⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Компьютер месяца. Спецвыпуск: вспоминаем, как менялись домашние ПК за последние 5 лет
«Компьютер месяца» — это очень важный для меня проект. Так, в феврале 2017 года, с появлением первого выпуска, началось мое неимоверно плодотворное сотрудничество с 3DNews. Здесь, на вашем любимом сайте, «Компьютер месяца» выходит уже больше трех лет. И каждый месяц, несмотря на командировки, состояние здоровья и личные дела, появлялся очередной выпуск, помогающий читателям сделать правильный выбор при покупке системного блока. Если же брать в расчет работу на другом ресурсе, то я веду рубрику уже больше пяти лет — апрельский выпуск «Компьютера месяца» стал в какой-то степени юбилейным. Именно поэтому я решил рассказать вам, как менялись домашние системные блоки на протяжении этого периода. Подумать только: прошло целых пять лет! Периодически в комментариях к тому или иному выпуску задают вопросы в стиле: «А зачем выпускать статьи каждый месяц, ведь компьютерная техника обновляется не так часто?» Я могу сходу назвать 5-7 причин, почему такая периодичность оправданна, но пусть эта статья станет очередным аргументом «за». Ведь в ней я могу с доказательствами, сравнениями и наглядными примерами показать, как менялись наши домашние компьютеры. ⇡#2015 год2015 год начался ужасно — точнее, продолжились проблемы, с которыми россияне столкнулись в конце 2014 года. Из-за наметившегося снижения мировой стоимости на нефть резко подешевел и рубль. Народ, видимо, отвыкший от сложных времен, поддался панике и ринулся скупать любую доступную в округе электронику и бытовую технику. Я прекрасно помню километровые очереди, образовавшиеся в крупных сетевых магазинах под Новый год. Люди скупали пачками телевизоры, холодильники, смартфоны, ноутбуки и, конечно же, настольные компьютеры. К началу 2015 года компьютерная техника стала стоить неприлично много — и с такими реалиями пришлось как-то жить. На фоне этих событий было решено запустить рубрику «Компьютер месяца», в которой — вот неожиданность! — каждый месяц рассматривались бы различные варианты сборок системных блоков: лучший, по мнению автора, способ потратить свои деньги на компьютер в эти непростые времена. Важно отметить, что «Компьютер месяца» постоянно эволюционирует. За прошедшее время менялся состав конфигураций, а также их позиционирование и стоимость. Так, ровно пять лет назад, имея при себе 30 000 рублей, вы, пользуясь моими рекомендациями, могли собрать вот такую систему:
Обратите внимание! Каждый месяц сборки «Компьютера месяца» претерпевали изменения, и на то существует ряд вполне понятных причин. В таблицах к этой статье указаны, на мой взгляд, самые популярные и знаковые конфигурации, которые можно было собрать в том или ином году. По сути, Radeon R9 270 является слегка улучшенной (частоты ГП и памяти были увеличены, а энергопотребление — уменьшено) версией Radeon HD 7870. Чуть больше стоила модель Radeon R9 270X, которая, правда, имела 4 Гбайт VRAM. Наши тесты в 2015 году показывали, что новинка вполне хорошо проявляла себя в разрешении Full HD. При максимальном качестве графики отличный FPS можно было наблюдать в таких тайтлах, как BioShock Infinite, Tomb Raider, Battlefield 3 и GTA V. В играх же класса Crysis 3, Far Cry 3, Fallout 4, The Witcher III: Wild Hunt приходилось снижать качество графики вплоть до высокого и среднего. В целом стартовая сборка 2015 года как раз была заточена под высокие настройки качества графики. Что интересно, даже сейчас Radeon R9 270 окажется лучше «затычек» уровня GeForce GT 1030 и Radeon RX 550. При этом сегодня за 9 000 рублей вы сможете купить разве что Radeon RX 560 4 Гбайт, которая, по моему мнению, не подходит для современных игр с применением среднего качества графики — этот момент подробно рассмотрен в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: на чем можно сэкономить при покупке дешевого игрового ПК в 2020 году (и можно ли вообще)». Двухъядерных процессоров, таких как Pentium G3258, в большинстве случаев оказывалось достаточно для игр 2015 года, хотя появление Fallout 4, The Witcher III: Wild Hunt и GTA V ознаменовало начало новой эпохи — эпохи многоядерных центральных процессоров. Так, для получения стабильного и высокого FPS в этих играх требовался ЦП с четырьмя потоками — именно тогда началось заметное расслоение между конфигурациями в цене. Двухъядерный Pentium G3258 и его аналоги стоили относительно немного, но все же мы имели дело с двухъядерными чипами. А вот за «камень» класса Core i5-4460 (та же архитектура, но полноценные 4 ядра) в первой половине 2015 года просили в среднем 11-15 тысяч рублей. Для большего понимания отмечу, что процессоры поколения Haswell и платформа LGA1150 появились в июне 2013 года. Через год вышло обновление чипов под названием Haswell Refresh: новинки обзавелись более высокими тактовыми частотами — и только. Да-да, период с 2013 по 2017 год для Intel и ее массовых платформ можно смело охарактеризовать как те самые «+5 % быстродействия в год» — а все из-за отсутствия конкуренции и хоть какого-то внушительного противодействия со стороны AMD. В те времена недорогими альтернативами чипам Intel служили 6- и 8-ядерные процессоры AMD серии FX. Правда, даже в 2015 году платформу AM3+, которой на тот момент исполнилось три года, можно было считать устаревшей. Я приведу простой пример: в 2015 году на нашем сайте (лидере по количеству обзоров центральных процессоров) вышла всего одна статья, посвященная хотя бы чему-то новому от AMD, — то был обзор четырехъядерного AMD A10-7870K (Godavari), а сами «красные» вяло продвигали платформу FM2+. По сути, вплоть до марта 2017 года AMD вообще никак не навязывала конкуренцию Intel, но об этом мы поговорим чуть позже. Актуальные же на тот момент модели для FM2+ и AM3+ существовали исключительно как конкуренты для чипов Intel младших семейств. Для тех же игр любой Core i5 поколений Haswell, Broadwell и Skylake, актуальных в 2015 году, был лучше 8-ядерных FX — убедиться в этом вы можете да хотя бы в обзоре FX-8370. Модель Intel Pentium G3258 примечательна двумя вещами. Во-первых, таким оригинальным образом в 2014 году Intel привлекла внимание к 20-летию бренда Pentium. А ведь процессоры под этой торговой маркой все еще выпускаются, хотя мы видим, что «пеньки» медленно, но верно из флагманских решений чипмейкера превратились в откровенных аутсайдеров. Хуже Pentium в плане производительности сейчас только процессоры серии Celeron. Однако я хочу обратить внимание на другое. Модель Pentium G3258, во-вторых, имела разблокированный множитель, и для ее разгона в 2015 году не требовалась покупка дорогой платы на Z-чипсете — достаточно было купить что-то уровня ASRock B85M Pro4 (3 000 рублей). Собственно говоря, платформа LGA1150 — это последний «бастион» Intel, который позволял разгонять процессоры с разблокированным множителем при помощи плат, собранных не на флагманском наборе логики. Уже с выходом чипов Skylake такой (официальной) возможности мы попросту лишились. И все же 2015 год смело можно считать знаковым для Intel. Так, в июне было представлено семейство чипов Broadwell — первые настольные чипы Intel, выпущенные в рамках 14-нанометрового технологического процесса. В концепции «тик-так» Broadwell относился к фазе «тик» — это означало, что Intel должна была перевести микроархитектуру Haswell на новые технологические рельсы, что обычно приводит к снижению энергопотребления и тепловыделения, а иногда позволяет и нарастить тактовые частоты. Однако в случае с настольными процессорами Broadwell этого не получилось — Core i7-5775С и Core i5-5675С получили очень низкие частоты и мало поддавались разгону, несмотря на наличие свободного множителя. Тем не менее Core i7-5775С и Core i5-5675С оказались весьма интересными моделями. Они получили небольшие улучшения микроархитектуры, мощную встроенную графику и 128 Мбайт памяти eDRAM, которую упрощенно можно считать кешем 4-го уровня. Однако в продаже находились всего две модели — получается, фазы «тик» для платформы LGA1150 практически и не было. Оно и понятно — уже в августе, через два месяца, Intel анонсировала платформу LGA1151-v1 и процессоры поколения Skylake. Чипы на микроархитектуре Broadwell довольно активно использовались в ноутбуках — в устройствах, в которых не было особого смысла гнаться за высокими частотами. Наиболее впечатляющими носителями дизайна Broadwell стали двухъядерные процессоры Core M, обладающие тепловым пакетом 4,5 Вт и способные работать в составе ультрабуков, планшетов и гибридных систем без активного охлаждения. Что-то похожее мы видим и сейчас. Наступил 2020 год, а Intel бросает в бой процессоры Comet Lake, произведенные все по тому же 14-нанометровому техпроцессу и использующие, в сущности, все ту же микроархитектуру Skylake. В продаже вы встретите ультрабуки на базе чипов Ice Lake, изготовленных согласно 10-нм нормам. Но в то же время мы видим, что Intel вновь столкнулась с проблемами увеличения тактовой частоты при использовании более тонкого техпроцесса. Настольных Ice Lake мы, по всей видимости, так и не увидим. Важная поправка: в августе 2015 года Intel выпустила лишь два процессора для платформы LGA1151-v1 — оверклокерские Core i7-6700K и Core i5-6600K. Старший чип отпускался за 350 долларов США в партии из 1000 штук, но по факту в России стоил больше 25 000 рублей — по крайней мере в 2015 году. LGA1151-v1 стала первой массовой платформой, поддерживающей память стандарта DDR4, но в то время в продаже можно было встретить платы и со слотами для DDR3. Даже в 2015 году флагманскими решениями для массовых платформ служили 4-ядерные модели.
Во второй половине 2015 года рубль продолжил свое падение. Core i7-6700K (33 000 рублей) и Core i5-6600K (21 000 рублей) могли себе позволить исключительно зажиточные энтузиасты, и даже в системные блоки стоимостью 75 000 рублей приходилось ставить чипы попроще. В ноябре 2015 года оптимальная сборка выглядела так:
Пожалуй, такой была оптимальная игровая конфигурация в 2015 году. А все потому, что GeForce GTX 970 в те времена справлялась с абсолютно любыми играми в разрешении Full HD. Правда, в начале года NVIDIA уличили в небольшой махинации. Оказалось, что культовое устройство «зеленых» обладает не 4 Гбайт видеопамяти, а 3,5 Гбайт — оставшиеся полгигабайта имели заметно меньшую пропускную способность. Главе «зеленых» пришлось даже оправдываться и извиняться. Еще раньше у NVIDIA произошел скандал с только-только анонсированной GeForce GTX 960. Так получилось, что новинка в третьем «Ведьмаке» оказалась быстрее GeForce GTX 770 — субфлагмана поколения Kepler. При этом GeForce GTX 960 обладала заведомо более скромными характеристиками, но пыль глотать пришлось все же GeForce GTX 770. Объяснение нашлось сразу же. Тематические форумы заполонили слухи о том, что NVIDIA специально занижает производительность видеокарт прошлого поколения в угоду увеличению продаж своих новых устройств. Но все оказалось куда проще: увеличивающаяся разница в играх между новыми и старыми видеокартами обусловлена тем, что программисты NVIDIA и разработчики игр в первую очередь оптимизируют работу своих продуктов под новое железо. Однако молва о занижении быстродействия старых видеокарт при помощи драйверов не утихает до сих пор. Что же может GeForce GTX 970 в 2020 году? В DOOM Eternal карточка тянет только низкие настройки качества — ей не хватает видеопамяти, чтобы элементарно выкручивать ползунки настроек качества графики в сторону увеличения. А вот с Radeon R9 390 8 Гбайт можно комфортно играть и при включении пресета «Ультра» — мы вновь убеждаемся, что запас VRAM рано или поздно, но начинает сказываться. В Red Dead Redemption 2 получится побаловать себя средним качеством графики, а в Metro Exodus — только низким. Наконец, в Control система с GeForce GTX 970 выдает комфортный фреймрейт только при включении среднего качества графики в разрешении Full HD. В целом же на сегодняшний день по уровню быстродействия GeForce GTX 970 схожа с современной GeForce GTX 1650. Да, система конца 2015 года, купленная за 75 000 рублей, окажется хуже по всем аспектам сборки за 39 000 рублей, купленной в мае 2020 года, так как в стартовой сборке мы традиционно рекомендуем 8-гигабайтную версию Radeon RX 570. Сравнение — условное и не учитывает множества факторов, но даже сейчас становится видно, насколько игровые ПК стали лучше. Имея при себе 100 000 рублей, вы могли в конце 2015 года замахнуться на Core i5-6600K и GeForce GTX 980 4 Гбайт — старший субфлагман оказывался быстрее в среднем на 20 %. Кстати, начиная с поколения Ivy Bridge, процессоры Intel для массовых платформ лишились припоя под теплораспределительной крышкой, что, конечно же, ухудшило их оверклокерские способности. Зато энтузиасты научились такому приему, как скальпирование. Так, смена термоинтерфейса на жидкий металл позволила нам разогнать Core i7-6700K до 4,8 ГГц при максимальной температуре в 81 градус Цельсия. Выигрыш при охлаждении кристалла составил 20 градусов! Так что энтузиасты всячески ругали Intel за «сопли» под крышкой их CPU. Время показало, что термопаста под крышкой — это худшее, что может быть, и чипмейкеру с выходом массовых 6- и 8-ядерных процессоров Coffee Lake Refresh в 2018 году пришлось вернуться к использованию припоя. Ну а использование отвратительнейшей термопасты в процессорах Ivy Bridge, Haswell, Skylake и Kaby Lake лично для меня по-прежнему остается загадкой. Я уже говорил, что Intel с появлением платформы LGA1151-v1 жестко ограничила оверклокерские способности своих устройств. Теперь для разгона K-процессоров нужна была только материнская плата на базе чипсета Z170 Express. Прозвучит пафосно, но оверклокинг стал уделом богачей, хотя изначально мотивацией к разгону компонентов ПК служило желание сэкономить. Как тут не вспомнить, что последним относительно недорогим процессором Intel, который можно было разгонять до уровня старших представителей в линейке, стал выпущенный еще в 2009 году Core i5-750 поколения Lynnfield. Его при определенном везении вполне можно было раскочегарить до производительности, выдаваемой процессорами класса Core i7. Однако в 2015 году энтузиастам удалось обойти запреты Intel. В декабре 2015 года филиппинский энтузиаст Dhenzjhen разогнал процессор Core i3-6320 до 4680 МГц. Для этого оверклокер увеличил BCLK материнской платы Supermicro C7H170-M до 120 МГц. Чуть позже другой процессор, Core i3-6100, разогнали до 6104 МГц при помощи жидкого азота, увеличив частоту шины до 165 МГц. Оказалось, что инженеры Supermicro обошли блокировку. Чуть позже подтянулись остальные производители: ASRock, ASUS, BIOSTAR, EVGA, GIGABYTE и MSI — эти компании представили специальные прошивки для целого ряда материнских плат. Сначала во всеуслышание о разгоне неоверклокерских Skylake заявила компания ASRock. Появилась целая маркетинговая технология под название Sky OC: обновляешь BIOS, активируешь эту функцию, разгоняешь процессор по шине — пафоса было немерено. Другие производители оказались скромнее. Например, на сайте ASUS вы бы в 2015 году не нашли необходимых прошивок для матплат Z170 Express, но BIOS были переданы оверклокерам с форума hwbot.org. Таким образом, к ASUS никак не подкопаться, все вопросы к энтузиастам. ASRock же в итоге принудили отказаться от поддержки функции Sky OC. Все это наводит на определенные мысли. Мне кажется, «оверклокерскую революцию» устроили производители матплат. Их легко понять: в 2015 году из-за кризиса продажи упали в среднем на 20 %, а возвращение к истокам разгона стал бы хорошим способом подтолкнуть пользователя к переходу на новую платформу. В конце 2015 года за Core i5-6400 в московской рознице в среднем просили 15 000 рублей. Нам удалось разогнать его до 4,7 ГГц и обойти тем самым старшую модель Core i5-6600K. Здесь важно учесть, что при разгоне не-K-процессоров возникал целый набор проблем, самой существенной из которых оказывалось снижение скорости выполнения AVX/AVX2-инструкций. Следовательно, реальную пользу от такого оверклокинга можно было извлечь лишь в тех случаях, когда речь шла исключительно о работе в приложениях, не задействующих современные возможности процессорного FPU, то есть в основном об играх. В это трудно сейчас поверить, но в 2015 году AMD и NVIDIA на равных соперничали друг с другом в сегменте High-end-видеокарт. Это сейчас у флагманов класса GeForce RTX 2080 SUPER и GeForce RTX 2080 Ti нет вообще никаких альтернатив в виде ускорителей Radeon. Так, первого июня 2015 года NVIDIA представила GeForce GTX 980 Ti — флагман игровых видеокарт Maxwell. Тогда новинка «зеленых» совсем чуть-чуть отличалась от TITAN X, но при этом стоила на 350 долларов меньше — всего 650 денежных единиц. Что интересно, бывший флагман NVIDIA — GeForce GTX 780 Ti — стоил 700 долларов, но уступал топу Maxwell в играх ни много ни мало 25 %. По сути, GeForce GTX 980 Ti стал последним флагманом NVIDIA, который за меньшие деньги давал существенно больше FPS в играх. Вышедшая в 2017 году GeForce GTX 1080 Ti стоила минимум 700 долларов, хотя и опережала топовый Kepler на 70 %. За GeForce RTX 2080 Ti, как известно, на старте продаж просили уже 1 000 долларов США — доплата в 300 долларов США давала 30-процентное преимущество перед GeForce GTX 1080 Ti в играх того времени. Мы видим, что спустя пять лет NVIDIA пересмотрела свою стратегию — больше халявы среди дорогих видеокарт не будет, а за каждый дополнительный FPS придется платить. Причем, чем дороже стоит 3D-ускоритель — тем выше стоимость каждого кадра. На мой взгляд, такое поведение Дженсена и его «банды» как раз связано с отсутствием конкуренции на рынке High-end-видеокарт. Вернемся в 2015 год. В конце июня ответом на GeForce GTX 980 Ti стало появление 650-долларовой Radeon R9 Fury X — видеокарта запомнилась тем, что комплектовалась необслуживаемой СЖО (TDP устройства составлял 275 Вт) и новейшей HBM-памятью первого поколения. Правда, внедрение новейшей технологии, дававшей пропускную способность на уровне 512 Гбит/с (у Radeon R9 290X было 320 Гбит/с), позволило снабдить устройство всего 4 Гбайт набортной памяти — в 2020 году такого объема оказывается катастрофически мало для современных игр, а потому удел Radeon R9 Fury X — это низкие и средние настройки качества графики в разрешении Full HD. Тогда же, в 2015 году, «Красная фурия» отставала от GeForce GTX 980 Ti в среднем на 10-15 %. Что интересно, спустя 5 лет HBM-память, обладающая большим количеством достоинств в сравнении с GDDR5(X) и GDDR6, так и не пошла в массы. NVIDIA, используя такую VRAM, выпустила полупрофессиональную видеокарту TITAN V, а AMD — Radeon VII, получившую аж 16 Гбайт ОЗУ. Ну и еще были Vega 56 и Vega 64, которые в продаже по адекватной цене мы увидели сильно позже их основного анонса. «Семерку» можно смело назвать провальным игровым ускорителем, продаваемым до сих пор и в единственной модификации. Сейчас же на рынке видеокарт наступила эпоха устройств с GDDR6-памятью. Меня очень смущала Radeon R9 Fury X, а также ее производные в лице R9 Fury и R9 Fury Nano, поэтому в дорогих сборках «Компьютера месяца» рекомендовалась исключительно GeForce GTX 980 Ti — сейчас этот адаптер с переменным успехом бодается в современных играх с GeForce GTX 1660 и Radeon RX 590. В 2015 году флагман Maxwell стоил около 50-55 тысяч рублей, а за GeForce GTX 1660 в 2020 году просят 18-20 тысяч рублей. Дорогущая (150 000 рублей) элитная игровая сборка во второй половине 2015 года выглядела так:
