Жанр | Приключение |
Издатель | SkyBound Games |
Издатель в России | Нет |
Разработчик | GoodbyeWorld Games |
Минимальные требования | Windows 7 и выше, процессор AMD Athlon X4 880K 4,0 ГГц / Intel Pentium G4500 3,5 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ, встроенная видеокарта уровня Intel HD Graphics 520 или AMD Radeon Vega, 5 Гбайт на жёстком диске |
Рекомендуемые требования | Windows 10, процессор AMD Ryzen 5 1500X 3,5 ГГц / Intel Core i5-7500 3,4 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня AMD Radeon RX 480 или NVIDIA GeForce GTX 970 с 4 Гбайт памяти |
Дата выхода | 8 апреля 2021 года |
Возрастной ценз | Нет |
Платформы | PC (Windows, macOS), Xbox One |
Официальный сайт |
Играли на PC
Порой мозг играет с нами в кошки-мышки — даёт почувствовать привкус воспоминания, заметить какую-то его тень — а затем топит его во тьме забвения. Мы все, за исключением отдельных уникумов, помним коротенькие фрагменты из детства, про которые не всегда даже можно сказать, правда это или нет. И чем более далекое детство, тем более беспорядочными и вырванными из контекста они кажутся — это могут быть какие-то нечёткие образы, отдельные слова, даже запахи. Но восстановить картину, уцепившись за этот обрывок, почти никогда невозможно, тем более эти воспоминания могут быть ложными. Как со снами — только проснувшись, мы часто помним сон в подробностях, но уже спустя пять-десять минут он начинает уходить, сыпаться сквозь пальцы, если только мы вовремя его не запишем. Эти ощущения нечёткой, ненадёжной памяти вместе с сопутствующим им погружением в раннее детство волшебным образом ловит и передаёт игра Before Your Eyes — произведение, которое должно было стать чистым упражнением в необычной механике, а оказалось одной из самых эмоциональных игр, в которые я когда-либо играл.
Игра про моргание
В прошлом году вышел финальный, пятый эпизод эпического (и великого) долгостроя Kentucky Route Zero — игры, которая создавалась с 2012 по 2020 год. И казалось, подобраться к этому эталону неспешности не удастся уже никому. Но удалось, и уже всего через год — первое упоминание игрового прототипа Close Your датируется 2014-м. И да, уже тогда основная игровая механика — управление происходящим на экране через моргание — была в основе всего и отлично работала. Прошло каких-то семь лет (и одна обязательная в таких случаях кампания на Kickstarter — в 2016 году), и окончательная версия проекта всё-таки вышла в свет, уже под именем Before Your Eyes и с иной сюжетной концепцией. Студия GoodbyeWorld Games, для которой эта игра стала дебютом, долго искала идеально подходящую для выбранной механики историю — и всё-таки нашла.
Ключевые моменты при этом остались неизменными. Действие, как и в Close Your, стартует после смерти главного героя — и из загробного мира мы пробегаемся по воспоминаниям, переходя из одного в другое, просто моргая. Зато серьёзно изменилось как графическое исполнение, так и несколько не самых, казалось бы, значительных, но оказывающих решающее влияние на восприятие процесса моментов.
Во-первых, мы не знаем причины своей смерти — паромщик в образе побитого жизнью пса не сообщает нам такие детали, а быстро отправляет в пучину памяти, восстанавливать свой жизненный путь. Во-вторых, ключевая идея — каждая сцена длится ровно столько времени, сколько вы держите свои глаза открытыми, — оказалась слегка подкорректирована. Прямо сразу «перелистнуть» воспоминание нельзя, нам в любом случае даётся некоторая экспозиция. Метроном, тиканье которого указывает на то, что стоит моргнуть — и мы двинемся по времени вперёд, появляется уже через какое-то время. Благодаря ему у нас, с одной стороны, появляется время на то, чтобы погрузиться в историю, а с другой… да, приходится сражаться с глазными мышцами.
Почти в любой игре у нас есть достаточно времени, чтобы все осмотреть, прочитать, погрузиться в её мир настолько, насколько хочется — обычно нас никуда не торопят. Даже в самом отчаянном шутере мы можем исследовать поле битвы после того, как отстрелили все волны врагов. Но Before Your Eyes безжалостнее, чем DOOM. Экспозиция любой сценки-воспоминания нам доступна в любом случае, а вот детали — какие-то дополнительные реплики, вещи, которые можно осмотреть и «потрогать», что-то ещё — будут доступны, только если вы не будете моргать.
Поначалу это кажется нечестным — синдром «собирателя достижений» с ходу включается на полную катушку: «Как так, я ещё не досмотрел!» На следующей сцене ты пытаешься обмануть систему, смотря куда-то в сторону, перед тем как моргнуть, или прикрываешь глаза руками, но они все равно начинают предательски слезиться от усилия, и ещё одна сценка обрывается на полуслове. И ещё одна. И ещё…
И в какой-то момент ты расслабляешься, понимаешь, что так и нужно — мы не можем полностью контролировать свои собственные воспоминания, они обрываются произвольно; что-то, что казалось невероятно ценным в момент, когда происходило, исчезает навсегда. И чувствуя это, ты постепенно находишь полный контакт с героем игры, который так же, как и мы, пытается что-то выбросить из головы, а какие-то пробелы дополнить фантазиями. И этот контакт, это прозрение (от офтальмологических сравнений тут никуда не деться) помогают полностью прочувствовать Before Your Eyes.
Другая вещь, которая позволяет здорово войти в контакт с произведением, — то самое упомянутое в начале «детское» ощущение. Чувства беззаботности, наивности и беспомощности перед поворотами судьбы отлично сочетаются с такой же беспомощностью нас как игрока — мы не можем ничего делать, кроме как моргать. При помощи того же движения век мы, к слову, открываем дополнительные моменты в сценках-воспоминаниях, а не только переходим от одной к другой. Также нам дают иногда водить мышкой, а в какие-то моменты придётся просто закрыть глаза — и это будут очень мощные моменты.
История, которую рассказывает игра, достаточно проста, если не сказать незамысловата, — создатели Before Your Eyes даже не пытаются бросать вызов интеллекту или разуму, а работают исключительно на эмоциональном уровне. Тем не менее линейный, на первый взгляд, рассказ делает резкий поворот перед последней третью — и становится на сентиментальные рельсы. Впрочем, не могу это назвать слабостью произведения — да, зачастую сентиментальность бывает манипулятивной и подменяет собой смыслы, но это не тот случай; Before Your Eyes не давит на жалость чрезмерно и чётко доносит свой гуманистичный и добрый посыл.
И почти последнее, что хотелось бы сказать, — да, в Before Your Eyes можно играть без веб-камеры, и да, если вы не проникнитесь идеей неизбежного пропуска части истории, можно перейти на управление при помощи мыши. Но в этом случае вы потеряете значительную часть очарования игры.
***
Видеоигры — достаточно молодой вид искусства (40 лет — вообще не срок), и здесь ещё возможен активный поиск способа взаимодействия потребителя и произведения. И мы будем ещё долго наблюдать за нахождением новых механик, использованием каких-то необычных контроллеров или технологий. Но зачастую прорывные в плане этого поиска игры оказываются заложниками собственных механик, затмевающих художественные достоинства. Или художественные достоинства оказываются и вовсе не важны, и произведение оказывается сразу, в момент своего выхода, в роли музейного экспоната, нишевого аттракциона или, в лучшем случае, вехи, «важной игры», про которую многие услышат, но в которую мало кто будет играть. Before Your Eyes избегает этой ловушки — её создатели смогли добиться синергии способа рассказывания истории (из которого всё и выросло) и самой истории, подарив нам маленькую жемчужину, мимо которой не стоит проходить. Хотя бы из любопытства.
Достоинства:
- уникальная игровая механика — управление происходящим с помощью морганий;
- очень эмоциональная и трогательная история;
- незамысловатое, но приятное графическое оформление.
Недостатки:
- придётся отклеить липкую ленту со своей веб-камеры;
- нет перевода на русский язык (при том, что местами игру придется воспринимать исключительно на слух).
Графика |
Before Your Eyes выглядит простенько, но очень аккуратно и полна очаровательных деталей. |
Звук |
Игра прекрасно и полностью озвучена (это было неизбежно — местами, кроме звука, в ней нет ничего), а вот музыка вылетает из головы сразу после титров. Зато в процессе можно сыграть пьесу из баховского сборника «Хорошо темперированный клавир». |
Одиночная игра |
Dark Souls от мира моргания. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Уникальный игровой опыт, который сочетается с очень эмоциональной историей и вступает с ней в полный контакт. |
Оценка: 9,0/10
Видео: