не только на славянских традициях. За вход в царство мертвых, к примеру, отвечает Арнольд Беклин

Уже в самом начале мы открываем сундук со страницей для найденной книги, где описывается гомеровский сюжет про Одиссея и Циклопа – ну с выкалыванием глаза, овечьей шкурой и так далее. Это проходится еще в младших классах школы. Дальше мы открываем этот же, по сути, сюжет – уже из сказки про Синдбада-морехода, из калмыцких сказаний, из сибирского фольклора и так далее и тому подобное. В самом же начале мы находим карту нашего будущего путешествия. Создатели «Лиха» не боятся спойлеров – более того, они их накидывают вполне осознанно. Нет смысла таить от игрока, читавшего сказки, дальнейшее и придумывать неожиданные повороты в уже миллион раз рассказанном миллионам детей. Есть смысл вести диалог с игроком, вызывать у него переживания от столкновения с очень знакомыми, но одновременно ускользавшими от вдумчивого внимания архетипическими сюжетами – при этом в очень свежей и впечатляющей форме.

— Скажите, почему это плохая примета убить чайку?

А формой «Лихо одноглазое» наследует очень модным фильмам-слоубернерам — не всегда страшным, но напряженным и обязательно психологически глубоким хоррорам, на которых сделала себе имя (и кассу) независимая компания А24 и ее флагманы, режиссеры Ари Астер («Реинкарнация», «Солнцестояние») и Роберт Эггерс («Ведьма», «Маяк»). В первую очередь «Маяк», да, причем как на визуальном уровне («Лихо одноглазое» — черно-белая игра, а все сюжетные вставки, где у нас отбирают управление, еще и выполнены в квадратном формате), так и элементарно какими-то сюжетными зацепками: начинается все с пьянки, а в путешествие отправляются два мужчины, причем Портной обладает отчетливыми приметами Уиллема Дефо. Кузнеца же мы не видим – кто знает, может, это вылитый Роберт Паттинсон.

 Куда же без адописных икон – бесовская традиция «Черной книги» продолжается

Куда же без адописных икон – бесовская традиция «Черной книги» продолжается

Впрочем, до буйного гротеска того же «Маяка» игра не опускается – это достаточно выдержанное по своему настроению произведение, аккуратное и спокойное в плане подачи, от начала и до конца мрачное. Хотя в самой концовке и прорываются истерические нотки, крещендо тут весьма громкое и неожиданное, но не будем кидаться спойлерами сверх меры – да, неожиданного финала тут не будет и не могло быть, но кое-какие вещи раскрывать заранее не хочется.

Как понимаете, сегодня мы говорим о нестрашном хорроре с сюжетом, который становится более-менее понятен если не в самом начале игры, то в середине. Откуда же такая оценка? (Вы же, конечно, сначала смотрите оценку, а потом читаете – кто поступает иначе?) В первую очередь дело в том, что в избранном жанре видеоигры-слоубернера «Лихо одноглазое» исполнено безупречно: обязательное для жанра скатывание в Ад обставлено красочно (такие вот каламбуры, да) и с большим вкусом; визуальные образы неизменно хороши на протяжении всей игры; темп, медленный, но беспощадно ровный, не проседает ни разу; ну и просто приятно, когда с тобой через игру разговаривают, как с умным человеком, исследуя пропповские исторические корни волшебной сказки, а не просто пытаясь испугать.

 Есть тут и юмор – в основном в расставленных то тут, то там визуальных отсылках. Тут вот, к примеру, Morteshka опередили всех с игрой по «Восставшим из Ада»

Есть тут и юмор – в основном в расставленных то тут, то там визуальных отсылках. Тут вот, к примеру, Morteshka опередила всех с игрой по «Восставшим из Ада»

Сам по себе игровой процесс весьма незамысловатый – по большей части это классический симулятор ходьбы по живописным, даром что монохромным, локациям, полным запоминающихся образов и с удивительной архитектурой – фольклорный потусторонний мир, с которым мы сталкивались в «Черной книге», здесь представлен в самом мрачном изводе. Но есть тут и загадки – чаще всего они необязательные (ради дополнительных страниц в собираемую нами книгу сказок), среди них попадаются весьма любопытные. Обычно же мы просто двигаемся по понятному пути, сжигая разные предметы. Да, в самом начале у нас в руках оказывается коробок с бесконечными спичками – с их помощью мы освещаем себе дорогу и поджигаем всякое: пироману в «Лихе» есть где развернуться. И да, это еще одно чеховское ружье – их тут вообще достаточно, и не все они очевидны, как и многочисленные фольклорные отсылки, с которыми тут тоже очень интересно разбираться (если вообще любишь славянский, и не только, фольклор).

 На скриншотах «Лихо одноглазое» может смотреться неказисто, но вообще захватывающих пейзажей и локаций тут хватает

На скриншотах «Лихо одноглазое» может смотреться неказисто, но вообще захватывающих пейзажей и локаций тут хватает

Будет немного пряток от монстра, очень простых – но в целом именно геймплейный арсенал «Лиха» довольно скуден, стоит это иметь в виду. Игра берет свое дизайном, атмосферой, стилем, умом, вниманием к деталям – но не интенсивным игровым процессом.

