Сегодня 16 августа 2017
18+
E3 2017
Игры

The Lion’s Song: закат золотого века. Рецензия

Жанр Приключение
Издатель Mi'pu'mi Games
Издатель в России Нет
Разработчик Mi'pu'mi Games
Требования Windows 7SP1, 8, 8.1, 10, процессор тактовой частотой не менее 2 ГГц, 1 Гбайт оперативной памяти, видеокарта, совместимая с DirectX 10, 1 Гбайт видеопамяти, 500 Мбайт на жестком диске
Дата выхода Первый эпизод – 7 июля 2016 года, весь сезон – 13 июля 2017 года
Возрастной ценз Нет
Платформы PC, Mac, Linux iOS, Android
Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Дунай, как всегда, полноводен. Император Франц-Иосиф еще здравствует, а эрцгерцога Франца Фердинанда можно увидеть на приемах и всемирно известных балах. На улицах Вены можно встретить Фрейда, Витгенштейна, Климта, Шенберга… Расцвет Австро-Венгрии, ее пик и одновременно закат с громкой финальной точкой – несколькими выстрелами в Сараево и затем, словно эхом, миллионами и миллионами выстрелов по всей Европе. Но пока – в университетах кипит мысль, в художественных мастерских оттачивается модернизм, а в консерваториях куются новые течения в музыке. Не только в консерваториях и мастерских, но повсюду – The Lion’s Song вместе со своими героями ищет природу творчества.

Впервые название «The Lion’s Song» прозвучало на фестивале игровой разработки Ludum Dare в 2014 году – именно там дебютировала крошечная зарисовка австрийской студии Mi'pu'mi Games с пиксельной, но очаровательной графикой, подернутой сепией. Спустя два года она же, но расширенная и доработанная, вышла в Steam как первый эпизод будущего сериала – так же тихо и без лишней помпы; классический инди-проект со стремящимся к нулю бюджетом на маркетинг. Тем не менее Silence (такое имя получила первая серия) распространялся (и распространяется сейчас) бесплатно – в том числе и за счет этого игра привлекла заметное внимание и даже обзавелась переводчиками. Любительская студия Tolma4 Team, которая обычно на общественных началах берется за перевод уже вышедших игр, добровольно вписалась в проект ближе к концу – сначала были выпущены русские версии трех первых эпизодов, а последний уже на момент выхода оказался снабжен вшитым русским текстом.

Венская ночь

Венская ночь

Тем не менее, даже несмотря на локализацию, выход последнего эпизода (уже, конечно, платного, как и два предыдущих) оказался почти не замечен – и это может оказаться одной из главных игровых несправедливостей в этом году.

#Побеги сердца

Война – это нота. Звенящая, вторгающаяся в каждую жизнь, как ни затыкай уши.

Все переплетено. Вена начала века насчитывала более двух миллионов жителей – столица империи, что вы хотите, – и тем не менее была тесным городом; как минимум, сплетала самые разные судьбы. В начале каждого эпизода мы видим разные вокзалы – и поезд, направляющийся в Вену, который всасывает в себя незнакомых нам пассажиров. Изящная и сильная разгадка будет в конце – но к ней ведет нелинейный сюжет, нам рассказываются три разные истории про героев, связанных друг с другом опосредованно. Иногда они могут столкнуться на улице, на приеме или в кафе, но у каждого – своя история и своя ключевая тема. Однако в главном меню игры есть галерея связей, где можно перемещаться между эпизодами и видеть ниточки, которые связывают их воедино.

Первый эпизод посвящен музыке и процессу превращения окружающей среды и каких-то случайностей в творение. По Silence видно, что он разрабатывался задолго до создания общей картины, несмотря на единый стиль и тематику (с обязательным самокопанием и открытостью творчества). Во-первых, он оторван от Вены, одной из героинь всей игры, – действие происходит за городом. Во-вторых, история подается в немного рваном темпе – заметно страдает сама по себе постановка, очень многое надо «докручивать» у себя в голове. Следующие эпизоды в этом плане выглядят гораздо более стройными. И в-третьих, вся механика игры сосредотачивается, помимо диалогов и пролистывания мыслей героини (Вильма Дельфт, скрипачка и композитор), на «пиксельхантинге» — в дальнейшем разработчики найдут оригинальные метафоры для процесса творчества.

