Сегодня 22 января 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

На страже веры в Sid Meier’s Civilization V — Gods and Kings. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Стратегия
Издатель 2K Games
Издатель в России «1С-СофтКлаб»
Разработчик Firaxis Games
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo 1,8 ГГц/AMD Athlon 64 X2 1,9 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 256 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 6800 GS/AMD ATI Radeon HD 2600 XT, 6 Гбайт на жестком диске (вместе с оригинальной игрой)
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core 2 Quad 2,13 ГГц/AMD Phenom II X4 2,3 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 512 Мбайт памяти, например AMD ATI Radeon HD 4830/NVIDIA GeForce 9800 GTX+
Дата выхода 22 июня 2012 года
Возрастной ценз от 10 лет
Платформы PC
Официальный сайт

Создать дополнение к представителю серии Civilization — это всегда нелегкое дело. Добавить новый контент, не испортив тонкую экосистему песочницы, непросто, поэтому в прошлом под масками полноразмерных аддонов очень часто прятались надстройки, предлагающие несколько новых юнитов, слегка отполированный баланс и тройку свежих цивилизаций на выбор. Разумно, но скучно.

Если нововведений будет немного, то покупатели справедливо посчитают, что деньги были потрачены впустую. Масштабные же работы чреваты тем, что выстроенная в Civilization V система будет разрушена. Словом, Firaxis запросто могла напортачить. Однако с Gods and Kings все вышло наилучшим образом — свежих «фишек» достаточно, чтобы с чистой совестью расстаться с кровными, но при этом они не только не пошатнули конструкции оригинала, но и сделали ее еще крепче.

#А в кого веришь ты?

Сухая статистика Gods and Kings обещает много нового: 27 юнитов, 9 чудес света, 9 цивилизаций, 13 сооружений и несколько свежих технологий в дереве развития. Помимо этого, разработчики постарались увеличить роль кораблей в армии и поработали над боевым искусственным интеллектом, а также расширили дипломатические возможности и ввели систему шпионажа. Венчает список добавление религии, отсутствовавшей в оригинальной Civilization V. Звучит интересно — но давайте обо всем по порядку.

Как следует из названия DLC, ключевым новшеством является религия, выступающая в роли социальной и политической движущей силы. В виде количественного выражения религии выступает вера, соседствующая на верхней панели с золотом, культурным уровнем и счастьем населения вашей цивилизации. Чтобы религия росла и крепла, необходимо строить храмы, памятники и другие сооружения, увеличивающие приток очков веры. На определенном этапе развития это позволит основать собственный пантеон богов. К выбору покровителя стоит подходить с умом, поскольку каждый несет с собой конкретные преимущества — один ускоряет прибавление очков веры за каждый золотой рудник на территории государства, другой помогает в решении проблемы с пропитанием, увеличивая количество получаемой с ферм пищи, и так далее.

Со временем поклонение приносит свои плоды — набрав достаточно очков веры, мы можем перейти от локального пантеона к основанию полномасштабной религии. На этом этапе в столице появляется великий пророк, с помощью которого религиозная машина приводится в действие. Мы можем выбрать одну из дюжины мировых религий либо создать собственную — последний вариант подходит, если вы хотите наиболее точно подогнать причитающиеся бонусы к вашему стилю игры. Воинственные вожди будут рады вероисповеданию, ускоряющему производство боевых единиц и улучшающему логистику, ориентированные на культурную победу тоже захотят соответствующего покровительства — вариантов много, поэтому решение нужно принимать с умом.

Впрочем, если вы не успели создать свою религию (компьютерные соперники ведь тоже не дремлют и возводят собственные храмы), то можно присоединиться к последователям уже существующей. А если первенство все-таки за вами, то крайне полезно насаждать свои верования в городах других цивилизаций, отправляя туда миссионеров (они приобретаются за очки веры, а не за золото). «Проигравшей стороны», по сути, нет — религия дает одинаковые бонусы для всех, независимо от нации-основателя, однако последняя все-таки имеет преимущество, поскольку может один раз за игру изменить курс вероисповедания и перераспределить полезные прибавки.

Однако религия — это не только бонусы к экономическим параметрам, но и отношения между государствами. Соратники по церкви охотнее идут на контакт и заводят дружеские отношения друг с другом, а сторонники одной конфессии формируют альянсы с единомышленниками и объединяются против иноверцев. Этот аспект разнообразит дипломатию и вносит изюминку в геймплей — такие решения не выставляется игровой механикой напоказ и происходят далеко не всегда, но когда их замечаешь, то отдаешь Firaxis должное и с уважением киваешь головой.

#Опасные интриги

Со временем, где-то ближе к середине игры, влияние религии постепенно снижается и вы начинаете привычно черпать ресурсы из других источников. И здесь-то в дело вступает шпионаж. На успех всего сценария он влияет не так значительно, как религия, однако удачно вписывается в общую механику и является очень важным компонентом, которому следует уделить пристальное внимание, если вы хотите победить.

Шпионы не нанимаются, а появляются сами по себе через определенные промежутки времени. Неся службу и выполняя задания, они растут в звании, что значительно увеличивает шансы на успех в последующих предприятиях. Отправившись в чужой город, агент собирает сведения о технологическом уровне оппонирующей цивилизации, и если она располагает неизвестными научными знаниями, шпик может попробовать выкрасть их. Не подумайте, что это игра в одни ворота, — аналогичные интриги плетутся и у вас за спиной, поэтому бросать всех на чужбину, пренебрегая контрразведкой, отнюдь не стоит.

Шпионские игры рискованны, ведь если «агента 007» поймают, то в ходе допросов он может выболтать ценные сведения: обмолвиться врагу о том, что вы собираете большую армию или готовите переворот в одном из городов-государств. Последнее — еще одна полезная функция «бойцов невидимого фронта», которая позволяет, подтасовав результаты выборов, привести к власти в маленькой, но гордой стране, лояльное по отношению к нам правительство. В общем и целом, шпионаж вышел очень удачным — он предоставляет любопытные и полезные инструменты, хорошо сочетающиеся с ядром оригинальной Civilization V, но при этом не перетягивает одеяло на себя. В конце концов, если бы один человек мог преподносить на блюдечке целые города и покорять государства, то зачем тогда нужны солдаты и дипломаты?

#Хорошая сделка

С количественными нововведениями у Gods and Kings тоже проблем нет. Точные цифры приведены в начале рецензии, однако хочется отметить, что лидеров-женщин стало больше — компанию Екатерине II и Елизавете I составляют Феодора, императрица Византии, и таинственная Дидо, королева Карфагена. Кроме того, Firaxis расширила «репертуар» городов-государств, добавив два новых типа: религиозные и научные. Заручившись их поддержкой, вы обеспечите свою цивилизацию притоком соответствующего ресурса.

Вышеперечисленного вполне хватит, чтобы придать Civilization V новый вкус, однако Firaxis решила долить еще немного мёда в виде трех новых сценариев. «На пути к Возрождению» лучше всего демонстрирует важность религии — в средневековой Европе можно покупать все виды юнитов за очки веры, а ключом к победе может стать как удержание Иерусалима, так и снаряжение экспедиции в Новый Свет. «Падение Рима» выглядит более традиционно — отбиваемся от варваров в роли императора Западной или Восточной Римской империи или же завоевываем расколовшееся и агонизирующее государство, сокрушая слабеющие легионы. Но неофициальный приз зрительских симпатий получает «Мир пара и стали», где религия упразднена, а балом правит технократия в стимпанк-стиле со всеми полагающимися атрибутами вроде паровых танков, альтернативных источников энергии и моноклей в глазах амбициозных и чопорных правителей новых империй.

Огорчает лишь, что Gods and Kings не включает в себя ни сценариев, ни цивилизаций из предыдущих DLC. Исключение составляют испанцы и монголы, однако их и так можно загрузить бесплатно. Впрочем, найти еще какие-то минусы у дополнения непросто. Искусственный интеллект, как и было обещано, действительно стал чуточку умнее и теперь с большим толком подходит к формированию армии, собирая сбалансированные и разноплановые войска, готовые создать серьезные проблемы любой угрозе. А за счет условного деления кораблей на дальнобойные и «рукопашные» (способные вести бой только с врагом, стоящим на соседней клетке) стало возможным проводить внезапные атаки с моря — кремниевые флотоводцы, кстати, тоже не чураются наводить страх на портовые города своими набегами. Пожалуй, меньше всего доработок досталось дипломатии — вести переговоры стало приятнее, однако ИИ все равно периодически по-дурацки упирается и отказывается участвовать во взаимовыгодных сделках.

Если вы поклонник Civilization V, то не повторяйте ошибок компьютерного дипломата. Покупка Gods and Kings — это очень хорошая сделка, о которой вы ни разу не пожалеете.

