Сегодня 30 апреля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Bramble: The Mountain King — дуб, терновник и ясень. И кровь, и ужас, и кишки. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Приключение
Издатель Merge Games
Разработчик Dimfrost Studio
Минимальные требования Windows 10 и выше, процессор уровня Intel Core i5-2300 2,8 ГГц или AMD FX-4350 4,2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 570 (1 Гбайт видеопамяти) или AMD Radeon HD 7850 (2 Гбайт видеопамяти), 8 Гбайт на жёстком диске
Рекомендуемые требования Процессор уровня Intel Core i5-4590 3,3 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 1660
Дата выхода 27 апреля 2023 года
Возрастной ценз От 18 лет
Локализация Текст
Платформы PC, PlayStation 5, Xbox One S | X, Nintendo Switch
Официальный сайт

Играли на PC

Не ходите, дети, ночью в лес гулять. Терновник запутает, терновник опутает, терновник утащит в чащу. Так предупреждает книга, которую на ночь читают брат и сестра — Олле и Лиллемор. Теперь Олле стоит перед книгой один, за окном ночь, ставни приоткрыты. Лиллемор нигде не видно. Что делать? Остается только спуститься по простыне из окна вниз, на полянку, — без сестры как-то не по себе. Да и сказки всё это, кто в них верит. Ну а родители… Какие родители?..

#Кроличья нора

Собственно, Лиллемор далеко не ушла, да и ночной лес не страшнее дневного: диких зверей не видать, широкие тропинки исхожены, Луна отлично освещает путь через прозрачный сосновый бор. Почему бы и не рвануть на руины старой башни, излюбленное место для игр. Только в этот раз ребята внезапно обнаружили там блуждающий огонек, с которым Олле сразу же научился ловко обращаться — освещать себе путь и метко кидать в цель как из пращи. Хорошее будет развлечение, правда? А пока поиграем в прятки с гномами! Ох, какой у них милый ёжик в загоне — но только почему он с нас ростом?..

 Как начинается

Как начинается

Bramble достаточно быстро стирает границу между мифом и реальностью, но не спешит нагнетать напряжение. Сперва брат с сестрой отправляются в идиллическое приключение через царство гномов: крошечные, в огромных колпаках, гномы беззаботно резвятся в своем уютном мирке, более всего напоминающем Шир. Впрочем, довольно быстро мы понимаем, что это Шир, которого уже коснулась Бледная Длань, и гномы неспроста так хорошо играют в прятки.

А вот Лиллемор в прятки играть толком не умеет — и в мгновение ока оказывается в мешке огромного тролля. Маленькому Олле ничего не остаётся, кроме как отправиться на поиски сестры, тем более огонек указывает путь. И он начинает свой спуск в Ад. Точнее, к Горному Королю.

 Как продолжается

Как продолжается

Уже в этот момент несколько теряется стройность повествования: путь Олле лежит через лес троллей, пруд Некки, болото ведьм — парню придётся повидать многое. Но одно приключение не вытекает из другого. Это просто набор страшных историй, соединённых между собой либо весьма условно, либо вообще никак. Мы находимся в антологии страшных сказок европейского Севера. Конечная цель из увертюры Грига вроде бы намечена, но сюжетно движение авторами никак не обосновывается. Тут даже есть «волшебные помощники», но и их появление никак не обыгрывается — откуда они появились, кто это вообще такие — разъяснением таких нюансов разработчики игры не утруждаются.

Это, пожалуй, главный недостаток Bramble — произведению откровенно недостаёт цельности. Мы знаем мотивацию и цель героя и даже проходим с ним испытания, ищем себя и теряем… В основном теряем, ведь травмы в путешествии Олле больше, чем роста. Это действительно очень мрачная сказка, предупреждаю. Но всё же вроде бы сказка, базовый каркас есть. Однако внутри этого каркаса всё несколько расплывается и рассыпается. Сложно идентифицировать себя с героем, который словно бы находится в бэд-трипе, а не движется сквозь логично прописанную историю.

 Не ходите, дети, ночью гулять одни в лес — общую мораль раскрывают в первые две минуты игры

Не ходите, дети, ночью в лес гулять — общую мораль раскрывают в первые две минуты игры

И раз уж мы говорим о недостатках, то поговорим и об игровом процессе. Нет, я не могу его весь назвать одним сплошным недостатком — это было бы глупо и тогда бы не было смысла о Bramble говорить вообще. Нет, здесь вполне сносный геймплей, совмещающий несложный платформинг, исследование мира (есть даже некоторое количество коллекционных предметов), довольно примитивный стелс, требующие минимальных умственных усилий головоломки… и поединки с боссами. Да, метать огонек в начале мы учимся не просто так. И это, пожалуй, наиболее удачные в плане игрового процесса элементы, напряжённые и по-хорошему психоделичные моменты. Но опять же слегка выпадающие из общей канвы.

Проблема в том только, что анимирован Олле довольно коряво, — и тот же платформинг порой доставляет больше боли, чем задумывали авторы. Как и немногочисленные, но весьма муторные бои. Впрочем, в какой-то момент медлительность и неловкость мальчика начинает даже нравиться, всё же главный герой Bramble — ребенок. С чего бы он двигался как ведьмак, верно? Но факт есть факт — некоторые геймплейные составляющие остаётся только перетерпеть. И даже хорошие моменты выглядят так, будто их приделывали уже в конце, после того как придумали все приключение. «Ах да, это же видеоигра, там должен быть геймплей». Для сюжетоориентированных произведений ситуация не то чтобы редкая — можно порадоваться, что присутствуют вообще хоть какие-то механики, кроме «иди и смотри», но всё же назвать игровой процесс сколько-нибудь захватывающим нельзя.

#Букет

Те, кто дочитал до этого места, наверное, задаются вопросом — зачем мы вообще пишем о таком хламе, тем более и так проскользнувшем мимо массового взора. Всё просто — Bramble: The Mountain King — произведение по-настоящему выдающееся с художественной и эмоциональной точек зрения.

 Да, тут можно поплавать на еже!

Да, тут можно поплавать на еже!

Эта игра — сборник небольших страшных историй на манер чешского фильма «Букет», но в данном случае объединенных общей канвой и главным героем. И каждая отдельная история пусть и не рассказана выдающимся образом, но зато выдающимся образом показана. Каждый отдельный эпизод выделяется своей особой атмосферой, антагонисты (которыми порой оказывается нечто абстрактное, вроде сил природы) выписаны мощно, а с каждым следующим актом гнетущее настроение только усиливается. То, что поначалу воспринималось как в худшем случае страшная (до некоторой степени) сказка, превращается в настоящий хоррор. Местами даже со скримерами, но суть далеко не в этом — эффект того самого спуска главного героя в Ад (своеобразная интерпретация мифа об Орфее) достигается в первую очередь именно атмосферой.

Олле чуть не тонет в кишках, разбросанных по ужасной живодёрне. Спасает умильно пищащих младенческими голосами гномов — но лишь для того, чтобы часть из них кончила свой недолгий век в капканах, а другая… ладно, не будем об этом. Попадает в болото к безумному некки, завлекающему чистые души игрой на своей дьявольской флейте. Пробирается через пещеры, наполненные всхлипами. Вынимает ключ из окоченевшей руки мертвеца, отодвигая пальцы по одному. Вступает в бой с лесной нимфой, которая своим поведением больше напоминает Андрея Романовича Чикатило. И в этом своём путешествии сквозь жуть и мрак совершает (или, наоборот, не совершает) поступки, в которых ему придётся в дальнейшем раскаиваться.

 Здесь не просто красивые пейзажи сами по себе, но и очень искусная «операторская работа» — с уместной (и экономящей ресурсы) малой глубиной резкости и порой захватывающими ракурсами

Здесь не только красивые пейзажи сами по себе, но и очень искусная «операторская работа» — с уместной (и экономящей ресурсы) малой глубиной резкости и порой захватывающими ракурсами

Но даже превосходно прописанная атмосфера вкупе с замечательной музыкой, совмещающей фольклорные мотивы и гнетущий эмбиент, не стала бы достаточным поводом для знакомства с Bramble, не будь игра ещё и визуально потрясающей. Да, анимации порой несколько корявые, но окружение невероятно красиво нарисовано и, несмотря на явно ограниченный бюджет, умудряется создавать ощущение живого мира: в траве суетятся какие-то мелкие духи, солнце завораживающе играет лучами на листве, а во-о-он та гора медленно поворачивается в вашу сторону, чтобы посмотреть на маленького мальчика немигающим взором светящихся глаз. Мы привыкли к тому, что даже самые визуально отточенные представители инди-сцены выглядят «бедненько, но со вкусом». Здесь тоже ощущается большой вкус, но скидок на бедность делать уже не хочется. Bramble: The Mountain King — это действительно сильное визуальное впечатление.

***

Игра лишена какой-либо вариативности, не может привлечь особенно интересным игровым процессом и не слишком-то заботится о стройности сюжетной динамики, но прекрасна именно как сборник жутких скандинавских сказок. Это истории, которые детишки могли бы рассказывать друг другу на ночь под одеялом, но с выкрученным до предела градусом жестокости и безжалостности, в том числе и к слушателю. Местами манипулятивное, местами бессвязное, это произведение всё равно обладает мощной силой фольклора, не очищенного христианским пуританством от «неприемлемого». Это как раз и есть царство неприемлемого — но при этом завораживающего.

Достоинства:

  • отменные и визуальный, и звуковой ряд;
  • высокий эмоциональный накал (в том числе, правда, за счёт повышенного градуса жестокости);
  • крепкая фольклорная основа;
  • можно покататься на еже.

Недостатки:

  • достаточно условный игровой процесс;
  • неидеальная анимация главного героя и небольшие проблемы с управлением;
  • общая сюжетная канва прослеживается с трудом;
  • придется искупаться в кишках.

Графика

В динамике игра выглядит лучше, чем на скриншотах, выдавая действительно впечатляющую картинку, причём самого разного свойства — от почти монохромной чумной деревни до идиллических природных просторов.

Звук

Эффектное сочетание фольклорных мотивов и мрачного эмбиента мощно финализируется вариацией на тему «В пещере горного короля». Герои не озвучены, за них говорит рассказчица.

Одиночная игра

Приключение в сказочном мире с элементами платформинга, стелса и условными битвами с боссами. В первую очередь это именно путешествие, геймплей здесь относительно условный (хотя порой и способен бросить вызов).

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

5–6 часов.

Общее впечатление

Больше набор страшных сказок под общим заголовком, чем цельная история, — но каждая сказка в отдельности способна очень впечатлить.

Оценка: 7,5/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

     
     
    ⇣ Содержание
    Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

    window-new
    Soft
    Hard
    Тренды 🔥
    Спустя 11 лет легендарная Flappy Bird вернулась на Android в качестве эксклюзива Epic Games Store 53 мин.
    Nvidia придумала, как с помощью ИИ генерировать точные изображения без текстовых запросов — подойдёт он не всем 2 ч.
    Карточный роглайк «Бессмертный. Сказки Старой Руси» от авторов «Войны Миров: Сибирь» получил крупное обновление и взял курс на Epic Games Store 3 ч.
    Google Gemini поможет в практике иностранных языков — есть и поддержка русского 3 ч.
    Российский суд оштрафовал заблокированный Viber на 800 тысяч рублей 4 ч.
    Больше половины запущенных с 2021 года криптовалют провалились 5 ч.
    «Горячие» обновления для локальных Windows Server 2025 станут платными 7 ч.
    Актриса озвучки Йеннифэр из The Witcher 3: Wild Hunt «ничего не знает» о возможном возвращении чародейки в «Ведьмаке 4» 7 ч.
    Доминирование Google пошатнулось — его доля на мировом рынке поиска скатилась ниже 90 % впервые за десять лет 8 ч.
    Intel раскрыла потенциал встроенной графики Core Ultra 200V — свежий драйвер повысил FPS на 10 % и не только 8 ч.
    Intel придумала, как эффективно охлаждать 1000-Вт чипы 23 мин.
    Western Digital отчиталась о росте продаж HDD, в том числе сверхъёмких и дорогих — всё благодаря ИИ и облакам 2 ч.
    Российские вендоры предложили полностью запретить продажу иностранной электроники на госзакупках 3 ч.
    Meta разрешила своим умным очкам постоянно «смотреть» и «слушать» — отказаться от этого непросто 3 ч.
    «Выдающийся и чрезвычайно прибыльный год»: Logitech отчиталась о росте почти по всем направлениям 3 ч.
    Supermicro недосчиталась порядка $1 млрд по итогам квартала — акции рухнули на 19 % 4 ч.
    Samsung вернула лидерство на мировом рынке смартфонов — Apple упала на второе место, а Xiaomi укрепилась на третьем 5 ч.
    RuVDS модернизировала свой ЦОД в бомбоубежище 5 ч.
    Ulefone представила защищённые смартфоны с необычными функциями на выставке «Связь-2025» 6 ч.
    InWin представила вместительный компьютерный корпус PRISM весом 10 кг с четырьмя вентиляторами 7 ч.