Как мы уже выяснили, платформа LGA1151-v1 и чипы Skylake появились в продаже в августе 2015 года, однако по-настоящему распространенными они стали в 2016 году — ближе к его середине. В дорогих сборках, да, использовались процессоры Core i5 и Core i7, но в дешевых системах все еще выгоднее смотрелась платформы LGA1150 и процессоры Haswell Refresh. Например, в марте 2016 года вы могли взять Core i5-4460 за 15 000 рублей, а к нему плату уровня ASUS H81M-K — за 3 500 рублей. Core i5-6400 стоил столько же, но за материнку уровня MSI H110M PRO-D пришлось бы отдать 5-6 тысяч рублей. При этом Core i5-4460 в большинстве случаев опережал младший 4-ядерный Skylake, так как работал на более высокой тактовой частоте. Этот пример приведен для того, чтобы вы понимали: сегодня ставить крест на платформе LGA1151-v2 пока рано. Да, уже в июне в продажу поступят чипы Comet Lake и платы LGA1200, но пока они станут доступными, может пройти много времени — до полугода. Разница с 2016 годом заключается лишь в том, что тогда у Intel, по сути, не было никакой конкуренции. Сейчас же Intel выступает в роли догоняющего. От 4-ядерных APU AMD и 2-ядерных Pentium в стартовой сборке удалось избавиться ближе к лету 2016 года. Большую часть года стартовая конфигурация (30-35 тысяч рублей за системный блок) выглядела следующим образом:
Да-да, 8-ядерник AMD конкурировал с двухъядерным процессором Intel — эта картина, как видите, наглядно раскрывает все происходящее в то время. В 2016 году уже начали ходить слухи о чипах Ryzen, но ждать выхода этих судьбоносных, в общем-то, процессоров пришлось о-о-очень долго. Честно признаюсь: в некоторые сборки «Компьютера месяца» в 2016 году платформа AM3+ добавлялась исключительно ради разнообразия — в противном случае фанаты AMD меня бы не поняли. Запасы недорогих, но все еще бодрых видеокарт Radeon HD 7850/7870 и Radeon R9 270/270X ближе к весне окончательно иссякли. В конце лета AMD выпустила три относительные новинки: Radeon RX 470, Radeon RX 480 и Radeon RX 460 — последняя и поселилась на несколько месяцев в стартовой сборке 2016 года. По факту же Radeon RX 460 оказалась переименованной и слегка разогнанной версией Radeon R7 370. Между ней и Radeon RX 470 оказалась целая пропасть, и все же стартовая сборка справлялась с такими играми, как «Ведьмак-3: Дикая охота», GTA V, Battlefield 4, Fallout 4, DOOM 2016, HITMAN и Warhammer, при использовании высокого качества графики в разрешении Full HD. В 2015 году в базовом ПК «Компьютера месяца» довольно часто рекомендовались GeForce GTX 960 и Radeon R9 380(X) — это были достойные друг друга видеокарты, но чипы, произведенные на базе архитектуры GCN 1.1, не могли похвастать высокой энергоэффективностью. Уровень TDP Radeon R9 380(X) составлял 190 Вт, а это — много на фоне 120 Вт у GeForce GTX 960. А 145-ваттной GeForce GTX 970 вообще противопоставляли 275-ваттную Radeon R9 390. На рынке игровых видеокарт наметилось очередная смена поколений. Только вот AMD и NVIDIA пошли разными путями. Первыми выступили «зеленые» — GeForce GTX 1080 стала новаторским игровым решением NVIDIA, построенным на архитектуре Pascal и использующим 16-нанометровый техпроцесс. Вместе с ней в мае 2016 года была представлена и GeForce GTX 1070 — второй субфлагман команды Дженсена. Обе видеокарты характеризовались отличной энергоэффективностью — их пиковая потребляемая мощность не превышала 150 и 180 Вт соответственно. При этом GeForce GTX 1070 опережала Radeon R9 Fury в среднем на 30 %, а GeForce GTX 1080 оказывалась быстрее GeForce GTX 980 Ti на 32 %! Особенностью новых ускорителей Pascal была не только новейшая микроархитектура и применение GDDR5X-памяти, но и переработанный интерфейс SLI. Старый стандарт, обладающий пропускной способностью в 1 Гбайт/с, уже не удовлетворял потребностям пользователя, желающего играть в 4K-разрешении с частотой 60 Гц. При этом NVIDIA в Pascal официально отказалась от поддержки SLI с более чем двумя GPU, поскольку масштабирование производительности исторически было довольно ограниченным. Плюс можно было объединять только старшие версии графических адаптеров друг с другом — начиная с модели GeForce GTX 1070. Таким образом NVIDIA прикрыла «лавочку» желающим обмануть систему и, например, купить две GeForce GTX 1060 дешевле одной GeForce GTX 1080. На мой взгляд (наши тесты это показывают), именно в 2016 году начался закат технологии SLI как средства увеличить игровую производительность компьютера. И тут, как видите, дело не только в оптимизации ПО. Теперь, чтобы наслаждаться приростом FPS в считанных проектах, нужно купить и дорогую видеокарту, и не менее дорогой мостик к ней. Отмечу лишь, что с распространением DirectX 12 разработчики игр так и не стали использовать режим множественных GPU LDA (Linked Display Adapter), позволяющий объединить оперативную память последних в общий пул. А ведь проблема нехватки VRAM в таких видеокартах, как GeForce GTX 690 и Radeon R9 295X2, стояла очень остро в свое время. «Красным» на появление субфлагманов поколения Pascal ответить было попросту нечем. Летом AMD запустила активную маркетинговую кампанию, в которой четко и ясно говорилось, что геймеры всего мира получат всего за 200 долларов очень мощную игровую видеокарту, легко справляющуюся со всеми играми в разрешении Full HD. Я прекрасно помню комментарии на сайте в те времена: пользователи всерьез полагали, что Radeon RX 480 получит быстродействие уровня GeForce GTX 1070… В действительности же за 200 долларов США вы могли купить референсную 4-гигабайтную версию Radeon RX 480. Остальные модели, выпускаемые в том числе партнерами AMD, стоили больше. В сентябре 2016 года не самая навороченная 8-гигабайтная версия Radeon RX 480 стоила 20-22 тысячи рублей — это 307 долларов США по курсу того времени. Процессоры для новых видеокарт тоже «переехали» на более совершенный техпроцесс — 14 нм FinFET, но только архитектура оказалась прежней. В этой статье вы можете подробно прочитать обо всех особенностях GCN 1.3. В плане производительности Radeon RX 480 была медленнее GeForce GTX 970 на 5 %, но быстрее GeForce GTX 960 и Radeon R9 380X на 45 и 20 % соответственно. При этом Radeon RX 470 уступала старшей версии всего 10 % в среднем. Я считаю, что Radeon RX 470 и Radeon RX 480 удались. Об этом можно смело судить хотя бы потому, что вскоре появились их «переименованные» (и слегка улучшенные) версии — Radeon RX 570 и Radeon RX 580, которые продаются до сих пор. Сегодня производительности такой видеокарты в основном хватает для того, чтобы играть в современные игры на высоких настройках качества графики в разрешении Full HD. Конкурент Radeon RX 470 и Radeon RX 480 появился в июле 2016 года — речь про GeForce GTX 1060. Сначала в продажу поступила 6-гигабайтная версия, а затем — 3-гигабайтная. В этих моделях использовались различные модификации ГП GP106. Наши тесты показали, что GeForce GTX 1060 6 Гбайт в среднем оказалась быстрее Radeon RX 480 на 13 %. Примечательно, что 300-долларовая модель NVIDIA на старте продаж всего в 2% игр уступала GeForce GTX 980, некогда стоящей 550 долларов США. В 2016 году вопрос нехватки видеопамяти остро не стоял, поэтому народ активно покупал и 4-гигабайтные версии Radeon RX, и 3-гигабайтную модификацию GeForce GTX 1060. Заметной нехватка VRAM стала, на мой взгляд, в 2018 году — этот момент мы подробно изучили здесь. Собственно говоря, GeForce GTX 1060 6 Гбайт и Radeon RX 480 8 Гбайт появились в базовой сборке осенью 2016 года. Именно такая конфигурация и занесена в нашу таблицу.
GeForce GTX 970 пробыла в оптимальной сборке аж до середины лета 2016 года. Затем ее сменила GeForce GTX 1070, которая, конечно же, стоила заметно больше. И все же в таких условиях, когда у NVIDIA не было конкурента в этом сегменте, приходилось подстраиваться, но брать именно этот ускоритель Pascal. Что характерно, за GeForce GTX 1080 в 2016 году пришлось бы выложить больше 50 000 рублей, поэтому даже в продвинутой сборке использовалась GeForce GTX 1070 — я просто улучшал другие компоненты системы, стараясь удерживать стоимость системного блока в рамках 100 000 рублей. GeForce GTX 1080 опережала GeForce GTX 1070 в среднем на 15 %, но стоила при этом больше на 50 %. Если сравнить сегодняшние субфлагманы — GeForce RTX 2070 SUPER и GeForce RTX 2080 SUPER, то выйдет очень даже схожая ситуация: старшая модель стоит на 40 % больше, но быстрее всего на 11 %. Ну и как тут не вспомнить времена GeForce GTX 970? Теперь, когда у нас есть вся информация, совсем не удивляет тот факт, что в 2016 году самой популярной игровой видеокартой среди пользователей клиента Steam была именно GeForce GTX 970. Младший субфлагман NVIDIA! Очевидно, что больше таких парадоксов мы не увидим, ведь современные дорогие ускорители графики обладают омерзительным соотношением «цена — FPS», и к подобному финалу нас привело отсутствие конкуренции. Вскоре (в середине 2017 года) GeForce GTX 970 уступила место GeForce GTX 1060 — она и сейчас является самой популярной видеокартой, по данным клиента Steam. Интересно, что в конце 2016 года преобладающее большинство видеокарт (33,66 %) имело 1 Гбайт видеопамяти. Моделей с 6 Гбайт было 2,88 %, а с 8 Гбайт — 3,49 %. Сейчас же моделей с 8 и 6 Гбайт VRAM насчитывается 20,68 и 19,94 % соответственно.
В конце года NVIDIA представила еще парочку Pascal-новинок. Речь идет о GeForce GTX 1050 и GeForce GTX 1050 Ti, производительность которых соответствовала уровню GeForce GTX 950 и GeForce GTX 960. «Тишка» надолго поселилась в стартовой сборке 2017 и 2018 годов — в те времена такой видеокарты вполне хватало, чтобы играть в современные игры с включением высокого качества графики.
Если на рынке видеокарт наблюдалось хоть какое-то противостояние между AMD и NVIDIA, то на рынке настольных ЦП Intel приходилось конкурировать с… Intel. С середины 2016 года у зажиточных геймеров был выбор между платформой LGA1151-v1 с чипами Skylake и платформой LGA2011-v3 с процессорами Broadwell-E. Правда, «синие» довольно прилично подняли стоимость материнских плат и чипов для HEDT-систем. Четырехъядерный Core i7-6700K стоил 26 000 рублей, 6-ядерный Core i7-6800K — в среднем на 10 000 рублей больше. И ведь в свое время Core i7-5820K стоил заметно меньше. Во многом поэтому мой выбор для домашнего игрового ПК в 2016 году склонился к более доступной платформе. Core i7-6800K буднично обходил Core i7-6700K в многопоточных задачах, но в играх, при использовании графики GeForce GTX 1080, 4-ядерник оказывался быстрее. С новой процессорозависимой видеокартой архитектура Skylake и работа на более высоких тактовых частотах сделала свое дело. Ну и четырех ядер играм того времени хватало с головой. В 2016 году такое положение дел нисколько не удивляло: одна из причин полученных результатов заключалось в том, что игры мало оптимизировались под процессоры с шестью ядрами или более. В то время для типичного массового ЦП более важна была высокая частота и большая удельная производительность на такт, что и предлагал Core i7-6700K. А еще определенный вклад в превосходство LGA1151-v1 над LGA2011-v3 в играх вносили более низкие латентности подсистемы памяти и шины PCI Express. Самой примечательной моделью для платформы LGA2011-v3 стал 10-ядерный Core i7-6950X — примечательной еще и потому, что за этот чип просили 1 723 доллара США. Раньше Intel не продавала свои десктопные процессоры дороже 1 000 баксов, например тот же Core i7-5960X предлагался за $999. 2017 год оказался очень странным периодом в нашей жизни. С одной стороны, за это время вышло много крутого железа: постарались на славу все, а особенно — AMD. С другой стороны, именно в 2017 году наступил майнинг-апокалипсис: если видеокарты и продавались в компьютерных магазинах, то по каким-то нереальным ценам. Год начался очень хорошо. Intel представила серию процессоров Kaby Lake — платформа LGA1151-v1 получила чуть улучшенные 2- и 4-ядерные чипы, построенные на все той же архитектуре Skylake. Знакомство с ними оставило двоякое впечатление. И вроде чипы стали быстрее благодаря увеличению тактовой частоты, однако разница в производительности, например, между Core i7-6700K и Core i7-7700K оказалась ничтожно малой (и вновь звучит шутка про «5 % прироста производительности в год»). Небольшая революция случилась «внизу». Впервые за долгое время процессорам Pentium вернули поддержку технологии Hyper-Threading. У таких моделей, как G4560, G4600 и G4620, появилось четыре потока — в этом плане они сравнялись с серией Core i3. Установка в стартовую сборку Pentium G4560 позволила нам серьезно сэкономить, но не сделать ПК сильно хуже. Четырехпоточный Pentium G4560 оказался настолько успешным, что повлиял (не в лучшую сторону) на продажи Core i3. В результате Intel намеренно сократила поставки этого процессора. Осенью во многих магазинах Pentium G4560 стоил больше Pentium G4600. При этом в январе-феврале заметно подешевели видеокарты. Radeon RX 470 4 Гбайт и GeForce GTX 1060 3 Гбайт можно было купить за 12-13 тысяч рублей, но ведь еще совсем недавно за 11 000 рублей приходилось ставить в сборку Radeon RX 460. Изменения не в лучшую сторону начались летом 2017 года. В августе заметно увеличилась стоимость оперативной памяти. Еще весной модуль DDR4-2400 объемом 8 Гбайт можно было взять за 4 000 рублей, но в ноябре точно такую же ОЗУ продавали за 6,5-7 тысяч рублей. Доходило до того, что «палка» памяти в стартовой сборке стоила больше процессора. А ведь 8 Гбайт — это необходимый минимум в игровом ПК тех времен.
Вплоть до августа в стартовой сборке присутствовала платформа AM3+ и 8-ядерник FX-8320E. Его сменил самый недорогой 4-ядерный Zen — модель Ryzen 3 1200 появилась в стартовой сборке в августе. Выходит, AM3+ служила нам очень долго, и сложила свои полномочия только спустя более чем три года с момента появления рубрики, а по факту — больше шести лет. Не так уж и мало для откровенно старой и неконкурентной платформы. Даже после выхода процессоров Ryzen платформа AM3+ и чипы FX пользовались некоторой популярностью. Дело в том, что вся обвязка «процессор — плата — память» стоили очень немного. Например, осенью 2018 года вы могли взять за 30 000 рублей системный блок с FX-6300, 8 Гбайт DDR3-1866 и GeForce GTX 1050 Ti. При использовании высокого качества графики такая сборка уступала конфигурации с Ryzen 3 1200 и 8 Гбайт DDR4-3200 в среднем 11 %. В июле планету Земля накрыла самая настоящая майнинг-лихорадка, а потому видеокарты сначала заметно подорожали, а потом попросту исчезли из продажи. Я до сих пор помню, как в конце лета в большинстве магазинов среди товара значилось лишь небольшое количество «затычек» наподобие GeForce GTX 1050 и Radeon RX 550. Ту же GeForce GTX 1060 3 Гбайт в августе было реально взять только за 19-20 тысяч рублей. Снимок экрана выше — не фотошоп. Возьмем базовую сборку. Уже в июне видеокарты AMD среднего ценового диапазона начали исчезать их продажи. Из-за майнинг-бума цена на ускорители AMD во второй половине 2017 года категорически не желала падать. В ноябре 8-гигабайтную Radeon RX 580 реально было взять за 23-28 тысяч рублей, если верить «Яндекс.Маркету». Ситуация доходила до комичного: пользователи знакомились с новинками исключительно в обзорах, купить саму видеокарту было просто невозможно.
Точно так же (читай — на бумаге) прошел и анонс адаптеров Vega, нереференсные версии которых появились на прилавках компьютерных магазинов ближе ко второй половине… 2018 года. Напомню, модели Radeon Vega 56 и Radeon Vega 64 официально вышли в августе 2017 года. В декабре 2018 года стоимость GeForce GTX 1070 начиналась от 28 000 рублей, за модель Sapphire Pulse (самый дешевый нереференс 56-й «Веги») просили 39 000 рублей. Пик популярности Radeon Vega 56 и Radeon Vega 64 в качестве игрового ускорителя, а не добытчика криптовалюты, на мой взгляд, пришелся на конец 2019 года. В немецком магазине Computeruniverse «пятьдесят шестую» продавали по 14 000 рублей за штуку. В целом же появление Radeon Vega 56 и Radeon Vega 64 показало, что микроархитектура GCN и энергоэффективность — это плохо совместимые вещи. Все должны были исправить новое поколение ускорителей Navi и перевод производства GPU на 7-нм «рельсы». Хочется отметить, что, возможно, «красные» грамотно воспользовались майнинг-апокалипсисом и заработали на этом явлении очень много денег, только, на мой взгляд, бренд Radeon в 2017 году и 2018 году заметно пострадал в плане узнаваемости среди геймеров. Судите сами: человек, который не разбирается в компьютерной технике (а таких — большинство), при посещении интернет-магазина видит в продаже только видеокарты GeForce. Проходит несколько лет, этот же пользователь меняет видеокарту в своем компьютере. Как думаете, ускоритель какого чипмейкера он приобретет с большой долей вероятности?
Именно в оптимальной, продвинутой и максимальной сборках впервые были применены процессор Ryzen и платформа AM4. AMD наконец смогла соперничать с Intel — это весьма важное для индустрии событие произошло в марте 2017 года. Флагманский Ryzen 7 1800X в итоге оказался чуть медленнее Core i7-6900K. Другими словами, 500-долларовый чип практически ни в чем не уступил 1100-долларову флагману HEDT-платформы Intel LGA2011-v3. Единственной сферой, в которой процессоры Intel смотрелись все еще хорошо, оказались компьютерные игры. В них Ryzen 7 1800X уступал даже Core i7-7700K. В 2020 году ситуация в топ-сегменте (с некоторыми оговорками) не изменилась. Intel все еще держит пальму первенства как компания, представляющая лучшие игровые массовые платформы. Если же говорить о ресурсоемких задачах, то изменить отношение к Ryzen не помогло даже появление в июне 2017 года семейства чипов Skylake-X для новой платформы LGA2066 — потому что 8-ядерный Core i7-7820X все равно стоил заметно больше. Да и недорогих материнских плат для этих процессоров попросту не было. Определенное время бюджет оптимальной сборки позволял рассматривать 8-ядерный Ryzen 7 1700, но со временем я стал устанавливать в оптимальную конфигурацию шестиядерный Ryzen 5 1600X. Самое интересное, что без разгона 6-ядерник в играх с производительной видеокартой оказывается даже быстрее 8-ядерника — во многом за счет более высоких тактовых частот. Покупка Ryzen 7 — это все же инвестиции в будущее и заметно более быстрое выполнение задач, связанных с обработкой графики, кодированием видео, криптографией и архивированием данных. Все Ryzen-чипы оснащены разблокированным множителем, и этим они выгодно отличались от процессоров Intel поколений Kaby Lake. Однако разгонный потенциал у процессоров AMD первое время был весьма ограничен и при наличии хорошей системы охлаждения составлял 3,9-4,0 ГГц. Позже, когда вышло семейство чипов Ryzen 2000, мне начали попадаться и более удачные в плане оверклокинга чипы. Те же Ryzen 7 часто разгонялись до 4,4 ГГц. В общем, разгон определенных моделей Ryzen первых двух поколений однозначно имел смысл. А вот Ryzen 3000 нет смысла разгонять вообще — это касается практически всех чипов. Можно даже сказать, что оверклокинг для обычных людей на платформе AM4 умер. На LGA1151-v2, впрочем, тоже. Выход процессоров Ryzen сопровождался рядом неурядиц, что совсем неудивительно с учетом выпуска на рынок абсолютно новой процессорной архитектуры. Оказалось, что для платформы AM4 очень важно правильно подобрать оперативную память. А тут модули ОЗУ, как назло, начали стремительно дорожать. Официально процессоры Ryzen поддерживают оперативную память стандартов DDR4-2133, DDR4-2400 и DDR4-2666, но материнские платы на базе чипсетов A320, B350 и X370 позволяли работать с более быстрой памятью с максимальной эффективной частотой до 3200 МГц в ранних версиях AGESA и формально поддерживают память с частотой до 4000 МГц сейчас. Наши первые испытания показали, что использование набора DDR4-3200 в сравнении с комплектом DDR4-2133 дает 10-15 % прироста производительности в играх, если в системе используется мощный графический адаптер. Первое время платформа AM4 не могла похвастать хорошей совместимостью с наборами оперативной памяти DDR4-3000/3200. Исследование нашей тестовой лаборатории показало, что из 14 комплектов ОЗУ на эффективной частоте 3000 и 3200 МГц «завелись» только пять наборов. Официальная позиция AMD такова: на гарантированно высокой частоте оперативной памяти вместе с Ryzen стабильно работают наборы, которые состоят из двух 8-гигабайтных модулей, построенных на 8-гигабитных чипах Samsung второго поколения (B-die). Вот так из-за неурядиц в одной компании культовыми вещами среди энтузиастов стали продукты другой компании. Проблемы совместимости памяти коснулись и серии чипов Ryzen 2000 в 2018 году, но уже в меньшей степени. А вот серия Ryzen 3000 в этом плане гораздо лучше — «камни» стабильно работают с ОЗУ стандарта DDR4-3600 и выше.
Складывалось ощущение, что Intel очень торопилась с ответом AMD. Компании явно не хватало производственных мощностей, а потому появившиеся осенью 6-ядерные процессоры поколения Coffee Lake даже в 2018 году продавались по завышенным ценам. Тектонический сдвиг случился 5 октября 2017 года — с выходом шести процессоров. Теперь семейство Core i3 стало 4-ядерным, но без поддержки технологии Hyper-Threading. Кристаллы Core i5 получили 6 ядер — тоже без HT. А вот флагманским Core i7-8700 и Core i7-8700K досталось и по 6 ядер, и виртуальные потоки. Сначала вышла платформа LGA2066 и процессоры к ней: от 4 до 18 ядер. Следом появилась платформа LGA1151-v2 и процессоры к ней: от 2 до 6 ядер. То есть спустя три месяца Intel сама же «прихлопнула» 4- и 6-ядерные процессоры Skylake-X, ведь Core i7-8700(K) их всех заметно опережал при небольшой разнице в цене. Не обошлось и без ложки дегтя. Платформа LGA1151 разделилась на первую и вторую версии. Для того чтобы использовать Core i5-8400, требовалось купить материнскую плату на базе чипсета 300-й серии. Как всегда, разгон был доступен для Z-чипсетов — теперь их было два. В спешке Intel не успела представить новый набор логики, а потому просто переименовала Z270 Express в Z370 Express. Позже, одновременно с выходом ЦП семейства Coffee Lake Refresh, появился и Z390 Express. Intel нас убеждала, что корень несовместимости Coffee Lake со старыми (то есть первой версии, на чипсетах 100-й и 200-й серий) LGA1151-материнскими платами кроется в схеме питания. Мол, новые CPU, получившие в свое распоряжение шесть вычислительных ядер, используют более высокие питающие токи, нежели их предшественники, на которые старые материнские платы изначально рассчитаны не были, особенно если вести речь о разгоне процессора. Однако все это оказалось чепухой. Уже позже энтузиасты совершенно спокойно запустили 8-ядерный Core i9-9900K на материнской плате ASRock Z170M OC Formula и разогнали его до 5,5 ГГц. Система вела себя абсолютно стабильно. В оптимальной сборке Intel долгое время применялся процессор Core i7-7700 — отличный чип в 2017 году, который при загрузке всех четырех ядер работает на частоте 4 ГГц. В ноябре его сменила модель Core i5-8400, которая при загрузке всех шести ядер работает на частоте 3,8 ГГц. Появление доступных моделей, таких как Core i5-8000 и Ryzen 5, ознаменовало начало эпохи шестиядерников в домашних ПК. Изучите обзор 4-ядерной модели Core i3-9350K, вышедшей в 2019 году. Графики наглядно показывают, что при использовании мощной видеокарты 6-ядерный Core i5-9400F оказывается быстрее 4-ядерника в шести случаях из девяти, хотя герой статьи работает на заметно более высокой частоте. Как видите, эпоха 6-ядерников наступила практически молниеносно. И я уверен, что так же быстро наступит и эпоха 8-ядерных чипов.