Достоинства:

  • несколько новых интересных цивилизаций в дополнение к десяткам имеющихся;
  • религия и шпионаж расширяют арсенал возможностей;
  • улучшенный интеллект виртуальных оппонентов;
  • интересные дополнительные сценарии, с толком меняющие привычные игровые правила.

Недостатки:

  • объем изменений не настолько велик, чтобы значительно преобразить оригинал;
  • содержит не весь контент предыдущих DLC.
Графика Предводители цивилизаций, добавленных в Gods and Kings, отлично прорисованы и неплохо анимированы. За два года игра практически не изменилась, однако это совсем не плохо — аддон выглядит так же хорошо, как и оригинал. 8
Звук Звуковое сопровождение и музыка в «цивилизациях» всегда были направлены на одну цель — не мешать игроку погружаться в геймплей. Gods and Kings в этом плане не является исключением: все очень качественно, спокойно и ненавязчиво. 8
Одиночная игра Искусственный интеллект противников подвергся шлифовке. Теперь соперники чаще используют морские юниты и более грамотно осаждают города, а также не чураются пускать в дело новые инструменты в виде миссионеров, инквизиторов и шпионов. 8
Коллективная игра Навязывать сидящему рядом приятелю свою веру и внедрять шпиков в его государство, одновременно отсеивая еретиков и уничтожая вражеских агентов, — такое же увлекательное занятие, как и любой другой вид времяпровождения в Civilization V. 8
Общее впечатление Внесенных этим DLC изменений вполне достаточно, чтобы с упоением играть в стратегию двухлетней давности. Пока что Gods and Kings по праву можно считать самым комплексным дополнением к Civilization V, однако — таковы уж игры серии — всегда хочется большего. Будем надеяться, что в Firaxis это понимают и уже работают над следующим крупным дополнением. 8

Подробнее о системе оценок

#Видео:

#Ссылки по теме:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Хардкорный режим, скачки и три сюжетных дополнения: Warhorse рассказала, как будет поддерживать Kingdom Come: Deliverance 2 после релиза 5 ч.
HPE проводит расследование в связи с заявлением хакеров о взломе её систем 5 ч.
«Мы создали CRPG нашей мечты»: продажи Warhammer 40,000: Rogue Trader превысили миллион копий 6 ч.
Создатели Lineage и Guild Wars отменили MMORPG во вселенной Horizon Zero Dawn и Horizon Forbidden West 6 ч.
Instagram начал переманивать блогеров из TikTok денежными бонусами до $50 тысяч в месяц 7 ч.
Eternal Strands, Starbound, Far Cry New Dawn и ещё шесть игр: Microsoft рассказала о ближайших новинках Game Pass 8 ч.
ИИ превзойдёт человеческий разум в течение двух-трёх лет, уверен глава Anthropic 9 ч.
Keep Driving вышла на финишную прямую — новый трейлер и дата релиза ностальгической RPG о путешествии по стране на своей первой машине 9 ч.
Google стала на шаг ближе к ИИ, который думает как человек — представлена архитектура Titans 11 ч.
У «Ростелекома» произошла утечка данных — клиентам рекомендовано сменить пароли 11 ч.
GeForce RTX 5000 Kingpin не будет — легендарный оверклокер рассказал о планах на будущее, в которых есть место не только Nvidia 3 ч.
Слухи: OpenAI, Oracle и Softbank вложат $100 млрд в ИИ-инфраструктуру США, а в перспективе — до $500 млрд 3 ч.
Новая статья: Обзор смартфона OPPO Find X8: очень удобный флагман 3 ч.
К мемкоинам приведут настоящих инвесторов — поданы заявки на крипто-ETF в Dogecoin и TRUMP 4 ч.
Европа установила рекорд по отрицательным и нулевым ценам на электричество в 2024 году 4 ч.
Fujifilm представила гибридную камеру мгновенной печати Instax Wide Evo с широкоугольным объективом 8 ч.
Новый Apple iPhone SE получит вырез Dynamic Island вместо чёлки 10 ч.
К 2035 году США смогут получать до 84 ГВт из источников возобновляемой энергии на федеральных землях 10 ч.
Maxsun выпустила новые видеокарты на чипах Nvidia Kepler десятилетней давности 10 ч.
«Транснефть» направила повторный иск к Cisco на 56 млн рублей 10 ч.