Игры

В гостях у CD Projekt: о GOG.com на русском, торрентах и пиратских переводах

GOG (расшифровывается как Good Old Games, «Старые добрые игры») — известный сервис цифровой дистрибуции игр для персональных компьютеров. В свое время идеологи платформы ориентировались исключительно на классические игры, с которыми в современных реалиях и на новых операционных системах возникают сложности. Поэтому одна из миссий GOG — обеспечение быстрого доступа к любимым артефактам прошлого по разумным ценам.

Впрочем, за семь лет существования GOG сама платформа несколько отошла от своей изначальной концепции — в цифровом магазине стали появляться современные игры, а в плане стоимости и удобства пользования сервис стал потихоньку конкурировать со Steam.

На этой неделе GOG наконец-то откроет свои виртуальные двери для русскоязычных пользователей: во-первых, на русский переведен сам сайт, во-вторых, запустится первая «партия» из 150 локализованных игр. Все названия вам известны и, скорее всего, напомнят о светлых временах юности конца девяностых и первой половины «нулевых»: «Корсары», «Блицкриг», Arcanum, Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Icewind Dale и многое другое.

Скромная табличка во внутреннем дворике компании. Здесь делают и GOG, и «Ведьмака»

Скромная табличка во внутреннем дворике компании. Здесь делают и GOG, и «Ведьмака»

Тут важно отметить, что специалисты GOG попытались получить права на действительно лучшие русские локализации — большая часть которых никогда ранее не появлялась в каких-либо цифровых сервисах. Более того, Олег Клаповский, директор по развитию платформы, мечтает в обозримом будущем собрать коллекцию известных пиратских переводов — опять же, сложно забыть чудесные адаптации на русский язык «Фаргуса», «Триады», «Седьмого волка» и прочих. Все эти конторы уже давно перестали существовать, но оставили замечательное наследие — локализации, выдающиеся как качеством, так и своеобразностью юмора (взять хотя бы «Засранцы против ГАИ» — Midtown Madness).

Правда, поиск юридических прав и исходных файлов — задача нетривиальная. Канули в лету не только пиратские компании, но и сами студии-разработчики вместе с издателями многих классических игр — в GOG целый отдел занимается поиском подобного «наследия»; затем уже их коллеги-программисты и тестировщики работают с кодом, чтобы все будущее содержимое цифрового магазина без проблем запускалось на свежих версиях Windows, Linux и Mac (поддержка последних двух систем — в 80 % релизов).

Многие игры продаются не только с переводами, но и сразу с дополнительными материалами — от необходимых патчей до (опционально) популярных модов, которые со временем стали ассоциироваться с самой оригинальной игрой. Еще одна важная особенность — полное отсутствие каких-либо DRM-систем (защит от копирования). В эпоху распространения ПО преимущественно на физических носителях головной болью пользователей была, например, система Starforce и ее аналоги. Но теперь контент на GOG распространяется куда свободнее.

В скором времени стартует также и GOG Galaxy, аналог Steamworks, — платформа, обеспечивающая играм доступ к «достижениям» и мультиплееру. Причем последний планируется сделать кросс-платформенным, чтобы пользователи могли играть с приверженцами других сервисов (того же Steam, например).

Ознакомиться с преимуществами GOG можно уже с сегодняшнего дня, причем в течение первых 5 дней с момента запуска будет действовать акция, в рамках которой локализованные игры будут продаваться с большой скидкой.

Геральт встречает у входа во всеоружии

Геральт встречает у входа во всеоружии

И небольшое интервью с Олегом Клаповским, директором по развитию платформы GOG.com

Е.К. (Евгений Кузьмин, 3DNews): Начнем с самого простого. Людей больше всего смущает множество сущностей. Вот у меня дома установлены Steam, Origin, Uplay, не говоря о всяких консольных PSN и Xbox Live… Как со всем этим уживается и уживется в будущем GOG?

О.К.: Ну у меня то же самое. Мы не пытаемся навязать кому-то GOG — более того, мы хотим, чтобы в игры можно было играть кросс-платформенно. Есть некий сервис — хотя бы из тех, что ты перечислил. Мы хотим помочь пользователям уйти от необходимости покупать игру здесь или там. Вот нравится кому-то Steam — и хорошо: это право игрока! Зачем переходить куда-то на другую платформу? Поэтому зачастую мы против эксклюзивов для конкретных сервисов. Зачем наказывать игроков с другой платформы?

Наш подход немного другой. Мы хотим привлечь игроков на нашу сторону, просто предлагая им лучший сервис. Если пользователю понравится — то мы будем рады, что он начнет пользоваться GOG. Если не понравится — то он всегда волен остаться в своем мире, будь то Steam, Origin, или Uplay. Вопрос тут в том, чтобы получить шанс, показать наши достоинства, среди которых может оказаться то самое, которое мотивирует пользователя создать аккаунт на нашем сервисе.

