⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Disco Elysium – моментальная классика. Рецензия
Сознание медленно ко мне возвращалось, но зачем? Сквозь гул пустоты я слышу какие-то голоса — они здесь, рядом? Может, за стеной? А может, в моей голове? Кажется, со мной говорит лимбическая система — ее слова горьки и полны отчаяния. Но болит не только тело, но и душа. Только у меня нет возможности осознать, отчего именно. Тяжесть прошлого провалилась куда-то вместе с памятью, и я лишь смутно ощущаю какую-то непоправимую потерю и несделанные дела. Покачивающийся на дереве за окном труп словно напоминает мне о них. Кажется, надо все-таки встать и повернуть лицо навстречу времени, печали, жестокости своего существования и грядущей смерти. А также навстречу звенящему диско. Мой след взяла Мнемозина. ⇡#Костры амбицийВ какой-то момент расследование убийства (если быть совсем точным, болтовня со всеми встречными и любопытство) заведет вас в полузаброшенное офисное здание, которого коснулось проклятие, уничтожающее любой бизнес в его стенах. Спойлер: это проклятие — капитализм. Но об этом мы узнаем позже, а пока остается бродить среди останков чьих-то идей. И среди компаний по производству мороженого или создателей особенных лыж встретится и комнатка с опаутиненными углами, в которой все указывает на то, что кто-то чрезмерно амбициозный пытался создать грандиозную ролевую игру, но потерпел оглушительный провал. Студия Fortress Accident разорилась и забросила пустые попытки на ровном месте сделать шедевр. Это могло и должно было стать отражением действительности. Ничего удивительного — куда там мелкой студии, когда даже Bioware терпит одну неудачу за другой. Век эпических RPG уже давно отшумел, да и кто вообще рискнет замахнуться на что-то, смешивающее Planescape: Torment и Kentucky Route Zero. Это уже слишком — такая игра никогда бы в любом случае не вышла. А если бы и вышла, то страшно представить, насколько сильно были бы разочарованы придирчивые любители глубоких сюжетных ролевых игр, которые получили нечто не соответствующее идеалам. Впрочем, если вам угодно, попробуйте, у вас есть два кубика и один бросок. (Стук игральных костей по столу.) ДВЕ ШЕСТЕРКИ. За время с момента анонса в начале 2016 года сменить название успела не только игра, которая на старте именовалась No Truce With The Furies, но и сама эстонская студия, носившая имя Fortress Occident (бинго!), — и, казалось, ее дебютное творение, которое выросло из настольных сессий в модифицированную Dungeons & Dragons, просто не имеет шансов выйти. Слишком велик был замах, и слишком много было случаев, когда завышенные амбиции приводили к глубочайшему провалу. Но игра вышла, причем не слишком сильно задержавшись, — и превзошла любые ожидания. Disco Elysium изначально создавалась как настольная игра — и следы этого подхода есть повсюду. Ролевая система очень проста, но при этом изящна: 24 параметра разделены по 4 группам-способностям, которые вы определяете в самом начале, создавая персонаж, дальше они не меняются; получаемые за набираемый опыт очки вы вкладываете уже непосредственно в параметры, на которые могут также влиять всевозможные предметы, события и мысли. Помимо кабинета параметров у вас есть кабинет мыслей — появляющиеся у вас в голове или приносимые кем-то со стороны идеи можно интериоризировать (обдумать) или забыть; очки можно потратить на приобретение новых слотов или как раз на выкидывание уже ненужных идей из головы. Обдумывание — бесплатно. Сами мыслеформы дают вам какие-то бонусы, но также могут что-то и отнять — заранее ничего не известно, выбирать их придется сердцем. В диалогах, из которых и состоит собственно вся Disco Elysium – да, тут нет боевой системы вовсе, кулаками махать и стрелять приходится тоже в окне диалога, кидая кубики, — то и дело проводятся всевозможные проверки уровня навыков и в зависимости от результата открываются или пропускаются новые ветки и направления беседы. Время от времени появляются особенно важные проверки — и тут уже все определяется броском кубика, прибавленным к необходимому параметру, конечно. Звучит немного занудно, как и практически любое описание ролевой системы, но всю скуку как рукой снимает, стоит только взглянуть на сам список навыков и ворваться в совершенно любой диалог, в котором обязательно поучаствуете вы, ваш собеседник, возможно, ваш напарник по расследованию Ким Кицураги, различные части вашего сознания (о да, тут очень развит внутренний диалог), а также порой ваш шикарный галстук со сложной расцветкой и не менее сложной натурой. Способности простые, можно сказать классические: сила, ловкость, интеллект и чувствительность (эмоциональный интеллект). Ставка на силу и координацию отрезает множество путей в диалогах, а чертоги разума стремительно пустеют, но зато сильный коп сможет вломить — и это совсем не лишняя для стража правопорядка возможность. Disco Elysium позволяет играть и в таком стиле — причем делать это очень весело. У героя почти полностью потеряна память (нет, в морге каждый раз после смерти не возрождаемся) — вы, по сути, новичок в этом мире и можете пожаловаться на диссоциативную амнезию врачу. Он — еще один спойлер — не поможет. Но еще вы коп, который прибыл на место преступления и вместо того, чтобы вести расследование, ушел в запой. Для этого, очевидно, были причины — для алкоголизма они всегда найдутся, но убийство само себя не раскроет. Этим и придется заниматься вместе с прибывшим из другого участка временным напарником, параллельно раскапывая куда более важные вещи — как устроен этот мир, как в нем выжить и стоит ли вообще пытаться это сделать. ⇡#Мужчина в полный ростDisco Elysium – это полицейская драма. Детектив в стиле нуар. Развернутый политический комментарий, приложенный пусть и к вымышленному, но почему-то