Сегодня 06 октября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Cultic — кровавая жатва. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Шутер
Издатель 3D Realms
Разработчик Jasozz Games
Минимальные требования Процессор Intel Core i3-4150 3,5 ГГц / AMD FX 6350 3,9 ГГц, 6 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 3 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GT 740 / AMD Radeon R7 240, 3 Гбайт на накопителе, аккаунт в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5-9600 3,1 ГГц / AMD Ryzen 5 3600 3,6 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1070 / AMD Radeon RX 580
Дата выхода 13 октября 2022 года (первая глава), 18 сентября 2025 года (вторая глава)
Возрастной ценз От 17 лет
Локализация Отсутствует
Платформы PC
Официальный сайт

Cultic — пример игры, которую действительно создал разработчик-одиночка. Джейсон Смит (Jason Smith) придумал концепцию, сформировал стилистику, написал код и даже самостоятельно сочинил музыку. Оттого ещё более впечатляющим кажется этот суровый шутер, отсылающий к Blood и многим другим проектам конца девяностых на движке Build. Подзаголовок Chapter One намекал, что продолжение рано или поздно случится. И действительно, три года спустя Джейсон порадовал фанатов оригинала второй главой. Хотя порадовал ли?

 Спокойствие на улицах продлится недолго

Спокойствие на улицах продлится недолго

#Детектив с того света

Первая глава повествует о детективе, объявившем охоту на мистический культ после череды похищений в сельской глубинке. Впрочем, сразу по прибытии на место расследования героя убивают, но на этом злоключения только начинаются. Cultic не предлагает захватывающего сюжета, но при этом локации вполне осмысленные и логически связанные. От заброшенных поселков через шахты мы добирались к древним развалинам, чтобы дать бой потустороннему злу. Окружение и разные записки придавали происходящему контекста — и этого хватало, чтобы поддерживать ощущение цельного приключения.

Главная причина ознакомиться с Cultic — захватывающий, напряженный геймплей. В отличие от многих олдскульных шутеров, игра делает большой упора на позиционные перестрелки. Встав в полный рост посреди боя, даже с полным здоровьем и в броне с ног до головы, протагонист продержится максимум несколько секунд. Приходится бегать от укрытия к укрытию, раздавая между делом меткие хедшоты и отбиваясь от особо дерзких противников залпами из двустволки. При этом каждый выстрел ощущается сочно, что подчеркивают обильные кровавые эффекты, внушительная отдача и редкие моменты замедления времени, когда точное попадание взрывает вражескую черепушку словно тыкву.

Отлично реализованы и карты. Есть как открытые пространства, где к вражескому лагерю можно подойти с разных сторон, так и разнообразные коридоры с аренами. Лишь визуальный стиль явно на любителя. Все окружение выполнено в полном 3D, но многие элементы интерьера созданы вокселями, чтобы имитировать пиксельную картинку. Враги же, в духе шутеров середины девяностых, представляют собой двухмерные спрайты. Что не беда само по себе, но из-за бордово-коричневой цветовой палитры пейзажи и культисты иногда сливаются в аляповатое месиво. Хотя порой игра и радует интересными видами.

 Куда же без бильярда

Куда же без бильярда

Три года с момента выхода Cultic Джейсон не только корпел над новыми картами, но и улучшал первую главу. В частности, поработал над контрастностью и цветами, представив в итоге аж пять вариаций. Стало действительно лучше. Выпустил он и бонусный эпизод-интерлюдию с новым героем и несколькими свежими видами оружия. Действие в нем происходит в пределах полицейского участка, где большей части личного состава промыли мозги культисты. Уровень оказался насыщенным — целое здание с несколькими этажами и множеством путей и секретов, где можно затеряться практически на целый час. Казалось бы, вторая глава должна быть построена по классическим лекалам: все как прежде, только больше и лучше. Всего действительно оказалось больше. Но вот лучше? Едва ли.

#Ад на ферме

Первая же миссия второй главы Cultic демонстрирует возросший масштаб. Детектив оказывается теперь уже в городе, наводненном бойцами культа. Однако улочки все еще ведут к финишу хоть и широким, но коридором. Путь преграждает множество препятствий, которые предстоит либо обходить — через строительные леса, по канализации, — либо идти напролом, работая динамитом. Хотя здесь уже видны первые звоночки проблем. Например, широкая пустая улица, где нет ничего. И пустота режет глаз.

Джейсон зачем-то решил сделать упор на открытые пространства. Чуть ли не половина уровней — это обширные локации, где надо найти несколько ключей или динамитных шашек, чтобы открыть путь дальше. Причем наводок практически никаких. Надо тщательно высматривать приметные места, которые выделяются на общем фоне, — скорее всего, один из ключевых предметов найдется там. Но заглядывать под каждый камень, когда хочется сосредоточиться на перестрелках, не особо весело.

 Простите, зашел не в ту дверь

Простите, зашел не в ту дверь

Причем даже на некоторых закрытых локациях создается ощущение бессмысленного гигантизма. Зачем эти огромные пустые коридоры на скотобойне? Бегать туда-обратно по однообразным лабиринтам несколько минут не доставляет никакого удовольствия. Лишь ближе к финалу Cultic возвращается в форму. Перестрелки в вагонах поезда испортить в принципе сложно, а мрачный особняк, отсылающий к Resident Evil, и подземный бункер спасают впечатление от второй главы интересным дизайном карт.

Ужасов в игре, к слову, стало действительно больше. Некоторые эпизоды по атмосфере — настоящий хоррор на выживание. Без зажигалки или фонарика не видно ни зги, а где-то в темноте, за углом, постоянно раздаются пугающие звуки. Нашлось место даже оммажу Silent Hill с потусторонним миром. И баланс сместился в сторону выживания. Но выглядит это странно.

#Губки для свинца

Ритм перестрелок Cultic очень далек от того, к которому мы привыкли в размеренных ужастиках. Врагов много, они меткие и больно бьют. А в первой трети игра очень скупится на боезапас. Каждый выстрел должен быть выверен, и желательно целиться в голову. Рекомендую не забывать о топоре, чтобы не тратить патроны на всякую шушеру. Ведь, помимо дефицита ресурсов, вторая глава еще и очень часто натравливает на нас бронированных солдат, на которых приходится почти целиком тратить с трудом накопленные припасы.

 Пулемет — отличное средство даже против самых крепких врагов

Пулемет — отличное средство даже против самых крепких врагов

В первую очередь улучшайте на станках убойность пушек, а уж затем всякую там скорострельность или объем магазина. Также стоит выбрать любимые стволы и вкладывать запчасти в их прокачку — развить до предела выйдет в лучшем случае половину арсенала, и то если вы найдете большинство секретов. С учетом дефицита патронов, их поиск порой кажется обязательным условием для прохождения.

Игра очень требовательна к грамотной трате ресурсов. Вместо того чтобы всадить десяток зарядов дроби в пулеметчика, лучше кинуть один коктейль Молотова — пламя охватывает даже самых крепких врагов. Остались без коктейлей, а вас заперли в комнате с двумя мясниками? Что ж, вероятно, стоит загрузить более ранее сохранение, если вы его, конечно, делали. К счастью, автор прислушивается к комментариям и уже успел чуть исправить баланс, что улучшило ситуацию во второй главе. Но мой опыт это уже не исправит, и в любом случае намного проще патч игру не сделал. А это лишь третий уровень сложности из пяти!

Чуть облегчает жизнь возможность подбирать щит — он поможет продержаться под вражеским огнем, одновременно отстреливаясь. Причем его можно и установить его на землю, и метнуть в кого-нибудь, и огреть им по голове противника в ближнем бою. Также появилась дополнительная возможность резко отскакивать в сторону. Правда, рывки имеют ограничение в три заряда, которые восстанавливаются со временем. Но и на том спасибо.