В 2017 году, несмотря на криптовалютную лихорадку, мы уделяли очень много времени дорогим сборкам — такие уж оказались перипетии конкуренции на рынке настольных комплектующих. По-настоящему максимальная сборка преобразилась в апреле, когда в продаже появилась GeForce GTX 1080 Ti — самая быстрая игровая видеокарта 2017 года. Флагман NVIDIA был быстрее GeForce GTX 1080 на 25-30 % в зависимости от приложения, и этот адаптер уже без оговорок подходил для игр в разрешении 4K. Например, в Battlefield 1 он выдавал стабильные средние 60 FPS. Характерной особенностью GeForce GTX 1080 Ti был большой ГП — видеокарта получила слегка урезанную версию чипа GP102, используемого в TITAN X и представленного еще в 2016 году. Объем видеопамяти тоже уменьшился: с 12 до 11 Гбайт. Но уменьшилась и цена, ведь за «Титан» просили 90 000 рублей, а за GeForce GTX 1080 Ti — 53 000 рублей. А вот AMD конкурента для GeForce GTX 1080 Ti представить в 2017 году не смогла. По сути, аналог по быстродействию флагманского игрового Pascal-ускорителя «красные» показали только в 2019 году, выпустив Radeon VII, о которой я упоминал ранее. Только вот к тому времени на олимпе игровых устройств восседал уже новый триумфатор — GeForce RTX 2080 Ti. GeForce GTX 1080 Ti и сейчас неплохо проявляет себя в играх. Видеокарту полюбили, в частности, и за то, что майнеры и геймеры, прельстившиеся прелестями аппаратной трассировки лучей, побежали ее менять, на вторичке за Pascal-флагман просили 30-35 тысяч рублей. Небольшой конфуз с GeForce GTX 1080 Ti приключился в момент выхода ПК-версии Red Dead Redemption 2. Как мы знаем, в API Vulkan архитектура Pascal проявляет себя не так хорошо. В результате бедную GeForce GTX 1080 Ti обскакали и Radeon RX Vega 64, и Radeon RX 5700 XT, и GeForce RTX 2070 SUPER с Radeon VII. Red Dead Redemption 2, как известно, появилась в 2018 году для консолей PlayStation 4 и Xbox One. В конце 2019 года ее портировали на ПК, и это действие открыло еще одну немаловажную тенденцию. Эксклюзивов для консолей становится все меньше. Уже вышла компьютерная версия Detroit: Become Human, а в 2020 году выйдут адаптированные Death Stranding и Horizon: Zero Dawn. Все это говорит о том, что привлекательность ПК как игровой платформы год от года растет. Именно в 2017 году, во второй его половине, в «Компьютере месяца» появилась экстремальная сборка, а в конце 2019 года (надеюсь, вы не запутались в терминологии) она стала называться максимальной, и так называется по сей день. Появление экстремальной сборки — прямое следствие возродившейся конкуренции между и AMD и Intel. В начале 2017 года вряд ли кто-то мог подумать, что «красные» позарятся на самое святое — HEDT-платформу Intel. Сначала конфигурация состояла исключительно из платформы LGA2066, включающей 8-ядерный чип Core i7-7820X, и пары GeForce GTX 1080 Ti. Затем в экстремальной сборке Intel стал использоваться 10-ядерный Core i9-7900X, а конкурентом ему выступил 12-ядерный Ryzen Threadripper 1920X — платформа TR4 была представлена в августе 2017 года. Правильнее, наверное, даже наоборот: Core i9-7900X пытался конкурировать хоть как-то с Ryzen Threadripper 1920X — последний оказывался быстрее в рабочих приложениях, но стоил 58 000 рублей — на 7-10 тысяч меньше 10-ядерника Intel. А вот равноценная по числу ядер и потоков модель Core i9-7920X стоила уже на 25-30 тысяч рублей больше «Тредриппера». В каждом выпуске «Компьютера месяца» за 2017 год описание экстремальных конфигураций начиналось с предупреждения: если вам необходим ПК в основном для игр, то для этой цели отлично подходят платформы LGA1151-v2 и AM4. Те же Core i7-8700 и Core i7-8700K без проблем справлялись с парой GeForce GTX 1080 Ti в разрешении Ultra HD. Сборки на базе AMD TR4 и Intel LGA2066 пригождались тем, кто преимущественно создавал контент, а не потреблял его. Позже от HEDT-платформ в «Компьютере месяца» было решено отказаться вовсе, хотя они продержались там больше года. Стало понятно, что отныне такие платформы, как LGA2066 и TR4, стали основой сугубо для рабочих станций. Да и массовые AM4 и LGA1151-v2 заметно усилились после выхода чипов Ryzen 3000 и Core 9000. Так, осенью 2019 года самая дорогая конфигурация «Компьютера месяца» использовала Core i9-9900K и платформу LGA1151-v2 соответственно. ⇡#2018 годУвы, зимой 2018 года планету накрыла вторая волна майнинг-лихорадки. Вам бы очень повезло, если бы в феврале получилось урвать GeForce GTX 1070 за 40-45 тысяч рублей, но в большинстве случаев геймерам, не желавшим ждать, приходилось расставаться с 55-60 тысячами рублей. На «Авито» эту видеокарту продавали с рук в среднем за 35 000 рублей. Именно поэтому, например, в оптимальной сборке, к превеликому сожалению, временно использовалась GeForce GTX 1060. Другие сборки тоже серьезно пострадали — они либо стали заметно медленнее более ранних аналогов в играх, либо заметно подорожали. При этом среди «благодарных» читателей обязательно находились те, кто считал, что мы специально втюхиваем посетителям сайта все самое дорогое. В январе 2018 года в стартовой сборке я указал GeForce GTX 1050 Ti, которую можно было взять за 12 000 рублей. Однако прошла всего одна неделя — и видеокарты буквально исчезли из продажи. Модель Radeon RX 560 можно было купить за 20+ тысяч рублей, а GeForce GTX 1060 на полном серьезе продавали за 100 000 рублей и больше. Для «Компьютера месяца» настали темные времена. Если GeForce GTX 1050 была мало кому нужна, то вот какую-нибудь GeForce GTX 1070 за нормальные (~30 000 рублей) деньги стало возможно купить только ближе к концу лета. Вместе с исчезновением видеокарт в одночасье испарились и блоки питания большой мощности. Было тяжело найти модель на 1 кВт стоимостью ниже 20 000 рублей.
В январе я возлагал большие надежды на выставку CES, а точнее на анонс младших чипсетов Intel для платформы LGA1151-v2. Я уже рассказывал про спешку Intel, которая привела к тому, что с появлением первых 4- и 6-ядерных чипов Coffee Lake в продаже можно было найти только дорогие платы на базе набора логики Z370 Express. Такое положение дел, например, не позволяло мне рекомендовать в стартовой сборке Core i3-8100, а в базовой — Core i5-8400. Дешевые материнки на микросхемах H310 и B360 Express появились только в апреле — и жизнь потихоньку наладилась. Что касается AMD, то сборку на основе платформы AM4 можно охарактеризовать как стабильную. Место в бюджетном компьютере попеременно занимали то Ryzen 3 1200, то Ryzen 3 2200G — первые «красные» чипы со встроенной графикой Vega появились в продаже в феврале. Наши тесты показали, что более современная модель оказывается быстрее за счет работы на более высокой частоте. Однако ближе к концу года Ryzen 3 1200 заметно подешевел. Для стартовой сборки экономия в 1 000 рублей точно не была лишней. При этом в системах AMD я всегда старался применять платы на B350-чипсете, пусть и недорогие. За счет этого, используя боксовый кулер, мы могли увеличить уровень быстродействия Ryzen 3 1200 самостоятельно. Практика показывает, что этот процессор разгоняется до 3,7-3,8 ГГц без серьезного увеличения напряжения. Только в конце года, в декабре, недорогие платы на основе набора логики B350 из продажи исчезли — наметился дефицит, и в стартовую сборку пришлось рекомендовать решения, базирующиеся на A320-чипсете. Дефицит чего-либо — вот, пожалуй, лейтмотив любого выпуска «Компьютера месяца», вышедшего в 2018 году. За эти злополучные 12 месяцев мы — загибайте пальцы — столкнулись с нехваткой видеокарт, оперативной памяти, процессоров, материнских плат и даже блоков питания. Так, в сентябре «пошли на взлет» цены на процессоры Intel. И вроде бы фокусной темой октябрьского выпуска должно было стать появление в продаже видеокарт GeForce RTX, однако осень показала, что не менее резонансным событием в компьютерной индустрии стал самый настоящий дефицит решений Intel — всего за один месяц стоимость многих моделей подскочила до совершенно неадекватных значений. Четырехъядерный Core i3-8100 мигом подорожал с 8 до 13 тысяч рублей. Естественно, при такой цене этому процессору не оказалось места ни в стартовой, ни в базовой сборках. В результате во второй половине 2018 года мы вернулись к тому, с чего начинали 2017 год, — к двухъядерным «гиперпням». Только на этот раз выбор пал на модели серии Gold. Дефицит процессоров Intel наблюдался и весь 2019 год. О том, как чипмейкер боролся с этой проблемой, я расскажу далее. Отмечу лишь, что в 2018 году (с октября по декабрь), например, базовая и оптимальная сборки полагались только на платформу AM4. В такой ситуации, когда за Core i5-8400 просили 20 000 рублей, вариант с 6-ядерным Ryzen выглядел предпочтительнее. К тому же на протяжении всего года «красные» чипы только дешевели. Если в начале рекомендовалась модель Ryzen 5 1500X (4-ядерная), то уже в мае в базовой сборке «прописался» Ryzen 5 1600, а затем и Ryzen 5 2600. Второе поколение процессоров Ryzen, напомню, было представлено в апреле 2018-го. Вместе с ним AMD показала новый флагманский набор логики — X470. Младший чипсет — B450 — был представлен в июне на выставке Computex 2018. В сравнении с B350 новинка 2018 года не получила ничего нового, кроме поддержки Ryzen 2000, что называется, из коробки. Зато довольно долгое время платы базе логики B450 стоили заметно больше B350-материнок.