***

«Лихо одноглазое» – на редкость удачный пример переноса традиции в непривычное для этого тело видеоигры. Да, подобного сейчас полно: от Yaga или Slavania, если мы говорим о фольклоре славянском, до Bramble: The Mountain King или условной The Path. Но столь серьезной теоретической основы и вдумчивой работы с архетипами мы доселе, пожалуй, не видели.

Точнее, могли видеть отчасти в «Черной книге», но если та была скорее энциклопедией, нанизанной на захватывающий сюжет, то тут чистой воды размышление на тему природы сказки – в данном случае одной конкретной сказки, таинственным образом сочиненной в самых разных культурах. Так работать с фольклором в мире видеоигр, как это делает Morteshka, сейчас не умеет больше никто.

Достоинства:

  • мрачная атмосфера и превосходная архитектура уровней;
  • вдумчивый подход к построению сюжета;
  • глубокое внедрение фольклора в игровую ткань;
  • игра очень красивая, несмотря на черно-белый визуальный ряд и скромное технологическое исполнение.

Недостатки:

  • это нестрашный хоррор, где для вас почти нет опасности;
  • есть технические огрехи – местами игра подвисает, анимации не всегда изящны.

Графика

Очень любопытно, как в определенный момент «Лихо» изменилось, – буквально полгода назад картинка в очередном трейлере стала куда менее шумной, более приглаженной и детализированной, нежели несколько лет подряд до этого. И этот стиль игре очень идет – она не слишком технологичная, но необычно стильная и запоминающаяся внешне. Других таких просто нет: визуальный ряд очень оригинален, вызывает неприятный (на уровне образов) зуд в сознании и одновременно впечатляет исполнением.

Звук

По большей части нас не сопровождает фоновая музыка – в гулких залах слышно, как капает вода, нас пугают наши же шаги, с нами может откуда-то из лабиринтов заговорить Лихо, но порой к этому подключается эмбиент Михаила Швачко с элементами традиционной музыки. Будет и песня – ровно одна, но весьма впечатляющая.

Одиночная игра

Симулятор ходьбы по загробному миру в поисках лиха – с некоторым количеством головоломок (порой изобретательных) и минимальным вкраплением пряток (стелсом это не назовешь, хотя шкала «видит — не видит» и появляется).

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

4-4,5 часа.

Общее впечатление

Успешная попытка соединить слоубернер и славянскую (и не только) фольклорную традицию.

Оценка: 9,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Бывший президент Blizzard предсказал, что Battlefield 6 «раздавит» Call of Duty: Black Ops 7, и все от этого выиграют 43 мин.
Создатели Delta Force анонсировали хоррор-шутер Crossfire: Rainbow — геймплейный трейлер и первые подробности 2 ч.
Раздача кооперативного боевика Guntouchables в Steam превзошла все ожидания разработчиков, но играют меньше 1 % от скачавших 2 ч.
Ubisoft проговорилась о сериале Far Cry от создателей «Фарго» и «В Филадельфии всегда солнечно» 4 ч.
VI Форум «Мой бизнес» в Архангельске: предприниматели, эксперты и представители власти обсудят рост в новых условиях 5 ч.
«Странно для публичной компании отказываться от лёгких денег»: Electronic Arts забраковала ремейк Dragon Age: Origins и ремастер трилогии 6 ч.
Открытый бета-тест Battlefield 6 стал крупнейшим в серии — шутер вошёл в топ-20 самых популярных игр Steam 16 ч.
Поумневшая Siri появится только к весне 2026 года — вместе с углубленной интеграцией сторонних приложений 20 ч.
Хакеры заполонили Facebook замаскированными в SVG-изображениях вирусами 21 ч.
ИИ в Firefox загружает CPU до предела и быстро разряжает ноутбуки, пожаловались пользователи 10-08 13:51
Одна из самых дорогих RTX 5090: Asus оценила GeForce RTX 5090 ROG Astral OC BTF с разъёмом GC-HPWR в €3084 2 мин.
Xiaomi отгрузила всего 6042 электромобиля YU7, хотя заказы превысили 200 000 единиц за три минуты 20 мин.
Робот-пылесос запер россиянку в ванной — пришлось вызывать спасателей 27 мин.
Продажи цифровых фотоаппаратов в России достигли максимума за пять лет 2 ч.
Honor выпустит в России ноутбук за 199 990 рублей — MagicBook Pro 16 HUNTER на флагманском Core Ultra 9 285H 3 ч.
Brookfield: в течение десяти лет мощность ИИ ЦОД вырастет на порядок, а расходы на ИИ-инфраструктуру превысят $7 трлн 3 ч.
Бывшая российская «дочка» Xerox начнёт выпускать принтеры и МФУ под собственным брендом 3 ч.
Цены на память DDR4 взлетят почти вдвое — дефицит сохранится до конца года 4 ч.
NVIDIA и AMD будут выплачивать правительству США 15 % выручки от продажи ИИ-ускорителей в Китае 4 ч.
SSD под контролем: консорциум NVM Express обновил спецификации, добавив быстрое восстановление после сбоев 4 ч.