Сегодня 20 апреля 2018
18+
MWC 2018
Цифровой автомобиль

Автодайджест №383: первый электрический трактор

#Автомобильные новости

Главной автомобильной новинкой прошлой недели стала Opel Insignia. Первое поколение этой модели в 2008 году пришло на смену Opel Vectra. Руководители немецкого бренда посчитали, что имя «Вектра» уже отслужило свое: модель Insignia задумывалась в качестве более сильного игрока, поэтому она не должна была ассоциироваться с предшественниками. И автомобиль действительно существенно отличался от других «Опелей» — как визуально, так и технически. Перед премьерой второго поколения разработчики обещали совершить еще одну микрореволюцию. Удалось ли им это?

Первое поколение модели удостоилось премии «Автомобиль года — 2009», а общее количество выпущенных машин перевалило за 900 000. Но теперь это не просто Opel Insignia, а Opel Insignia Grand Sport. Разница заключается не только в более громком имени, но и в типе кузова: отныне, помимо универсала, который будет продемонстрирован позже, на конвейере останется только пятидверный лифтбэк, то есть модельная линейка лишится седана. Для России это прогремело бы как гром среди ясного неба, если бы Opel не ушел из нашей страны в начале 2015 года. При этом в Европе, которая является ключевым рынком для автомобиля, никто и не заметит пропажи классического трехобъемного кузова.

Новая «Инсигния» выполнена в духе концепта Opel Monza, продемонстрированного на автосалоне во Франкфурте еще в 2013 году. Автомобиль мало чем напоминает предшественника. При этом даже с учетом прибавки 57 мм в длину (стало 4 897 мм) новинка кажется более динамичной. Если говорить о внешности, то слова Grand Sport в названии не кажутся такими уж надуманными. И дело не только в новом дизайне, но и в том, что крыша у Insignia Grand Sport посажена на 29 мм ниже. Это пошло на пользу не только внешнему виду: коэффициент аэродинамического сопротивления удалось снизить до 0,26 — это впечатляющий показатель для данного сегмента.

Технически ближайшим родственником Opel Insignia стала заокеанская модель Chevrolet Malibu. Здесь тоже используется свежая платформа E2XX. Фундаментальных отличий от прошлой архитектуры Epsilon II почти нет, но новая «тележка» позволила снизить вес автомобиля: первая Insignia была одной из самых тяжелых моделей своего класса. Правда, сам кузов сбросил не так уж много — 60 кг (в основном за счет более широкого применения высокопрочной стали). Однако вместе с оптимизацией других узлов удалось сэкономить до 175 кг.

В интерьере существенно уменьшилось количество клавиш — многие жаловались на то, что в предшественнице их было слишком много. По центру установлен сенсорный дисплей системы IntelliLink, поддерживающей Apple CarPlay и Android Auto. В качестве опции предлагается беспроводная точка доступа с поддержкой мобильных сетей LTE. Дополнительные системы представлены проекционным дисплеем, камерами с обзором на 360 градусов, адаптивным круиз-контролем и системой слежения за разметкой. Ассистент Rear Cross Traffic Alert сможет смотреть назад на 20 метров под углом до 90 градусов (радары встроены в задний бампер), чтобы предупредить о приближении автомобилей во время выезда с парковочного места задним ходом. Также особое внимание уделяется матричным светодиодным фарам — в режиме дальнего света они будут бить на 400 метров вперед.

Маркетологи Opel могут долго рассказывать о том, сколько в каком месте прибавили миллиметров и сбросили граммов, однако пока ни слова не сказано о силовых агрегатах. Скорее всего, все версии Insignia будут турбированными. По неподтвержденной информации, новинка получит бензиновые моторы объемом 1,5 и 2 литра. Их мощность составит около 165 и 250 лошадиных сил соответственно. При этом в Европе не обойдется и без дизельных двигателей объемом 1,6 и 2 литра. Еще хорошая весть — количество передач увеличится с шести до восьми.

Любопытно, что Opel Insignia придет в Австралию под именем Holden Commodor. Впервые за всю историю данный автомобиль не будет производиться на Зеленом континенте. Зато он получит 3,6-литровый V6, выдающий 308 «лошадок». Впрочем, прежний Commodor был доступен и с 408-сильным V8.

#Электрокары и гибриды

В мире электрических автомобилей существует одна большая дилемма, связанная с весом батарей. Как известно, тяжелая машина затрачивает существенно больше энергии для передвижения, поэтому производители стараются максимально снизить массу электромобилей. Однако емкие аккумуляторы весят очень много, а без них невозможно говорить о приемлемом уровне автономности. Получается палка о двух концах. Особенно остро эта проблема стоит с крупной техникой: автобусами, грузовиками и так далее. Поэтому передовые производители стараются делать свои «зеленые» модели гибридными. Нередко в них используется относительно небольшой ДВС, который работает в качестве генератора: в таком случае можно обойтись без огромной АКБ. Однако американский производитель сельхозтехники John Deere все же смог выпустить свой первый полностью электрический трактор.

Ранее эта компания уже показывала гибридные модели, но концепт SESAM (Sustainable Energy Supply for Agricultural Machinery) стал первым трактором, в котором полностью отсутствует двигатель внутреннего сгорания. На его месте установлен солидный блок батарей, общая емкость которых составляет 130 кВт⋅ч. Для сравнения: топовая версия Tesla Model S (представленная в конце лета Model S P100D) обладает аккумулятором на 100 кВт⋅ч. Конечно, сравнивать легковушку, пусть и весящую больше двух тонн, с трактором не совсем корректно. С другой стороны, этому работнику полей и не требуется обладать запасом хода в 500 километров.

Экспериментальный автомобиль был построен на базе модели John Deere 6R. Он приводится в движение двумя электромоторами мощностью 150 кВт каждый. Суммарная отдача составляет 300 кВт, или 408 лошадиных сил. Новая модель была подготовлена специально для Международной агровыставки SIMA, которая в следующем месяце пройдет во Франции. Пока никто не говорит о планах по серийному выпуску подобной техники, однако представители John Deere дали понять, что инвестиции в это направление будут только увеличиваться.

Концепция экологически чистого трактора впечатляет: он способен обрабатывать почву, сеять и собирать урожай, не отравляя при этом воздух. Наконец-то человечество сможет производить для себя пищу без опустошения земных недр и загрязнения атмосферы. Но до полной реализации такой концепции еще очень далеко: мало того, что электрический трактор пока не поступил в продажу, так ведь для него еще и необходимо создать инфраструктуру, а в идеале — нарастить долю «зеленой» энергетики (от электрокаров мало проку, если на том конце провода все равно сжигают уголь или газ).

Кстати, у экологически чистого John Deere 6R есть еще несколько преимуществ в сравнении с традиционными дизельными моделями. Производитель ожидает, что он будет проще и дешевле в обслуживании, а основные узлы прослужат дольше без замены.

На прошлой неделе из США пришла еще одна новость, касающаяся дружественных к окружающей среде коммерческих автомобилей: в Солт-Лейк-Сити прошла презентация тягача Nikola One. В последний раз про дебютную модель Nikola Motor Company (название явно намекает на Tesla Motors и лично Николу Теслу) мы упоминали несколько месяцев назад. Тогда разработчик впервые озвучил идею перехода от полностью электрической схемы к водородной: колеса по-прежнему вращались бы электромоторами, однако энергия для них вырабатывалась бы топливными ячейками, а не хранилась бы в аккумуляторах. Запас хода оценивался в 1 900 километров. С учетом того, что до текущего момента представители компании кормили всех только обещаниями и компьютерными рендерами, им мало кто верил. Однако теперь хотя бы можно взглянуть на полноценный прототип.

Продемонстрированный макет оформлен в соответствии с опубликованными ранее изображениями. От привычных тягачей он отличается более футуристичным оформлением кабины: угол наклона лобового стекла и капота совпадают, поэтому Nikola One немного напоминает скоростные поезда.

В целом декларируемые характеристики не изменились. Nikola One по-прежнему способен преодолеть до 1 900 километров при полностью заправленных баках. Мощность шести электромоторов (по одному на каждое колесо) составляет 1 000 лошадиных сил, крутящий момент — 1 475 Н·м. Средний расход водорода должен составить 11,7 литра на 100 километров. Среди дополнительного оборудования можно отметить систему кругового обзора: с учетом больших слепых зон она окажется отнюдь не лишней на крупном автомобиле.

Производитель планирует поставлять тягач Nikola One в лизинг на шесть лет, при этом в стоимость будет включена гарантия и все техническое обслуживание за этот период. Возможно, такое предложение будет выгодным, однако пока потенциальных покупателей пугает слабое развитие сети заправочных станций. Глава Nikola Motor Company Тревор Милтон (Trevor Milton) планирует развернуть на территории США 50 собственных пунктов с водородом к 2020 году. В более отдаленной перспективе их количество должно увеличиться до 364.

Американский стартап собирается привлекать покупателей не только заявлениями об экологически чистом транспорте, но и фактически нулевыми затратами на содержание инновационного грузовика. Как мы уже сказали, на протяжении шестилетнего лизингового контракта не придется тратиться на обслуживание и ремонт. Но еще больше впечатляет, что на фирменных заправочных станциях для всех клиентов компании водород будет полностью бесплатным. Ограничений практически нет: каждый владелец сможет проехать до одного миллиона миль (1,6 миллиона километров). Это более чем 260 000 километров в год, что очень много даже по меркам дальнобойщиков.

Новой компании предстоит проделать большой путь, прежде чем ее экологически чистый грузовик станет развозить товары по США. В начале 2017 года Тревор Милтон объявит о расположении будущего завода компании. Согласно текущим планам, производственной мощности будет достаточно для выпуска 50 000 машин в год. Возведение водородных станций начнется в 2018-м, при этом первая из них заработает в конце 2019-го.

#Автомобильные технологии

Мы уже относительно давно не говорили о системах автопилотирования. Автомобильные компании и научно-исследовательские институты продолжают постепенно совершенствовать навыки компьютерного управления, однако за последние недели не было громких анонсов. Так что проведенная на днях презентация инженеров Audi наконец-то привнесла кое-что новое в эту сферу.

Компания из Ингольштадта уже много лет работает над собственной беспилотной системой. Еще в 2010 году автономное купе Audi TTS смогло взобраться на вершину горы Пайкс-Пик. Затем был проект Audi RS7 piloted driving, а в начале 2016 года умный седан Audi A8 развозил гостей Берлинского кинофестиваля. Успехи немецкой компании выглядят весьма убедительно. Однако все эти случаи объединяет тот факт, что машинам требовалось проехать по заранее известному маршруту. Если расставить на его протяжении несколько вспомогательных навигационных ретрансляторов, которые будут уточнять сигнал GPS, то в целом это не такая уж сложная задача: остается лишь согласовать работу всех систем и установить пару камер, которые следили бы за отсутствием препятствий на дороге. Но на этот раз прототип демонстрировал навыки настоящего машинного обучения.

Забавный факт: для изучения столь серьезных возможностей была построена игрушечная машинка. Именно такое впечатление возникает при взгляде на масштабную (1:8) модель кроссовера Audi Q2. Разработка умного автомобиля шла в коммуне Гаймерсхайм, где базируются специалисты Audi Electronics Venture. Это подразделение Audi AG занимается разработкой программного обеспечения. В небольшом кузове Audi Q2 нашлось место для двух камер (фронтальной и задней) и десяти ультразвуковых сенсоров. Поступающая от них информация обрабатывается силами бортового компьютера. Прототип Audi был представлен на конференции по машинному обучению и нейровычислениям Neural Information Processing Systems, которая открылась в Испании и пройдет до десятого декабря.

Уменьшенная версия Audi Q2 должна найти свободное парковочное место и занять его. Для начала алгоритм обкатывается на компьютере: данный процесс симулируется около семи миллионов раз (вероятно, условия каждый раз меняются). Затем уже обученную машину помещают на небольшую площадку, где она должна правильно припарковаться. Расположение незанятого места, других авто и самого прототипа выбирается случайно.

Теперь перейдем к более фундаментальным технологиям, которыми мы сможем воспользоваться в автомобилях уже совсем скоро. На прошлой неделе Toyota и General Motors, два крупнейших автоконцерна, представили свои передовые разработки в области силовых агрегатов.

Начнем с новостей от японской компании, поскольку ее анонс состоялся на пару дней раньше. Вообще, многие критикуют «Тойоту» за нарочитый консерватизм. Да, у компании есть гибридный Prius (плюс масса других «двоякодвижимых» моделей) и водородный Mirai, однако в большинстве выпускаемых автомобилей используются проверенные временем решения: атмосферные моторы, шестиступенчатые гидротрансформаторные «автоматы» и так далее. Впрочем, именно поэтому японские автомобили так ценят в России. Если судить по свежей презентации, Toyota продолжит идти этой дорогой. Тем не менее обвинения в отсутствии инноваций на этот раз окажутся беспочвенными.

Новые агрегаты были созданы специально для представленной в 2015 году платформы Toyota New Global Architecture (TNGA). Впервые она была использована в новом поколении гибрида Toyota Prius. Среди преимуществ TNGA разработчики отмечали более высокую жесткость кузова и более низкий центр тяжести. А еще Toyota надеется снизить издержки благодаря унификации комплектующих. В целом же эта архитектура будет применяться практически на всех передне- и полноприводных моделях компании.

Одной из главных новинок стал 2,5-литровый четырехцилиндровый двигатель, относящийся к новой серии Dynamic Force Engines. Разработчики утверждают, что все ключевые элементы ДВС были созданы заново. В нем применяется непосредственный впрыск топлива и система изменения фаз газораспределения. Инженерам удалось добиться впечатляющей термической эффективности — 40 %. При этом во время работы в составе гибридных систем этот мотор может повысить КПД до 41 %. Остальные параметры, в том числе мощность и крутящий момент, пока не раскрываются.

Также были анонсированы новые автоматические трансмиссии Direct Shift с восемью и даже десятью ступенями. Благодаря расширенному диапазону передаточных чисел должна улучшиться динамика, и при этом снизится расход топлива. Положительное влияние на эти же параметры должна оказать борьба с трением. К тому же инженеры Toyota хвастаются, что их АКПП Direct Shift обеспечивает одни из самых быстрых переключений скоростей в индустрии.

 

Дополнительно было уделено внимание новой гибридной системе Toyota Hybrid System II (THS-II). В ней используется 2,5-литровый бензиновый мотор и пока неназванный электродвигатель. Известно лишь о том, что THS-II будет применяться на автомобилях с задним приводом. Возможно, это будет что-то вроде спорткупе LC 500h. Также инженеры повысили емкость батарей, используемых в гибридах с возможностью внешней зарядки: такие машины теперь смогут проезжать до 60 километров в полностью электрическом режиме.

Специалисты Toyota уверены, что новые силовые агрегаты позволят на 10 % улучшить динамику и на 20 % снизить расход топлива. Впрочем, конкретных данных производитель пока не называет. Также не известно, на каких моделях и когда дебютируют новые агрегаты.

Презентация General Motors затрагивала примерно тот же вопрос: американцы вывели в свет новую автоматическую трансмиссию с девятью скоростями. Но ведь у GM уже есть десятиступенчатый «автомат», разработанный совместно с Ford Motor Company, который применяется на заряженном купе Chevrolet Camaro ZL1? Это действительно так, но тот агрегат рассчитан на продольное расположение мотора и заднеприводную компоновку, в то время как новинка адаптирована для установленного поперечно ДВС и передней ведущей оси.

Новая трансмиссия GM Hydra-Matic 9T50 будет использоваться во многих легковушках General Motors. Тремя первыми моделями с таким «автоматом» станут Chevrolet Malibu, дизельная версия Chevrolet Cruze и новый кроссовер Chevrolet Equinox. По данным производителя, на седане Malibu с двухлитровым турбомотором удастся снизить расход топлива в загородном режиме до 7,12 литра на 100 километров, то есть выигрыш составит 3 %. Также разработчики утверждают о преимуществах с точки зрения динамики разгона, однако точные данные не разглашаются.

К концу 2017 года будет выпускаться четыре модели Chevrolet с трансмиссией GM Hydra-Matic 9T50, а чуть позже новинка станет доступна уже для десяти автомобилей. Примечательно, что, как и 10-скоростной «автомат» для Chevrolet Camaro ZL1, модель GM Hydra-Matic 9T50 с девятью скоростями тоже разработана совместно с инженерами Ford. Правда, представители «Голубого овала» пока не предоставили свою версию коробки и список автомобилей, на которых она будет использоваться.

Еще одну крайне любопытную технологическую новинку на прошлой неделе показали специалисты Mercedes-Benz. Вообще, эта немецкая компания является одним из ключевых новаторов в автомобильной отрасли. Множество систем безопасности, которые сегодня можно найти почти в каждом новом автомобиле, когда-то впервые были внедрены именно на «Мерседесах». Однако в области освещения в последние годы больше внимания привлекли разработки Audi и BMW. К примеру, на флагманском седане Audi A8 в 2013 году появились матричные светодиодные фары, в том же году на гибридном спорткаре BMW i8 был внедрен лазерный дальний свет, а в 2015-м представители Audi впервые заговорили о технологии матричных лазерных фар (она пока не реализована на серийных автомобилях). Нельзя сказать, что Mercedes-Benz отстает от конкурентов, однако Audi и BMW внедряют передовые решения чуть раньше. Но не на этот раз.

После поверхностного знакомства с новой технологией Digital Light может показаться, что в ней нет ничего революционного. В качестве источника света вновь используются светодиоды, а для коррекции пучка применяются зеркала. Но решающее значение имеют детали. В каждой фаре используется чип с более чем миллионом микрозеркал. По словам разработчиков, они позволяют формировать свет в разрешении HD. Судя по всему, речь идет об аналоге DMD-чипов, которые применяются в DLP-проекторах. Благодаря этому автомобиль способен очень гибко настраивать световой поток. Дополнительно к этому в каждой фаре используется по четыре источника света, в каждом из которых установлено по 1 024 светодиода (таким образом, всего их 8 192).

Обычно перед навороченными системами адаптивного освещение стоит одна основная задача: сохранить как можно большую зону покрытия, но не ослепить других участников движения. Здесь по принципу работы Mercedes-Benz Digital Light схож с системами конкурентов. Благодаря фронтальным камерам и радарам машина распознает соседние автомобили и создает такой пучок, который бы не светил на их водителей. Преимущество нового решения заключается в высоком разрешении.

На этом возможности необычных фар не заканчиваются. Благодаря использованию чипа с микрозеркалами фронтальная оптика, по сути, превращается в два мощных проектора. С их помощью можно рисовать достаточно сложные изображения. Для этой способности можно найти самые разнообразные применения. К примеру, Digital Light может спроецировать увиденный компьютером дорожный знак, чтобы водитель обратил на него внимание. В местах с узким проездом фары помогут с помощью обозначения краев. Дополнительно к этому умная система сможет даже дорисовать недостающие элементы дорожной разметки или нанести на проезжую часть «зебру», если владелец автомобиля решит пропустить пешехода вне официального перехода.

Пока проект Digital Light еще проходит испытания. Представители Mercedes-Benz обещают, что передовые фары станут доступны в ближайшем будущем. Не исключено, что эта технология дебютирует на обновленной версии представительского седана Mercedes-Benz S-Класса, презентация которого должна состояться следующей весной на Международном автосалоне в Женеве.

После впечатляющих новостей от Toyota, General Motors и Mercedes-Benz перейдем к частным изобретателям. Один из таких Кулибиных живет в США, и зовут его Джордж Хотц (George Hotz). В Сети он больше известен под псевдонимом Geohot. 27-летний парень уже давно прославился на весь мир: в 2007 году он разблокировал первый iPhone для работы в любых сетях, а в 2010-м выпустил джейлбрейк для устройств с iOS 4.1 и взломал игровую консоль Sony PlayStation 3. Крупные компании не смогли оставить без внимания столь выдающуюся личность, поэтому его приняли на работу в Facebook и Google. А год назад мы рассказывали о том, как он в одиночку смог построить систему автономного управления для своего седана Acura ILX. Уже после этого он основал стартап Comma.ai и намеревался продавать готовый комплект по переоборудованию любой машины в робокар всего за 999 долларов. Но теперь Хотц начал распространять свое программное обеспечение бесплатно. Почему так произошло?

Впервые о намерении начать продажи беспилотных систем было объявлено летом текущего года. К тому моменту все испытания нового комплекта ограничились 8 000 километров на дорогах общего пользования. Неудивительно, что Национальная администрация безопасности дорожного движения США (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA) выступила с критикой стартапа. В конце октября она прислала Джорджу письмо со следующим содержанием: «Мы настоятельно рекомендуем вам отложить продажу или развертывание продукта на дорогах общего пользования до тех пор, пока вы не сможете гарантировать его безопасность». В недавнем интервью изданию The Washington Post программист признался, что уже через несколько часов после его прочтения он полностью отказался от идеи выпуска готового беспилотного комплекта. Хотц признался, что у него попросту не было средств для найма квалифицированных юристов, которые бы помогли в спорах с правительством. К тому же к нему стали поступать звонки от высокопоставленных калифорнийских чиновников с требованием объяснить происходящее. В итоге хакер просто решил не тратить на это нервы.

Теперь программный код его системы является общедоступным. Во время недавней конференции в Сан-Франциско Джордж Хотц заявил, что он хочет, чтобы его разработка стала «операционной системой Android для беспилотных машин». Программист намекает на открытость популярной платформы. Сейчас исходный код системы Comma.ai доступен на веб-сервисе GitHub. Любой желающий может использовать его, чтобы построить собственную беспилотную систему. Для этого потребуется собрать прибор вроде автомобильного видеорегистратора. Некоторые элементы понадобится создать на 3D-принтере. При этом система будет запущена на смартфоне OnePlus 3. Получившееся устройство остается подключить к CAN-шине автомобиля. Пока сообщается о совместимости с некоторыми моделями Honda и Acura.

По большому счету систему Хотца нельзя назвать полноценным автопилотом. Скорее это альтернатива технологии Tesla Autopilot, которая на данный момент обеспечивает лишь часть функций в беспилотном режиме. При этом водитель может убрать руки с руля и ноги с педалей. Однако в целях безопасности автоматика остановится и выключится, если человек не будет проявлять никакой активности в течение шести минут: так система будет уверена, что водитель все же следит за дорогой и действиями компьютера.

Адвокат калифорнийской некоммерческой организации Consumer Watchdog Джон Симпсон (John Simpson) уверен, что использование программного обеспечения Джорджа Хотца в любом случае окажется нелегальным, даже если оно будет распространяться на свободной основе. Согласно законам Калифорнии, для того чтобы допустить автономную машину на дороги общего пользования, требуется заплатить 5 000 000 долларов за страховой полис и организовать программу подготовки водителей. Хотц парирует это заявление: «Мы не предлагаем это в качестве потребительского продукта. Это для тех, кто любит мастерить. Если такие люди хотят делать плохие вещи, они их делают».

Следующая страница →
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...