Разработчик: Valve
Издатель: Vivendi Universal
Жанр: 3D Action
Официальная страница Half-Life 2
Минимальные требования: Р3-700, видеокарта на базе nVidia Riva TNT
Рекомендуемые требования: P4-2000, 512 Мб, видеокарта на базе nVidia GeForce 4 Ti.
Дата выхода: 30 сентября 2003
Да…накаляются страсти, кипят страстишки… Уже в январе невооруженным глазом было видно, что осень 2003 года в игровом мире выдастся на редкость жаркая и боевая. Шутка ли, выпускать в один сезон сразу СТОЛЬКО потенциально хитовых проектов. Игровой общественности и одного Doom III хватило бы за глаза (тогда его еще не перенесли, как вы помните), а тут к нему в придачу уверенно пробивается отечественный Kreed, собирается выйти Far Cry, грозно потрясает кулачками Chrome и что-то кричит все-таки вознамерившийся почтить нас своим присутствием многострадальный Halo. В общем, слегка ошалевший игровой мир пребывал в пьянящем ожидании, во-первых, Е3 2003, во-вторых, собственно осенней поры всех этих релизов. Именно в таком полуобморочном состоянии застали игровую общественность сотрудники студии Valve, нежданно негаданно выпустив на "осеннюю дистанцию" не какой-нибудь очередной мод к Counter-Strike (чего все могли ожидать), а… Half-Life 2. Тут-то все и не выдержали. Анонс столь загадочного, выскочившего как черт из табакерки проекта произвел фурор, вогнав поклонников жанра action, и без того ломавших головы над тем, как же им успеть во все это переиграть, в состояние истерии. Игровые сайты и печатные издания наперебой начали публиковать скриншоты вкупе с крупицами информации об игре, растворенными в клокочущем вареве неподтвержденных слухов. В этой статье мы постараемся "слить пену", отбросить все лишнее, недостоверное и неподтвержденное, оставив лишь сочные, аппетитные факты.
Итак, Его появление, как вы поняли, оказалось, мягко говоря, неожиданным. Между тем, став одной из лучших игр Е3 2003, Half-Life 2 обещала предстать во всем великолепии финального релиза не в "прекрасном далеко", а в самом что ни на есть сентябре того же 2003 года. Оказалось, хитрые разработчики в поте лица трудились над сиквелом целых пять (sic!) лет, со времени выхода оригинального Half-Life. И плоды их пятилетних трудов, признаться, впечатляют. Дерзкий проект, минуя все промежуточные ступени, сразу ломанулся в лидеры, тягаться с самим Doom III и Kreed (если последний окажется действительно так хорошо, как сейчас видится). На первый взгляд (но только на первый), конкурентоспособность вновь пребывший обеспечивал себе, прежде всего, графикой. Valve разработала свой собственный высокотехнологичный движок, полностью лояльный к DirectX 9 и поддерживающий всё, чем хвастался Doom III (если уж принимать его за эталон). В это "всё" входит необыкновенно правдоподобное динамичное освещение, зрелищная игра теней, объемные текстуры, все виды шейдеров, огромные количества полигонов и удивительная степень детализации. Разумеется, есть у Half-Life 2 и восхваляемая на все лады "rag doll" физика, максимально близко соответствующая физике реального мира.
Проявляется она в "правильном" взаимодействии объектов с игроком и друг с другом: тела скатываются по лестницам и падают с возвышенностей, тяжелые предметы тонут, легкие плавают и т.д. В области же лицевой анимации Half-Life 2 пошел даже дальше. Кроме реалистичного отражения на лицах игровых персонажей самых разных эмоций, Valve добилась потрясающей синхронизации движения губ с речью. Да простят мне скептики такое обилие восторженных эпитетов, но после просмотра нескольких технологических демо-роликов иначе просто нельзя.
Разработанная Valve система позволяет героям шевелить губами точно в такт произносимым звукам. При этом наличествует многоязыковая поддержка речи! На Е3 2003 героиня игры общалась с публикой на китайском, двигая губами в полном соответствии со звуками китайского языка. В другом видеоролике та же героиня (зовут ее, кстати, Alyx), демонстрируя прекрасную мимику, бросает взгляд прямо на сидящих за монитором. Подчеркиваю, создается впечатление, что Alyx действительно смотрит не в абстрактную пустоту перед собой, а на вас.
Конечно, можно возразить, что при всем внешнем великолепии Half-Life 2 не переплевывает Doom III, а возможно, и тот же Kreed, соответственно, ничего уникального в нем нет. Абсолютно соглашусь с таким заявлением, с той лишь оговоркой, что ни первый, ни второй Half-Life никогда не разрабатывались с целью покорить игроков одним лишь внешним видом (чего не скажешь о том же Doom III, особенно в ранней стадии работ над ним). Согласитесь, ведь не переделанный до неузнаваемости движок Quake II притягивал (а кого-то, вероятно, и притягивает до сих пор) вас к оригинальному Half-Life. Нет, игрушка подкупала другим - своей атмосферой отличного научно-фантастического триллера, интересным сюжетом, жутковатой обстановкой всеобщего хаоса. Valve, хвала богам, прекрасно осознала сильную сторону своего детища и во второй части игры сделала ставку именно на атмосферность, увлекательность геймплея, оставив отличную графику в качестве жизненно необходимого, но все же фона.
