Жанр: | Action |
Разработчик: | id Software |
Издатель: | Activision |
Официальный сайт: | Doom III |
Дата выхода: | 2004 год |
Что принципиально нового можно рассказать сегодня о Doom III? Наверно, ничего существенного. id Software в отношении своего самого многообещающего проекта разговорчивостью не отличается. Со времен самых первых анонсов разработчики очень незначительно откинули полог тайны с игры. Нагло украденную альфа-версию вы уже наверняка видели, а не видели, так читали самые разнообразные, вплоть до противоположности, отзывы о ней.
Игру уж и в качестве benchmark'a использовать успели, о чем мы прилежно вас известили в соответствующей статье. Кажется, чего теперь-то суетиться, сиди, жди релиза, как у моря погоды. Ан нет, беглый опрос общественности выявил насущную необходимость свести воедино все основные факты, известные нам о потенциальном шедевре Джона Кармака, идеолога id Software в целом и Doom III в частности. Что ж, надо - значит надо, приступим.
МИССИЯ НА МАРС
Еще в самом начале работ над игрой, когда поползли первые слухи о проекте, Кармак взял на себя смелость заявить, что третья часть древнего сериала будет ориентирована исключительно на однопользовательский режим со всеми вытекающими. А вытекающих несколько: отсутствие multiplayer'a, сильная атмосфера, интересный сюжет. От первого условия id с тех далеких пор уже отказалась - многопользовательскому режиму быть. Но оставшиеся два параметра, к счастью, остались неизменными.
Разработчики приняли строгий ориентир на создание не просто еще одного захватывающего FPS (First Person Shooter, если кто не в курсе), но настоящего horror-survival хита! Для сравнения, к horror-survival или horror-adventure играм (в данном случае значения не имеет, ибо ключевое слово - horror) относятся все Silent Hill, Resident Evil, Alone in the Dark и иже с ними.
Полагаю, известно, что названные сериалы отличаются порой действительно ПУГАЮЩЕЙ атмосферой и относятся к тем немногим играм, где предупреждение "слабонервных просим удалиться" действительно оправдано. На них-то и ориентируется Doom III. И если у его создателей удастся все задуманное, проект станет первым по-настоящему страшным FPS в мире ПК-игр.
Сюжет апеллирует к ныне весьма популярной "марсианской" теме, хотя с приключениями всеми обожаемых модулей Spirit и Opportunity никак не связан. За стеклом иллюминатора 2145 год. В роли знакомого по Doom и Doom II бравого десантника игроки отправятся на экскурсию по Фобосу, естественному спутнику Марса, чье название переводится, кстати, как Страх. У красной планеты есть еще один спутник - Деймос, Ужас то бишь. Отчего Марс со своими спутниками так щекочет нервы человечества в жизни, лично мне не вполне понятно, а вот в игре действительно есть из-за чего понервничать.
Расположенная на Фобосе научно-исследовательская станция, работавшая над технологиями телепортирования, оказывается к моменту нашего там появления совершенно вымершей. Вернее, лишенной видимого присутствия живых представителей homo sapience. Измазанные кровью стены и пол подсказывают, что запустение вызвано отнюдь не массовым чаепитием на крыше, а чем-то чуть более серьезным.
Со слов разработчиков и опыта предыдущих частей мы знаем истинную причину. Доигравшиеся с телепортами ученые умудрились открыть дверцу в самую Преисподнюю, откуда, обрадованные человеческим гостеприимством и вкусом живой плоти, в лаборатории ринулись легионы нечисти. Интересно, что катастрофа в небезызвестном Half-Life и массовое вторжение монстров в Half-Life 2 также вызваны неудачным экспериментом с технологиями телепортирования... О чем пытаются предупредить нас разработчики?
По не выясненным пока причинам отродья ада оказываются гораздо более уязвимы пред огнем и свинцом, нежели перед логичным при таком раскладе распятьем, поэтому чувствовать мы себя будем относительно комфортно. Цель игрока-пехотинца - пробиться по заброшенным и кишащим монстрятинкой коридорам к центру связи, откуда можно оповестить о случившемся Землю.
Ну как, захватывает? Не могу отказать себе в удовольствии слегка испортить вам мистическое, научно-фантастическое настроение. Вот скажите, почему наш бравый герой отправлен на станцию мало, что в гордом одиночестве, так еще и без связи? Испортилась? Пусть так. Однако сами разработчики, описывая геймплей, упоминают находящийся в распоряжении игрока PDA, отображающий задания миссии и способный работать с электронной почтой. Видимо, десантник не обучен писать и отправлять письма. Точно, в этом все дело!
ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО?
На заре своей популярности, все это время поддерживающейся главным образом правильным "пиаром", а не фактами, Doom III казался настоящим технологическим чудом. Он обещал воплотить в жизнь доселе невиданные графические эффекты и реализовать нереально правдоподобную физику.
Нас стращали огромными числами полигонов в кадре, дразнили загадочным normal mapping'ом и пугали странным названием "rag doll физика". Шло время, id новых технических подробностей не открывала (и не открывает), Doom III не выходил (и не выходит). Зато выходили другие, менее "раскрученные", не такие амбициозные игры, тихой сапой притворявшие в жизнь, пусть частично, все то, чем кичился (и кичится) потенциальный шедевр.
Самый яркий пример - rag doll физика. Загибайте пальцы: Unreal II: The Awakening, Unreal Tournament 2003, Chrome, Max Payne 2: The Fall of Max Payne, Postal 2, Операция: Silent Storm (между прочим, даже не экшен, а пошаговая стратегия отечественного производства - viva Nival!), Deus Ex: Invisible War, Tom Clancy's Splinter Cell. Все они активно применяют "физику тряпочной куклы". Двое последних еще и радуют высококлассным освещением и тенями. Deus Ex: Invisible War, кстати, использует тот самый новомодный normal mapping. Конечно, еще остается надежда на исключительность разработчиков Doom III по части мастерства реализации эффектов. То есть хочется верить, что "тряпочная" физика в игре будет самой "тряпочной"; реалистичное освещение - самым реалистичным; детализированные персонажи - самыми детализированными; досадные баги - самыми досадными. Стоп! Это уже из другой оперы. Кроме шуток, количество эксклюзивных фишек у творения Кармака тает не по дням, а по часам.
Пожалуй, единственным так или иначе не реализованным до сих пор эффектом является правдоподобное падение тела с лестницы. В этом отношении Doom III все еще эксклюзивен. Да, чуть не забыл id полна решимости наконец-то превратить игрока в человека, а не гибрид бесплотного духа и безногого инвалида. Не родилось еще ни одного чистокровного FPS, где взгляд вниз являл бы собственные ноги. По обещаниям кудесников id Software, мы будем видеть собственное тело так же, как наблюдаем его в жизни, то есть не только руки с винтовкой, но и ноги, плечи, другие причиндалы.
Правда, двух названных особенностей уже, как ни крути, не достаточно для оправдания непомерных амбиций, которые с момента первого анонса проекта не то, что остались прежними - еще и подросли!
МЕНЯ ТЕРЗАЮТ СМУТНЫЕ СОМНЕНИЯ
Признаюсь, первый анонс, первые скриншоты Doom III повергли меня в такое же близкое к эйфории состояние, какое испытали все остальные причастные к играм индивидуумы. Однако рискованная неторопливость id настораживает, и сегодня некогда светлое будущее проекта, по моему разумению, затянуто мрачными облаками безвестности.
Исключительность игрушки уже изрядно пошатнулась, а что будет, если Valve, наконец, отринет принцип необходимости быстроты лишь при ловле блох? Что произойдет, если разработчики ничуть не уступающего по амбициозности Half-Life 2, проявит таки расторопность, успеют раньше? Или гениальные хлопцы из GSC Game World явят миру совсем уж запредельно крутой S.T.A.L.K.E.R.: Shadows of Chernobyl (в России и СНГ проект все еще именуется Oblivion Lost)? Страшно подумать? А я скажу: Doom III выйдет, шустро разойдется солидным тиражом (свои затраты id в любом случае окупит, PR постарался), но окажется разочарованием.
Нет, наверняка не таким громким провалом, как Kreed, ибо на фоне конкурентов будет выглядеть тем самым "еще одним захватывающим FPS", а не технологически совершенным horror-survival хитом. Кармак, открой глаза и сними эти дурацкие розовые очки, они тебе не идут!