Жанр | Приключение |
Издатель | Annapurna Interactive |
Разработчик | Dreamfeel |
Минимальные требования | Windows 7 и выше, процессор уровня Intel Core i3 Ivy Bridge или AMD FX 6350, 4 Гбайт ОЗУ, встроенная видеокарта уровня Intel HD Graphics 4000, 2 Гбайт на накопителе |
Рекомендуемые требования | Windows 10, процессор уровня Intel Core i5 Ivy Bridge или AMD Ryzen 5, 8 Гбайт оперативной памяти, любая дискретная видеокарта |
Дата выхода | 19 мая 2020 года |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | PC, iOS (Apple Arcade) |
Официальный сайт |
Играли на ПК
Разрыв между современными играми и другими видами искусства непрерывно сокращается, что выражается как в интенсивности и точности высказываний, так и в выборе тем для этих высказываний. И последнее непременно вызывает множество споров, неприятия и отпора со стороны консерваторов, составляющих заметную часть геймерского сообщества. If Found… не вызвала бури на манер The Last of Us II просто из-за того, что это маленькая инди-игра, о которой и слышали-то немногие, но это ступенька все на той же лестнице: произведение о гендерной неопределенности и каминг-ауте; исторический экскурс в начало девяностых, когда гендерные вопросы поднимались гораздо реже, но проблем от этого у трансгендеров не становилось меньше. Однако поднять острую тему — это только начало: удалось ли создателям If Found…, молодой ирландской команде Dreamfeel, как-то по-новому ее раскрыть и привнести в нее что-то свежее?
Игровой жанр If Found… тяжело поддается характеристике (тогда как жанр If Found… как произведения предельно ясен — это личная драма): ее можно назвать визуальной новеллой, но игрока здесь лишают возможности выбирать реплики; можно назвать интерактивным комиксом — так будет точнее, но все равно — вместо перелистывания страниц нас просят их стирать. Это по сути своей единственная механика If Found… — к нам в руки попадает дневник главной героини игры, Касио, в котором чередуются текстовые заметки с небольшими зарисовками и полноценные картины, которые то теряют, то вновь обретают цвет. И мы их все — одну за другой, слово за словом, буква за буквой — стираем ластиком. Наверное, лучшая характеристика игрового жанра If Found… — симулятор ластика.
Но вокруг одного нехитрого действия выстроен целый мир — пусть и мир внутренний. Вместе с Касио мы на страницах ее дневника возвращаемся в прошлое — в 1993 год, когда она по окончании университета в Дублине приезжает на родной остров Акилл. И оказывается на жизненном перепутье — лицом к лицу с прошлым, которое давит так сильно, что хочется… да-да, взяться за ластик.
Взяв себе придуманное самостоятельно имя (имя, данное Касио при рождении, мы так и не узнаем) и другой пол (Касио рожден мальчиком — но понимаем мы это далеко не сразу), она, казалось, подготовила достаточно строительных материалов для нового дома своей будущей жизни, выходящей за пределы понимания консервативной публики из ирландской глубинки. Но Касио сталкивается с неожиданной проблемой — дом отказывается стоять без фундамента: принятия ее такой, какая она есть, со стороны самых близких. Встретив на Акилле своего школьного товарища, вписавшегося с тех пор в рок-группу, Касио поселяется вместе с группой в сквотированном старом доме и пытается просто переждать сложный период, но… Ладно, на этом закончим со спойлерами и поговорим о сути игры.
If Found… безупречно исполнена визуально: очень живой, дышащий, непрерывно меняющийся и идеально отражающий текущее состояние героини рисунок — главная движущая сила игры. Вторит ей и музыка — какая инди-игра без крутого саундтрека, правда? Здесь это напористый инструментальный рок с космо-синтами в аллегорических фантастических вставках о полете Касио к Черной Дыре, угрожающей поглотить Землю, и с атмосферным эмбиентом в иные моменты.
Проблема в том, что это как раз две самых сильных стороны If Found…, за пределами которых все не так здорово. Простенько написанная, она за счет своего аудиовизуального исполнения все равно создает отчетливое и щемящее чувство сопереживания героине, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, готовой утонуть в депрессии, причину которой она сама толком сформулировать не может. Но полного контакта с Касио так и не происходит — мы остаемся сторонними наблюдателями, просто читающими дневник; все, что было, то прошло; у нас нет иных инструментов, кроме ластика, никак влиять на то, что творится в жизни героини, мы не можем.
Интересно, что эта невозможность очень вторит ситуации Касио и ее поведению в ней. Столкнувшись с непониманием и сложностями, она остается сторонним наблюдателем своей жизни — поведение, очень характерное для депрессивного состояния, можно легко понять, но для произведения отсутствие динамики в персонаже, его абсолютная реактивность губительна. По сути, в If Found… все самое важное происходит за кадром — там, где мама героини проделывает огромную внутреннюю работу, чтобы принять своего необычного ребенка, не пытаясь его переделывать по старым лекалам. Кстати, ту же претензию мне бы хотелось предъявить многим произведениям на подобные темы — выводя на первый план особенного или жертву (в данном случае — жертву времени и обстоятельств) в неизбежной для жертвы пассивной позиции, из виду часто теряют как раз тех, кто оказывается в позиции активной и с трудом преодолевает установки общества, чтобы избавить героя от его проблем.
Пассивная позиция игрока, в свою очередь, губительно влияет на проживаемый им в If Found… опыт. Я, мягко говоря, не из тех, кто считает, что в любой игре обязательно должна быть уйма механик и ярко выраженный геймплей. Нет, как раз наоборот. Но в игре обязательно должна быть интерактивность, которая и связывает нас с происходящим, помещает в контекст. If Found… же остается произведением внешним — в словосочетании «интерактивный комикс/интерактивная новелла» комикс и новелла откровенно перевешивают. Расхожий штамп «да это бы и в виде книги/фильма работало», увы, вполне подходит к If Found… В том числе и потому, что стирание как метафора плохо соотносится с сюжетом игры. Сам процесс стирания может быть даже интересен и изобилует оригинальными находками (в моменте с могильным камнем на воспоминании о собаке из детства у меня натурально побежали по коже мурашки), но выглядит как пример механики, спущенной на игру постфактум, а не вытекающей из ее сути.
***
If Found… — очень красиво и изобретательно рассказанная история о том, что себя определяешь только ты сам, а не общество; задача общества — принять тебя в той форме, которую ты сам для себя выбрал. Простая и незамысловатая максима, которую, тем не менее, нелишне лишний раз повторить.
Но добавить нового к теме у If Found…, пожалуй, не получается — поставленная авторами перед собой художественная задача кажется простоватой. К сожалению, не очень получилась If Found… и как игра — ей откровенно недостает интерактивности и, вероятно, качества письма, отчего с героиней не сливаешься, оставаясь сторонним наблюдателем.
Достоинства:
- оригинальный и эффектный визуальный стиль;
- отличное музыкальное оформление;
- стирать может быть приятно.
Недостатки:
- но только стирать — скучновато;
- игре сильно недостает интерактивности.
Графика |
Стиль рисовки может поначалу показаться примитивным, но, бросаясь от минутного наброска к акварельным пасторалям, If Found… смотрится в конечном счете очень здорово. |
Звук |
Никто не озвучен, ничто не озвучено, но музыка отличная, а возникающие время от времени звуковые эффекты, подобающие ситуации на экране, прекрасно создают атмосферу. |
Одиночная игра |
Листаем дневник, восстанавливая события зимы 1993-го на ирландском Акилле, и стираем в нем постепенно все записи. Не так много, но это может быть не худший вечер в вашей жизни. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Острая тема, эффектная рисовка, необычный антураж — If Found… подала сильную заявку, но не реализовала в полной мере свой потенциал: подвели и глубина раскрытия темы, и недостаток интерактивности. |
⇡#Оценка: 7,5/10
Видео: