Сегодня 20 апреля 2018
18+
MWC 2018
Цифровой автомобиль

Автодайджест №382: новые электромобильные стартапы из Америки и Китая

#Автомобильные новости

Главной автомобильной новинкой прошлой недели стала Ford Fiesta. Это именно тот автомобиль от американского бренда с испанским именем, который адаптировали для производства в России в виде седана (в народе его считают обезображенным и кургузым). Однако в мировом масштабе все обстоит несколько иначе. «Фиеста» насчитывает уже семь поколений и регулярно входит в десятку самым популярных моделей Европы. Больше всего эту компактную машинку любят в Великобритании: в 2014 году ее признали самым массовым автомобилем за всю историю страны. Так что для производителя это весьма ценный экземпляр.

Несмотря на американский логотип, Ford Fiesta во все времена была европейским автомобилем. Модель изначально разрабатывалась и производилась в Европе и для Европы. Неудивительно, что презентация новинки тоже прошла в Старом Свете — на мероприятии Go Further в немецком Кёльне. В этом городе выпускают «Фиесты» с 1976 года.

Если предшественница в свое время оказалась настоящей революцией, то облик седьмого поколения Ford Fiesta выдержан в эволюционном духе. Найти отличия не составит труда, но эти обводы кузова и пропорции уже давно всем известны. В консервативном подходе можно найти разумное зерно: даже в 2015 году, уже на восьмом году жизни, «Фиеста» оказалась на втором месте по популярности в Европе, уступив лишь немецкому «Гольфу». И это притом, что в Старом Свете традиционно сильны позиции местных брендов. Так что производитель решил не менять то, что и так отлично работает. Сохранены и версии кузова — хетчи с тремя и пятью дверьми (седаны традиционно производятся только для США, России и прочих неевропейских или не совсем европейских стран).

Судя по всему, в основе «Фиесты» использована модернизированная платформа предшественника. Однако многое было изменено и улучшено. К примеру, жесткость кузова на кручение увеличена на 15 %. В дополнение к этому колея стала шире на 30 мм спереди и на 10 мм сзади. Так что тот драйв, за который так ценили прошлые «Фиесты», должен быть не только сохранен, но и приумножен. При этом новый кузов стал на 71 мм длиннее и 12 мм шире. А вот колесная база прибавила всего 4 мм, так что в салоне вряд ли стало просторнее.

Ключевым нововведением седьмого поколения Ford Fiesta станет существенное увеличение количества версий и расширение возможностей в сфере индивидуализации. В первую очередь это касается четырех основных модификаций: Titanium, ST-Line, Vignale и Active. С Titanium и ST-Line все довольно просто: первая из них — базовая, вторая — спортивная, причем они существовали и раньше. Vignale преподносится в качестве премиум-исполнения. Оно предусматривает не только визуальные отличия, но и использование более дорогих материалов отделки и даже предоставление эксклюзивных услуг вроде консьержа. Такой подход уже опробован на более дорогих моделях компании, в том числе Mondeo и Kuga (правда, в России о Vignale пока никто не слышал).

Но самая интересная версия новинки — Fiesta Active. Производитель называет ее «компактным городским кроссовером»: от обычной модели такая пятидверка отличается увеличенным дорожным просветом, обвесом из черного пластика и рейлингами на крыше. Ранее Ford не предлагал подобных модификаций.

Ключевым мотором новой «Фиесты» станет трехцилиндровый EcoBoost объемом один литр. Он уже пять раз оказывался лучшим двигателем года в своей номинации по версии конкурса International Engine of the Year (в том числе и в 2016-м), при этом трижды его выбирали победителем в абсолютной категории (в 2012, 2013 и 2014 году). Этот прославленный агрегат будет доступен в версиях мощностью 100, 125 и 140 лошадиных сил. При этом в обновленной версии литровый EcoBoost научится отключать цилиндры во время работы. Казалось бы, подобная технология может пригодиться на V6 и V8, но на трехцилиндровой крохе разве можно еще что-то деактивировать? Инженеры Ford уверены, что можно: при малой нагрузке топливо перестанет поступать в один из трех «котлов». При этом на отключение и включение тратится всего 14 миллисекунд, так что даже опытный водитель не должен заметить переходных процессов. Разработчики уверены, что такое нововведение позволит сэкономить до 6 % топлива.

Начальные версии Ford Fiesta получат новый трехцилиндровый атмосферный моторчик, представленный в двух ипостасях: с отдачей на 70 и 85 лошадиных сил. Разумеется, в Европе не обойдется без модификаций на «тяжелом» топливе. Полуторалитровый двигатель семейства TDCi сможет обеспечить 85 или 120 лошадиных сил — в зависимости от исполнения. Для большинства версий хетча можно будет заказать механическую или автоматическую трансмиссию с шестью передачами, а самые скромные моторы будут агрегатироваться с «ручкой» на пять скоростей.

Особой гордостью производителя являются усовершенствованные системы безопасности. Ford Fiesta получила две камеры, три радара и 12 ультразвуковых сенсоров. Они сканируют окружающее пространство на 360 градусов вокруг. При этом дорога вперед просматривается сразу на 130 метров. Благодаря такому комплексу «Фиеста» сможет следить за соблюдением разметки, тормозить перед препятствиями и даже распознавать пешеходов, причем не только при дневном свете, но и в темноте. Также для компактной машинки можно будет заказать систему Active Park Assist, которая сумеет запарковать ваше транспортное средство и параллельно, и перпендикулярно. Похоже, Ford не зря называет свою новинку самым высокотехнологичным автомобилем в классе.

Среди дополнительного оборудования «Фиесты» упомянем новую мультимедийную систему SYNC 3 с опциональным восьмидюймовым сенсорным дисплеем. Меломаны смогут выбрать звуковую установку B&O PLAY от Bang & Olufsen с десятью динамиками общей мощностью 675 Вт.

Ожидается, что продажи Ford Fiesta начнутся примерно в середине 2017 года. Жителям России придется ждать куда дольше: предыдущее поколение получило местную прописку относительно недавно, а с учетом текущей финансовой обстановки локализация новинки может затянуться на долгие годы.

#Электрокары и гибриды

Компания Ford предлагает в США сразу несколько электрических и гибридных автомобилей с возможностью внешней зярадки (Plug-In). Это Ford Fusion Energi, Ford C-Max Energi и Ford Focus Electric. Однако если первые две модели расходятся весьма неплохо по меркам жанра, то на Focus Electric приходятся единичные, можно сказать, случайные продажи. За период с января по октябрь 2016 года американцы приобрели лишь 734 электрических «Фокуса». Даже Volkswagen e-Golf пользуется куда более высоким спросом. В попытке исправить плачевную ситуацию производитель вывел на рынок обновленную версию электрокара.

Лишь на прошлой неделе мы говорили про обновление Volkswagen e-Golf, а теперь к нему подтянулся и прямой американский конкурент. Правда, в случае с «Фокусом» апдейт получился несколько странным. Во-первых, Focus Electric не изменился ни внешне, ни в салоне. И это нелогично, поскольку во всем мире уже давно продается рестайлинговая версия обычного, бензинового Focus (от нее электрической модели достались только измененные задние фонари). Во-вторых, производитель по какой-то причине решил не акцентировать внимание на технических улучшениях: даже в США далеко не все автомобильные издания узнали, что Ford все же обновил экологически чистую модель. Подобный информационный вакуум (отсутствие нормальной презентации и громкого освещения в прессе) вдвойне странен, если принять во внимание провальные продажи Ford Focus Electric (минус 40 % в октябре 2016-го).

Ключевое изменение — увеличившаяся c 23 до 33,5 кВт·ч емкость аккумулятора. Любопытно, что примерно такая же батарея (на 35,8 кВт·ч) установлена и в свежей версии Volkswagen e-Golf. Благодаря этому запас хода при полной зарядке, по расчету EPA (Агентство по охране окружающей среды США), вырос на 62 километра и достиг 184 (у электрического «Гольфа» — 190). Остальная начинка Ford Focus Electric не изменилась. Мощность электромотора по-прежнему составляет 107 кВт (145 лошадиных сил).

На практике Ford Focus Electric лишь чуть-чуть превзошел Nissan Leaf (172 километра) и догнал BMW i3 (182 километра). Однако необходимо помнить, что Leaf уже совсем скоро сменит поколение, а недавно поступивший на конвейер Chevrolet Bolt и вовсе может проехать до 380 километров без подзарядки. Иными словами, вряд ли в обозримом будущем спрос на Focus Electric существенно увеличится.

Среди прочих новинок обновленного электромобиля стоит упомянуть более крупный лючок разъема зарядки. При этом теперь применяется коннектор CCS (Combined Charging System) с поддержкой быстрой зарядки до 50 кВт. В США уже начались продажи обновленной версии Ford Focus Electric.

На прошлой неделе появилась еще одна новость, которая затрагивает Ford и стандарт CCS. Консорциум автопроизводителей, в который входят BMW Group, Daimler AG, Ford Motor Company и Volkswagen Group, включая Audi и Porsche, подписали «Меморандум понимания» (Memorandum of Understanding), согласно которому они совместными силами начнут развитие инфраструктуры для электрокаров в Европе. В первую очередь это касается сети зарядных станций нового поколения с универсальным интерфейсом CCS.

Это крайне положительное известие: наконец-то несколько ведущих концернов Старого Света изъявили желание работать сообща. Возведение сети новых электроАЗС начнется в 2017 году. Всего планируется построить около 400 точек, но пока представители автомобильных компаний не уточняют, на какой срок растянется строительство. Зато уже известна еще одна крайне любопытная деталь: мощность станций составит до 350 кВт. Да, это в семь раз больше, чем может принять тот же Ford Focus Electric, упомянутый выше. Таким образом, консорциум работает на перспективу: пока попросту не существует электрокаров, способных переварить столь высокую мощность.

Можно провести параллель со станциями экспресс-зарядки Tesla Supercharger. Впервые они появились в 2012 году, а теперь по миру действует свыше 700 установок (большая часть на территории США). Изначально они были рассчитаны на максимальную мощность 120 кВт, однако в 2016 году началось их обновление до 145 кВт (впрочем, пока даже электрокары «Теслы» не способны принять свыше 120 кВт). Таким образом, новые станции стандарта CCS более чем в два раза превзойдут Tesla Supercharger.

Пока производители не уточняют, сколько времени будет занимать полная зарядка электромобилей, однако простые расчеты показывают, что всего 10-15 минут будет достаточно, чтобы пополнить запас хода на 200-300 километров. Это уже совсем близко к тому, сколько тратится на заправку топливом обычных автомобилей с ДВС, — именно к этому стремится автомобильная отрасль.

Но вернемся на минутку в США. Сегодня безоговорочным лидером по поставкам электрокаров там является Tesla Motors. Однако в ближайшее время у нее могут появиться грозные соперники. К примеру, чуть больше месяца назад были опубликованы первые тизеры дебютной модели Lucid Motors. А на днях молодая компания провела пресс-конференцию в Аризоне. На ней были не только представлены прототипы собственных электромобилей, но и анонсированы планы по строительству завода в этом же штате. По предварительным данным, на фабрике будет создано 2 000 новых рабочих мест к 2022 году. В строительство планируется вложить около 700 тысяч долларов.

Гвоздем программы стала речь технического директора Lucid Motors Питера Роуилсона (Peter Rawlinson), который еще недавно занимал пост вице-президента Tesla Motors (компанию Элона Маска впору называть кузницей кадров для инновационных производителей). Роуилсон пообещал изобрести новый вид роскошных автомобилей. Первая модель получит имя Atvus. По данным господина Роуилсона, она будет сочетать размеры Audi A6 с «крутостью» Audi A7, размером интерьера длиннобазовой версии Audi A8 и динамикой Bugatti Veyron. По предварительным данным, разгон с 0 до 96 км/ч (60 миль в час) займет всего 2,6 секунды. Ранее сообщалось о суммарной мощности электромоторов в 900 лошадиных сил, но теперь Роуилсон говорил уже о 1 000. При этом как минимум одна из версий Atvus сможет проехать до 640 километров без подзарядки.

Как известно, найти деньги на строительство нового завода не так-то просто, тем более что подобные стартапы стали появляться словно грибы после дождя. Однако основатели Lucid Motors уже нашли несколько влиятельных инвесторов. Среди них можно упомянуть LeEco, японскую торговую компанию Mitsui & Co. и китайский автоконцерн BAIC (Beijing Auto). Первые автомобили нового бренда должны встать на конвейер в 2018 году: тогда будет выпущено 10 000 электрокаров. Затем планируется ежегодно увеличивать производство на 60 000 машин.

Тем временем новая китайская компания WM Motor представила свои первые электрокары. На дебютных изображениях можно разглядеть сразу четыре модели: кроссовер, минивэн, седан и универсал. Но ведь в автомобильном мире не принято анонсировать сразу несколько машин. И откуда вообще взялась эта WM Motor?

Китайский стартап уже как минимум несколько месяцев привлекает внимание прессы. К примеру, в августе журналисты Bloomberg сообщали, что компания WM Motor уже набрала инвестиций на миллиард долларов США. По меркам новичков это баснословная сумма, которой должно хватить для строительства полноценного завода. Но откуда у никому не известного бренда взялась такая сумма? Для ответа на этот вопрос необходимо узнать, кто основал эту компанию.

Идея создания WM Motor пришла в голову Фриману Шену (Freeman Shen). Он много лет работал в Geely Group и прославился тем, что курировал процесс выкупа Volvo Car. По сей день это крупнейшее поглощение иностранного автопроизводителя китайской компанией. Некоторое время Шен занимал пост старшего вице-президента Volvo Car. Но в 2014 году он ушел из Geely и Volvo и решил начать собственный бизнес. Проработав в автомобильной отрасли около 22 лет (в его послужном списке также значатся BorgWarner и Fiat), Фриман собирается наводнить Китай доступными электрокарами. «У нас за плечами большой опыт в этой отрасли, что выгодно отличает нас от других стартапов, даже Tesla Motors, — заявил Фриман Шен во время одного из интервью в Шанхае. — Мы не хотим делать роскошные автомобили, похожие на игрушки, для меньшинства. Мы нацелены на массовый рынок».

Несмотря на то, что первые изображения уже опубликованы, серийное производство дебютной модели начнется не ранее 2018 года. После этого ассортимент WM Motor будет пополняться одним автомобилем в год до 2025 года. Сегодня головной офис новой компании находится в Шанхае, но при этом Фриман Шен также запустил собственный научно-технический центр в Германии. Что до дизайна серийных машин, то судить о нем по дебютным фотографиям несколько рановато. Все четыре модели выполнены в едином стиле, но на них почему-то полностью отсутствуют логотипы. Создается впечатление, что пока это лишь пробные наброски. К тому же до 2018 года многое может измениться.

Ключевыми производителями электрокаров сейчас являются США и Япония. Возможно, Поднебесная со своими молодыми и амбициозными компаниями их довольно скоро опередит. В августе текущего года агентство Bloomberg даже выпустило материал с заголовком «Китайские миллиардеры состязаются в зарплатах для талантов в области разработки электрокаров» (China Billionaires Chasing Electric-Car Talent Power Salaries). В нем говорится о том, что такие гиганты, как Foxconn, Alibaba и LeEco уже либо собрались сами выпускать экологически чистые машины, либо поддерживают какие-то стартапы этого направления. Но начнется ли когда-нибудь рост инновационного сегмента рынка в России? На прошлой неделе свежим прогнозом поделился министр энергетики РФ Александр Новак. В рамках форума ENES 2016, посвященного энергосбережению и повышению энергоэффективности, он представил доклад, согласно которому количество электромобилей в России может достичь 200 000 к 2020 году. При этом около половины из них будут находиться в московском регионе.

«С 2012 года "Россети" реализуют всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, в соответствии с которой в Москве установлено порядка 30 зарядных станций, столько же — в других крупных городах России (Санкт-Петербурге, Ярославле, Челябинске, Сочи)», — отметил министр.

Однако пока статистика неутешительна. Рынок не только не растет, но и даже стремительно сокращается: по данным аналитического агентства «Автостат», за первые семь месяцев 2016 года продажи новых электромобилей в России составили 38 единиц. Это примерно на 30 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года (54). Больше 60 % всех электрокаров (24) встали на учет в столичном регионе (Москва и Подмосковье). При этом лидером является Tesla Motors: россияне купили 16 новых американских машин (из них 15 Tesla Model S и один экземпляр Tesla Model X). На втором месте находится Mitsubishi i-MiEV (13 штук), далее следуют Nissan Leaf (8) и Renault Twizy (1).

#Концепты

Многие ругают современный автопром за отсутствие новых идей и стереотипное мышление. Дизайн машин кажется каким-то однотипным и серым. Порой все различие кроется в форме бампера или передней решетки для забора воздуха. Если вы понимаете, о чем идет речь, то наверняка вам пришелся по душе неординарный проект Reboot Buggy от автоманьяка Джои Руитера (Joey Ruiter). Три года назад мы назвали это транспортное средство самым безбашенным автомобилем 2013 года. Сегодня можно с уверенностью сказать, что это не было ошибкой: с тех пор мы не видели ничего более крутого. А теперь Джои представил свое очередное творение — Consumer.

В этом объекте весьма непросто распознать транспортное средство. Здесь даже колес не видно. Любопытно, что обычно автомобильные дизайнеры начинают свои наброски именно с колес. А что будет, если их спрятать за кузовом прямоугольной формы, обтянуть его тканью и покрасить все в черный цвет? Получится Consumer.

Примечательно, что в Reboot Buggy, прошлом автомобиле Руитера, колеса, наоборот, привлекали основное внимание. Однако если та модель должна была справиться с любым бездорожьем, то Consumer создавался в качестве машины на каждый день для совершения обычных городских поездок. Общая длина кузова составляет 3,4 метра, вес — всего 570 кг. Спереди установлено большое зеркало, за которым прячется несколько рядов светодиодов общей яркостью 54 000 люмен. Большая часть транспортного средства покрыта прочной тканью Xorel растительного происхождения. Минималистичную картину дополняют подножки и лючок бензобака. При этом Consumer полностью лишен дверей и окон. Трудно представить, что кто-то в своем уме будет использовать это для ежедневных поездок.

На каждой крупной автомобильной выставке мы видим массу концептов. Однако работы Джои Руитера не только удивляют своим внешним видом. Они действительно работают. Можно сесть в Consumer и поехать куда-нибудь. В том, что касается процесса управления, автор сравнивает свое творение с мотоциклом. С учетом небольшой массы этот кубик на колесах охотно отзывается на движение рулем, а открытый верх и приземистая посадка создают ощущение сильного вовлечения в управление.

Следующая страница →
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...