⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
11-11: Memories Retold — мы не уснем. Рецензия
Игра протестирована на PC И чавканье сапог. И лужи. И кашель в соседнем блиндаже. И вши. И хохот из-за карточного стола. И тихий разговор. И запах махорки. И сухие выкрики офицеров. И плохие чернила. И скрип перекинутых через лужи досок. И возня крыс. И туннели. И шорох прочищаемой винтовки. И грязный мундир. И скука. И тоска по дому. И ожидание. И рассвет. И маковые поля ждут нас. В свои объятия. ⇡#Мы жили, солнце грело насГарри (в его роли — Элайджа Вуд) — фотограф, работающий в небольшой студии в Торонто. Война где-то там, за океаном, — канадские войска принимают в ней участие, но жизнь идет своим чередом; ужас, что творится на полях Европы, не долетает через Атлантику. А вот истории о красавцах, героически сражающихся (за что?), — очень даже, на первых полосах газет. Надеть форму с иголочки и, с фотокамерой наперевес, рвануть через моря, завоевав славу и дочь владельца фотостудии? Неплохая идея! Гарри и Курт двинутся навстречу друг другу, их судьбы будут сходиться, расходиться и волшебным образом перекрещиваться в жуткой экскурсии по Войне: через Вими и Пашендейл, через постылые окопы и сеющую смерть передовую, через клубы удушающего газа, солдатское кладбище, где всегда готовы гробы для новых постояльцев, плен и краткие передышки жизни, которая только на первый взгляд может показаться мирной. 11-11: Memories Retold — своеобразный интерактивный музей войны, и он не сосредотачивается на какой-то одной стороне событий, а пытается показать как можно больше. Но одновременно игра стремится раскрыть суть войны — не стрельбу по движущимся мишеням и веселую возню с боевыми машинами (один герой фотографирует, а другой — копается в радиоприемниках, оружие брать в руки они не спешат), а бесконечные потери и расчеловечивание. Здесь нет образа врага как человека другой национальности — оба героя ведут схватку со смертью, забвением и с отменой собственной личности. Со всем тем, что кидает им в лицо война. ⇡#Алеют маки средь крестовВраги, которые станут друзьями по воле войны, отец в поисках сына, животные, которые сопровождают героев (да-да, Генри с какого-то момента приручает голубя, а к Курту привязывается кошка — и за них тоже можно поиграть). Мы уже где-то видели это, не правда ли? Valiant Hearts: The Great War, приуроченная к годовщине начала Первой мировой войны, стала одним из самых оригинальных проектов Ubisoft. Своеобразной инди-игрой внутри большой студии, очень эмоциональной и необычной — как по тематике, так и по пацифистской направленности; игрой про войну, в которой, по сути, не было понятия врага. 11-11: Memories Retold создана уже в честь окончания Первой мировой, и ее связывает с Valiant Hearts не только общая тема. Вскоре после окончания работы над Valiant Hearts глава разработки проекта Йоан Фаниз (Yoan Fanise) ушел из Ubisoft и основал собственную студию DigixArt — вторым ее проектом и стала 11-11: Memories Retold. Еще одна попытка зайти в ту же реку — снова по важному историческому поводу, но теперь с поддержкой замечательной анимационной студии Aardman Animations («Уоллес и Громит», «Побег из курятника», «Барашек Шон»), которая подарила игре невероятный визуальный стиль. Игра действительно завораживающе красива — она написана словно бы крупными мазками импрессиониста, передающего не суть —реалистичными деталями, а настроение — умело подобранными красками и акцентами. В какой-то момент мы вместе с Куртом оказываемся во французском местечке Сомма — весной, в пору цветения маков: взглядом невольно начинаешь искать мольберт Клода Моне, где-то же он должен быть. Но вместо дам с зонтиками — длинные ряды крестов. Вневременной и одновременно несовременный видеоряд сочетается с симфонической музыкой Оливье Деривьера (Olivier Deriviere), подражающей Малеру, — они здорово соответствуют времени и месту действия. А вот с повествованием все не так гладко — как я уже отмечал выше, это вторая попытка зайти в одну реку, и она очень редко бывает удачной. Взяв за основу свои же собственные находки и сюжетные маркеры, DigixArt рассказывает, конечно, другую историю, но то и дело возникает ощущение дежавю заодно с досадой от того, что такой замечательный материал разбивается о ходульность и корявый игровой процесс. История движется как по неровной дороге — то набирая хороший темп, то спотыкаясь на слишком лобовых сюжетных ходах, то беря щемящие ноты, то удушая банальностями. Недостаток сюжетной глубины можно списать на то, что игра направлена преимущественно на подростковую аудиторию — но разве подход «с учетом возраста» не слишком примитивен? Как и сам подход к видеоиграм как «детскому» развлечению? Это риторические вопросы. А вот вопрос относительно игрового процесса вполне осязаемый. 11-11: Memories Retold не ставит почти никаких задач и по большей части держится в «экскурсионном» режиме: иногда — надо сделать фото ключевого персонажа (если речь идет о Гарри), иногда — починить радиоприемник (Курт), иногда надо будет с кем-то поговорить, иногда — пробежаться между препятствиями, пытаясь избежать пули снайпера. В последнем случае бороться придется не столько с противником, сколько с управлением — герои неповоротливы, весьма посредственно анимированы, процессу откровенно не хватает тактильности. Еще один момент, перекочевавший напрямую из Valiant Hearts, — коллекционирование предметов, «записок» с различными зарисовками на тему Первой мировой, от бытования пленных до случаев использования химического оружия. Отношение к собирательству в играх — дело сугубо субъективное (меня по большей части воротит), но здесь оно становится порой совсем неуместным — записки раскиданы даже в главах максимально эмоциональных, где уходить с магистральной линии означает подписывать приговор своему впечатлению от игры. *** 11-11: Memories Retold — интерактивный мемориал Великой войны. Воспринимать этот проект стоит именно так — и в этой роли он держится достойно. Как игра 11-11 неоднозначна — одновременно и безумно красива (целиком), и эмоциональна (местами), но при этом грешит поверхностностью, «голливудской» ходульностью и прикрученным словно для вида игровым процессом. Но при всех недостатках — в 11-11: Memories Retold заложен искупительный гуманистический посыл. Это игра-напоминание о том, что война — это в первую очередь не герои в орденах и не победные парады через триумфальную арку, а бесчеловечный вихрь, в котором элементарная способность дружить оказывается куда большим подвигом, чем прыжок на амбразуру. Первая мировая война должна была стать для человечества уроком, выучив который оно просто не могло допустить больше ничего подобного. Вместо этого она оказалась просто одним из шагов на пути ко Второй мировой — на финальных титрах 11-11: Memories Retold ты осознаешь это в полной мере. И испытываешь настоящее отчаяние. Достоинства:
Недостатки:
Оценка: 7,5/10
Видео: Ссылки по теме:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|