Сегодня 21 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Serious Sam 4 — Сэм, это несерьезно. Рецензия

Жанр Шутер
Издатель Digital Devolver
Разработчик Croteam
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-2400S 2,5 ГГц / AMD Phenom II X4 905e 2,5 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 3 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 780 / AMD Radeon HD 7950, 40 Гбайт на жестком диске, аккаунт в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-7820X 3,6 ГГц / AMD Ryzen 7 2700X 3,7 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1080 / AMD Radeon RX Vega 64
Дата выхода 24 сентября 2020 года
Возрастной ценз от 18 лет
Платформы PC, Stadia, Xbox One, PlayStation 4
Официальный сайт

Играли на PC

Совсем скоро Serious Sam отпразднует двадцатилетие — Croteam выпустила первую часть в далеком уже 2001 году. Почувствовали себя старым? Вот и я тоже. Зато Сэм все молодится. К месту и не к месту.

#У кого пушка больше, тот и прав

В Croteam, кажется, много фанатов творчества Кристофера Нолана. Иначе сложно объяснить, почему они рассказывают историю Сэма Стоуна в обратном порядке. Триквел был прологом к первой части: показал печальный финал войны на Земле и отправил героя в прошлое — с чего и начиналась The First Encounter. Serious Sam 4 же отправляется в еще более ранний период сражений с полчищами Ментала. Соответственно, мы снова не увидим главного злодея, а намеки на семейные связи Сэма из второй и третьей частей не получат развития.

 Старый друг бежит обниматься

Старый друг бежит обниматься

Человечество раз за разом отбивает нападения на родную планету (видимо, все космические владения, о которых гласит вступление первой части, уже потеряны), но силы на исходе. Однако у командования есть план, как склонить чашу весов в свою сторону, — Сэму и его команде надо достать легендарный Грааль (отсылки к Индиане Джонсу на месте). Якобы он обладает огромной силой, достаточной, чтобы дать решительный отпор инопланетному захватчику.

Конечно, захватывающий сценарий — последнее, что игроки ищут в Serious Sam. Но стоит отметить, что авторам удались второстепенные персонажи, некоторых из которых даже помнишь спустя пару дней после финала (особенно Кенни и бабулю из Рима). Да и сам Сэм, известный любитель пошутить, стреляет остротами так же метко, как пулями, выдавая очередную хохму буквально каждые несколько секунд. Конечно, чаще всего туповатую, но все равно не получается сдержать улыбки. Благо до сортирного юмора дело не доходит.

Третьей части в свое время досталось за скучные вступительные миссии, и Serious Sam 4 попыталась исправиться. В первые же часы удается разжиться недурным арсеналом, а иногда нас дразнят и мимолетными сценами с крутыми пушками, которые мы получим на постоянной основе чуть позже. Забудьте про затянутые забеги по темным канализациям с одним пистолетом да кувалдой. О кувалде, правда, тоже забудьте. А жаль — размахивать ей было приятно.

 «Простите, вы говорите, в игру какого года мы попали?»

«Простите, вы говорите, в игру какого года мы попали?»

Serious Sam 4 как можно раньше старается напомнить, что серия не зря стала синонимом драйвового, мясного экшена, в котором пули, адреналин и спецэффекты смешиваются во взрывном хаосе. После довольно мрачного стиля триквела четвертая часть не стесняется использовать яркие краски. Дело все еще происходит на Земле, но крупные города пока целы, а цветущие поля почти не тронуты войной. Это мы, впрочем, быстро исправим.

Сэм прогуляется по достопримечательностям Италии, заглянет в Ватикан, прокатится на байке по французской глубинке и буквально рухнет на заброшенную станцию где-то на севере России. Пейзажи довольно разнообразны, а вот наполнение бедное. Уровни строятся по двум шаблонам: или переплетение коридоров, или обширные арены. Serious Sam 4 определенно самая большая игра в серии, только зачастую амбиции берут верх над здравым смыслом — масштаб здесь ради масштаба.