 Щит чертовски полезен, но обзор, конечно, сильно ухудшает

Щит чертовски полезен, но обзор, конечно, сильно ухудшает

* * *

Cultic: Chapter Two — отличная иллюстрация того, что «больше» не всегда значит «лучше». Игра заметно разрослась вширь, но на пользу ей это не пошло. Открытые локации лишь тратят время на скучные пробежки и поиск спрятанных ключей, не предлагая взамен ничего осмысленного. А большее количество «толстых» врагов сделало перестрелки более рутинными, опустошающими запасы и попросту затянутыми. Нужны правки баланса, Джейсон.

Достоинства:

  • сочные перестрелки и проработанный арсенал;
  • атмосферная стилистика для любителей шутеров девяностых;
  • продуманные локации в первой главе.

Недостатки:

  • вторая глава пыталась сделать всего больше, а в итоге ухудшила почти каждый аспект.

Графика

Смесь воксельного 3D и спрайтовых врагов в духе Blood или Duke Nukem 3D. У Cultic определенно есть свой стиль, хотя по душе он придется не каждому.

Звук

Лучше всего звучит, конечно, оружие — в пушках чувствуется характер. Саундтрек же просто выполняет свою функциональную задачу фона для перестрелок.

Одиночная игра

Олдскульный шутер с акцентом на позиционной стрельбе и перебежках от укрытия к укрытию.

Оценочное время прохождения

Пять часов на оригинальную кампанию и порядка восьми — на продолжение

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Задорный привет из прошлого и неплохой духовный наследник Blood с парой занимательных идей. Начинается отлично, а вот вторая глава, увы, подкачала.

Оценка: 7,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Paradox забросит амбициозную стратегию Millennia в духе «Цивилизации» спустя всего полтора года после релиза, и фанаты не рады 2 ч.
Поглощение Activision обернулось тем, чего боялась FTC — Microsoft режет кадры и поднимает цены 3 ч.
«Это полный сюр»: хоррор об ужасах долговой ямы CloverPit за восемь дней достиг полумиллиона проданных копий в Steam 4 ч.
Orion soft представил рынку собственный VDI 5 ч.
Закулисное обновление в Steam разожгло слухи об апгрейде Red Dead Redemption 2 для «следующего поколения» 6 ч.
Популярное направление: ИИ перетянул на себя больше половины средств венчурных инвесторов 7 ч.
В Meta начали отслеживать активность использования ИИ сотрудниками — через игру 10 ч.
Новая статья: NCORE — жетонов и зрелищ! Предварительный обзор 15 ч.
xAI через две недели запустит Grokipedia — конкурента «Википедии» с искусственным интеллектом 21 ч.
ИИ нашёл себя в маркетинге: каждый четвёртый пресс-релиз написан нейросетью 23 ч.
HP представила компактный «ИИ-суперкомпьютер» ZGX Nano G1n AI Station на основе NVIDIA GB10 25 мин.
Asus выпустила первый моноблок класса Copilot+ PC 3 ч.
20 тыс. км и 260 Тбит/с: подводный кабель Bifrost между США и Сингапуром, созданный при участии Meta и AWS, готов к эксплуатации 3 ч.
250 Тбит/с на чип: Ayar Labs, Alchip и TSMC предложили референс-дизайн для упаковки ASIC, памяти и оптических модулей в одном чипе 4 ч.
+69 000 % за 20 лет: акции Nvidia — абсолютный лидер S&P 500 по долгосрочным темпам роста 5 ч.
Corning и GlobalFoundries создадут оптические коннекторы для кремниевой фотоники 6 ч.
OpenAI оснастит дата-центры энергетическим оборудованием Hitachi 6 ч.
Дефицит флеш-памяти NAND станет нормой в ближайшие десять лет, как считает глава Phison 8 ч.
Foxconn показала рекордную квартальную выручку на фоне бума ИИ-технологий 10 ч.
Новая статья: Компьютер месяца, спецвыпуск: 10 тезисов о том, как лучше собрать по-настоящему мощный игровой ПК 13 ч.