Жанр | Аркада, приключение |
Издатель | THQ Nordic |
Разработчик | Frozenbyte |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i7-2600K 3,4 ГГц / AMD Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 760 / AMD Radeon R9 280, 16 Гбайт на жёстком диске, аккаунт в Steam, Epic Games Store, GOG или Microsoft |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i7-7700K 4,2 ГГц / AMD Ryzen 5 3600 3,6 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 6 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1060 / AMD Radeon RX 580 |
Дата выхода | 31 августа 2023 |
Возрастной ценз | От 7 лет |
Локализация | Текст |
Платформы | PC, Xbox One, Xbox Series X|S, PlayStation 4, PlayStation 5, Switch |
Официальный сайт |
Играли на PC
Конец лета выдался жарким и богатым на релизы. И если разработчик — не FromSoftware, то выпускать свое детище между Baldur’s Gate 3 и Starfield — форменное самоубийство. Вот и Trine 5 прошла, кажется, почти незамеченной на фоне мастодонтов. А ведь Frozenbyte в очередной раз удивила фантазией по части головоломок и предложила окунуться в теплую атмосферу фэнтезийного приключения.
⇡#Ирония смыслов
Серия Trine отличается удивительной стабильностью. Не считая экспериментов триквела с переводом геймплея в честные три измерения, из раза в раз нас ждет почти одна и та же игра. И на это совсем не хочется обижаться. Бессменная троица героев — воровка Зоя, рыцарь Понтий и маг Амадей — снова попадает в водоворот приключений, когда приглашение на званый ужин оборачивается западней. Леди Солнышко (без шуток) решает захватить власть в королевстве с помощью армии оживших автоматонов.
И хотя злодейский злодей не вкладывает личных убеждений в свои коварные планы, все равно забавно наблюдать, как старые герои борются с порождениями прогресса, — то ли совпадение, то ли метаирония разработчиков по отношению к неудачной Trine 3: The Artifacts of Power. Современные машины — бездушные жестянки без мозгов и чести, то ли дело старые добрые рыцари и магия! Если хорошо получается делать красивые двухмерные платформеры, то зачем пробовать новые идеи? Сплошные риски.
Как продолжатель традиций Trine 5, безусловно, удалась. Серия всегда отличалась замечательной картинкой, и A Clockwork Conspiracy может смело претендовать на звание одной из самых красивых игр года. Пейзажи сочные и яркие, полные мелких деталей и, несмотря на двухмерную механику игры, удивительно объемные. То и дело виртуальный оператор слегка приподнимает и наклоняет камеру, чтобы продемонстрировать очередной захватывающий дух вид — лес у подножья холма, портовый город с высоты башни, уходящие в бездонную тьму шахты.
На протяжении двух десятков уровней, разбитых на пять глав, троица посетит множество живописных мест. Но стоит отметить, что все это мы в серии уже видели: и сказочные леса, и мрачные пещеры, и шикарные замки. Свежести знакомой стилистике придает разве что доза стимпанка. Trine 5 — это компиляция всего, за что игроки полюбили предыдущие выпуски. То же касается и игрового процесса.
Как и раньше, игрок берет под свое управление троицу героев. В одиночном режиме вы переключаетесь между персонажами, а на экране всегда только один из них, зато в сетевой игре компашка действует сразу командой. Доступен как классический режим, где каждый из троицы присутствует в единственном экземпляре, так и появившийся в четвертой части кооператив на четверых с любой комбинацией героев. И загадки продуманы таким образом, чтобы в любом режиме вы смогли подобрать к ним ключик.
Одиночное прохождение от такого подхода, как мне кажется, только выиграло. Ведь у одной головоломки может быть множество решений с применением разных способностей. Специализация у протагонистов все та же: Зои орудует луком, цепляется за стальные кольца и связывает между собой разные предметы; Понтий прокладывает команде дорогу мечом и щитом; Амадей же, как и раньше, может наколдовать из воздуха платформу или куб, а также двигать вещи силой мысли.
Сложность головоломок нарастает постепенно. Первые уровни пролетаются с ходу, особенно если вы уже знакомы с прошлыми выпусками Trine. Использовать магическую перекладину, чтобы перейти через пропасть, сделать веревочный мостик, разбить преграду — это освоит каждый. Но чем дальше, тем замысловатее становятся задачки, а последовательность действий, которая позволит пройти вперед, все удлиняется.
Герои открывают новые способности, которые тут же добавляют очередной слой для головоломок. И вот уже надо просчитывать решение на три хода вперед: создать куб и сменить ему направление гравитации, привязать к нему веревкой предмет, создать клон Понтия, который на определенной высоте «заморозит» взлетающую конструкцию лучом от щита, и так далее и так далее. В какой-то момент даже не понимаешь, сложил ли ты пазл как задумывали разработчики или же с помощью неочевидного взаимодействия механик нашел новый путь.
Благодаря разнообразию доступных навыков задачки сменяют друг друга без повторения идей полтора десятка часов. Они успевают хорошенько проверить вашу фантазию и смекалку, но не превращаются в рутину — стоит подумать, что вы нашли какой-то универсальный ключик, как A Clockwork Conspiracy добавляет в правила очередную переменную. Игра комбинирует практически все идеи, что встречались в серии раньше.
Порой решение головоломок прерывается сражениями. Глубиной они, как и раньше, не отличаются, и исполняют роль второстепенного отвлечения — перерыва, чтобы разгрузить голову, пострелять в болванчиков и побросать им на головы тяжелые ящики. Рядовые противники могут задавить разве что количеством, если вас вдруг запрут на тесной арене. Зато боссы получились занимательные — они тоже, скорее, представляют собой задачки на смекалку, а не на реакцию.
Безусловно, разнообразие возможностей вызывает уважение. При своей немалой продолжительности Trine 5, как ни удивительно, не успевает наскучить. Но не удается избавиться от ощущения, что формат серии очень близок к тому, чтобы упереться в потолок. Большую часть всего, что предлагает пятая часть, мы видели в прошлых выпусках. Да, открывать новые горизонты может быть страшно, всегда есть риск наступить на неизвестные грабли. Но рано или поздно придется двигаться дальше, чтобы не впасть в стагнацию.
* * *
Впрочем, не обращайте внимания на мое брюзжание. Trine 5: A Clockwork Conspiracy — однозначно хорошая игра. С крайне неудачной датой релиза. Возможно, ей стоило выйти где-нибудь зимой, после бури блокбастеров. И ее уютная, солнечная атмосфера смотрелась бы особенно выигрышно на фоне зимних пейзажей за окном. Если пропустили сейчас, то сделайте пометку в календаре, чтобы вспомнить о Trine 5, когда наиграетесь в громкие хиты. Она этого заслуживает.
Достоинства:
- уютная сказочная атмосфера и чарующе красивые пейзажи;
- множество интересных пазлов;
- постоянная ротация игровых механик — полтора десятка часов Trine 5 не перестает подкидывать что-то новое.
Недостатки:
- в рамках серии авторам все сложнее придумывать новые правила и приходится выкручиваться комбинациями знакомых идей;
- боевая система все так же не вызывает энтузиазма.
Графика |
Мир получился невероятно красивым, уютным и объемным. Постоянно хочется остановиться и полюбоваться окружением. |
Звук |
Нежные мелодии своими переливами незаметно вплетаются в общую сказочную атмосферу. |
Одиночная игра |
Прекрасный платформер-головоломка, в котором задачки разнообразны, отлично сбалансированы и позволяют импровизировать, чтобы продвинуться вперед. |
Оценочное время прохождения |
Немалые для жанра 15 часов. Но пролетают они незаметно. |
Коллективная игра |
Любой формат к вашим услугам: сетевой или локальный кооператив, каноничная троица персонажей или произвольный набор. |
Общее впечатление |
Уютная и очаровательная сказка, вышедшая в не самое удачное время. |
Оценка: 8,0/10
Видео: