Цифровой автомобиль

Автодайджест №210

⇣ Содержание

#Автомобильные новости

Сегодня речь снова пойдет о суперкаре. Причем в отличие от VUHL 05 из Мексики и Innotech Aspiron из Чехии, которые засветились в «Автодайджесте» на прошлой неделе, эта новинка уходит корнями во времена появления первых автомобилей. Бельгийская компания Minerva была основана в 1897 году. С производства велосипедов она переключилась на выпуск мотоциклов, а позже — и роскошных экипажей. Первый удар нанес финансовый кризис 30-х, а после Второй мировой войны бельгийцы и вовсе были вынуждены выживать лицензированным производством Land Rover для нужд армии. Так продолжалось до 1956 года, после чего Minerva не подавала никаких признаков жизни. Новые инвесторы готовы вернуть компании былую славу. Они хотят наладить выпуск суперкара под именем J.M. Brabazon.

Минерва — богиня мудрости в римской мифологии. В свое время она не помогла сохранить марку, начинавшую свой путь еще на заре автомобилестроения. Возможно, новая попытка увенчается успехом. Первая после воскрешения компании модель будет называться J.M. Brabazon. Это дань памяти одному из первых британских летчиков и гонщиков — Джону Теодору Катберту Мур-Брабазону. В свое время он стал министром транспорта и авиационной промышленности при правительстве Уинстона Черчилля. В начале XX века Джону посчастливилось принять участие в гонке за рулем одной из ранних моделей Minerva.

От краткого экскурса в историю вернемся к анонсированному суперкару J.M. Brabazon. Это спортивный гибрид, отношение мощности которого к его массе близко к пропорции 1:1. Иными словами, на один килограмм веса должна приходиться одна лошадиная сила. Над задней осью купе будет находиться бензиновый V12 с двойным турбонаддувом и шеститупенчатая секвентальная трансмиссия. К передним колесам будут подведены приводы от двух электромоторов. Также суперкар получит задний дифференциал повышенного трения, систему рекуперации энергии при торможении и пятирежимный селектор работы основных узлов сложной машины. Максимальная скорость передвижения данного электрического состава превысит 400 км/ч.

Монокок Minerva J.M. Brabazon предполагается производить из углеродного волокна. Для внешних панелей инженеры задействуют карбон и кевлар. На этом сведения о новинке обрываются. Производитель не назвал ни дату предполагаемого релиза, ни предварительную стоимость уникальной модели. Вероятно, первые прототипы должны появиться до конца года, если они вообще когда-то увидят свет.

На Minerva новые (ну или хорошо забытые старые) имена в отрасли производства спорткаров вовсе не заканчиваются. На прошлой неделе еще одна компания объявила о финальной стадии подготовки к производству дебютных моделей: Bluebird собирается наладить выпуск DC50 и Bluebird GTL Formula E. Презентация двух машин назначена на 28 сентября текущего года.

Компанией Bluebird руководит британец Дон Уэльс. Любовь к скорости у него в крови: его дядя Дональд Малькольм Кэмпбелл побил восемь мировых рекордов на воде и земле в 50-60-х годах, а дед, сэр Малькольм Кэмпбелл, прославил свой род еще в 20-х, став самым быстрым на воде. Многие свои автомобили и лодки семейство Кэмпбелл называло Bluebird. Впервые это имя было выбрано под впечатлением от театральной пьесы The Blue Bird бельгийского писателя и драматурга Мориса Метерлинка. Также большинство гоночных машин семейства были выкрашены в синий цвет. Вот и две новинки 2013 года соответствуют своим далеким предшественникам.

Электрический спорткар Bluebird DC50 будет произведен ограниченным тиражом. В честь 50-летия рекордных заездов Дональда Малькольма Кэмпбелла в 2014 году будет выпущено 50 таких автомобилей, которые представляют собой двухдверное купе с пиковой мощностью 360 лошадиных сил. Согласно заверениям разработчика, по уровню ускорения они сопоставимы с моделями Porsche, хотя никакой конкретики не приводится. Полностью заряженная батарея позволит проехать до 320 км, хотя в режиме традиционной езды Кэмпбеллов этот показатель существенно сократится.

Вторая модель, Bluebird GTL, будет участвовать в настоящих гонках. Она разработана в соответствии с техническими требованиями приближающегося чемпионата Formula E. Это новая гоночная серия, утвержденная Международной автомобильной федерацией (Fédération internationale de l'automobile — FIA). Первая информация о Formula E появилась в 2012 году, а премьерные заезды должны состояться в 2014-м. Принимать участие в соревнованиях могут только одноместные автомобили с электрической силовой установкой.

На этом информация о двух новинках от Bluebird заканчивается. «Синие птицы» будут представлены 28 сентября в Национальном автомобильном музее, расположенном в деревушке Бьюли на юге Англии.

#Электрокары и гибриды

Только на прошлой неделе мы обсуждали утечку патентных изображений электрического сити-кара BMW i3, а теперь производитель уже раскрыл новые технические подробности этого интересного проекта. Созданный в рамках программы BMW eDrive автомобиль будет представлен 29 июля в Нью-Йорке. Пока же нам остается только смаковать официальные цифры.

Силовую конструкцию кузова немцы назвали LifeDrive. Она состоит преимущественно из алюминия и углепластика, что позволило облегчить каркас в сравнении классическим стальным примерно на треть. Инженеры старались выиграть в массе каждого компонента. К примеру, масса кованых алюминиевых колесных дисков снижена до семи килограммов. Благодаря всем ухищрениям снаряженный вес новинки составляет 1 195 кг. Кстати, даже проектируя такой непрофильный для имиджа компании продукт, специалисты BMW использовали принципы, хорошо зарекомендовавшие себя при выпуске спортивных моделей. В частности, это касается развесовки по осям: обычно массовые производители не уделяют этому параметру должного внимания, в то время как данные даже базовых немецких «троек» близки к идеальным пропорциям 50:50. Вот и i3 сконструирован по этому золотому правилу.

Специально для хэтчбека был разработан новый электромотор. Он развивает пиковую мощность 170 лошадиных сил и постоянный крутящий момент 250 Н*м. По голой величине отдачи такой агрегат можно сравнить с турбированным бензиновым ДВС объемом 1,6-1,8 литра. При этом электрический двигатель весит всего 50 кг. Всю свою мощь он отправляет на колеса задней оси через односкоростную трансмиссию. Литий-ионная батарея, питающая всю электрическую сеть BMW i3, находится под днищем в центральной части модели. Автопроизводители зачастую прибегают к аутсорсингу при использовании подобных компонентов, однако данный аккумулятор разработан учеными BMW Group. По расчетам немцев, полного заряда АКБ должно хватить на дистанцию до 130-160 километров при среднестатистической ежедневной эксплуатации. При активации режима ECO PRO этот показатель можно увеличить примерно на 12%, такую же прибавку сулит еще и ECO PRO+. У серийных BMW эти пресеты обычно притупляют реакцию на нажатие педали газа, делают характер машины более спокойным и даже сонливым.

Если приведенная арифметика верна, в самом экономичном режиме «ай-три» способен протянуть максимум 200 километров. Для города этой величины более чем достаточно, однако о путешествии даже между ближайшими населенными пунктами можно забыть. Для любителей дальних поездок в BMW создали гибридную версию хэтчбека. Она не имеет существенных отличий от «чистого» электрокара по части базовой технической начинки, за исключением добавленного двигателя внутреннего сгорания. Инженеры использовали собственную разработку — двухцилиндровый мотор от мотоцикла. Его рабочий объем составляет 650 кубических сантиметров (0,65 литра), мощность — 34 лошадиных силы. По словам представителей немецкой компании, бензиновый генератор будет запускаться только в том случае, если заряд батареи упал ниже определенного уровня. Для гибрида максимальный пробег в общей сложности увеличится до 250-300 километров. Почему так мало? Дело в том, что конструкторы установили топливный бак крошечного объема — девять литров. Зато он никак не сказывается на вместимости багажного отделения.

Благодаря мощному электромотору разгонная динамика BMW i3 будет отвечать требованиям большинства покупателей. По данным производителя, с 0 до 56 км/ч новинка будет ускоряться за 3,5 секунды, а на выполнение упражнения 0–96 км/ч уйдет примерно семь секунд. Эти данные сравнимы с показателями современных хот-хэтчей. Правда, рекордной максимальной скоростью хэтчбек уже не сможет порадовать: электроника не позволит превысить лимит в 150 км/ч. Однако при текущем позиционировании в качестве сугубо урбанистического вида транспорта и таких параметров автомобилю хватит с лихвой.

В рамках программы 360° ELECTRIC немецкая компания провела исследование автомобильной жизни типичного современного горожанина. Изучив поведение более чем тысячи участников, проехавших за время наблюдений более 12,5 миллиона километров, эксперты пришли к выводу, что за один день человек проезжает в среднем 45 километров. Таким образом, пользователям BMW i3 придется заряжать свой электромобиль примерно два-три раза в неделю. Для этого можно будет воспользоваться как домашней станцией, поставляемой BMW, так и публичной заправкой, поддерживающей стандарт Level 2 SAE J1772.

Дополнительно сервис 360° ELECTRIC предусматривает выполнение всех операций, так или иначе связанных с эксплуатацией электрокаров. В частности, это касается установки домашних станций зарядки i Wallbox, выпуска и обслуживания карт доступа к публичным «розеткам» и дополнительных услуг помощи BMW ConnectedDrive. В предварительных условиях указывается даже весьма интересный пункт: «Если концепция BMW i3 не отвечает требованиям мобильности в конкретной ситуации, 360° ELECTRIC предоставляет гибкие решения мобильности, включая альтернативные транспортные средства от BMW». Получит ли пользователь электрокара подменную машину в случае непредвиденной разрядки?

Через несколько недель мир увидит окончательную версию BMW i3 с полным перечнем технической документации. Однако уже сейчас понятно, что первый в своем роде электрокар немецкой компании весьма неплохо приспособлен для повседневной эксплуатации. Достаточный уровень мобильности и достойная динамика должны понравиться покупателям, а возможность выбора гибридного варианта с маленьким бензиновыми моторчиком должна разбить доводы скептиков и консерваторов. Остается только вопрос ценообразования.

#Автомобильные технологии

На ушедшей неделе сотрудники Ford Motor Company рассказали об интересной технологии, упрощающей разработку новых автомобилей. Она называется F3T, что расшифровывается как Ford Free-form Fabrication Technology — «свободный от пресс-форм метод изготовления». Инженеры американской компании называют его очень гибким запатентованным способом производства металлических деталей для мелкосерийной сборки. Фордовцы особо гордятся тем, что это первая в своем роде технология, которая позволит снизить затраты не только времени, но и денег. Она будет задействована на этапе прототипирования. По расчетам специалистов, срок выпуска некоторых элементов может уменьшиться до трех рабочих дней. При использовании традиционных инструментов на это потребуется от двух до шести месяцев.

В ходе процесса производства лист металла закрепляется по внешнему периметру. После надежной фиксации заготовки за работу принимаются два инструмента, двигающиеся сообща. Они находятся с разных сторон плоскости листа, надавливая на него для придания требуемой формы. Как и в цифровом принтере, компьютер обрабатывает построенную дизайнерами и инженерами трехмерную модель, которая создана в системе автоматизированного конструирования, и просчитывает траекторию движения двух маленьких манипуляторов. При этом учитывается окончательная форма, технологические допуски по размерам и требования к поверхности материала.

Технология Ford Free-form Fabrication Technology предусматривает несколько существенных преимуществ перед старыми методами производства металлических панелей. Во-первых, инженеры отмечают снижение финансовых затрат. Во-вторых, решающим фактором для заказчика может стать уменьшенный срок производства.

Проект F3T является частью трехлетней программы, обеспеченной грантом Министерства энергетики США в размере $7,04 миллиона. Помимо Ford Motor Company, участие в разработке принимают Северо-Западный университет, The Boeing Company, Массачусетский технологический институт (Massachussetts Institute of Technology — MIT) и университет Penn State Erie. Всего Министерство энергетики выделило американским компаниям $23,5 миллиона. Эти средства должны пойти на разработку экологически чистых методов производства и повышение конкурентоспособности.

Проекционные дисплеи все еще являются редкостью в современных автомобилях. Можно по пальцам пересчитать модели, для которых производителя предлагают их штатную установку. Вместе с тем технология HUD (Head-Up Display) вполне может быть востребована: она позволяет получить самую важную графическую информацию, не отвлекая внимания водителя от дороги. Никаких сложностей на пути к массовому распространению тоже не существует. Немного ускорить проникновение проекционных дисплеев на рынок решили в компании Garmin. На прошлой неделе было анонсировано устройство, приносящее HUD в любую машину.

Основным элементом нового гаджета является простой двухцветный дисплей, картинка с которого отражается на ветровом стекле. Пользователю требуется предварительно приклеить прозрачную пленку или установить специальную пластиковую линзу: все эти аксессуары входят в комплект поставки. Остается закрепить устройство на передней панели и настроить угол наклона экрана. Однако сам по себе Garmin HUD не умеет ориентироваться в улицах: он работает только в паре со смартфоном. Поддерживаются приложения Garmin Street Pilot для iPhone и NAVIGON для iPhone, Android и Windows Phone 8.

Водитель автомобиля с установленным проекционным дисплеем обнаружит на ветровом стекле только самую важную информацию. Это схематичное обозначение направления движения и расстояние до ближайшего поворота, текущая скорость и действующее ограничение, а также расчетное время прибытия в пункт назначения. Также HUD указывает, какую полосу движения необходимо занять перед выполнением следующего маневра. Дополнительно новинка от Garmin предупреждает о превышении скорости и указывает на расположение контролирующих камер.

Стоимость Garmin Head-Up Display в США составляет $130. Сейчас производитель обещает выполнить заказ через 5–8 недель.

Две недели назад мы рассказали о системе автоматической парковки в исполнении Volvo. Предполагается, что данная техническая новация появится на кроссовере XC90 следующего поколения. Теперь шведы поведали о целом наборе новых систем, которые появятся на серийных моделях марки в течение ближайших лет. Первая из них отвечает за обнаружение пешеходов в темноте. По данным Шведского центра сбора данных о ДТП STRADA (Swedish TRaffic Accident Data Acquisition), 58% всех смертельных аварий произошли в с темное время суток. В США шанс погибнуть под колесами автомобиля в темноте примерно в три-четыре раза выше, чем ясным днем. Несколько месяцев назад в Volvo уже раскрыли новую технологию, которая может обнаруживать велосипедистов и тормозить перед ними. Однако старший консультант по безопасности Volvo Car Group Томас Броберг счел эти меры недостаточными: «Камеры в современных автомобилях работают в сумерках и на рассвете, но они ограничены при движении в темное время суток. Теперь, мы покрываем весь период от заката до рассвета благодаря более умным и быстрым высокочувствительным сенсорам в сочетании с передовыми алгоритмами управления экспозицией».

Второе направление работы группы инженеров по безопасности — предотвращение столкновений с крупными животными. Согласно официальной статистике, в Канаде каждый год регистрируется около 40 000 подобных инцидентов. На дорогах Швеции за 2012 год произошло 49 000 таких ДТП, причем 6 000 из них — с участием лосей. Шведы выяснили, что основная масса таких коллизий случается на высокой скорости. Если она составляет 100 км/ч, то риск серьезных травм превышает 70%. Разумеется, пока инженеры заботятся о здоровье пассажиров, а не сохатого. При этом если водителю или компьютеру удастся сбить скорость до 70 км/ч, то вероятность причинения вреда существенно снижается. Таким образом, автомобиль должен хотя бы начать замедляться. «Обнаружение того, что природа пыталась скрыть всеми возможными способами, является огромной проблемой. Первоначально мы сосредоточимся на крупных животных, так как они вызывают наибольший ущерб и самые тяжелые травмы», — рассказал в интервью Томас Броберг. Пока что новая система еще не готова: по всей видимости, она появится в продаже не раньше 2015 года.

Пресс-центр Volvo очень умело обращается с печальной статистикой. Раз за разом они приводят пугающие цифры. Например, около 25% всех аварий происходят из-за съезда с проезжей части. При этом две трети таких происшествий случаются на скорости 70 км/ч и выше. В Швеции 53% всех дорожных смертей и 42% получения тяжелых травм приходятся на случаи выезда за обочину. Примерно такие же данные приводят и в NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration — «Национальное управление безопасностью движения на трассах», США). В конце 2014 года новинки Volvo смогут существенно сократить количество жертв таких ДТП, основной причиной которых являются банальные предпосылки: отвлечение внимания водителя, его сонливость или плохое самочувствие. Встроенные системы научатся определять край проезжей части и при риске увода транспортного средства в сторону будут превентивно крутить руль в нужном направлении.

Специалисты отдела исследований и разработки ведущих автомобильных концернов уже давно поняли, что даже самая умная машина никогда не станет абсолютно безопасной. Дело вовсе не в изъянах компьютерного мозга, который вот-вот научится полностью брать управление серийными машинами на себя, а в обычном человеческом факторе. В США 10% всех смертей в ДТП на перекрестках являются следствием проезда на запрещающий сигнал светофора. Причем лихач буквально играет в русскую рулетку: по данным Страхового института дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety — IIHS), только в 50% случаев, имевших летальный исход, жертва находилась в машине нарушителя, в остальных ситуациях гибли пешеходы и пассажиры других автомобилей. Бороться с такими происшествиями поможет система обмена данными между всеми автомобилями. Также коммуникацию должны поддерживать светофоры и дорожные знаки: в этом случае получится добиться максимальной эффективности.

Недавно компания Volvo уже подписала меморандум о сотрудничестве с сообществом Car 2 Car Communication Consortium, в которое входят Audi, BMW, Honda, Volkswagen, Daimler, Renault, PSA Peugeot Citroen и Opel. Наладить связь между своими моделями шведы планируют уже в 2016 году. Благодаря многостороннему сотрудничеству и стандартизации поддерживать связь друг с другом смогут любые автомобили вне зависимости от марки. В планах шведского производителя можно найти еще много интересных и наверняка полезных разработок: предупреждение о плохой погоде, оповещение о движении машин экстренных служб, сообщение о приближении к месту проведения дорожных работ или простому затору и так далее. Хорошо, что инженеры не устают придумывать новые способы сделать нашу жизнь чуточку безопаснее. Почти все озвученные инновации впервые дебютируют на новом поколении Volvo XC90, которое должно увидеть свет в конце 2014 года.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