Нельзя упасть лицом в грязь!

Нельзя упасть лицом в грязь!

Тем не менее все главные достоинства The Lion’s Song уже в Silence проступают отчетливо: любовь к своим героям, акцент не на прямолинейных сюжетных поворотах (их тут немного), а на эмоциях и чувствах. И редкое для игр ощущение покоя, душевного комфорта – сопереживание происходящему достигается не через потрясения, а через пристальное внимание к человеческой натуре.

Ну и конечно, звуковое оформление. Персонажи не озвучены, на это у разработчиков не нашлось ресурсов, даже фоновых звуков очень мало. За все это отдувается музыка. Помимо магистральной темы, которая и зовется «Львиной песней», здесь есть мелодии, связанные и с каждым из ключевых героев, и с разными местами действия. От хороших инди-проектов уже и не ждешь ничего другого – вот и здесь с музыкой все замечательно.

#Автопортрет

Война – это холст, на котором крупными мазками пишется мировая история, а мелкими – море частных трагедий.

Mi'pu'mi Games не пытается скрыть свои образовательные амбиции – австрийская команда с ходу начинает буквально бомбить именами, а некоторые исторические личности проявляют себя по ходу сюжета. Например, нам доведется побывать на приеме у Зигмунда Фрейда или забрать книгу в библиотеке у Людвига Витгенштейна. Местами это вызывает легкую улыбку – да, мы понимаем, что вам есть чем гордиться, но если кого-то в процессе это подтолкнет к тому, чтобы хотя бы полистать «Википедию», а то и попытаться нырнуть в «Логико-философский трактат», – все было не зря.

Второй эпизод, Anthology, в этом плане как раз достигает вершины. Он уже начинается дома у Густава Климта, что по-своему логично, ведь его герой – молодой художник, Франц Маркерт, который обладает даром видеть недоступное окружающим, но испытывает проблемы с самоидентификацией.

Случай Франца Маркерта

Случай Франца Маркерта

Если в первом эпизоде мы через окружающую обстановку, природу, ее звуки и даже случайную ошибку с телефонным звонком создавали композицию, то здесь на первый план выходит уже погружение в человеческое «я». И чужое – нам предстоит писать картины через небольшие интервью, напоминающие сеансы психоанализа. И свое – здесь уже я не буду раскрывать сюжетных поворотов.

В Anthology появляется карта Вены, по которой можно чуть-чуть прогуляться, покликав на некоторые достопримечательности – но перейти нам дают только в немногие ключевые точки. К сожалению, в The Lion’s Song хорошо заметны скудные ресурсы, которыми обладали разработчики. Мест действия совсем немного, по ним по большей части нам и предстоит перемещаться в течение всех эпизодов. Прописаны они с любовью, но даже на то, чтобы как-то разнообразить «население» все тех же рынка, кафе или салона Климта, рук у Mi'pu'mi Games не хватило. Зато можно «послушать», что об одних и тех же людях думают разные персонажи. Это, в принципе, укладывается в нормальный ход вещей: все-таки The Lion’s Song – это игра, посвященная в первую очередь точкам зрения.

Графический стиль игры очень своеобразен. Да, бал здесь правят крупные пиксели, но при этом у Mi'pu'mi Games получается найти свой собственный стиль, с ретроочарованием потертой фотокарточки начала прошлого века. На тщательную проработку движений персонажей рассчитывать не приходится, зато активно используется анимация текста и шрифты, за счет которых удается схватить эмоции персонажей.

#Теория волн

Война – это вектор. Необратимые изменения, которые нельзя повернуть вспять.

Эпоха венского модерна была связана с расцветом не какой-то одной сферы – музыки, живописи или литературы, скажем, – нет, нечто было будто бы разлито в воздухе и влияло в том числе и на архитектуру, и на философию, и на точные науки.

Третий эпизод, Derivation, посвящен математике и, неожиданно, феминизму: его героиня Эмма Резничек в поисках развития для своих идей пытается добиться помощи от опытных ученых, но ее не пускают в их круг. Женщина-математик, вы серьезно? Приходится выкручиваться, чтобы стать следующей Софьей Ковалевской.

У города есть какой-то план – хотя бы такой

У города есть какой-то план – хотя бы такой

Здесь история впервые трогает не только общечеловеческие и одновременно локальные австрийские моменты, но слегка касается политики и назревавших в только наступившем ХХ веке бурь – чтобы завершить ими повествование в четвертом эпизоде.

Весь процесс The Lion’s Song строится на традиционной схеме визуальных новелл, к которой прибегают, например, Telltale Games или Dontnod Entertainment, – мы продвигаемся через череду выборов как в действиях, так и в диалогах и видим в конце последствия, в том числе и в табличке, где отмечено, сколько игроков сделали тот или иной выбор. Более того, игра настолько дружелюбна, что позволяет переиграть отдельные моменты с выборами – но не ключевыми. Чтобы изменить что-то кардинально, надо переигрывать эпизоды целиком. При этом в процессе не появляется надписей вроде «Это будет иметь последствия» или «Персонаж запомнит это». Все интуитивно – и, на мой взгляд, это прекрасно.

Что верно, то верно

Что верно, то верно

После первого эпизода игра приобретает стройность: расцветают интересные постановочные ходы; текстом «Львиная песнь», может, и не сравнится, например, с Night in the Woods, но смотрится все равно весьма уверенно; общая линия выдерживается четко – и в конце мы видим вместо кляксы или натужного восклицательного знака четкую, пусть и горькую, точку.

***

Мировая война как черная дыра притягивает к себе все, что вокруг нее, – The Lion’s Song в конечном счете тоже оказывается игрой о ней, причем одной из лучших. Речь здесь идет не о той войне, где окопы, винтовки, гротескные танки и лошади в противогазах, а о той, которая как туман спускается на каждого из людей, желающих любить, творить, изменять мир – а вместо этого вынужденных выживать. Для многих она окажется пробелом, который всю жизнь придется заполнять. Для многих – точкой.

Закат империи стал и закатом венского модерна, но он был так ярок, что сполохи видны и спустя целый век. The Lion’s Song лишний раз напоминает нам об ушедшей эпохе. Это маленькая, скромная игра, которая говорит очень тихо, но на очень важные темы – и делает это настолько тонко, деликатно и изящно, что ее хочется саму выставить в галерее рядом с работами лучших модернистов того времени.

Достоинства:

  • изящная история, написанная с огромным вниманием к человеку;
  • редкая тематика;
  • оригинальный стиль.

Недостатки:

  • бедность исполнения;
  • местами торопливый монтаж.
Графика Скромная в плане ресурсов, эффектов и даже разрешения, The Lion’s Song берет свое очень характерным стилем. Зато работает почти на любом современном (и не очень) компьютере, а также на мобильных устройствах. 7
Звук В игре почти нет звуков, кроме музыки. Да и ее не то чтобы много – зато она чудо как хороша. Может, и не Шенберг с Малером, но прекрасный образчик неоклассики. 8
Одиночная игра Классическая визуальная новелла «западного образца», которая вообще не ставит перед игроком задач, но регулярно заставляет делать выбор. Впрочем, и это здесь – не главное, а просто способ рассказать историю и лучше почувствовать героев. 8
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатление The Lion’s Song – это большее, нежели составляющие ее части. Скромная по исполнению, но очень тонкая по теме и содержанию игра. 9

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...