Жанр: Футбольной симулятор Английской Премьер-лиги |
Разработчик: Electronic Arts (EA SPORTS) - http://www.ea.com/ |
Издатель: Electronic Arts - http://www.ea.com/ |
Требуется: Pentium II, 32 Mb RAM |
Рекомендуется: Pentium III, 64+ Mb RAM, Direct3D 7.0 совместимый акселератор |
Время освоения: 0,5 - 1 час |
Сложность: Высокая |
Знание английского: Не обязательно |
Рональдо на вырост
Ничего страшного, что я перепутал Оскара с Фигу - это как в кино: кому-то "Оскара", кому-то...
(Из комментариев В.М. и В.У.).
EA SPORTS решительно не может ничем меня удивить, ее стиль создания серий спортсимов вызубрен от доски до доски, и, надо признаться, все меньше и меньше нравится... Такие вот невеселые мысли бродили по извилинам уставшего от бурного дня мозга, в то время как руки, путаясь в непривычно-неудобном интерфейсе, выставляли максимум сложности в товарищеской встрече "по умолчанию" (Арсенал vs МЮ).
За МЮ я не играю из принципа - это самая сильная команда в мире. Мне дороже "Арсенал", который... выиграл под моим руководством с малоубедительным счетом 3:2. МЮ был заменен на "Брэдфорд Сити". Победа была более ощутимой - 4:0, причем один гол был признан "звездным", а два других - красиво переведенные головой под перекладину мячи после угловых... Тут-то и произошло невиданное: следующие 7 игр я проиграл... Разум немедленно завопил о "невразумительном управлении" (либо гейм-пэд, либо криворукое "B", "N", "M") "неправильной камере" (одна камера - это просто преступление против гуманизма, впитанного на пяти-шести в остальных проектах EAS), "тупом AI нашей команды"... Но, все было гораздо страшнее и проще - эти упыри, эти проклятки, эти сволочи научились грамотно играть!! Четырежды Дуайт Йорк выбирал правильную позицию, размазывая наших защитников по весеннему газону.
Я скинул уровень сложности на "Профи", принес графин крепкого кофе и нервно начал разбираться...
Детовщина: как надо мной издевались
"Динамо" громит, давит и производит другие насильственные меры над "Барселоной".
(Из комментариев В.М. и В.У.)
При первом знакомстве с игрой выплывает неутешительный факт: это - порт с консоли. Первая ласточка новой доктрины рынка, когда переводят не с PC на приставку, а наоборот.
Тотчас неподготовленного зрителя начинают обуревать передовые отряды "чисто консольных подлянок": интерфейс "на три кнопки", детская эстетика, "веселые" заморочки, но главное - принципиальная невозможность записать понравившийся highlight (лучший момент). Конечно, мило, что авторы вставили в интерфейс возможность работать мышкой (их "сотоварищи" по ПОРТизации - SEGA вообще заставляет геймеров привыкать к имитации на клавиатуре их [cenzored] гейм-пэда), но после сверхудобной системы меню в Euro'2000 привыкание занимает вполне достаточный срок.
Привыкнув к менюшкам, их сочетаниям и тому, какая откуда вылезает и что для этого надо нажать (благо, логика несложна - задумывается-то все для детей), стоит настроится на благосклонное принятие вовнутрь сознания так называемой "детской эстетики". Этих, знаете ли, голубоглазых негритят на доске выбора стратегий, звездочек по бокам, развеселых пиктограммок, и прочей утвари детсадов...
Напоследок, стоит, перечитав научного фантаста Гете, понять наконец полную несостоятельность желаний доктора Фауста остановить момент. Нету уважаемый доктор Фауст в этой игрушке такой опции - забили гол, порадовались, повторчики посмотрели - и будет с вас. А записывать для потомков - бесовское дело, оно на приставке без надобности...
Ну и как прикажите после таких беспардонных кульбитов относится к EAS? Зачем она перевела с "сегамеги" на PC это детскую неожиданность?
Назад в будущее
Трибуны что-то кричат, по моему, персонально для судьи.
(Из комментариев В.М. и В.У.)
Ошибка была в том, что я начал изучение игры с очень стандартного, но абсолютно негодного здесь приема проведения пары-тройки товарищеских матчей. Этим приемом в Stars'2001 можно выяснить лишь невинные подробности игрового ядра программы, как то, симуляция матча, интерфейс, управление, оставляя на периферии...
Само ядро, я имею ввиду физику игры, графику и атмосферу, сработано с железным профессионализмом EAS. Непробиваемая никакими критическими выпадами графика, смотрится на порядок лучше Euro'2000, приближаясь к бессменной иконе сериалов - графическому движку NBA Live: отточенность движений игроков, пластика борьбы и плавность анатомически округлых от природы мест наконец-то дополнена последним, ранее никогда не приживляемым футболу элементом - трехмерной имитацией внешности игрока. Выходящую из раздевалки команду можно перечислять глядя лишь на лица: вот идет вратарь МЮ и сборной Всевозможных Чемпионов, Фабьен Бертез, вот - Дуайт Йорк, а это -- подлая негрилла Боб Коул, любитель выпекать хет-трики.
Не менее великолепна и физика игры. Мяч летит строго по учебнику кинематики, отскакивая именно оттого и именно так, как это должно быть в жизни. К сожалению, я не нашел адекватной эмуляции сцепления мяча с покрытием - что в дождь, что в жару - поведение мяча одинаково. Но, этому есть колоссальное, железобетонное оправдание: игра не стремится показать себя полноценным симулятором! Что сие означает?
Понимаете... атмосфера в игре не та. Не та и все тут - не к ней мы привыкали в течении последних четырех лет, мучая FIFA'96-2000. Там было все задумано настолько всерьез, что любая оплошность авторов замечалась еще на предрелизных скриншотах. Тут же - нет. Тут атмосфера "желания", но "неумения" (мнимого) делать симулятор - этакий гибрид из симуляционного запала и полуаркадной реализации, более всего похожий... на древнюю, распространяемую когда-то на трех дистрибутивных дискетках, FIFA'94. Этакий авторский римэйк в полном 3D, настоянный на многолетнем опыте всех игр EAS. Вожделенный эффект достигается урезанием до необходимого минимума гибкости системы выбора стратегий и небольшой лоботомией "дружественного" AI своей команды, где мало желающих бежать вперед и открываться для паса. При этом AI противника вызывает смешанное чувство уваженияненависти.
В результате все твердо вытанцовывается только на умении геймера быстро и четко брать нужные аккорды на клавиатуре, грамотно использовать броуновское движение подотчетных бойцов и гвоздить, гвоздить и еще раз гвоздить по воротам противника, выкинув на [cenzored] мечты о супер-пупер голе в три этапа с циничным унижением защитников оппонента. К концу первого тайма веселье бьет через край, а адреналин превращает кровь в кипяток, тот самый, которым писают особо экзальтированные. На футбол? Похоже! Это в миллион раз более похоже на футбол, чем все то, что делала EAS ранее!!! Фантастика!
Сезон: если Звезды зажигаются...
Смотрю на англичан уже третью игру...
(Из комментариев В.М. и В.У.)
Но истинное лицо Stars'2001 открывается в режиме "Сезона". Это не рыхлый и чахлый сезон FIFA, к которому мы привыкли - на костылях статистики, с совершенно высосанными из пальца правилами покупки-продажи игроков, без нормального баланса физических данных и глобальности целей... Как я этого в нем раньше не замечал? А всего-то надо было - поиграть три часа в Stars'2001. И все. Подсел, крепче чем на свежеокрашенную скамейку - не оторваться и память на всю жизнь...
Система работы с командой в сезоне выпестована недрами близкого по редакционной планировке, но далекого идеологически, департаменте ролеплеинга: за каждый официальный матч нам дают определенное количество "экспы" - тех самых "Звезд", о коих громогласно заявлено в названии. "Звезды" дают за все: за победу, за "fair play", за "игрока матча", за голы, за особо зрелищные голы -- дополнительно... Соревнования проходят самого разного ранга: регулярный чемпионат, кубки, Лига Чемпионов, Кубок Мира среди клубов...Есть прямой смысл выступать как можно более хорошо, огребая положенные гонорары. Помимо их, игра иногда подбрасывает всякие дикие контракты, типа "забей три супер гола и 200 "Звезд" - твои, иначе - с тебя, браток, 50". Слава богу, всегда можно оказаться.
Куда же идут заработанные "Звезды"? Тонкий вопрос! "Звездами" оплачиваются покупки новых игроков - раз, и "апгрейд" характеристик уже присутствующих в команде - два. Именно апгрейд - я не сошел с ума...
Самое начало сезона представляет собой плачевное зрелище: редкая команда потянет призовое место в даже городском чемпионате г.Новохоперска. Игроки - любой футболист заводской команды сыграет лучше. И это повсеместно, по всей Европе. Но сражу же, с первых заработков "Звезд" в клубах начинается невидимая работа - кто-то выращивает форварда таранного типа, кто-то - богатыря, подобного Стаму, кто-то - второго Шмейхеля, а кто-то - на корню скупает звезд по всем лигам... И не дай вам бог оказаться в аутсайдерах этого процесса - заклюют, растопчут, уничтожат!
Футбольный пуп
Классная игра, правда, Луи ван Галь (тренер "Барселоны")?
(Из комментариев В.М. и В.У.)
В результате такого вот нехитрого хинта: а) игра становится доступной даже младенцу - настолько хорошо расставлены доминанты и цели; б) создается уникальный баланс; в) играть до исступления интересно. А разве ни это - главное?
Да, адептам "чистого искусства", к коим ранее я относил и себя, это покажется детскими нежностями и попсой. Им, то есть нам, надо сверхреалистичность, сверхубедительность и сверхиграбельность. Милейшие! Это все в данной игре есть!
Судите сами - сверхреалистичность: ВСЕ команды Премьер-лиги имеют правильные составы игроков, за похожесть внешности которых отвечает упоминавшееся уже 3D-моделирование. Более того - адекватны и "соседские" команды Бундеслиги, Итальянской серии "А" и Испанской высшей лиги - возможные соперники по ЛЧ. Отлицензированы красивейшие, выполненные нередко еще в прошлом (через три месяца - в позапрошлом) веке гербы клубов, воссозданы все стадионы Англии. Все это великолепие обрамлено невероятной звуковой атмосферой футбольного праздника - зрители машут флагами и дудят в барабаны, комментаторы толково (там, где юродивые дядьки из FIFA'2000 орут: "Oh! It's wonderful save!", наши, истинные ученики великого Владимира Маслаченко и Василия Уткина, цитатами которых предваряются главки статьи, лишь констатируют, что: "It's easy shot for the keeper") разъясняют ситуацию, бренчание ударов мяча о штангу хочется слушать и слушать...
Сверхубедительность: хотя геймплей сильно сгущен до аркадного бульона, но колдовским образом передает ситуативность футбольного матча: пасы, нередко бракованные, перехваты, борьба на бровке, финты, контратаки, игра в воздухе, ошибки вратарей, провалы в защите - после Stars'2001 FIFA'2000 выглядит пусть "правильней", но несколько "дубовей" и отдает мертвечинкой.
Что же касается свериграбельности, то в нашем жанре на нее вообще грех жаловаться. Однако, тем, кто уже уставил весь балкон виртуальными разномастными Кубками, стоит испытать счастья в Stars'2001 - все, во что вы играли до этого, вмиг покажется тоской зеленой, без драйва и шарма. Короче, лажей.
Счет по игре
Ваш комментатор сорвал сегодня голос.
(Из комментариев В.М. и В.У.)
Игровой интерес: 9 |
Графика: 10 |
Звук и музыка: 9 |
Реализм: 7 |
Ценность для жанра: 9 |
Рейтинг: 8.7 |
В одном из сопредельных нам по жанру печатном издании есть термин (он же номинация) "Левая Резьба". Согласен -- The F.A. Premier League Stars'2001 именно "Левая Резьба", а если быть точнее, то "Закрутка Влево". Совершенно самодостаточная игра где бы то ни было - на приставке, на PC - не важно, она мила и детям, и взрослым. Она, пожалуй, первое в моей жизни живое доказательство слов классика: "Для детей надо писать так же, как для взрослых - только лучше". Она... Да пошли вы все, дорогие господа читатели, со своим журналом - у меня 230 "Звезд" непотраченными лежит, Оуэн совершенно измотан (я так много поставил на этого паренька), а на носу - четвертьфиналы с Баварией!
P.S. Цитаты из комментариев Владимира Маслаченко и Василия Уткина взяты из программы "Хохмы" с сайта http://hohmy.da.ru.