столь знакомому миру. Размышление об одиноком голосе человека в бушующем хаосе мироздания… Э-э-э, нет, это меня уже понесло. Но игра на самом деле существует вне жанров, она свободно плавает между ними, раскачиваясь между порой полярными эмоциями. От смешного до тоскливого, от блевания в канаве до экзистенциальных размышлений здесь один шаг. В головокружительной смене тональности Disco Elysium может поспорить с лучшими образцами из мира кино, вроде «Воспоминаний об убийстве». И все это, повторюсь, подается в первую очередь через текст. Тут бы подбочениться, прокашляться и начать выкрикивать по слогам: Гра! Фо! Ма! Ни… Ничуть. Если при создании своего творения ты делаешь столь мощный акцент на одном его свойстве и полностью фокусируешь внимание публики на нем, то оно должно быть исполнено на запредельном уровне. И да, это так и есть. Disco Elysium написана грандиозно — причем весь этот бесконечный массив: от непрерывно ветвящихся и расползающихся диалогов до лаконичных, но точных описаний окружения и по-настоящему обворожительных текстов, стоящих даже за параметрами персонажа и теми самыми идеями в «Кабинете мыслей». Поток тем, на которые можно поговорить в Disco Elysium, не ослабевает: шутейки про маскулинное сообщество в полицейском участке, терки про роль психоактивных веществ в становлении (ну, скорее, разрушении) личности, высоколобые рассуждения о сути искусства, весьма глубокое погружение в самые разные политические вопросы. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что уже полчаса веду крайне интересный диалог о либерализме. С компьютерным персонажем. Используя заранее заготовленные варианты реплик. И это чрезвычайно интересно. Творение ZA/UM не концентрируется на чем-то одном, тарабаня в эту дверь до посинения, но при этом каким-то образом умудряется не терять фокус и оставаться очень цельным; тональность и темы меняются, а стилистика и направление держится безупречно. Действие Disco Elysium происходит в вымышленном городе-государстве Ревашол, живущем под внешним управлением после подавленной коммунистической революции, — прямых аналогов для этого места нет, это собирательный образ нашего мира. Зато с должной определенностью можно сказать о времени — это 70-е годы двадцатого века, закат эпохи диско. Но при этом расцвет свободы слова и мышления — в процессе вы можете выслушать и высказать совершенно любые взгляды: проповедовать социализм, найти точки соприкосновения с фашистом, стать верным приверженцем расовой теории, четко следовать моралистической доктрине… Игра не осудит и не продиктует «верную линию», ваш путь открыт — кто-то назовет это беспринципностью в наш политкорректный век, но столь ошеломляющая свобода уйти по самой кривой дорожке и не получить в ее конце при этом рога и вилы потрясает. Помню, сколь невероятным казался отыгрыш в Planescape: Torment с динамически меняющимся «характером» персонажа в терминах «злой», «законопослушный», «добрый». В Disco Elysium нет этой колеблющейся стрелочки, но есть очки, которые вы зарабатываете в свою политическую и «человеческую» копилку, — и вам не выставят счет в конце. Вы сами решите, чего стоите, играть эту роль придется с полной выкладкой. Disco Elysium при всей обширности тем и мощи литературной основы — достаточно камерная игра в элементарном пространственном смысле термина. В течение первых двух игровых дней (здесь тикают вполне реальные часы) мы вообще не выбираемся за пределы квартала, состоящего из десятка домов. Это одно-единственное расследование. Дело о висельнике в портовом районе Мартинез, из которого мы так и не уходим до конца игры. Но эта «буря в стакане» имеет и обратную сторону — каждый новый подвал, в который вам удалось забраться, каждый свежий уголок пробуждает столь яростный дух путешествий, что вы чувствуете себя Перси Фоссеттом, наконец добравшимся до Затерянного Города. Теснота здесь не выглядит искусственно, как было в реинкарнированных Deus Ex, например, где на пятачке толпились мириады разнообразных организаций. Здесь это вполне естественно прорастает из сюжетной канвы — хотя, понятное дело, истинной причиной такой сконцентрированности были финансовые ограничения студии. Эти ограничения, конечно, повлияли и на графический стиль (классическая изометрия, акварельностью которой замаскирована недостаточная детализация), и на то, что у персонажей озвучены только стартовые реплики (интересно, кто бы смог озвучить текст более чем на миллион слов?), и на достаточно скромный хронометраж саундтрека. Но при этом все это исполнено очарования: болезненного, как в случае с внутриигровыми рисунками, над которыми словно бы трудилась артель из Люсьена Фрейда, Фрэнсиса Бэкона и Здислава Бексиньского, или благородно-стильного, как музыка, написанная для игры замечательной брит-поп-группой British Sea Power. *** В своем путешествии, основной маршрут которого будет пролегать через внутреннюю империю, вы не только встретите множество интересных собеседников, но и обязательно выкристаллизуете свой архетип. Точнее, копотип — вы станете или арт-полицейским, ценящим рисунок, оставленный кровью на полу, или полицейским-с-чувством-вины, непрерывно извиняющимся за свое прошлое. А может, вы станете хобокопом — отринувшим материальный мир и ночующим на уютной лавочке в парке. Отринувшим по естественным причинам, конечно, — здесь довольно непросто раздобыть средства на жизнь. Если не брать взятки, конечно. Рассказывать про Disco Elysium можно, если честно, бесконечно — так что просто остановлюсь. Выдохну. Сниму вязаную шапочку с парой прорех. И отсалютую незнакомым друзьям из Эстонии целлофановым пакетом для сбора бутылок. Вы сделали одну из лучших игр, в которые я играл за всю свою жизнь. Достоинства:
Недостатки:
Оценка: 10/10
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|