Действия на этот раз переносятся из глухих подземелий и солнечных внутренних двориков комплекса Black Mesa в мрачный, полуразрушенный и заброшенный City-17, затерявшийся где-то в Европе. Ничего не напоминает? Верно, так и напрашиваются параллели с Горкий-17. Та же Европа, тот же заброшенный, переполненный живыми кошмарами город… А может и правда есть где-то что-то такое? Не с потолка ж они берут это магическое "17"… Впрочем, к нашему сегодняшнему разговору тайна сия не относится.
Слегка отвыкнув за время прохождения Half-Life: Opposing Force (с бойцом спецподразделения в главной роли) и Half-Life: Blue Shift (где "звездил" сотрудник службы безопасности Black Mesa) от крепкого тельца самого мистера Фримена, мы вновь смотрим на мир его зелеными глазами. К счастью, не в одиночестве! Кроме содействующих (а не противостоящих, как раньше!) нам военных, Гордон повстречается с охранником Барни (в лице которого мы счастливо избежали гибели в Blue Shift), а также будет тесно сотрудничать с упомянутой выше обаятельной Alyx. Мать девушки погибла во время инцидента на Black Mesa, поэтому юная особа решает присоединиться к борьбе с ненавистными пришельцами из другого измерения. Вообще, прослеживается интересная тенденция создавать пары и сбалансированные группы героев в новых action-играх. Если помните, сначала символом героизма был небритый, покрытый шрамами герой. Затем взял свое феминизм, и игровой мир наполнили разнокалиберные красотки во главе с мисс Крофт. Но вот Лара получила в пару Кертиса. Бородатый Гордон Фримен подружился с Alyx. А крутой вояка из Unreal II вообще обзавелся целым семейством. Так, глядишь, и Doom III коснется нежная женская ручка… Впрочем, мы вновь отклонились от темы.
Что привело отважного Гордона Фримена и Alyx в смертельно опасный City-17, мы, вероятно, узнаем лишь после выхода игры. Хотя разработчики утверждают, что City-17 - далеко не единственное место проникновения пришельцев. Вся планета оказывается под угрозой вторжения, первопричиной которому послужил злополучный эксперимент в оригинальном Half-Life. Городок встречает наших героев максимально агрессивными негодяями из другого мира. Отрадно, что разработчики решили не переделывать заново весь "монстроряд", а сохранили прежних милых зверюшек, добавив и новых уродцев. Наряду со старыми знакомыми headcrab`ами, зомби и многоглазыми "электрическими маньяками" нас встретят профессиональные солдаты армии "чужих", напоминающие арахнидов из "Звездного Десанта" кузнечики-переростки и столь полюбившиеся публике на Е3 2003 "страйдеры". Список, конечно, далеко не полный, но в деле мы пока видели лишь вышеперечисленный зверинец.
Примечательно, что подавляющее большинство противников и все союзники уже сейчас, судя по видеоматериалу от разработчиков, обладают недюжинным искусственным интеллектом (коим славилась оригинальная игра). Valve заявила, что не желает полностью отказываться от кинематографичных скриптов, однако намерена тесно переплести их с действительно разумным поведением монстров. За этой путаной фразой кроются враги, способные выламывать двери (подчеркиваю, не в заскриптованных сценках, а вообще), приседать, пригибаться и прыгать, одним словом, делать все, чтобы не дать наглецу (читай, игроку) уйти живым.
Впрочем, никто не осмелится назвать Гордона Фримена трусом. Он никогда не бегал от опасности, встречая ее лицом к лицу с оружием наперевес. Так и Half-Life 2 намерен гордо встретить конкурентов, приняв участие в ожесточенной борьбе за сердца и кошельки игроков. Благо, все задатки для успеха у игрушки имеются (самое интересное, что то же самое можно сказать и о потенциальных конкурентах проекта). Правда, столь напряженной борьбы, какая представлялась в начале года, быть уже не может. Судите сами: Doom III сошел с "осенней дистанции", переориентировавшись на первый квартал 2004 года, да и с Half-Life 2 ситуация складывается неоднозначная. Совсем недавно появилось сообщение о переносе срока релиза игры с сентября на рождественские праздники, но почти одновременно с этой грустной новостью вышла противоречащая информация о том, что ATI намерена приурочить к выходу игры релиз новой видеокарты Radeon 9900 Pro. Причем в планах компании значится именно сентябрь, а не далекое Рождество. Верить, разумеется, хочется сообщениям, пророчащим релиз в сентябре, однако горький опыт настойчиво советует разделаться с наивным оптимизмом и готовиться к худшему. Так что ждите, обязательно ждите Half-Life 2. Ведь рано или поздно он все равно выйдет!