Сегодня 24 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Gorogoa: сквозь время и пространство. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Головоломка
Издатель

Annapurna Interactive

Издатель в России Нет
Разработчик

Buried Signal

Системные требования Windows XP и выше, процессор с тактовой частотой не менее 1 ГГц, 512 Мбайт оперативной памяти, видеокарта серий NVIDIA GeForce 6 или AMD Radeon X1000, 680 Мбайт на жестком диске
Дата выхода

14 декабря 2017 года

Возрастной ценз Нет
Платформы PC, iOS, Nintendo Switch
Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Мы живем в золотое время для любителей видеоигр. С одной стороны, да, процесс создания ААА-игр усложнился и требует невиданных раньше как временных, так и материальных ресурсов — но они продолжают выходить. При этом порог входа в индустрию непрерывно снижается. Место студийных игр занимают игры авторские — причем подход может быть с какой угодно стороны, монополия «технарей» давно сломана.

Gorogoa — плод творчества иллюстратора Джейсона Робертса. Сначала проект задумывался как классический графический роман, который стал интерактивным уже в процессе работы над ним. Джейсону понадобилось шесть лет, чтобы не только нарисовать Gorogoa, но и научиться с нуля делать игры. Он приступил к работе в 2011 году, выпустил первое демо в 2012-м, а полную версию — в конце 2017-го. Столь долгий и кропотливый труд дал драгоценные всходы: Gorogoa не только удивляет своей оригинальностью и свежестью идей, как это часто бывает с хорошими инди-проектами, но и оказывается превосходно отшлифованным и гармоничным произведением.

#Лишь набор рисунков

Видеоигры обладают особенностью, недоступной другим видам искусства, — полноценной интерактивностью, которая позволяет человеку отождествлять себя с происходящим на экране. Расцветший в последние годы жанр так называемых «симуляторов ходьбы» и вовсе полностью базируется на погружении в игровой мир, почти игнорируя базовые геймплейные механики.

 Горогоа — так зовут воображаемое чудовище, придуманное Джейсоном Робертсом в детстве. То самое, которое ищет герой игры

Горогоа — так зовут воображаемое чудовище, придуманное Джейсоном Робертсом в детстве. То самое, которое ищет герой игры

Играм, как правило, даже не требуется специально ломать четвертую стену, чтобы заставить полностью погрузиться в происходящее, — хотя порой, например в Stanley Parable или Pony Island, это и становится основной фишкой процесса.

Gorogoa действует совершенно иначе и оставляет четвертую стену стоять на месте. Это игра-головоломка, которая полностью отказывается от погружения как такового — мы оперируем просто двухмерными картинками на экране. Но при этом она рассказывает вполне осязаемую и глубокую историю. В отличие от большинства других пазлов, Gorogoa работает не только (да и не столько) с интеллектом, сколько с чувствами и интуицией.

Gorogoa принято сравнивать с другими лучшими видеоиграми-головоломками нашего времени: Monument Valley, Fez, Witness, Braid. Действительно, зачастую парадоксальная логика и постоянная необходимость игнорировать законы физики для решения задач может навести на такие ассоциации. Но Gorogoa слишком уникальна и своеобразна, чтобы в лоб сопоставлять ее с другими проектами.

 А вот и само чудовище — дракон из бестиария

А вот и само чудовище — дракон из бестиария

Куда более обоснованными кажутся отсылки к графическим романам и альбомам иллюстраторов: «Кодексу Серафини», работам Шона Тана или Ричарда Макгуайра и неизбежного в подобных сравнениях Маурица Эшера. Джейсон Робертс тоже рассказывает свою историю, не прибегая к помощи слов. Мы действительно имеем дело с иллюстрированной книгой, постепенно раскрывающей перед нами свой фантазийный мир. Но с той самой драгоценной возможностью вмешательства.

Автор словно вкладывает нам в руки ножницы, которыми можно кромсать страницу в поисках пути к продолжению истории, и оптику, с помощью которой можно то увеличивать масштаб, то уменьшать. В наше время, когда высокобюджетные проекты могут блистать фотореалистичной графикой, это прозвучит довольно странно, но этот процесс погружения в виртуальные «страницы» действительно попахивает волшебством.

Можно сколько угодно рассуждать в духе героя фильма «Москва слезам не верит», что одни виды искусства вытеснят другие, но чувство погружения в нарисованный вручную мир замечательной книги с картинками остается особенным, драгоценным и ни с чем не сравнимым. Здесь к этому примешивается особая магия вмешательства — ключевым элементом Gorogoa стоит назвать не оригинальный визуальный стиль игры и не звук (действие сопровождается ненавязчивой, но и не выдающейся музыкой в жанре эмбиент), а то, насколько головоломки, из которых она состоит, гладко вплетены в процесс.

#Сплетение

Gorogoa делится на пять равноценных частей, плавно и бесшовно перетекающих одна в другую, — но при этом каждая по-своему уникальна. Нам нужно провести героя — мальчика, собирающего пять ритуальных плодов, необходимых для связи с таинственным драконом, — не только сквозь пространство, которое может выглядеть и как обычный город, и как фотографии на стене, и как иллюстрации в книге сказок, и еще как десятки самых разных вещей, но и сквозь время: от детства — к старости. Каждый период связан со своим образным рядом и уникальной механикой: где-то мы действительно пробираемся сквозь сказочный мир, полный особенных ритуалов; где-то надо зажигать лампы и звезды, чтобы мотылек потянулся к свету; где-то придется провести «верблюда через игольное ушко».

 Процесс порой напоминает пятнашки — но без раздражающей повторяемости

Процесс порой напоминает пятнашки — но без раздражающей повторяемости

Каждая, даже самая маленькая, задачка в Gorogoa одновременно удивляет изяществом и работает на сюжет. А сюжет здесь — пожалуй, самая сложная и интересная головоломка, свободная для трактовок и домыслов.

Сам процесс не создаст серьезных проблем внимательному игроку — это не интеллектуальная битва за собственную самооценку, а пространство для фантазии и интуиции. Не ищите здесь хардкорных загадок, но и не ждите типичного для игр-головоломок ступора — в Gorogoa идеально выдержан баланс и чувство непрерывного потока. Сердце игры не перестает биться ни на секунду — раздражающих тупиков нет, а логика каждой загадки безупречна.

 Пространство и время в Gorogoa — понятия сугубо относительные уже не только по взглядам теоретической физики

Пространство и время в Gorogoa — понятия сугубо относительные уже не только по взглядам теоретической физики

Ну и конечно, стоит отдельно восхититься визуальным стилем Gorogoa. Джейсон Робертс в числе наиболее повлиявших на него художников называл своего однофамильца Дэвида, гравера Гюстава Доре и иллюстратора Криса Уэйра. Но очередное перечисление имен и названий — да, я знаю, этого тут было уже слишком много — не скажет ничего. Игра обладает неповторимой индивидуальностью и полна замечательных деталей. Если головоломки вам покажутся слишком легкими, а сюжет ускользающим от понимания — эту игру просто-напросто приятно и интересно разглядывать.

***

Gorogoa — редчайший пример одновременно уникальной по форме и интересной по содержанию игры. Это короткая (для кого-то — слишком короткая, проходится за пару часов), но очень насыщенная образами история, в которой сочетаются и действительно интересные головоломки, и потрясающая визуальная стилистика, и способность тронуть до глубины души.

Достоинства:

  • уникальный визуальный стиль;
  • оригинальные, пусть и несложные, головоломки;
  • интересный и загадочный сюжет;
  • выверенный баланс.

Недостатки:

  • небольшая продолжительность.
Графика Еще одна игра, давать оценку графике в которой, — настоящее мучение. С одной стороны, технически Gorogoa примитивна. С другой — визуально она прелестна и абсолютно уникальна. Второе, по-моему, все-таки важнее чисто технических достоинств. 9
Звук Звуковой дизайн Эдуардо Ортица Фрау позволяет лучше прочувствовать каждую панель — акустическая картина меняется в зависимости от ваших действий. А эмбиент Джо Корелица неплохо подходит игре — но слушать ее саундтрек еще и еще не тянет. 8
Одиночная игра Gorogoa — это интерактивный графический роман, серия парадоксальных головоломок, решающихся не столько усилием мысли, сколько интуитивно. Фанатам пазлов будет скучновато, всем остальным — очень интересно. 9
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатление Gorogoa буквально просится во все уже сверстанные в конце прошлого года списки лучших игр 2017-го. Маленький шедевр, который мог бы остаться незамеченным в межсезонье, но уже не окажется таковым. Настоящее произведение искусства. 9

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
World of Warcraft исполнилось 20 лет — это до сих пор самая популярная ролевая игра в мире 18 ч.
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 21 ч.
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 23-11 08:00
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 23-11 06:25
Microsoft открыла доступ к скандальной ИИ-функции Recall — пользователям разрешили ограничить её «подглядывания» 23-11 00:59
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 23-11 00:05
Блогер показал, как пройти Baldur’s Gate 3, не делая в бою абсолютно ничего 22-11 23:52
Главный конкурент OpenAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 22-11 23:13
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 22-11 22:34
Threads получила «давно назревавшие улучшения» в поиске и тренды 22-11 22:17
Nvidia нарастила выручку в Китае на 34 % даже в условиях санкций 2 ч.
Nvidia заинтересована в получении HBM3E от Samsung и верит в сохранение международного сотрудничества при Трампе 3 ч.
xMEMS представила бескатушечные МЭМС-динамики для открытых наушников, ноутбуков и носимой электроники 11 ч.
Microsoft и Meta представили дизайн ИИ-стойки с раздельными шкафами для питания и IT-оборудования 18 ч.
Eviden создаст для Финляндии ИИ-суперкомпьютер Roihu производительностью 49 Пфлопс 18 ч.
iFixit не нашли улучшений ремонтопригодности у нового Apple MacBook Pro на чипе M4 Pro 20 ч.
Вселенское ДТП на скорости 3,2 млн км/ч — «Джемс Уэбб» пролил свет на столкновение галактик 20 ч.
Стартап Enfabrica выпустил чип ACF SuperNIC для ИИ-кластеров на базе GPU 21 ч.
На Amazon всплыло «устройство подачи пикселей» Intel Arc B580 21 ч.
«Аквариус» и «Группа Астра» представили ПАК облачной инфраструктуры Aquarius AIC 21 ч.