Радостной новостью в конце года стала капитуляция майнеров. Видеокарты стали заметно дешеветь, а всевозможные интернет-барахолки оказались завалены интересными предложениями, позволяющими за 6-8 тысяч рублей приобрести ускоритель уровня Radeon RX 470 4 Гбайт. Уже в декабре я рекомендовал в стартовой сборке Radeon RX 570 4 Гбайт, которую было реально приобрести за 12 500 рублей, а в базовой сборке — Radeon RX 580 8 Гбайт. Интересно все же получилось. Представленная в 2017 году Radeon RX 580 только спустя год начала стоить нормальных денег. Гегемония NVIDIA в недорогих сборках «Компьютера месяца» постепенно сошла на нет. Начиная с 2018 года GeForce GTX 1060 6 Гбайт стала стоить заметно больше Radeon RX 580 8 Гбайт, и устройство на базе чипа Polaris окончательно вытеснило своего оппонента. Отметим и еще один положительный момент. В январе 2018 года перестала расти в цене и оперативная память. Возможно, это было связано с укреплением рубля на фоне американского доллара, однако двухканальный комплект DDR4-2400 объемом 16 Гбайт в феврале по-прежнему можно было приобрести в среднем за 12 000 рублей, а ближе к осени стоимость такого комплекта снизилась до 10 000 рублей. А еще в сборках появились более емкие твердотельные накопители. Снижение цен на SSD — еще один приятный тренд 2018 года. При этом в базовой, оптимальной, продвинутой, максимальной и экстремальной сборках я больше не рекомендовал жесткий диск определенного объема.
Чипы Ryzen 2000 не вызвали такого вау-эффекта, как первое поколение процессоров Zen, но они все же стали лучше. В 2018 году долгое время в оптимальной сборке использовался Ryzen 5 1600X, но затем его сменила более современная и производительная модель Ryzen 5 2600X — это произошло в мае. Чипы Ryzen 2000 получили поддержку технологий Precision Boost 2 и XFR2, которые позволяли многим моделям работать практически на своей максимальной частоте. Например, Ryzen 5 2600X при 12-поточной нагрузке работает на частоте 3,95 ГГц, а самостоятельно его удалось разогнать Ryzen 5 2600X всего до 4,15 ГГц. К сожалению, переход на 12-нанометровый техпроцесс несильно увеличил оверклокерский частотный потенциал «красных» чипов. В то же время стало ясно, что поколение Pinnacle Ridge стало более прожорливым и более горячим. Ситуация дошла до комической: разогнанный до 4,15 ГГц Ryzen 5 2600X уступает в некоторых играх самому себе же, работающему в режиме по умолчанию. Почему так происходит, достаточно очевидно: технологии Precision Boost 2 и XFR2 интеллектуальны настолько, что при игровой нагрузке, которая практически никогда не может задействовать все ядра многоядерного процессора, они очень агрессивно повышают частоту и выводят старшие Pinnacle Ridge на ступень выше того предела, который достижим при ручном синхронном разгоне всех ядер сразу. Покупать такие модели, как Ryzen 5 2600X и Ryzen 7 2700X, имело смысл тем, кто не разбирался в разгоне. Остальные же могли взять сильно подешевевшие Ryzen 5 1600 и Ryzen 7 1700 и увеличить их частоту до тех же 4+ ГГц. Забавно, но дефицит процессоров Intel осенью 2018 года поспособствовал и подорожанию некоторых моделей AMD. В частности, обласканный мною Ryzen 5 2600X в октябре попросту исчез из продажи. А еще долгое время Ryzen 2700 стоил больше Ryzen 1800X, но при этом оказывался медленнее некогда бывшего флагмана AM4. Наконец, чипы Ryzen первого и второго поколений даже сейчас активно продаются во всем мире. Так, модель Ryzen 5 2600 стала самой популярной среди посетителей «Яндекс.Маркета» в 2019 году. Примечательно, что уже в 2020 году, не желая снимать с продажи Ryzen 5 1600 и Ryzen 3 1200, AMD приняла решение перевести их на новый степпинг и, соответственно, улучшить. Так, Ryzen 5 1600 с буквами AF на крышке процессора, по сути, является переименованной версией Ryzen 5 2600.
Главное же событие 2018 года случилось в сентябре — именно тогда в продажу официально поступили видеокарты NVIDIA, базирующиеся на микроархитектуре Turing. Уже в октябре геймеры выбирали среди таких моделей, как GeForce RTX 2070, GeForce RTX 2080 и GeForce RTX 2080 Ti. Подробнее про архитектуру Turing и возможности «зеленых» новинок вы можете прочитать здесь. Я не стал тянуть сами знаете кого за сами знаете что, и уже в ноябре новинки «зеленых» прописались в старших и дорогих системах «Компьютера месяца». Проще всего получилось определиться с GeForce RTX 2070. В ноябре 2018 года стоимость этой видеокарты менялась в диапазоне от 40 000 до 56 500 рублей. В то же время GeForce GTX 1080 стоила в пределах 37 500-44 500 рублей. Интересующиеся компьютерной техникой люди знают, что с точки зрения производительности между этими видеокартами в тот период времени можно было поставить знак равенства. По сути, из трех RTX-видеокарт только GeForce RTX 2080 Ti дала геймерам существенный прирост производительности в играх — +30 % от быстродействия GeForce GTX 1080 Ti. Только вот заплатить за такое увеличение FPS в играх пришлось в прямом смысле двойной ценой — 100 000 рублей на старте продаж. GeForce RTX 2080 оказалась аналогом GeForce GTX 1080 Ti — аналогом с урезанной до 8 Гбайт памятью, правда, стандарта GDDR6. Естественно, главной фишкой RTX-видеокарт стала поддержка аппаратной трассировки лучей, реализуемой за счет API DirectX 12. Давайте поступим так: я не буду высказывать свое субъективное мнение касательно всего этого, вы можете сложить собственное, прочитав следующие статьи:
А также посмотрев видео: На мой взгляд, в NVIDIA плохо подготовились к выходу первых «облученных» ускорителей графики. Нам очень много чего рассказали про трассировку и интеллектуальное сглаживание DLSS, только вот к моменту выхода топовых видеокарт GeForce RTX в продаже была всего одна игра, поддерживающая функцию DXR в настройках, — Battlefield V. Маловато будет. Не скажу, что и сейчас RTX-игр вышло великое множество, а ведь прошло уже больше полутора лет. Тем не менее мы видим, что в рамках практически каждого анонса серьезного ААА-тайтла говорится о том, что либо трассировка лучей в игре будет реализована сразу, либо ее добавят позже. С учетом того, что консоли нового поколения, разрабатываемые совместно с AMD, тоже получат Ray Tracing, совершенно не удивительно, что за этой технологией будущее. Очевидно и то, что адаптеры серии GeForce RTX 2000 стали своеобразной пробой пера — наивно было полагать, что нас сразу же забросают десятками крутых игр с поддержкой RTX. Правильность моих предположений подтверждают и другие действия NVIDIA: в 2019 году компания завалила нас видеокартами GeForce GTX 16, лишенными тензорных и RT-ядер. NVIDIA традиционно выпускает часть видеокарт с эталонным дизайном. Раньше такие модели, именуемые Founders Edition, были сами дешевыми и медленными представителями в классе. Как правило, предложения от партнеров компании оказывались быстрее, холоднее и тише, но дороже. Теперь же, с выпуском GeForce RTX Founders Edition, концепция поменялась: новинки NVIDIA стали элитной продукцией. Они работают на повышенных частотах, обладают качественной системой охлаждения и продаются дороже некоторых кастомных версий партнеров.