Отдельные маркеры указывают путь к дополнительным заданиям. Они буквально кричат: «Посмотрите, можете свернуть налево, и здесь необязательная стычка с ценной наградой!» Я не преувеличиваю, на указателе и правда светится награда за участие в активности. Никакой радости исследования. Может, задумка в том, чтобы игрок лишний раз не отвлекался от мясорубки в поисках секретов. Только отвлекаться все равно придется. Огромные локации иногда настолько пустынны, что к очередному бою приходится топать по несколько минут. Звучит как мелочь, но успевает наскучить.

 Большая часть боссов размером с дом. Иначе было бы как-то несерьезно

Большая часть боссов размером с дом. Иначе было бы как-то несерьезно

По дороге и полюбоваться нечем. Выглядит Serious Sam 4, прямо скажем, бедно. Ради масштаба локаций пришлось пожертвовать их детализацией, из-за чего новая часть визуально слабо отличается от предшественницы. Хотя между ними без малого восемь лет разницы! Дизайн в лучшем случае обыденный, а в архитектуре нет цельности. Здания без дверей (хотя бы в виде текстуры) тут не редкость. Многие локации оставляют впечатление случайного нагромождения домов, руин, раскопок и ящиков.

К счастью, зачастую просторные арены все же служат основной цели — стать местом упокоения для сотен и сотен прихвостней Ментала. Serious Sam 4 помнит главное, за что любят серию, — безудержный расстрел всего, что шевелится в поле зрения. Безголовые солдаты, гнаары, клиры, быки и прочие старые злые знакомые вновь служат замечательным пушечным мясом. И камикадзе. Проклятые камикадзе, снова неделю будет всюду их крик мерещиться…

Пополнился зверинец и новыми экспонатами. Разработчики попытались придумать интересных тварей, которые вносят в сражения сумятицу. Вампиры постоянно телепортируются, бронированные гиганты уязвимы лишь со спины, а огнеметчики любят взлетать в небеса и поливать огнем с дальней дистанции. Необходимо внимательно контролировать поле боя. С одной стороны, это заставляет действовать чуть более тактически, чем раньше. С другой стороны… осознанный подход в Serious Sam?

 Можно совмещать хоть одинаковые, хоть разные стволы

Можно совмещать хоть одинаковые, хоть разные стволы

В моменты, когда вы крошите плазмаганом и ракетницей сотни врагов, бездумно конвертируя тонны патронов в кровь и мясище, игра просто сияет. Бежите по кругу, уничтожаете хоровод инопланетян самым большим калибром в арсенале, во все стороны летят искры, внутренности и конечности, в динамиках лязгает заводной рок или даже звучит пафосная симфония — это чистое, отфильтрованное удовольствие без каких-либо изысков. Совсем другое дело — пытаться зайти за спину здоровяку или целиться из снайперской винтовки в бомбардира, пока вас заклевывают мерзкие скелеты клиров. Это вызывает скорее раздражение. Особенно на высоких уровнях сложности.

И вся Serious Sam 4 — это постоянная смена настроения, от восхищения до фрустрации. Некоторые сцены дарят истинное удовольствие, другие же хочется пропустить как можно скорее. Масштабная пародия на Space Invaders соседствует с унылой пробежкой по серым улочкам. Прогулка по пустым зеленым просторам Франции заканчивается веселыми покатушками на комбайне, только косить мы будем вовсе не рожь. Ну а усыпляющее исследование заброшенной северной станции приводит к самому эпичному сражению в шутерах от первого лица, которое когда-либо видел этот жанр. Ни больше ни меньше.

Да, авторы сумели воплотить в жизнь обещанную систему «Легион», которая позволяет собрать на одном экране тысячи, если не десятки тысяч врагов. Да, это единственная сцена на всю игру (одним глазком мы взглянем на нее во вступлении и минут на пять-десять задержимся в финале), но она впечатляет размахом. Собственно, это единственный эпизод, способный удивить техническим исполнением. Реализация полна уловок и допущений, но наблюдать от первого лица за битвой стенка на стенку, где с каждой стороны тысячи участников, все равно дорогого стоит.

 Всю армию вам не одолеть, но покосить получится изрядно

Всю армию вам не одолеть, но покосить получится изрядно

Расправляться с врагами не надоедает добрый десяток часов. Разнообразный арсенал из пятнадцати пушек, у некоторых из которых предусмотрен альтернативный режим стрельбы, хорошо сбалансирован. Даже ближе к финалу можно найти применение стартовому пистолету с бесконечным боезапасом. Помимо оружия, в бою пригодятся мощные одноразовые артефакты: от остановки времени до настоящей черной дыры, всасывающей всех врагов на арене. На высоких уровнях сложности я даже не представляю, как без них пройти определенные столкновения.

По мере прохождения Сэм приобретает дополнительные навыки. И сюда добралась прокачка! Дерево умений скромное, очков хватит лишь на половину, зато каждый талант действительно полезен. Сидишь и думаешь, что же лучше: стрелять из двух миниганов сразу или научиться брать быка за рога и кататься на нем. Хотя, опять же, не уверен, насколько эти муки выбора подходят серии.

Печально, что даже в лучшие свои моменты игра находит чем подпортить впечатление. Техническая часть оставляет желать лучшего. Непомерные аппетиты заставляют систему напрягаться, словно вы пытаетесь запустить Crysis Remastered, хотя по детальности картинки Serious Sam 4 недалеко ушла от предшественницы (повторимся, девятилетней давности). Можно было бы это списать на сотни врагов в кадре, но даже пустые просторы Франции умудряются подтормаживать. Текстуры подгружаются прямо на глазах (при установке на SSD), модели персонажей крайне бедные, анимации глючные — продолжать можно долго. Хочется верить, что патч первого дня исправит хотя бы часть этих бед.

 Какие только секреты не найдешь…

Какие только секреты не найдешь…

* * *

Удивительное дело: несмотря на все проблемы, архаичность и одновременно ненужное следование трендам, от Serious Sam 4 все равно сложно оторваться. Да, глючит. Конечно, надоедает бегать по пустым и скучным локациям. Разумеется, хотелось бы более осмысленного прогресса, нежели «смотрите, у нас тут дополнительные задания!». Стоит ли это терпеть ради очередной безумной зарубы с двумя плазмаганами наперевес? Черт возьми, да!

Достоинства:

  • Серьезный Сэм все еще Серьезный;
  • обойма шуток, смешных и не очень (но в основном смешных);
  • олдскульный шутер в духе «один против армии» — все еще рабочая формула;
  • не надо выбивать патроны из демонов, вот же они, просто разбросаны по земле!

Недостатки:

  • попытки осовременить классический рецепт серии в основном выглядят несуразно;
  • техническому исполнению прострелили оба колена;
  • локации вроде и разнообразные, но по итогу какие-то безыдейные.

Графика

Большие пустынные локации, яркие, но скучные пейзажи — глазу не за что уцепиться. Только финальная сцена хоть чем-то удивляет, и то лишь на контрасте с десятью предыдущими часами.

Звук

Для каждой локации припасена своя тема (в русском уровне играет ремикс «Калинки»), а во время яростных перестрелок врубается драйвовый рок, под который нога сама начинает отстукивать ритм.

Одиночная игра

Стрелять — весело. Все остальное — не очень. Хорошо, что в основном надо только стрелять.

Коллективная игра

На релизе из совместных развлечений есть лишь кооператив в сюжетной кампании (до четырех человек), но со временем обещают добавить и новые режимы.

Общее впечатление

Сэм Стоун снова в деле. Пытается зачем-то молодиться. Это ему не идет. Но как жать на гашетку, чтобы было весело, он хорошо помнит.

Оценка: 7,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 12 мин.
Японцы предложили отводить тепло от чипов на материнских платах большими медными заклёпками 55 мин.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 3 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 4 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 4 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 5 ч.
Зонд NASA «Паркер» пошёл на рекордное сближение с Солнцем 6 ч.
Qualcomm выиграла в судебном разбирательстве с Arm — нарушений лицензий не было 11 ч.
Американских субсидий на сумму $6,75 млрд удостоятся Samsung, Texas Instruments и Amkor 12 ч.
Apple начала снимать с продажи iPhone SE, iPhone 14 и iPhone 14 Plus в Европе 20 ч.