Жанр | Головомка |
Издатель | ustwo games |
Разработчик | ustwo games |
Минимальные требования | Windows 7 и выше, процессор уровня Intel Core i3, 4 Гбайт оперативной памяти, встроенная видеокарта уровня Intel HD Graphics 520, 2 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Windows 10, процессор уровня Intel Core i5, 8 Гбайт оперативной памяти, встроенная видеокарта уровня Intel HD Graphics 630 |
Дата выхода | 26 марта 2020 года (ПК), 19 сентября 2019 года (Apple Arcade) |
Возрастной ценз | От 4 лет |
Платформы | PC, iOS |
Официальный сайт |
⇡#Играли на iPhone 11
В постиндустриальном обществе мы почти не видим результатов своих трудов: менеджер, продавец, программист, журналист, геймдизайнер могут работать сколь угодно много, но производят, по сути, воздух. В лучшем случае в этом воздухе нечеткими силуэтами проступят смыслы или какие-то творения, которые «пощупает» в интернете человек на другом конце мира, — но многих из нас невозможность немедленно прикоснуться к результатам своих трудов приводит к неврозам, беспокойству, поиску способов что-то по-настоящему сделать. Например, поехать на дачу и вскопать там огород. Или построить своими руками хотя бы сарай. Assemble with Care работает в этом же поле, сублимируя неудовлетворенную потребность.
ustwo games — студия, превосходно знакомая почти каждому, кто окунался в мир мобильных игр (светлую сторону этого мира), и совершенно незнакомая хардкорной аудитории ПК-геймеров или консольщиков. Ее дилогия Monument Valley — настоящая классика в мире медитативных головоломок с ускользающим смыслом. Land’s End же могла ускользнуть от внимания даже публики, внимательно следящей за происходящим на мобильных платформах — мечтательное приключение было разработано для платформы Samsung Gear VR. Assemble with Care тоже могла провалиться в колодец ниши, пусть и более широкой, чем мобильный VR, — она была разработана эксклюзивно для сервиса Apple Arcade, причем даже купертинцы не делали на нее большой ставки, продвигая свой подписочный сервис через другие, более масштабные проекты. Но в марте этого года она вышла в Steam, где мимо нее тоже можно легко пройти, не заметить маленькое сокровище в огромной базе сервиса. Не допускайте этой ошибки.
Наверное, вы заметили, как много сейчас выходит фильмов, сериалов, игр, действие которых происходит либо в прошлом, даже недалеком, либо в будущем, — самое главное, чтобы в кадре не было современных гаджетов, взаимодействие с которыми производится через экран: когда жизнь сосредоточена в интернете, показывать, по сути, нечего. Судьбы вершатся с неизменным выражением лица, пальцами по сенсорному экрану. Assemble with Care тоже убегает в прошлое, в восьмидесятые, но не в поисках сюжетов, развивающихся между живыми, а не виртуальными людьми, а в поисках той самой вещественности, о которой я говорил выше.
Мы знакомимся с Марией, реставратором и ремонтником, которая умеет обращаться с техникой самого разного рода — и механической, и электронной. Мария приехала в солнечное местечко Белларива, чтобы немного отдохнуть и расслабиться, наслаждаясь размеренной и безмятежной жизнью южного городка. Она путешествует уже год, помогая жителям городков, встречаемых ей на пути, с ремонтом и тем самым зарабатывая себе на жизнь — и продолжение путешествия. Но может, пора остановиться? Куда Мария едет? И, главное, от чего?..
К себе героиня Assemble with Care обязательно обратится ближе к концу, но в основном придется иметь дело с жителями Белларивы и их вещами. Девочка и ее плеер; отец девочки и его часы; владелица кафе и ее телефон; сестра владелицы кафе и ее фотоаппарат… Здесь всего пара сюжетных линий, сходящихся в единую точку в конце, — и небольшой эпилог с неожиданной сменой ролей. Это очень камерная, цельная история без единой лишней детали и случайно забредших в нее персонажей, с прозрачным мотивом, рифмующим ремонт вещей и налаживание семейных отношений.
На протяжении игры мы просто читаем, по сути, дневниковые записи Марии и чиним вещи — делать какой-либо выбор, решать этические задачки и, чего греха таить, как-то всерьез напрягать мозг над головоломками не придется.
Основной игровой процесс происходит на «рабочем столе», где надо разобрать вещь, понять, что сломано, и заменить эту часть; или склеить; или как-то еще наладить процесс. На самом деле, разобраться, как правильно подключить проводки в геймбое или как запустить шестеренки в механических часах, не составляет труда. Ты просто идешь и вскапываешь этот огород — на дворе стоит лето, по небу плывут легкие облака, с соседнего дуба тебе подпевают птицы — и, смахивая пот со лба, ты понимаешь, что путь к гармонии короче, чем ты думал.
Assemble with Care не бросает вызов, она не работает с чувством преодоления, но она дарит ощущение заботы на манер господина Марабу из первой книги о муми-троллях «Маленькие тролли и большое наводнение»: «Как приятно спасать!»
Занятный момент, подмеченный автором на Polygon, — до выхода Assemble with Care на ПК она носила парадоксальный статус: игра о вещах, обладающих эмоциональной ценностью для их виртуальных обладателей; вещах, которые можно легко починить и тем самым вернуть частичку жизни, на время утраченную, — вышла эксклюзивно на iPhone/iPad, гаджетах, почти не поддающихся починке. Безликой «электронной обслуге», которую надлежит менять, как только что-то пойдет не так (или просто выйдет следующая версия). Не сказал бы, что персональный компьютер теплее и ламповее айфона, но для него игра все-таки подходит чуть больше, пусть прошел я ее все-таки на мобильном устройстве.
***
Жизнь устроена просто: если что-то где-то сломалось, берешь клей, плоскогубцы и паяльник — и налаживаешь. Разладились отношения с родственниками? Не получается смириться со смертью близкого человека? Не удается найти себя в этом мире? Отвертка, молоток, синяя изолента к вашим услугам. Простые вещи, простые действия — Assemble with Care хотя бы на пару часов позволяет окунуться в мир, который собирается в гармоничную композицию при складывании деталей пазла; глоток свежей воды, после которого хочется позвонить родителям, спросить, как у них дела, и обстоятельно рассказать о своих.
Достоинства:
- простой, но изящный визуальный стиль;
- благостная атмосфера;
- чувство, будто сложные вещи на самом деле просты.
Недостатки:
- игра очень короткая.
Графика |
Немного текста, минимум зарисовок (пара видов городка и по несколько образов персонажей) и объемные модели вещей, которые можно чинить, — Assemble with Care весьма минималистична, даже может местами показаться ленивой, но ей всего хватает. |
Звук |
Зато она полностью озвучена — и сделано это неплохо, в том числе и на русском. Музыка фоновая, но добавляет благости в атмосферу. |
Одиночная игра |
Читаем, по сути, дневниковые записи без возможности как-то вступить в диалог и решаем простенькие головоломки со сломанными вещами — эта игра в равной степени подойдет как для одного двухчасового сеанса, так и для разбивания на многочисленные отрезки по 10-15 минут в «мобильном стиле». |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Бесконфликтная и созидательная игра, в которой все работает на чувство гармонии с миром — словно поставил себе с утра десяток целей и ставишь вечером последнюю галочку, размышляя, что не зря живешь. |
Оценка: 8,0/10
Видео: