Жанр: | 3D-экшн |
Разработчик: | Irrational Games |
Издатель: | Sierra |
Официальный сайт: | SWAT 4 |
Дата выхода: | весна 2005 |
В этом тактическом шутере предстоит вырабатывать командный голос, надевать наручники на невоспитанных преступников и бороться с терроризмом.
Геймплей
Эволюционируя от предыдущих версии, игровой процесс практически не изменился. Действуя в сопровождении команды SWAT, вы проникаете в помещение и в условиях ограниченного пространства и плохой видимости начинаете очистку здания или любого другого объекта по сценарию миссии. Здесь нет забегов на скорость с оружием, режим Run здесь вообще применяется довольно редко, т.к. любая поспешность может стоить жизни, причем в игре нельзя записываться - сохраняется лишь ваш прогресс в карьере и происходит это автоматически после успешного выполнения очередного задания.
Перед тем, как начать выполнение задания, у вас есть возможность ознакомиться с детальным описанием ситуации и задачи, которые при этом еще и хорошо озвучены. Изучайте карты и фотографии целей, подозреваемых и преступников, если они есть. Внимательно читайте цели миссии, в них часто накладываются определенные ограничения на применение оружия или тактику. В некоторых миссиях также есть возможность выбора точки входа. Ознакомившись с задачей, начинаем операцию.
С момента проникновения на объект (проникновение анимировано на движке игры - высадка с вертолета и т.п.), и до момента выполнения задачи на вашем пути попадаются многочисленные двери, комнаты, коридоры, в сумраке которых вполне может находиться не один преступник. Вы перемещаетесь, а команда ждет указаний. Все действия, в том числе открывание и взлом дверей, аресты и т.п. можно делать как самостоятельно, так и руками своих бойцов. Для этого нужно лишь навести прицел на объект и выбрать соответствующую команду из вспомогательного меню. В зависимости от выбранного стиля управления (готовые схемы в меню Controls) клавиша, вызывающая меню команд, может меняться. По умолчанию это правая кнопка мыши. Нажав и удерживая кнопку, перемещайте мышь и, тем самым, курсор в меню. Отпустив правую кнопку, вы подадите команду бойцам. При наведении курсора на объект, игра часто автоматически выбирает наиболее вероятное действие по отношению к объекту и отображает его в виде надписи правой нижней части экрана. Это действие в большинстве случаев полностью соответствует логике игры и позволяет избежать лишней работы с меню. Подача такой автоматически подобранной команды осуществляется кнопкой "пробел". Однако в игре предусмотрено множество боевых команд, хорошее знание и использование которых позволяет более гибко подходить к выполнению миссии, а также использовать весь потенциал бойцов и современной антитеррористической науки.
Фактически, в игре вам помогает не одна, а две группы. Их кодовыми сигналами является красный и синий цвет. Благодаря цветовой кодировке можно разделить силы и выполнять одновременно две-три задачи. Желтый цвет (код "Золото") подразумевает обе команды. В игре любая команда подается для определенного цвета, который отображается рядом с текстом команды в виде небольшого квадрата в меню. Переключение между кодовыми цветами проиcходит клавишей Tab. Как и подобает нашему веку информационных технологий, у бойцов этих команд есть видеокамеры. Клавишами Insert, Home, Page Up, End осуществляется выбор камеры и режимов отображения - так можно смотреть их глазами и ориентироваться в ситуации, находясь на расстоянии.
Все эти функции позволяют избежать опасности войти первым и получить пулю, которая с близкого расстояния в большинстве случаев становится смертельной. Если вы предпочитаете прокладывать дорогу самостоятельно, то стоит обратить внимание на имеющееся снаряжение. Помимо первичного оружия (винтовка, шотган) и вторичного (пистолет), а также различных гранат, в вашем распоряжении имеются универсальный комплект "взломщика", пластиковая взрывчатка для подрыва дверей и специальное устройство, напоминающее электронный перископ и используемое для осмотра пространства вне прямой видимости, например, выглядывания из-за угла. Подойдя к закрытой двери, пробуйте открыть ее клавишей F, а если дверь не поддается, то наверняка появляется изображение кусачек или взрывного устройства, которые нужно применять для взлома. Увидев такие значки, можно либо самостоятельно на цифровой клавиатуре выбрать эти приспособления и применить их левой клавишей мыши - аналог стрельбы, либо удерживать кнопку использования и тогда все произойдет автоматически.
Задержание преступника в большинстве случаев начинается "голосом". Нажимая клавишу F, вы очень убедительным голосом выкрикиваете призывы сдаться. Лучше это сделать, подкравшись к преступнику поближе сзади и выкрикнув слова прямо в ухо. Как минимум, его лучше держать в поле видимости, но и в таких ситуациях попадаются преступники, сразу переходящие к стрельбе. А выкрикивая боевые кличи из за угла, вы заставите сдаться только самых пугливых бандитов, чем, впрочем, тоже не стоит пренебрегать.
Одним из самых интересных и нужных приспособлений в игре SWAT всегда являлись наручники. Их можно выбрать кнопкой H и они появятся в руках в виде двух петель. Подойдя к подозреваемому, нажимаем и удерживаем F, в результате на него надеваются наручники, а вы выслушиваете брань в свой адрес. Для улучшения видимости в темных областях карты можно использовать фонарик, вызываемый кнопкой V, а увеличение изображения, для более качественного прицеливания, осуществляется кнопкой Z.
Если одному из членов команды в целях самообороны все-таки приходится кого-то подстрелить, то при наведении курсора на труп, внизу экрана появляется сообщение о возможности передачи сведений об этом событии в центр управления. Сообщение отправляется клавишей F или средней клавишей мыши и больше не появляется. Этой же кнопкой осуществляются все действия, возможность выполнения которых отображается в нижней строке экрана. Например, пистолет на полу рядом с преступником может послужить уликой, о которой нужно сообщать также клавишей F. Ваше собственное состояние здоровья отображается в виде фигурки солдата в левом нижнему углу экрана. По мере получения повреждений, фигурка покрывается красным цветом в зависимости от области повреждений. Ранение в ногу, например, приводит к тому, что бегать (клавиша Shift) вы уже не можете. Там же отображается боезапас и режим стрельбы, переключаемый кнопкой X.
В игре предусмотрен конструктор миссий - Mission Maker. Он позволяет сыграть на доступных картах, но по своим правилам. В демо-версии эта функция также активна, однако к созданию миссий на базе уже пройденной карты приходится подходить в высшей степени творчески, иначе скука не даст вам ее закончить.
Реализм
Поведение врага и членов вашей команды всегда являлось ключевым моментом этой игры. Тем не менее, сделать слишком умный компьютерный AI и оставить без работы самого игрока разработчики, вероятно, побоялись. Постоянный запуск своих бойцов вперед на зачистку помещений может заметно спутать ваши карты, т.к. бойцы могут распугать преступников, которые, в свою очередь, сбегают в уже пройденные области карты, создавая проблемы с прохождением миссии и смертельную опасность для вас. Обратите внимание, что поведение преступников при аресте зачастую непредсказуемо. Человек, поднявший руки вверх, но все еще удерживающий пистолет в ладони, может выстрелить или попытаться сбежать. Полностью безопасным в этой игре является только человек, стоящий на коленях с руками за спиной.
Отрадно, что при повторном прохождении уровней размещение гражданских и преступников, а также их внешний вид меняются, при этом сохраняется боевая задача. Странными являются такие нюансы игры, как повторный взлом уже взломанных дверей и автоматическое переключение на оружие с пустыми магазинами.
Графика
Внешне графическое оформление игры во многом напоминает Swat 3 и отличается лишь новыми "красивостями" и общим повышением качества графики. Известно, что в основе игры лежит движок Unreal, однако игра далеко не является образцом в плане анимации персонажей. Реализм анимации персонажей охватывает лишь базовые перемещения, а при арестах человек просто вращается на полу как на льду. Хорошо заметно повышение степени полигональности моделей, что выражается в их более плавных очертаниях, и широкое использование эффектов освещения. Кое-где видна очень эффектная реализация эффекта пробивающегося через окна света. Начало этому эффекту было положено еще в SWАT 3. В игре нет обильных кровоизлияний в воздух и отлетающих частей тела - разработчики ограничились скромными пятнами крови, появляющимися возле трупа при контрольных выстрелах.
В игре предусмотрены готовые настройки графики от Low до Very High, которые автоматически конфигурируют графический движок игры. Выбрав Custom, можно провести все настройки самостоятельно.
Звук
В полноценно русифицированной игре SWAT 3 голоса персонажей создавали особую атмосферу. Слушая английскую речь, этой специфики не поймаешь, поэтому будем уповать на адаптацию игры. В таких играх особо важную роль всегда играет наличие звуков переговоров по рации - немного искаженных голосов со словечками вроде "Roger That". Кто такой "Roger" должны знать все знатоки жанра. Здесь такие звуки можно услышать на этапе выдачи задания, когда задача ставится оператором и передается по каналам радиосвязи с характерным искажением.
Все команды и любые речевые проявления персонажей хорошо озвучены. В русских версиях такой озвучке зачастую не чужд юмор. Гражданские активно жалуются на грубость, если вдруг на них на всякий случай оденут наручники или лишний раз прикрикнут, преступники огрызаются и вводят в заблуждение своими ответами, а герои SWATовцы общаются поставленными мужественными голосами, от которых действительно хочется бросить оружие и упасть без сознания.
Недочеты
Странно в играх с такой репутацией встречать старые как мир недоделки. В игре часто можно увидеть, как из-за закрытой двери показалась чья-то рука. Разумеется, ваши коллеги по команде ее не видят своим компьютерным взором и продолжают ломиться вперед. Любопытно, что таким образом через закрытую дверь можно даже убить человека.
Go, go, go!
Все предыдущие игры Swat, хотя и отличались хорошей и в чем-то даже инновационной для своего времени графикой и геймплеем, тем не менее, представляют собой практически идентичные по структуре продукты. Различие заметно лишь в планировке карт и техническом уровне воплощения. Тем не менее, игра интересна с точки зрения сценариев миссий и вариантов их прохождения. У нее определенно есть свои собственные находки, которые еще не "приелись" даже в SWAT 4.