Игры

Martha is Dead — запутанная история. Рецензия

Жанр Приключение
Издатель Wired Productions
Издатель в России Отсутствует
Разработчик LKA
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-10500 3,1 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 670 / AMD Radeon R9 270X, 30 Гбайт на жёстком диске, аккаунт в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-6700K 4,0 ГГц / AMD Ryzen R7 1700 3,0 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1060 / AMD Radeon RX 5500
Дата выхода 24 февраля 2022 года
Возрастной ценз От 18 лет
Локализация От 18 лет
Платформы PC, Xbox One, PlayStation 4, Xbox Series X|S, PlayStation 5
Официальный сайт

Играли на PC

Town of Light от итальянской студии LKA в своё время получила тёплые отзывы, хотя игра и не была лишена изъянов. Хотелось верить, что за прошедшие шесть лет авторы выросли и поработали над ошибками. К сожалению, Martha is Dead ощущается невероятно затянутой, а местами — просто нудной.

Дом у озера

Италия. 1944 год. Джулия и Марта, дочери немецкого генерала, укрылись в поместье в солнечной Тоскане. Ужасы войны далеко, и сперва лишь сводки с фронта в местной газете рассказывают о хаосе, что объял мир. В них сложно поверить, гуляя по спокойному лесу и любуясь замечательными пейзажами. Но вскоре семейство погружается в персональный кошмар.

 Оператор любит крупные планы

Оператор любит крупные планы

Однажды утром Джулия, делая фотографии озера недалеко от дома, замечает в воде бездыханное тело. С ужасом она узнаёт в нём близняшку Марту. Перепуганная и шокированная, она не может и слова сказать. Джулия забирает кулон сестры, из-за чего родители принимают её за Марту. Героиня решает взять на себя роль погибшей, тем более что мать семейства не особо-то и опечалена смертью «Джулии».

Martha is Dead с самого начала поднимает серьёзные темы. Родительская любовь и неприязнь к детям, любимчики и отверженные — разговор болезненный и требующий серьёзного подхода. Но LKA проходится по нему весьма поверхностно и переводит историю в русло детектива.

Джулия решает разобраться, что же случилось тем злосчастным утром. Но не успеваем мы добраться до места преступления, как в повествование вплетается мистика. По легенде, в том самом озере обитает дух Белой Дамы, некогда из ревности убитой собственным женихом. Думаешь, что призрак должен сыграть важную роль в рассказе, однако он появляется лишь в нескольких сценах.

 Сперва кажется, что фотография будет важной частью игры, но это впечатление обманчиво

Сперва кажется, что фотография будет важной частью игры, но это впечатление обманчиво

И это ещё не все сюжетные линии. Будут здесь и партизаны, и психологические травмы. Martha is Dead, казалось бы, богата на события, но каждая повествовательная ниточка обрывается слишком быстро. В итоге весь сюжет легко бы уместился в полтора часа экранного времени и, вероятно, смотрелся бы выигрышней в форме кино. Пятичасовое игровое приключение же ощущается чрезмерно затянутым, в первую очередь из-за нудного процесса.

И дело даже не в отсутствии каких-то механик. Иные симуляторы ходьбы умеют вовлечь в игру и без глубокого геймплея, за счёт повествования или интересных визуальных находок. Martha is Dead большую часть времени держит игрока внутри поместья и окрестностей. Сюжет заставляет бродить туда-сюда снова и снова. При этом прогулки по лесу в какой-то момент начинает просто раздражать — нельзя двигаться к цели напрямик. Даже если визуально кажется, что сквозь чащу можно пробежать, невидимая стена вас остановит. Извольте пользоваться петляющими тропинками.

Разработчики, видимо, и сами догадались, как это рушит темп, и добавили велосипед. По задумке, он должен был ускорить перемещение, но на нём нельзя спуститься в лес! Самый долгий и скучный маршрут предстоит преодолевать только на своих двоих. Единственное, чем можно разнообразить путь, — фотографировать окрестности.

 Тропа к берегу на пятый раз исключительно раздражает

Тропа к берегу на пятый раз исключительно раздражает

Процессу съёмки уделили много внимания. Фактически это встроенный в геймплей фоторежим. Можно менять линзы, настраивать выдержку и фокус, выбирать тип плёнки, — под разные условия требуется подобрать правильные настройки, чтобы получилось чётко запечатлеть картину. Плёнку затем ещё потребуется проявлять в лаборатории и переводить результат на фотобумагу.

Авторы говорят, что хотели максимально достоверно передать опыт фотографии сороковых годов, но ряд вещей пришлось упростить в угоду игровому процессу. Насколько у них получилось — оставлю разбор экспертам. Мне интереснее, работает ли механика на благо самой игры. Хотелось бы сказать, что да, но разобраться толком и не успеваешь — для продвижения по истории нужно сделать лишь пяток снимков. Всё прочее — для охотников за достижениями. Другого смысла с точки зрения игры в фотографии просто нет.

Можно, конечно, просто любоваться пейзажами — Martha is Dead весьма красива, особенно для инди. Виды Тосканы действительно завораживают, но, опять же, быстро наскучивают в силу однообразия локаций. Поэтому в какой-то момент просто зажимаешь кнопку бега и мечтаешь побыстрее уже добраться до места назначения, где произойдёт хоть что-то. И в моменты действия проект раскрывается.

 Ближе к финалу появляется возможность разыгрывать сценки. Интересная задумка, которая могла бы разнообразить прохождение и на ранних этапах

Ближе к финалу появляется возможность разыгрывать сценки. Интересная задумка, которая могла бы разнообразить прохождение и на ранних этапах

Отдельные эпизоды удались. И большая их часть — не для слабонервных. Я повидал много ужастиков, но мало какие могут заставить чувствовать себя настолько неуютно. Не удивительно, что проект даже подвергся цензуре на некоторых платформах. При этом шокирующее содержимое не просто существует ради того, чтобы шокировать, а всё-таки грамотно вписано в историю, и без него повествование не сработало бы. Жаль, что общая нудность процесса не подчёркивает вязкую атмосферу, а лишь мешает ей раскрыться полностью и бессмысленно растягивает мощный полуторачасовой опыт на пресные пять часов.

* * *

Финал страдает сильнее всего. До одной из самых сильных сцен добираешься уже с мыслью: «Быстрее бы это закончилось». Вряд ли такого эффекта добивалась LKA.

Достоинства:

  • детальная картинка;
  • интересная механика фотографирования;
  • гнетущая атмосфера.

Недостатки:

  • больше половины прохождения — бесцельная беготня;
  • многие повествовательные заделы обрываются и не получают никакого развития;
  • куда чаще игра нудная, нежели хоть сколько-нибудь интересная.

Графика

Отличная детализация — по качеству картинки Martha is Dead не уступает иным дорогим проектам. Только скудная анимация выдаёт в ней инди.

Звук

Аутентичные мелодии, живой лес, качественное озвучение. Достойная работа.

Одиночная игра

Привычная ходьба по симпатичным локациям разбавлена занимательным процессом фотографирования. Жаль, что в прохождении эта механика почти не используется.

Оценочное время прохождения

Порядка пяти часов. Но можно было без потерь уместить в полтора-два, и от этого игра бы только обогатилась.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Тяжёлая психологическая драма, разбавленная часами безыдейной ходьбы.

Оценка: 6,5/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Rivian прекратила принимать заявки на самую доступную комплектацию своих электромобилей 28 мин.
Власти Тайваня до сих пор не уведомлены о встрече членов «антикитайского» технологического альянса 3 ч.
Дефицит электроэнергии в Китае вынудил Intel, Foxconn и другие компании ограничить производство 7 ч.
Новая статья: Нанометры в микроэлектронике: физика, маркетинг и здравый смысл 7 ч.
Qualcomm надумала вернуться в серверный бизнес с новым Arm-процессором 8 ч.
Snap перестанет развивать направление дронов спустя лишь несколько месяцев после выхода Pixy 9 ч.
Intel уже тестирует высокопроизводительные мобильные чипы Raptor Lake-HX 10 ч.
IBM достигла досудебного соглашения с вдовой бывшего «динозаврика», покончившего с собой после увольнения 13 ч.
Во втором квартале у МТС прибыль рухнула на 36 % 13 ч.
Apricorn выпустила флешку с аппаратный шифрованием Aegis Secure Key 3 ёмкостью 2 Тбайт за $1000 14 ч.