⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Return of the Obra Dinn — настоящий детектив. Рецензия
Игра протестирована на PC Пустую палубу солнце пытается будто бы прожечь — шагая в этом безлюдье по скрипучим доскам, я уже начал верить, что всех здесь просто испепелило без следа, без горстки пепла. Но, еще не добравшись до заветного вопроса — «А как же тогда вернулся корабль?», — я замечаю роящихся неподалеку от капитанской каюты мух. Они танцуют свой душный вальс над чьими-то костями — и тут же пляской святого Витта заходится карманный хронометр. Он выдан мне вместе с книгой — судовым журналом, который мне каким-то образом предстоит заполнить. Задача нетривиальная, но я, кажется, начинаю понимать, что имел в виду человек, выдавший мне этот инвентарь, — перед глазами встают события, которые оставили «Обра Динн» без экипажа. Я слышу голоса, слышу выстрел — и вижу сцену, которая и привела к появлению на настиле верхней палубы трупа. Но кто это? Что движет человеком, разрядившим мушкет? Где все остальные? В моих руках список экипажа, пара картин, написанных судовым художником (на них можно найти всех, кто участвовал в рейсе), план корабля и карта его следования — кажется, предстоит ответить на эти вопросы самому. ⇡#Реверсивная хроника событийПроходя сквозь палубы от верхней к нижней и назад, следуя за разматывающимся клубком времени, которое не течет в Return of the Obra Dinn в одну сторону, а шатается, словно матрос во время шторма, мы постепенно получаем новую информацию. Наблюдаем за статичными сценками, слушаем короткие записи звука, сопровождавшего события, делаем пометки либо в игровом журнале, либо в обычном блокноте. Мы можем перемещаться как в настоящем времени, так и внутри этих сценок, изучая не только эпицентр, в котором и происходит событие, но и периферию: подмечаем, кто чем занят, и выискиваем новые приметы, которые помогут нам опознать всех в судовом журнале. И узнать их судьбу. Найти аналоги Return of the Obra Dinn в мире видеоигр почти невозможно — на ум приходит разве что игроопера Everybody’s Gone to the Rapture, сходная тем же поиском «следов» прошедшего, проявляющихся в виде коротких сценок. Но это только часть игрового процесса, причем не самая главная. Основу можно попробовать сравнить с Her Story, где мы тоже по кускам восстанавливаем историю прошедшего, но и это будет не совсем верно. Более всего процесс похож на разгадывание судоку — игра подтверждает правильность наших предположений не сразу, как они сделаны, а только при наличии трех верных (в самом конце — двух). И мы с начала и до финала составляем из отгадок ряды, которые постепенно заполняют все поле, помогая додумывать остальное методом исключения. Только вместо цифр здесь — человеческие судьбы. Вы получаете роль не детектива, ищущего виновных, и даже не человека, близкого какому-то из членов экипажа и теперь ищущего ответы на вопросы ноющей души. Нет, вы — страховой агент. А задача — не в поиске правых или виноватых, а в доскональном установлении истины для последующего перечисления средств родным погибших. Или взыскания их со счета тех, кто проявил себя не лучшим образом. Заверить и скрепить печатью. В Papers, Please бумажная работа сопровождалась приступами сочувствия, гнева, отчаяния и попытками как-то изменить сломанный порядок вещей. В Return of the Obra Dinn мы никак не можем повлиять на участь всех тех, кто уже вписан в книгу Судьбы, — но чувствуем все те же всполохи сочувствия и гнева. И по-настоящему узнаем многих из тех, кто попал в эту мясорубку. Мы уже знаем, какой конец постиг боцмана, но вот он сражается со стихией на палубе, демонстрируя завидную выдержку, а вот он просто стоит — и смотрит куда-то вдаль. О чем он думает? А вот расписной марсовый, полный бравады, — его смерть ужасна, но где была его бравада, когда требовалось проявить храбрость? Не он ли прячется за тем ящиком, пока другие сражаются? В какой-то момент Return of the Obra Dinn, которая захватывает своей таинственностью и оригинальной подачей с самого начала, начинает просто поражать — и продуманностью (судьбу каждого члена экипажа можно разгадать, не прибегая к простому перебору, — пусть у меня это и не получилось), и тем, как с помощью скупых выразительных средств Лукас Поуп снова избегает механической сухости процесса. В какой-то момент я поймал себя на том, что мне не только приснилось происходящее на «Обра Динн» (это бывает, если ты был сильно погружен во что-то перед сном), но и наутро пришли в голову новые варианты решения загадок. ⇡#Универсальный человекЛукас Поуп не изменяет себе. Return of the Obra Dinn сделана, по сути, в одиночку. Единственная помощь, помимо моральной, которая понадобилась Лукасу на пути к реализации своей давней мечты, — это артисты, которые озвучили членов экипажа. На то, чтобы заговорить десятками голосов, как мужских, так и женских, да еще на разных языках и с разными диалектами, таланта Лукаса не хватило. На остальное — программирование, игровой и визуальный дизайн, музыку, тестирование и все, что еще требуется для создания законченной игры, — с лихвой. Вооружившись движком Unity, автор создал модель корабля со всеми драматичными (и статичными) сценками в полновесном 3D — с однобитной графикой. В самом начале можно выбрать стиль картинки: Return of the Obra Dinn разрешается замаскировать под игру с Commodore 1084 или там Macintosh. И да, этот стиль действительно стоит признать своеобразным — понять каждого, кто жалуется на «вытекшие в процессе игры глаза», можно. Помогают перерывы — пройти Obra Dinn можно и за один восьмичасовой марафон, но тогда уставший зрительный нерв может под конец испортить впечатление. Еще один побочный эффект графического решения — сложность в различении отдельных персонажей. Если у них нет каких-то ярких признаков (шляпы, татуировок или характерной бороды), порой даже расу определить непросто — при том, что это необходимо. В какой-то момент я застрял, потому что насчитал шесть китайцев среди тех, кого встретил на своем пути вглубь времени, тогда как в списке экипажа их было только четверо! Из этой ситуации помог выпутаться только старый добрый перебор — один лишний оказался шотландцем, а другой — англичанином. В техническом плане тоже не все гладко — в какой-то момент я напоролся на неприятный баг, заставивший меня лишний час искать концы предыдущей сценки, которые должны были раскрыться автоматически; но в целом жалоб на нестабильность работы Return of the Obra Dinn совсем немного. С музыкой и звуковым сопровождением Лукас Поуп справился уже без оговорок блестяще — может быть, нового гимна Арстотцки мы и не дождались, но уверенный шаг заглавной композиции сразу задает нужный тон, а музыкальные темы той или иной главы создают густую атмосферу. Игра, кстати, неожиданно переведена на ряд языков, в том числе и на русский — местами очень коряво (к примеру, слово «gun» переведено как безальтернативный «пистолет», что может в некоторые моменты поставить в тупик), но в целом терпимо. *** Разгадав тайну корабля «Обра Динн», уже нет смысла ступать на борт снова, здесь нет двадцати концовок — она одна-единственная. Но мысленно, не сомневаюсь, вы вновь и вновь будете возвращаться на опустевший в далеких странствиях парусник. Return of the Obra Dinn — это искусно сплетенная паутина событий и судеб, распутывать которую — не только отличная разминка для ума, но и настоящее удовольствие. Лукас Поуп снова мастерски переплавил рутинные процессы в захватывающие, причем ни разу не повторившись и легко ускользнув от «синдрома второй игры». Достоинства:
Недостатки:
Оценка: 9,0/10
Видео:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|