Е.К. (3DNews): А как ваши условные конкуренты — перечисленная выше тройка сервисов на ПК — относятся к GOG и к самому факту его существования?

О.К.: Я думаю, что нормально относятся. Мы всегда были приверженцами мнения, что на рынке должна быть конкуренция, ведь без конкуренции тяжело развиваться. И если ряд наших идей понравится, скажем, Valve и она реализует их у себя в Steam, то мы будем только счастливы — ведь это явное доказательство того, что мы делаем что-то действительно хорошее.

А вообще хорошо все к нам относятся. С Valve мы общаемся. Тот же «Ведьмак» замечательно издается в Steam.

Е.К. (3DNews): По поводу продвижения в России. Какова ваша стратегия? Что для вас значит рынок СНГ?

О.К.: Это для нас большой рынок с огромным количеством активных игроков. Что до стратегии, то она заключается в том, чтобы привлечь внимание в первую очередь старыми играми, в которые пользователи играли раньше на русском языке. И сейчас этого просто нет нигде — как минимум в русскоязычном варианте. Это, наверное, первая вещь, которая будет интересна российской аудитории. А заодно все попробуют наш сервис.

В будущем, когда в GOG будет появляться больше крупных проектов и новинок, аудитория будет рассматривать возможность покупки игр в том числе и на нашем сервисе, а не только на каком-нибудь другом.

Е.К. (3DNews): И все-таки давайте поговорим про рыночное позиционирование. Как строится работа маркетологов, отвечающих за российское направление?

О.К.: Мы как раз отличаемся тем, что в плане маркетинга не стремимся быть агрессивными. Мы пытаемся выигрывать за счет PR и правильного рассказа о том, кто мы такие и в чем наши ключевые особенности. Опять же многие пока еще не знают, что наша фишка — это полный отказ от какого-либо DRM и что все игры, продающиеся в GOG, не защищены от копирования. Все, конечно, помнят Starforce, различные системы онлайн-активации. Мы хотим, чтобы доступ к играм был самым… дружественным!

Полки с лучшим

Полки с лучшим

Е.К. (3DNews): То есть GOG — это прямо такой сервис-для-клиента?

О.К.: Мы ставим себя в положение покупателя и игрока. Вот есть игра, которую мы планируем поставить на наши виртуальные полки, — понравится ли она потенциальному пользователю? И наоборот, если мысленно представляем себя в роли игрока и негативно оцениваем какую-то идею — тогда она, скорее всего, не будет реализована в GOG. В этом отношении мы, на самом деле, в первую очередь думаем об удобстве сервиса, а не о деньгах. Поэтому если даже не заработаем каких-то миллионов, но при этом сделаем 100 или 200 игроков счастливыми, — то тогда точно все было не зря.

Е.К. (3DNews): Продолжу тему маркетинговых коммуникаций. Есть какие-то идеи по Social Media Marketing-стратегии? Каким образом будет проводиться работа в пабликах «ВКонтакте», с Twitter, Facebook? Как будет подаваться материал?

О.К.: Писать все будем обязательно на русском языке и, разумеется, от души. Facebook и Twitter у нас есть уже очень много лет, они появились с самого первого месяца запуска GOG. С ними связано большое сообщество, которое нас поддерживает и распространяет вести о нас — своеобразные агенты влияния. Безусловно, мы хотим добиться того же и на российском рынке — через группы, конкурсы, совместные акции, подкастеров и летсплейщиков. Со всеми будем работать, особенно если конкретным людям из их числа будет действительно нравиться наша платформа.

Е.К. (3DNews): А игровые издания и ресурсы, которые пишут в том числе об играх — у них какое место во всем этом?

О.К.: Тут все зависит от того, как человек привык потреблять информацию — хотя это, конечно, уже философский вопрос. Один сегмент привык получать информацию через соцсети, другой — через новостные сайты. В любом случае будем работать со всеми порталами (со многими из них уже знакомы не один год) — будем думать, что можно сделать для их аудитории. Акции, розыгрыши призов — что угодно, что мотивировать дорогих читателей познакомиться с нашим сервисом.

Е.К. (3DNews): Ты говорил о локализациях российских игр, преимущественно старых. Каким образом выбирается локализация конкретной игры? Если перевода по каким-то причинам нет или он безвозвратно потерян (или же утеряны права на него) — вы сами делаете новую локализацию?

О.К.: Мы всегда являемся приверженцами качества. Если есть некая качественная локализация какой-то конкретной игры, о которой (локализации) есть исключительно положительные отзывы, — в таком случае мы сделаем все, чтобы получить права на нее, связавшись с людьми, которые работали над тем самым переводом. А потом уже попытаемся договориться с разработчиками, чтобы добавить эту локализацию в игру на нашем сервисе.

Если же это что-то смешное, такие были в нашем прошлом…

Е.К. (3DNews): Ага, Stunt GP — «Хачи-трюкачи» по версии «Фаргуса»!

О.К.: Ага! Возможно, в формате бонусных материалов попробуем вот это вот добавить к оригинальной игре. Но опять же надо будет все-таки получить права — даже на такие шуточные локализации.

Немного про рублевые цены

Немного про рублевые цены

Е.К. (3DNews): А каковы самые большие проблемы, с которыми вы ожидаете столкнуться на российском рынке?

О.К.: Пока каких-то конкретных проблем не видим. Проблемы — они в головах. И все, с чем можно столкнуться, можно решить. Единственная сложность есть на нашей стороне — мы хотим представить как можно больше продуктов на русском языке, а все упирается в наши внутренние ресурсы.

Е.К. (3DNews): Хорошо, представим, что я — некий абстрактный пользователь, который хочет поиграть в не менее абстрактную старую игру. Приходиться признавать, что существует такая штука, как торренты, где та самая старая игра представлена во вполне рабочей версии. На торрент-трекерах, как мы знаем, внимательное комьюнити, члены которого действительно переживают за качество своих релизов — добавляют туда всевозможные локализации, патчи, моды и прочий контент, да еще и с поддержкой последних операционных систем.

В чем конкурентное преимущество у GOG перед торрентами?

О.К.: Самые популярные торренты старых игр так или иначе родом как раз с нашего сервиса. Как бы грустно и одновременно хорошо это ни звучало. Мы считаем, что комьюнити должно само выбирать, по каким каналам получать игры. На самом деле нередки ситуации, что в свое время кто-то скачал игру с торрентов (потому что не было денег или информации о нашем существовании), но позже этот человек узнал, что тот конкретный релиз подготовили именно мы, — подобные пользователи потом честно идут и покупают уже в нашем цифровом магазине.

Более того, на заре существования GOG, когда наши игры появлялись на торрентах, представители нашего же сообщества обращались к администрации трекеров с требованием удаления раздач. В том числе и на torrents.ru.

Е.К. (3DNews): Сейчас он называется «Рутрекер».

О.К.: Отстал от жизни я! В общем, сейчас я сомневаюсь, что есть пиратские релизы, по качеству превосходящие наши продукты. Как минимум потому, что пираты не обладают таким количеством ресурсов. Дело упирается и в опыт — пираты явно не занимаются тестированием на совместимость с современными операционными системами и многими другими вещами, которые делаем мы.

Е.К. (3DNews): Получается, что все игры, которые выходят на GOG, оптимизированы под свежие операционные системы?

О.К.: Да.

Е.К. (3DNews):  Можно ли считать GOG издательской платформой? Например, для независимых разработчиков, которым так удобно издаваться через PlayStation Network или Steam? Что GOG может им предложить? Собираетесь ли сами издавать игры?

О.К.: У нас много игр от инди-разработчиков, которые выходят на нас напрямую. Мы с ними общаемся, что-то подсказываем по части улучшения игр. Но мы не расцениваем это как издательство — все-таки мы дистрибьюторы, которые работают с готовыми продуктами. Бывает, конечно, что помогаем небольшими авансовыми платежами разработчикам, которым не хватает времени довести до конца «полировку» игры. Но все равно это сложно назвать издательством — мы не продюсируем разработку.

Е.К. (3DNews):  Спасибо большое, и удачи с запуском!

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Индонезии нацелилась стать мировым центром производства литиевых аккумуляторов 24 мин.
Lenovo вернулась на российский рынок смартфонов после четырёхлетнего перерыва 33 мин.
Автомобильный рынок взлетит почти втрое за счёт дешёвых электромобилей, заявила Nidec 41 мин.
Квартальные финансовые показатели Seagate за год практически не изменились 2 ч.
Учёные впервые изучили деградацию электроники в реальном времени. Теперь производители могут придумать, как её уменьшить 2 ч.
Смартфон OPPO K9 5G получит чип Snapdragon 768G и систему охлаждения с испарительной камерой 2 ч.
Lenovo выпустила мощный 13-дюймовый планшет Yoga Duet 2021 с поддержкой стилуса по цене выше $1000 2 ч.
Iiyama представила игровой монитор формата WQHD с частотой обновления 165 Гц 3 ч.
4К-монитор ASUS ROG Strix XG27UQR с системой DSC имеет частоту обновления 144 Гц 3 ч.
Корпус Phanteks Eclipse P200A позволяет создать компактный игровой ПК с хорошей вентиляцией 4 ч.