С момента выхода GeForce RTX 2080 Ti прошло уже приличное количество времени, но потеснить этот акселератор с игрового пьедестала так никто и не смог, а это значит, что за полтора года игровая производительность самых быстрых и современных конфигураций никак не изменилась. Мы уже выяснили, что AMD смогла по уровню быстродействия дотянуться максимум до GeForce RTX 1080 Ti и GeForce RTX 2080, но конкурент GeForce RTX 2080 Ti до сих пор представлен не был. Не представили «красные» и своего видения того, какими должны быть видеокарты, поддерживающие аппаратную трассировку лучей. В целом я согласен с мнением, что в 2018 и 2019 годах такое технологическое отставание можно простить AMD. Но вот дальше, считаю, компания просто обязана соответствовать современным стандартам. В октябре 2018 года для платформы LGA1151-v2 вышла серия процессоров Coffee Lake Refresh, решающая две задачи. Во-первых, Intel вернула себе лидерство по производительности в многопоточных приложениях, так как 8-ядерный Core i9-9900K оказался заметно быстрее Ryzen 7 2700X. В играх в сравнении с чипами Zen/Zen+ у Intel и до этого все было хорошо. Во-вторых, новая серия чипов Core должна была избавить рынок от дефицита. В частности, в продаже появились модели Core с буквой F в названии — это отбраковка с отключенным встроенным видеоядром. Ярким представителем бюджетных Coffee Lake Refresh стал Core i5-9400F — младший и самый недорогой 6-ядерник Intel для массовой платформы LGA1151-v2. Интересно, что по итогам 2019 года Core i9-9900K вошел в тройку самых популярных процессоров в России (по версии «Яндекс.Маркета»). Так совпало, что осенью 2018 года у нас образовалась отличная игровая связка: GeForce RTX 2080 Ti + Core i9 — она и сейчас рекомендуется в «Компьютере месяца». Эта статья была написана в момент, когда Intel анонсировала платформу LGA1200 и ЦП Comet Lake. Что ж, 27 мая 2020 года Core i9-9900K (откровенно странную, непонятную и неудачную модель Core i9-9900KS учитывать не будем) официально сложит свои полномочия самого быстрого игрового центрального процессора — на трон взойдет 10-ядерный Core i9-10900K. ⇡#2019 год и наши дниДумаю, нашим постоянным читателям хорошо известно, каким был 2019 год. На мой взгляд, за всю пятилетку 2019 год оказался самым стабильным и самым подходящим для того, чтобы собрать себе отличнейший игровой ПК или рабочую станцию, хотя «ждуны» в комментариях к тому или иному выпуску настаивали, что надо продолжать ждать Ryzen 4000, GeForce RTX 3000, большой Navi, Core 10000 и так далее. Дождались: в 2020 году нас мучают очередной виток экономического кризиса и пандемия коронавируса. Приведу простой пример того, что в 2019 году домашние игровые ПК стали лучше. Так, в октябре 2018 года за 61 000 рублей вы могли взять систему с Ryzen 5 1600X, 16 Гбайт DDR4-2666, SSD с интерфейсом SATA на 128 Гбайт и Radeon RX 580. В октябре же 2019 года за 55 000 рублей мы могли купить сборку с Ryzen 5 3600, 16 Гбайт DDR4-3200, SSD с интерфейсом SATA 6 Гбит/с на 512 Гбайт и GeForce GTX 1660. И такая тенденция прослеживалась во всех конфигурациях. Где-то системы становились быстрее и функциональнее за те же деньги, а где-то они просто становились дешевле. Сводные таблицы сборок за прошедшие пять лет приведены в самом конце. Даже в январе 2019 года 6-ядерный Core i5-8400 стоил в среднем 16-17 тысяч рублей — дефицит чипов Intel не стремился сбавлять обороты. При такой цене у меня рука не поднималась советовать это железо, а потому вплоть до апреля 2019 года за базовую сборку отдувалась всего одна конфигурация — во главе с 6-ядерным Ryzen 5. Позже в «Компьютере месяца» стал все чаще появляться Core i5-9400F, который можно было купить за 10 500 рублей. Очевидно, что 2019 год для Intel оказался провальным. Компания понесла немаленькие репутационные и финансовые потери. Чипмейкеру нечем было ответить на появившуюся серию Ryzen 3000. Только сейчас, в мае 2020 года, выходит платформа LGA1200. Правда, уже сейчас очевидно, что 10-ядерный Core i9-10900K не станет быстрее 12- и 16-ядерных моделей Zen 2. Чипы Comet Lake — это все та же микроархитектура Skylake и все тот же 14-нанометровый техпроцесс. Intel уже третий раз подряд за три года «отсыпет» нам немного дополнительных ядер, потоков и мегагерцев, не изменив ничего на глубинном уровне. В 2020 году, выводя на рынок HEDT-платформу sTRX4 и 24-, 32- и 64-ядерные Ryzen Threadripper 3000, AMD буквально растоптала конкурента в лице LGA2066 и процессоров Cascade Lake-X во главе с 18-ядерным Core i9-10980XE. Только представьте: еще вчера Intel за 2 000 долларов продавала 18-ядерный Core i9-9980XE, но уже сегодня, под гнетом AMD, пришлось продавать свой новый флагман за 979 долларов США. Главным же событием 2019 года, безусловно, стал выход процессоров AMD Ryzen 3000, основанных на микроархитектуре Zen 2. Случилось это в июле. С тех пор на нашем сайте вышли подробнейшие обзоры всех значимых моделей, включая флагманский 16-ядерник Ryzen 9 3950X и бюджетный 4-ядерный Ryzen 3 3100. Как видите, за год чипы Zen 2 заняли все ниши, максимально осложнив жизнь Intel. Плюсы распространения Ryzen 3000 заключаются еще и в том, что чипы прошлых поколений заметно дешевеют. Так, в 2019 году 6-ядерный Ryzen 5 1600 можно было купить за 7 000 рублей. Халява — иначе и не скажешь! Но чтобы понять, что такое Zen 2, давайте рассмотрим один наглядный пример: в октябре 2019 года на нашем сайте вышел подробнейший разбор продвинутой сборки. Например, в Battlefield V система с Ryzen 7 3700X оказалась быстрее ПК с Ryzen 7 2700X на добрых 12 %. Если же установить в сборку вместо GeForce RTX 2070 SUPER более быструю GeForce RTX 2080 Ti, то разница составит все 35 %! В общем, очевидно, что новые процессоры оказались заметно быстрее: тот же 6-ядерный Ryzen 5 3600X в ресурсоемких приложениях очень часто не уступает 8-ядерному Ryzen 7 2700X, а то и превосходит его. Преимущество чипов Coffee Lake Refresh в 2019 году наблюдалось, по сути, только в играх, да и то это касается в основном топовых 6- и 8-ядерных моделей, таких как Core i7-9700. Поэтому в «Компьютере месяце» до сих пор есть четкое разграничение: если вы в основном играете, то собирайте систему на базе платформы LGA1151-v2; если вы больше работаете, но иногда еще и играете, то берите платформу AM4. Самым удачным процессором 2019 года я считаю Ryzen 5 3600 — всего за полгода этот чип, продававшийся несколько месяцев по завышенной цене, взобрался на второе место в рейтинге популярности «Яндекс.Маркета». Самой провальной оказалась модель Core i9-9900KS. Этот процессор отличается от Core i9-9900K тем, что при загрузке всех ядер работает на частоте 5 ГГц, только вот его энергопотребление может доходить до 380 Вт. Неудивительно, что Core i9-9900KS как появился в магазинах, так практически сразу же и исчез — новые партии никто не закупает. Летом 2019 года AMD наконец-то выпустила достойных конкурентов видеокартам GeForce RTX 2060 и GeForce RTX 2070. Видеокарты Radeon RX 5700 и Radeon RX 5700 XT обладали чуть более высокой производительностью, но стоили при этом меньше. В целом «красные» отлично справились и с переходом на 7-нанометровый техпроцесс, и с реализацией архитектуры RDNA. У AMD наконец-то появились энергоэффективные видеокарты — по показателю «FPS на ватт» ГП Navi серьезно приблизились к чипам Turing, пусть и не догнали их. В NVIDIA оказались готовы к выходу Radeon RX 5700 XT, Radeon RX 5700, Radeon RX 5600 XT и Radeon RX 5500 XT, а потому в скором времени на рынке появились адаптеры серии SUPER. По всей вероятности, «зеленые» давно все знали — уж слишком просто и быстро новинки заполнили рынок. Мы в миллионный раз наблюдаем за тем, что только здоровая конкуренция способна заставить крупные компании идти на уступки — корпораций добра в нашем капиталистическом мире попросту не существует. Смотрите, в 2019 году вышли следующие ускорители графики, которые можно назвать игровыми:
Раздолье? Самое настоящее! На сегодняшний день к числу наименее удачных моделей я бы отнес GeForce GTX 1650, GeForce RTX 2060, GeForce RTX 2080 SUPER, Radeon VII и Radeon RX 5600 XT. К когорте отличных новинок 2019 года можно смело отнести GeForce GTX 1660 SUPER, Radeon RX 5700 и GeForce RTX 2070 SUPER. Например, GeForce RTX 2070 SUPER в сравнении с GeForce RTX 2080 SUPER оказывается медленнее всего на 11 %, но последняя в 2020 году стоит 60 000 рублей, то есть почти в полтора раза дороже. Вообще, выпустив в 2019 году статью «Сколько видеопамяти необходимо современным играм», я окончательно убедился в том, что ускорителям дороже 20 000 рублей (и особенно GeForce RTX 2060) уже не хватает 6 Гбайт VRAM, хотя ГП в целом обеспечивает комфортный средний FPS. А в статье «На что способен самый быстрый игровой ПК 2019 года. Тестируем систему с двумя GeForce RTX 2080 Ti в 8K-разрешении» наглядно показано, что использование SLI-массивов в игровых конфигурациях является крайне сомнительным занятием — как минимум последние два года. Из приятных событий отмечу, что SSD и оперативная память в 2019 году продолжили дешеветь. В декабре 2018 года двухканальный комплект G.Skill Aegis (F4-3000C16D-16GISB) объемом 16 Гбайт можно было купить за 12 500 рублей, но ровно через год этот же набор стоил 5 000 рублей. Тогда я открыто призывал читателей закупиться ОЗУ — и вновь оказался прав. Весной стоимость оперативной памяти поползла вверх — в том числе и из-за кризиса. Статья «Какая оперативная память необходима игровому компьютеру в 2020 году (и в 2021-м — тоже)» доходчиво объясняет, что даже в недорогих игровых сборках необходимо использовать больше 12 Гбайт ОЗУ. Что касается SSD, то в большинстве сборок конца 2019 года использовались накопители с интерфейсом PCI Express. Однозначно, эпоха быстрых SSD наступила! В 2019 году в «Компьютере месяца» только в стартовой сборке не применялся NVMe-накопитель. Заметно подросли и объемы используемых SSD. В 2018 году за 6 000 рублей можно было купить какой-нибудь Samsung 860 EVO объемом 250 Гбайт. Сейчас же почти за такую сумму продают 512-гигабайтный ADATA XPG SX8200 Pro. ⇡#Вместо заключенияВот мы и добрались до финала нашей истории. С конфигурациями «Компьютера месяца», предлагаемыми в 2020 году, вы можете ознакомиться, прочитав апрельский или майский выпуск. Повторюсь, за прошедшие пять лет домашние игровые системные блоки серьезно изменились, хоть в народе и бытует обратное мнение. Однако всё, как известно, познается в сравнении. Ниже представлены таблицы со сборками, рекомендуемыми «Компьютером месяца» в разное время. На этом, пожалуй, и закончим. Стартовая сборка:
Базовая сборка:
Оптимальная сборка:
Продвинутая сборка:
Максимальная и экстремальная сборки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|